Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность инноваций





Понятие «инновация» является достаточно сложным и многогранным. Несмотря на большое количество исследований, посвященных теории инноваций, в науке отсутствует общепринятое определение данного понятия.

Разработкой различных аспектов теории инноваций занимались
занимались Й. Шумпетер, Б. Твисс, Г. Менш, В.Г. Медынский, Л. С. Бляхман, Н.Д Кондратьев, А. И. Пригожин, С.Ю. Глазьев, Ю.В. Яковец, К. Фримен, Е.Г. Яковенко, Б. Санто, Ф. Валента, Э.Роджерс, Э.А. Уткин, Р.А. Фатхутдинов и другие ученые. Для определения сущности инноваций необходимо рассмотреть существующие в научной литературе точки по поводу определения данного понятия. Можно выделить несколько основных подходов, в рамках которых инновация рассматривается как:

1. изменение (Й. Шумпетер, Л.С. Бляхман, Ю.В. Яковец, Ф. Валента);

2. процесс (Б. Твисс, С.Ю. Глазьев);

3. результат (Р.А. Фатхудинов, И.Н. Молчанов, Э.А. Уткин).

По мнению ряда ученых (Н. Ю. Журавлева, Д.И. Кокурин, К.Н. Назин) следует не строго придерживаться какой-либо одной из вышеперечисленных трактовок, а рассматривать инновацию как экономическую категорию во всех вышеперечисленных аспектах.

Обратимся к истории возникновения теории инноваций. У ее истоков стоит австрийский экономист Й. Шумпетер (1883-1950), который в 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития» заложил ее основы. Инновации Й. Шумпетер понимал как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения задач предпринимательской деятельности и выделял пять основных типов таких комбинаций:

1) использование новой техники, новых технологических процессов;

2) внедрение продукции с новыми (улучшенными) свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Инновационная деятельность, по Шумпетеру, базируется на склонности предпринимателя-новатора к риску. При удачном внедрении предприятие-первопроходец получает монопольную прибыль, а нововведение постепенно распространяется и используется в ходе хозяйственной деятельности другими предприятиями. Дальнейшее падение нормы прибыли стимулирует предприятия к новым инновациям.

В своей более поздней работе «Экономические циклы» (1939 г.) Й. Шумпетер подробно рассмотрел инновационные процессы в их взаимосвязи с циклическим развитием рыночной экономики.

Значительное влияние на дальнейшее развитие теории инноваций оказали идеи Н.Д. Кондратьева, автора теории длинных волн (больших циклов). Исследовав природу долгосрочных экономических колебаний за период 1789-1920 гг., ученый установил их взаимосвязь с техническим развитием производства. Большой цикл состоит из повышательной и понижательной фазы. Перед наступлением повышательной фазы либо в ее начале происходит оживление в сфере технических изобретений, нововведений, появляются новые отрасли промышленности или проходя качественное обновление старые. В повышательной фазе первого цикла роль «катализатора» сыграло развитие текстильной промышленности, производство чугуна, второго цикла – строительство железных дорог, третьего цикла – внедрение электричества, появление радио и телефона, появление отрасли тяжелого машиностроения. На понижательной фазе происходит повсеместное распространение нововведений, завершается же фаза депрессией и новым технологическим «скачком», дающим жизнь новой «длинной волне». Нововведения в такой схеме выступают, с одной стороны, одной и важных причин начала нового цикла, с другой – закономерным итогом развития экономики в цикле предыдущем.

Немецкий ученый Герхард Менш, базируясь на идеях Й. Шумпетера и В. Кондратьева, предложил свою классификацию инноваций по степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций: базисные, улучшающие и псевдонововведения. Базисные инновации образуют новые отрасли и рынки, либо ведут к значительным изменениям в сферах управления, культуры, общественных услуг. Г. Менш рассматривал цикличность и темпы экономического роста во взаимосвязи с процессом воспроизводства базисных инноваций. По мере распространения базисного нововведения происходит исчерпание его потенциала и создается ситуация «технологического пата» и стагнации в экономике. Вследствие устаревания нововведения и насыщения рынка норма прибыли падает, инвестиционная активность предприятий уменьшается, происходит отток денежных средств из реального сектора в финансовую сферу. Появление новых базисных инноваций влечет за собой новый экономический подъем, и цикл начинается сначала. Улучшающие нововведения, по Г. Меншу, связаны с различными «модификациями» базисных инноваций, их максимальным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. Псевдонововведения представляют собой минимальные изменения, которые носят скорее «декоративный» характер, чем действительно стимулируют инновационное развитие.

Г. Менш полагал, что ухудшение финансового положения отдельной фирмы стимулирует ее к внедрению инноваций. Уменьшение нормы прибыли в старых отраслях промышленности стимулирует предпринимателей к инвестированию в новые товары и технологии. Таким образом, вслед за Н.Д. Кондратьевым, ученый полагал, что наибольшее количество базисных нововведений должно приходиться на фазу депрессии большого цикла. На повышательной фазе нового цикла в основном происходит появление улучшающих инноваций, в начале понижательной фазы все большую роль начинают играть псевдонововведения. Х. Фримен критиковал подобный подход в связи с высокорискованностью для фирмы инвестирования в инновации на этапе экономического спада. По его мнению, «шторм нововведений» должен начинаться на фазе оживления экономики, а спрос на базисные инновации формируется со стороны быстрорастущих отраслей экономики, составляющих основу большого экономического цикла. Наиболее взвешенной представляется позиция А. Кляйкнехта, в соответствии с которой в период длительных экономических кризисов происходит переход от стратегии максимизации прибыли к стратегии минимального относительного риска. В таком случае стратегия инвестиций в радикальные нововведения может оказаться оптимальной – ее относительный риск будет ниже, чем работа на «старых» рынках. А. Кляйкнехт отмечал, что инновации-продукты в основном появляются на фазе депрессии длинной волны, а инновации-процессы – на фазе подъема.

Помимо понимания инновации как изменения в научной литературе существует также подход, рассматривающий инновацию как процесс. Американский экономист Б. Твисс понимал инновации процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание: «Это единственный в своем роде процесс, что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление.

Венгерский экономист Б. Санто определял инновацию как общественно-экономический процесс, который путем практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам технологий, изделий. В случае если инновация ориентирована на получение экономического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает прибыль. Однако, помимо экономического значения инноваций, ученый также подчеркивал важную роль инноваций как фактора развития общества в целом: «Европейском Союзе инновация пока еще рассматривается лишь как экономически важный фактор, имеющий первостепенное значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест. Вопреки такому явно экономическому, потребительскому и бухгалтерскому подходу к явлению инновации, та важность, которая придается сегодня инновации как фактору развития, несомненно свидетельствует о прямой связи между все более значимой общественной функцией инновации и степенью интеллектуализации общества». Как можно видеть, в данной трактовке инновация выступает не только в качестве фактора повышения экономической эффективности, но также затрагивает интеллектуальную и духовную сферу жизни общества.

Ряд исследователей рассматривает инновацию как результат. Так, Р.А. Фатхутдинов понимает инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого эффекта» [5]. Из данного определения видно, что автор разграничивает понятия «новшество» и «инновация». Новшество, по Р.А. Фатхутдинову, представляет собой «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Р.А. Фатхутдинов полагает также неправомерным включение в понятие инновации ее разработку, создание, внедрение, диффузию – все перечисленное, по его мнению, следует отнести к процессу инновационной деятельности.

И.Н. Молчанов определяет инновацию как «результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве».

Сходный подход к определению инновации отражен в Руководстве Фраскати (документ, принятый ОЭСР в итальянском г. Фраскати). Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. (в редакции от 21.07.2011 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» инновация определяется следующим образом: «Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [2].

Анализ существующих в научной литературе подходов к определению инновации позволяет выделить несколько важных сущностных черт данной категории.

Во-первых, инновация основана на использовании результатов интеллектуальной деятельности человека. При этом важно отметить, что интеллектуальная деятельность должна носить творческий характер, поскольку обязательным признаком инновации является новизна. Очевидна взаимосвязь инноваций с научно-техническим прогрессом (НТП). Инновация предполагает создание и освоение качественно нового – новых продуктов, технологий, производственных процессов; методов обучения и руководства персоналом, сбыта продукции и пр. Инновации в данном аспекте играют двоякую роль: с одной стороны, они являются плодом научно-технического прогресса и основываются на использовании открытий, изобретений, разработок. С другой стороны, сами инновации способствуют ускорению НТП и экономического роста.

Во-вторых, обязательным признаком инновации является наличие положительного эффекта. Эффект может быть самым разным: экономическим, социальным, экологическим и т.д. На микроуровне экономический эффект от инновации может проявляться в форме дополнительной прибыли и конкурентных преимуществ организации-инноватора. На макроуровне он проявляется в дальнейшем ускорении НТП и диффузии инновации. Термин «диффузия инноваций» получил широкое распространение с момента выхода одноименной книги Э. Роджерса в 1962 г. Диффузию инноваций Роджерс определил как процесс, с помощью которого инновация с течением времени распространяется по определенным каналам среди членов социальной системы. В основе его модели лежит деление (сегментация) потенциальных потребителей инноваций на пять групп (сегментов) по степени предрасположенности к внедрению инновации:

1. Инноваторы (innovators, 2,5 % от общего числа фирм, внедривших инновацию);

2. ранние пользователи (early adopters, 13,5%);

3. раннее большинство (early majority, 34%);

4. позднее большинство (late majority, 34%);

5. отстающие (laggards, 16%).

Диффузия инновации является механизмом, с помощью которого положительный эффект, полученный от внедрения инновации на одном предприятии, получает более широкое распространение.

Социальный эффект от инноваций может выражаться в улучшении качественных характеристик рабочей силы, повышении безопасности и улучшении условий труда, формировании у персонала более лояльного отношения к работодателю и внутренних стимулов к более производительному труду. Экологический эффект от инноваций может заключаться в снижении уровня загрязнения окружающей среды, более экономном расходовании невозобновимых и поддержании (восстановлении) объема возобновимых природных ресурсов. Учитывая тесную взаимосвязь экономической и социальной сфер жизни общества, а также их зависимость от состояния окружающей среды, подобная расширенная трактовка положительного эффекта от инноваций представляется обоснованной.

В-третьих, необходимо соотнести понятие инновации с понятиями «новшество», «инновационный процесс», «инновационная деятельность». В части определения новшества наиболее точным, на наш взгляд, является подход Р.А. Фатхутдинова. Новшество представляет собой оформленный результат интеллектуальной деятельности человека, который может быть представлен в идее открытий, изобретений патентов и т.д. В то же время характерной чертой новшества является то, что оно еще не внедрено, и соответственно, еще нельзя говорить о наличии и размере полезного эффекта, который будет получен в результат. Новшество представляет собой идею, «оформленную на бумаге», но еще не получившую материальной формы.

Инновационный процесс представляет собой совокупность действий, необходимых для последовательного превращения идеи в инновацию. Существует множество моделей инновационного процесса: линейные, маркетинговые, интерактивные, линейные модели с обратными связями и др. В различных моделях инновационный процесс «заканчивается» на появлении инновации, начале ее коммерциализации или процессе диффузии инновации. В любом случае, нам важно установить, что непосредственно появление инновации можно рассматривать как составную часть инновационного процесса.

Инновационная деятельность представляет собой, прежде всего, деятельность, ориентированную на создание и/или внедрение нововведений, однако ее содержание этим не исчерпывается: она также связана с научными исследованиями, созданием (усовершенствованием) технологических процессов, используемых в деятельности предприятия, новыми решениями в области организации производства или социальной сфере, поиском источников финансирования инновационного процесса. Можно заключить, что инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой более широкое понятие, нежели инновационный процесс или совокупность инновационных процессов, поскольку охватывает виды деятельности, в него не входящие.

На основании вышеизложенного можно заключить, что сущность инновации заключаетсяв использовании результатов творческой интеллектуальной деятельности человека для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере.

Резюмируя вышесказанное, можно дать определение понятия «инновация». По мнению автора, инновация представляет собой результат творческой интеллектуальной деятельности, внедренный в производство, способствующий значительному повышению эффективности в той или иной сфере человеческой деятельности (экономической, социальной, экологической и т.д.) и не получивший всеобщего распространения. Под всеобщим распространением следует понимать широкое использование результата интеллектуальной деятельности в рамках анализируемого сегмента экономики.

Достоинствами данного определения, на наш взгляд, является указание творческий характер деятельности, в результате которой появляются инновации и, следовательно, на новизну полученного в ходе данной деятельности результата. Принятие трактовки инновации как результата позволяет более четко разграничить понятие инновации и инновационного процесса. Кроме того, данное определение позволяет уйти от необоснованно узкой трактовки позитивного эффекта от инновации, когда он рассматривается лишь в разрезе ее коммерциализации.

 

6.Свойства инновации (нововведения)

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность (материальную или нематериальную), которая в данное время воспринимается людьми как новая. Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению:
В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.
В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществленное на практике.
В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории.
Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему, инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным услугам. Это позволяет выделить основные свойства (критерии) инновации:
1) научно-техническая новизна;
2) практическое воплощение (промышленная применимость), т.е. использование в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;
3) коммерческая реализация, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Реализованные в новой продукции или процессах идеи называются инновациями, то есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи, ее воплощение и реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах.
Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей.
Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации, как практическое воплощение новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализации посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).
Итак, нововведением считается существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.
Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования. Нововведения создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды: прямой («живые деньги») и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации. Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.
Можно выделить следующие определяющие признаки инноваций:
• Инновации всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений.
• Инновации дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке.
• Инновации - первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации.
• Инновации нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

 

Date: 2015-09-25; view: 1602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию