Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность общественного сознания. Диалектика общественного бытия и общественного сознания





Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия — сознание.

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,— это сознание, и все, что мы осознаем,— знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания — это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например, припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей — индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее, за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, принимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи — новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

Диалектика общественного сознания и общественного бытия. Из всего вышесказанного вырисовывается очень сложная картина взаимодействия общественного сознания и общественного бытия.

Общественное бытие — это объективная реальность, включающая конкретные формы жизнедеятельности людей и соответствующие формы социальных связей и отношений.

В период становления новой формации, «ведущей» сторо­ной выступает изменение общественного сознания, соверша­ющееся, как правило, под воздействием внешнего насилия. Измененное содержание сознания является исторической предпосылкой нового способа социальной жизни. Затем, ко­гда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того было исторической, внешней предпосылкой его становления на «собственные ноги». Сознание здесь становится вторичным по отношению к общественному бытию. Но это — «вторич-ность» элемента социальной системы по отношению к ее целостности. Общественное сознание — функция обще­ственного бытия, его необходимый момент. Как живой организм не может существовать, например, без такого своего элемента, как дыхание, так и общественное бытие не может существовать без жизненно важного для него об­щественного сознания. В результате общественное созна­ние одновременно и условие существования общественного бытия и его результат, т. е. нечто обусловленное им. Вос­производя адекватное себе сознание, социальная система поддерживает стабильность своего существования.

Исторический опыт существования социализма в на­шей стране также свидетельствует о том, что стабильная жизнеспособность социализма обеспечивалась прежде всего воспроизводством адекватного социализму сознания людей. Не случайно такое большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, преемственности традиций, в которых ценности социализма воспринима­лись как незыблемо-вечные.

Если люди по тем или иным причинам перестают вос­принимать способ существования социальной системы как естественный, само собой разумеющийся, когда в со­знании людей появляются сомнения в главных ее ценно­стях, то это — признак перехода социальной системы в ре­жим нестабильности. Поэтому во все времена и эпохи для своего сохранения и поддержания стабильного суще­ствования социальные системы блокировали силой (арес­ты, заказные убийства и т. д.) всякого рода «отклонения» со­держания общественного сознания от содержания общественного бытия. Когда «отклонения» такого рода ста­новятся массовыми, социальная система обречена. Напри­мер, Появление у рабов античного общества осознания себя личностями, что явно не соответствовало рабовла­дельческой формации, было началом распада рабовладе­ния. В такой ситуации «рабство влачит уже только искус­ственное существование», его не воспринимают как нечто

естественное, а потому оно «не может дальше служить основой производства» (Маркс). Аналогично, когда рабо­чие капиталистического общества начали понимать, что продукты их труда должны принадлежать им, а не капи­талистам, когда они оценили отделение труда от условий его осуществления (от орудий труда) как несправедли­вость, классический капитализм потрясли мощные соци­альные взрывы.

Как правило, критики существующего общественного бытия появляются в периоды обострения социальных про­тиворечий (оставим в стороне рассмотрение деятельнос­ти, так называемых агентов влияния недружественных стран, которые по спецзаданию «раскачивают» обществен­ное сознание). Но в условиях развившихся противоречий живет уже другое поколение людей, которое не участво­вало в строительстве существующего общественного бы­тия. Ему, этому позднейшему поколению условия бытия прошлых поколений кажутся чем-то случайным, односто­ронним, не соответствующим природе человека. «И этот свой взгляд на прошлый способ бытия как «на оковы» «по­зднейшие поколения» приписывают также и прошлому времени»,

Приведенное высказывание Маркса имеет прямое от­ношение к перестроечным событиям, происшедшим в на­шей стране. Представители нового поколения, не испы­тавшие всех трудностей, которые выпали на долю их отцов и дедов в построении первого в мире социалистического общества, не принимавшие участие в его защите, не пе­режившие в своем личном опыте радости победы над фа­шизмом и т. д., измеряющие все степенью материальной обеспеченности, смотрят на прошлое нашей страны как «на оковы». Они уверены, что советские люди — это не­счастное поколение рабов, не познавшее радости бытия, обманутое в своих лучших чувствах и переживаниях, свя­занных с Родиной, ее благополучием. Но духовное само­чувствие, сознание прошлых поколений и то, как интер­претируется их жизнь поколением молодых, — это разные вещи. Общественное бытие в условиях развитого социа­лизма не могло функционировать без соответствующего социалистического сознания подавляющего большинства людей, главным содержательным компонентом которого было признание приоритета общего, государственного интереса перед частным, личным. Поэтому работа на бла­го Родины, защита Отечества, довольствование в матери­альном обеспечении неким средним достатком и т. д. вос­принимались как нечто само собой разумеющееся.

 

Date: 2015-09-18; view: 984; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию