Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логические основы научного мышления





Способность мышления верно отражать действительность зависит от того, насколько формы мысли соответствуют характеру законов объективного мира. Изучением форм мышления, обеспечивающих достижение истины в познании, занимается логика. Логика, как наука, состоит из двух частей: общая (формальная) логика и диалектическая логика. Формальная логика изучает условия (требования), обеспечивающие истинность форм построения знания. Диалектическая логика изучает условия, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины.

3.1. Законы и требования формальной логики. Основы общей (формальной) логики были заложены выдающимся мыслителем древности Аристотелем. Он исследовал образование основных форм логического мышления (понятий, суждений, умозаключений), выявил законы их взаимосвязи в правильных рассуждениях. Главными из этих законов являются закон тождества и закон непротиворечия. Важный закон общей логики – закон достаточного основания – был сформулирован немецким ученым Г. Лейбницем (1646 – 1716). Рассмотрим эти законы.

Закон тождества: содержание понятий, используемых в ходе рассуждения, должно быть строго определенным и оставаться постоянным в течение всего процесса рассуждения. Иными словами, пока сам предмет не изменился или мы не начали его рассматривать в другом отношении, необходимо представлять его через одни и те же понятия (признаки), установленные в начале рассуждения. Смысл этого закона – в устранении разнобоя понятий, используемых в ходе познания, рассуждения, дискуссии. Наличие подобного разнобоя, т.е. использование одного и того же понятия в разных смыслах, делает невозможным разумное мышление, ведет к путанице и бесполезным спорам. Например, если при обсуждении позиций материализма один субъект будет понимать материализм как первичность материи, а второй – как пьянство, обжорство и алчность, то никакой разумной дискуссии у них не получится. Не случайно китайский мыслитель Конфуций считал, что "любое дело нужно начинать с исправления имен", т.е. уточнения и четкого определения понятий.

Закон непротиворечия: нельзя об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении высказывать суждения, противоречащие друг другу. Этот закон справедлив не только для мысленных суждений, но и для действий. Например, любой водитель понимает, что нельзя за рулем автомобиля одновременно жать на газ и на тормоза. Выйдет из строя либо то, либо другое. Противоречия в мышлении приводят к непоследовательности и противоречивости в действиях, а в итоге - к безрезультатности в теории и провалам на практике. Отсутствие логической последовательности, считал русский мыслитель Н.Г. Чернышевский, - порождает в голове сумбур, а в делах чепуху.

Закон достаточного основания: достоверными могут считаться лишь те суждения, истинность которых достаточно обоснована. Этот закон требует исходить при выводе новых положений из надежно доказанных истин, строить фактическое обоснование теоретических положений на целостном учете совокупности необходимых и достаточных фактов, взятых в их взаимной связи. Как писал В.И. Ленин "факты, если взять их в целом, в их связи не только "упрямая", но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны являются … только игрушкой или кое-чем еще похуже"[59]. Важным средством повышения надежности суждений (научных положений) является сочетание их логического и фактического обоснования.

На основе рассмотренных законов логики могут быть сформулированы основные правила доказательства: I. Доказываемый тезис должен быть определенным и ясным. II. На протяжении всего доказательства тезис не должен изменяться. III. Аргументы должны быть истинными и достаточными. IV. В обосновании истинности аргументов нельзя опираться на тезис. Иначе получится "порочный круг" в доказательстве: недоказанное обосновывается недоказанным. V. Аргументы не должны противоречить друг другу.[60]

3.2. Принципы диалектической логики. Законы формальной логики – это законы рассудочного мышления. Они обеспечивают функционирование познания, предохраняют от ошибочных ходов мысли, но мало говорят о том, какие пути ведут к формированию нового знания, к достижению объективной истины. Ориентиры разумного мышления, обеспечивающие развитие познания и движение его к истине, дает диалектическая логика. Диалектическая логика – это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Рассматривая теорию диалектики (Тема 3), мы собственно уже сформулировали основные принципы и методы диалектической логики, каковыми являются принципы связи, развития, системности и базирующиеся на них алгоритмы изучения связности, познания объекта в развитии, системного исследования. Поэтому здесь будут кратко рассмотрены главным образом те положения диалектической логики, которые не получили ранее должного отражения. К этим положениям могут быть отнесены следующие:

Принцип "раздвоения единого" на противоположности. "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его … - есть суть … диалектики", - считал В. И. Ленин[61]. Этот принцип дает ряд важных ориентиров, содействующих выявлению глубинных сущностных сторон объекта, преодолению односторонности, статичности, заскорузлой стереотипности мышления. Во-первых, он учит тому, что в каждой вещи есть противоположные качества, силы, тенденции, взаимодействие которых определяет характер этой вещи, ее состояние. Например, в любой сложной системе (коллективе, предприятии, стране, биосфере и т.п.) одновременно присутствуют системоинтегрирующие силы, сохраняющие ее целостность, и системоразрушающие, подрывающие эту целостность. Выделение этих противоположных сил и исследование их характера, соотношения, взаимодействия в системе, позволяет представить ее состояние и перспективы глубже, живее, полнее. Во-вторых, анализ взаимодействия противоположностей позволяет выявить силы, порождающие самодвижение объекта, определить характер и направление этого самодвижения. Тем самым "раздвоение единого" выступает как плодотворный прием познания, позволяющий вскрыть коренные, сущностные проблемы объекта и многосторонне их исследовать.

Принцип объективности рассмотрения предмета предполагает сосредоточение на познании собственной сути данного предмета, его природы, характера, объективной логики его существования, функционирования, развития. Этот принцип задает целый ряд глубинных, сущностных ориентиров исследования. Во-первых, он определяет необходимость всестороннего исследования предмета, учета его связей и отношений с другими предметами, состояний и качеств, порождаемых данными связями. Во-вторых, объективность рассмотрения предполагает исторический анализ предмета, рассмотрение его в развитии. В-третьих, этот принцип требует выделения главных сторон и связей предмета, в наибольшей степени определяющих его состояние, характер существования и развития. В-четвертых, объективность рассмотрения предполагает учет конкретного состояния и особенностей предмета (места, времени, конкретной обстановки и др.). В-пятых, объективность предполагает представление предмета как целостной, развивающейся системы, разрешающей актуальные противоречия в заданных условиях среды. Системное представление предмета объединяет в себе и синтезирует предшествующие ориентиры познания (всесторонность, историчность, выделение главного и др.), означая высшую, интегративную ступень объективного познания.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному определяет системный способ воспроизведения предмета в теоретическом знании. Идея данного принципа была намечена Гегелем: "Абстрактное должно составлять начало и ту стихию, в которой и из которой развертываются особенности и богатые образы конкретного"[62]. Развернутая реализация данного принципа была осуществлена в "Капитале" Маркса при всестороннем исследовании капиталистической экономики. Суть принципа заключается в том, что конкретное, всестороннее, целостное представление объекта не может быть дано сразу, а лишь в итоге последовательного, закономерно организованного процесса построения теории. Исходной основой развертывания этого процесса должно быть выделение такой абстрактной характеристики ("клеточки") объекта, которая отличается коренным, определяющим характером для данного объекта, т.е. в свернутом виде отражает его сущность и определяет все другие его стороны. Последовательная конкретизация данной характеристики во всех существенных для объекта аспектах и этапах его становления приводит в итоге к формированию всестороннего, развитого, конкретного образа объекта, глубоко отражающего его сущность. К примеру, в своей работе "Капитал" Маркс начал исследование буржуазного общества с его простейшей абстрактной "клеточки" – обмена товаров. Последовательно конкретизируя эту "клеточку", он показал историческую необходимость буржуазной стадии, механизм ее функционирования и развития, а закончил исследование выводами о неизбежности и необходимости переустройства этого общества как экономически порочного и социально несправедливого.

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному тесно связан принцип единства исторического и логического методов исследования. Исторический метод состоит в отображении генезиса объекта, процесса его исторического развития. Сутью логического метода является отображение в логике понятий закономерных, сущностных связей и качеств объекта. Логический и исторический методы взаимосвязаны, взаимодополняют и взаимопроникают друг в друга. Без знания истории объекта трудно или даже невозможно проникнуть в его сущностные связи, понять логику его строения и движения, объяснить происхождение его качеств и закономерностей. В свою очередь, логический метод позволяет в ходе исторического исследования выявить в массиве исследуемых событий существенные, определяющие тенденции развития, отличить их от многообразных случайностей и исторических зигзагов. Объективной основой принципа единства исторического и логического является закономерная связь между сложившейся структурой объекта и его исторической эволюцией. Главные черты и связи прошедших этапов эволюции объекта преемственно аккумулируются в его структуре и способах действия. Поэтому логика диалектического развертывания теоретического знания об объекте отражает в очищенном от случайностей виде закономерные черты и связи последовательных этапов его исторического развития. Так согласно Гегелю последовательность развертывания системы диалектических категорий в его "Науке логики" соответствует исторической последовательности выдвижения этих категорий в центр рассмотрения значительными философскими учениями в истории философии. Особенно важное значение для определения логики построения теории имеет исследование объекта в его зрелой, развитой фазе, наиболее полно раскрывающей его природу, сущностные связи и качества. Таким образом, изучение истории явления, выделение закономерных этапов его эволюции и, в особенности, исследование его зрелой фазы, позволяет понять глубинные, неочевидные, сущностные связи между его сторонами, дает необходимые логические ориентиры для построения теории данного явления. С другой стороны, выявление логики движения развитой фазы объекта задает направляющие оси исторического исследования, не дает ему запутаться в случайных фактах и второстепенных зигзагах.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем состоит различие понятий "познание" и "постижение".

2. Охарактеризуйте основные пути постижения мира и объясните в чем заключается их различие, взаимодействие, взаимодополняемость.

3. Сформулируйте исходные положения диалектико-материали-стической теории познания. Объясните их смысл и роль в данной теории.

4. Дайте определение истины. Охарактеризуйте ее основные качества и виды.

5. Укажите основные критерии истины. Обозначьте сферы их применимости и характер взаимодополняемости. Какой из этих критериев является главным и почему?

6. Охарактеризуйте основные формы научного познания. В чем выражается их закономерная взаимосвязь?

7. Что такое метод познания? В чем состоит различие методов познания, предложенных Ф. Бэконом и Р. Декартом. В чем эти методы взаимодополняют друг друга?

8. Охарактеризуйте основные общенаучные методы познания.

9. В чем состоит различие формальной и диалектической логики? В чем они дополняют друг друга?

10. Сформулируйте основные законы и требования формальной логики, объясните их роль в мышлении.

11. Сформулируйте принципы диалектической логики, раскройте их роль в познании, в достижении объективной истины.

 

Литература

 

1. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч. Т. 29.

2. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М. 1988.

3. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М. 1997.

4. Современные теории познания. М. 1992.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.

6. Теория познания / Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. В 4 т. М. 1991-1994.

 

 

Вопросы к зачетам и экзаменам по философии

 

Часть I. "Введение в мир философии"

1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии. Место философии в системе наук, ее взаимосвязь с конкретными науками и практикой.

2. Соотношение философии, религии и мифологии. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием. Структура философского знания.

3. Коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества.

4. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие. Бытие природы, общества и "второй природы".

5. Специфика человеческого бытия. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире. Антропный космологический принцип о месте и роли человека во Вселенной.

6. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи, их философский смысл и значение для науки. Развитие представлений о материи.

7. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

8. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (возникновение нового в развитии). Основные условия самоорганизации материи.

9. Пространство и время как атрибуты материи. Пространство и время в природных и социальных системах.

10. Становление диалектики в истории философии. Развитие диалектических идей в учениях Гераклита, Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формирование системной диалектики как современной формы развития диалектического мышления.

11. Диалектика как ядро научной философии. Противостояние диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики.

12. Диалектический принцип всеобщей связи. Алгоритм исследования связей объекта. Эклектика и софистика как метафизические искажения связей действительности.

13. Диалектический принцип развития. Метафизические трактовки развития. Алгоритм познания объекта в развитии.

14. Основные законы развития: закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

15. Диалектический принцип системности, его мировоззренческое значение и основные ориентиры в научном познании. Метафизические трактовки системности.

16. Системное представление сложного объекта. Алгоритм системного подхода к исследованию объекта. Системные закономерности, их учет в познании и практической деятельности.

17. Происхождение и сущность сознания. Биологические предпосылки и социальная обусловленность сознания. Трудовая теория антропосоциогенеза.

18. Сознание как высшая форма отражения действительности. Основные качества сознания и особенности его функционирования. Главные отличия сознания человека от психики животных.

19. Соотношение сознания и бессознательных пластов психической реальности. Концепция психики З. Фрейда, ее философское, научное и психотерапевтическое значение. Архетипы "коллективного бессознательного".

20. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи. Исходные положения диалектико-материалистической теории познания.

21. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношение в познании.

22. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Условия достоверного обоснования научного знания.

23. Формы научного познания, их взаимосвязь в процессе исследования.

24. Методы научного познания. Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в формирование методов рационального научного мышления в эпоху Нового Времени. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирования, сравнения, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.

25. Логические основы научного мышления. Законы и требования формальной логики. Принципы диалектической логики.

Учебная и справочная литература,

использованная при подготовке пособия и рекомендуемая студентам при изучении курса философии:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. М. 1996.

2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д. 2001.

3. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций. 2-е изд. Брянск. 1998.

4. Горбачев В.Г. Курс философии. Для студентов заочных отделений. Брянск. 2001.

5. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. М. 2001.

6. История философии. Учебник для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. М. 1997.

7. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд. 2. М. 1998.

8. Основы марксистско-ленинской философии. Учебник для вузов. М. 1987.

9. Основы современной философии. Учебник для вузов / Отв. ред. М.Н. Росенко. Изд. 3. СПб. 2001.

10. Основы философии. Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М. 1997.

11. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М. 1994.

12. Современный философский словарь. / Под общей ред. В.Б. Кемерова. 2-е изд. 1998.

13. Философия. Курс лекций / Под ред. В.Л. Калашникова. М. 1999.

14. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М. 1996.

15. Философия. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М. 1996.

16. Философия. Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Изд. 2. Ростов н/Д. 2001.

17. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. / Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. Изд. 2 М. 1997.

18. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие для вузов. М. 1996.

Содержание

Предисловие ……………………………………………………...3

Date: 2015-09-18; view: 943; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию