Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 2





Диалектический принцип развития

  Основные аспекты процесса развития Источники (движущие силы и содействующие факторы) развития Способ перехода от старого качества к новому в процессе развития Целостный механизм развития: общая форма, взаимосвязь этапов и направленность процесса развития
Диалектика   Законы развития = Противоречие (единство и противостояние (борьба) противоположностей) = “Открытость” объекта = Нелинейность = Неравновесность = Сложность = Внутренняя активность объекта Взаимопереход количественных и качественных изменений Отрицание отрицания: = Отрицание (замена старого качества новым) = Преемственность = Цикличность развития = Поступательность = Необратимость развития = Триадный синтез в процессе развития
       
 
   
 

 

 

Метафизика   Основные типы искаженных, односторонних представлений о развитии = Отрицание противоречивости бытия и инициирующей роли противоречий в развитии = Преувеличение инициирующей роли факторов противостояния (борьбы), недооценка факторов единства (взаимодополнения, со-развития) = Понимание развития как чисто количественного роста (уменьшения) объекта без качественных скачков = Понимание развития как совокупности случайных качественных скачков (катастроф) без их связи с количественными изменениями = Неучет преемственности (понимание нового как полного разрыва со старым) = Неучет цикличности (понимание развития как чисто линейного процесса) = Понимание циклов развития как замкнутых (отрицание нового в развитии) = Односторонне-прогрессистское понимание развития, неучет регресса и его связи с прогрессом

 


го познания его сущности получает в этом алгоритме развернутую конкретизацию, четкую, логически строгую детализацию. Значимость предложенного алгоритма заключается также в том, что он связывает, соединяет рассмотренные ранее законы развития в единый исследовательский комплекс, позволяет последовательно развернуть и представить многомерный процесс развития в его целостности, причинной обусловленности, логической завершенности. Предлагаем Вам в качестве контрольного задания применить предложенный алгоритм, а заодно и Ваши знания истории для осуществления анализа исторического пути России, феномена Советского Союза (закономерности возникновения и причины крушения), характера реформ 90-х годов XX века в России и ее перспектив в XXI веке.

 

6. Диалектический принцип системности: содержание и методологические ориентации.

 

Принцип системности является, как уже отмечалось, высшим, обобщающим принципом диалектики. Это обусловлено, во-первых, его интегративной, синтезирующей ориентацией: понятие системы означает синтез многообразия разнородных компонентов, аспектов, связей в единое, функциональное целое. Во-вторых, принцип системности соединяет в себе все другие принципы диалектики: связности, развития, противоречия, которые характеризуют его структурный, динамический, системодвижущий и системоформирующий аспекты. В-третьих, высшей ступенью познания любого объекта действительности является познание его как целостной, организованной, развивающейся системы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о главенствующей методологической роли данного принципа и базирующегося на нем системного подхода для научного познания сложных объектов и деятельности по их проектированию, управлению, преобразованию.

6.1. Диалектический принцип системности включает следующие положения:

Данный принцип предполагает рассмотрение объекта как сложного, организованного целого, обеспечивающего свое су-ществование и развитие за счет разрешения актуальных про-

тиворечий в определенных условиях среды. Под актуальными противоречиями понимаются такие проблемы (препятствия, структурные несоответствия, отсутствие готовых средств и ресурсов и т.п.), разрешение которых обеспечивает возможность существования, функционирования и развития объекта. Понятию системы присущ относительный характер: объект может являться системой в одних отношениях и несистемой в других. Относительность понятия системы связана прежде всего с параметрами "актуальное противоречие" и "среда". Объект является системой в тех отношениях, в которых он способен разрешать актуальные противоречия (проблемы). Вне способности к разрешению проблем (противоречий) говорить о системности нет смысла. Так например, автомобиль является системой в отношении передвижения по суше. Но для передвижения на море автомобиль уже не система, а просто груда металла. Для дикаря в джунглях, не умеющего водить автомобиль и не испытывающего потребности в быстром передвижении, тем более в отсутствии дорог, пригодных для автомобильной езды, автомобиль также не система, а просто груда блестящих деталей. Когда говорят о хаосе и развале России в период 90-х годов XX века, то это характеризует низкий уровень системности, организованности страны с точки зрения созидательных сил общества. Что же касается преступного мира, ловких дельцов, сумевших нажить огромные состояния за считанные месяцы за счет грабежа и разрушения общенародной собственности, то для них такая Россия является идеально организованной системой.

Разрешение актуальных противоречий – внутренний системоформирующий фактор. Влияние актуальной среды системы представляет внешний системоформирующий фактор. С одной стороны система является средством разрешения проблем (противоречий), но с другой – разрешаемые противоречия формируют саму систему. Всевозможные препятствия, несоответствия, отсутствие готовых средств, ресурсов, заставляют систему изменяться, формировать недостающие структуры, функции, новые способы взаимодействия со средой и т.п. Так студент в ходе освоения новых, ранее неизвестных ему дисциплин, преодоления трудностей, связанных с решением задач, подготовкой проектов, сдачей экзаменов и т.п. разрешает учебные, личностные и другие проблемы и в ходе этого процесса интеллектуально растет, формируется профессионально, превращается в специалиста. Именно экстремальные условия возникновения и формирования Советского Союза (экономическая и культурная отсталость дореволюционной России, разруха вследствие I Мировой и гражданской войн, чрезвычайные трудности войны с коалицией фашистских государств и послевоенного восстановления, "холодная война" с Западом и др.) обусловили такие своеобразные черты советской политической системы как тоталитарный характер власти, сверхцентрализация страны, милитаризация экономики и др. Поэтому критика этих черт, осуществляемая псевдодемократами абстрактно, без учета чрезвычайных задач, которые пришлось решать советскому обществу в XX веке, является несостоятельной. Другая политическая система в тех исторических условиях не выдержала бы выпавших исторических испытаний, неизбежно рухнула и привела бы страну к гибели. Советский Союз сформировался вследствие чрезвычайных противоречий и трудностей развития России в XX веке и в течение ряда десятилетий был обществом, адекватным потребностям разрешения чрезвычайных проблем. Актуальная среда – это множество объектов, не входящих в систему, но оказывающих существенное влияние на ее функционирование и развитие. В принципе средой существования системы является весь остальной мир. Но познание всех влияний на систему невозможно, да и не нужно. Понятие актуальной среды поэтому охватывает лишь минимум существенных внешних факторов, содействуя рациональной экономности системного исследования. Примерами объектов актуальной среды для такой системы как "учебный процесс вуза" являются квалификация преподавателей, оснащенность вуза учебным оборудованием и литературой, качество учебных корпусов и аудиторий, наличие необходимых условий для подготовки студентов к занятиям, для отдыха, спорта и др. Все эти факторы, внешние для учебного процесса, тем не менее, существенно влияют на его эффективность и качество и поэтому являются для него актуальной средой.

Мир (бытие) представляет собой многоуровневую иер-архию систем. Между системами различных уровней и внутри одного и того же уровня наблюдаются структурные сходства – гомоморфизмы. Иерархичность мира хорошо видна на примере астрономических систем: Вселенная, как Универсум глобального масштаба, включает входящие в нее галактики, те в свою очередь состоят из звездно-планетных и других образований, звездно-планетные системы состоят из звезд и планет различных типов, планеты типа Земли включают такие составляющие как атмосферу, гидросферу, литосферу, ядро и т.п. Закономерная иерархичность мира систем означает, во-первых, что этот мир своей организацией напоминает принцип "матрешки": системы высших уровней включают в качестве подсистем системы низших уровней и т.д. Во-вторых, каждая система данного уровня испытывает влияние объемлющих ее надсистем, изменяющих (модифицирующих) качества данной системы. С другой стороны на характер системы влияет качество включаемых ею подсистем. Общая закономерность взаимосвязи систем смежных иерархических уровней может быть сформулирована следующим образом: качественные характеристики систем данного уровня обусловлены закономерностями объемлющих надсистем и характеристиками подсистем. Поэтому с позиций системности рассмотрение объекта лишь в его собственном масштабе недостаточно; для верного представления о его природе необходимо учитывать влияние как его надсистем (объемлющих метасистем), так и подсистем. Зависимость состояния системы от характера объемлющих метасистем хорошо видна на примере рыб: нахождение в метасистеме водной среды означает для рыбы жизнь, а переход в метасистему суши – смерть. Зависимость качества системы от характеристик подсистем можно пояснить на примере естественного и искусственного интеллекта: их существенные и неустранимые отличия обусловлены в том числе и тем, что функционирование естественного интеллекта базируется на живом субстрате мозга, а искусственного – на базе полупроводниковых кристаллов. Структурное сходство (гомоморфизм), наблюдающееся между системами одного уровня или различных уровней, обусловлено единством системных законов строения, роста, развития. Ярким проявлением подобного гомоморфизма является, например, поразительное сходство морозных узоров на стеклах с формами различных растений. Причина сходства – общность законов строения и роста.

К основным ориентациям принципа системности относятся также ориентации на синтез, интеграцию и оптимизацию сложных объектов. Эти ориентации означают, во-первых, что рассмотрение объекта с позиций системности обращено к выявлению сил и факторов, объединяющих отдельные элементы в интегрированное, функциональное целое, противодействующих дезинтеграции и распаду системы. В научном познании принцип системности ориентирует на синтез разрозненных фактов и положений в целостные научные теории, позволяющие с единых позиций объяснять обширные области действительности. Сутью крупнейших научных революций XIX и XX веков, связанных с именами Ч. Дарвина, К. Маркса, З. Фрейда, Д. Менделеева, А. Эйнштейна, Н. Бора, В. Вернадского, П. Анохина и др. явилась выработка концепций, осуществивших синтез и систематизацию множества разрозненных исследований и результатов в биологии, социальных и политэкономических исследованиях, психологии и психиатрии, химии и т.п. Ориентация на оптимизацию означает, что системное мышление связано не просто с выработкой методических средств познания, проектирования, управления, построения сложных объектов, но и стремится дать человеку критерии выбора оптимальных (т.е. наилучших) решений, проектов, стратегий с точки зрения их эффективности, надежности, безопасности и т.п.

6.2. Метафизические трактовки системности. Диалектической концепции системности, выраженной в рассмотренных положениях, противостоят многообразные поверхностные, односторонние трактовки, искажающие природу системных явлений, ведущие к ошибкам в теории и на практике. Ряд искажающих упрощений природы системности связаны с распространенным представлением о системе как о множестве элементов, находящихся во взаимосвязи. При этом суть системных явлений выводится из наличия связей между элементами. Наличием этих связей объясняются все качества систем: целостность, интегрированность, эмерджентность (наличие у системы свойств, отсутствующих у ее элементов) и др. Такое представление, которое кажется многим вполне приемлемым, является на деле сущностным упрощением природы системности, которое равносильно ее искажению. Разумеется, нельзя отрицать значимость учета связей между элементами систем для понимания их природы. Однако механизм системности невозможно адекватно выразить только через связи; он базируется и на ряде других системных параметров (функции, динамика системы, актуальная среда, регуляция, актуальные противоречия и др.), без учета которых представление системности оказывается примитивным, ущербным, односторонним. Во-вторых, даже в аспекте связности вклад в системообразование вносят не вообще связи как таковые, а лишь те, которые содействуют разрешению актуальных противоречий (проблем). Общий критерий, выражающий глубинную суть системности, заключается в том, что системой может быть назван лишь такой объект, который способен разрешать актуальные проблемы в заданных условиях среды. Именно характер разрешаемых проблем и среды определяют какими качествами должны обладать элементы, свойства, процессы, связи, чтобы объект был системой, а не бессистемным конгломератом. Если элементы и связи объекта не обеспечивают разрешения актуальных проблем, то системой данный объект назвать нельзя сколько бы связей он не содержал. Так, к примеру, многим студентам хорошо известно состояние, когда голова буквально "трещит" от знаний, а толково сформулировать ответ на экзамене или решить прикладную задачу на основе этих знаний не удается. Это говорит о том, что такие знания не образуют систему, способную разрешать актуальные проблемы. Другой пример: Советский Союз был мощнейшей системой, обладавшей огромным влиянием в мире, но многие актуальные проблемы в последние десятилетия своего существования разрешал все хуже и хуже и это привело к его краху как системы. Абсурдность сведения феномена системности к связности элементов достаточно наглядна и чисто логически: если бы все существенные системные явления можно было вывести из наличия связей между элементами, то принцип системности вообще был бы в диалектике не нужен. Достаточно было бы принципа связи.

К метафизическим искажениям природы системности относится также представление актуальной среды как чего-то гомогенного, однородного в противовес системе как объекту неоднородному и структурированному. На самом деле актуальная среда за редкими исключениями также неоднородна, структурирована, состоит из множества взаимодействующих объектов-систем.

Еще одним распространенным искажением является представление системы как чего-то жестко-статичного, формально-схе-матичного, существующего вне динамики. Такое понимание в применении к организмическим системам (человек, коллектив, общество, экономика, биосфера и др.) является грубой примитивизацией действительности.

6.3. Системное представление сложного объекта. Представить сложный объект как систему – значит описать его в терминах системных категорий (параметров). Системные параметры с точки зрения их роли в жизни системных объектов можно подразделить на три группы: системообусловливающие и системоориентирующие; системообразующие; системоорганизующие. К первой группе относятся параметры: "актуальные противоречия", "цели", "актуальная среда". Под целью в системном подходе понимается результат, достижение которого позволяет разрешить актуальные противоречия (проблемы). Два других параметра этой группы уже были ранее определены. К системообразующим системным параметрам относятся конструкция и динамика. Конструкция – это единство элементов и связей системы. Множество элементов образует состав системы. Множество связей между элементами – это ее структура. Функции системы – это те ее свойства, которые содействуют достижению цели в заданных условиях среды. Дисфункции – те свойства, которые этому противодействуют. Динамика системы – это ее способ действия. Динамика может включать как функциональные процессы, ведущие к достижению целей и разрешению проблем, так и дисфункциональные. Динамика системы, осуществляемая в рамках существующей ее организации, называется поведением (функционированием). Динамика, связанная с преобразованием организации системы (изменением целей, структур, среды, способов функционирования и др.) – это развитие. К системоорганизующим относятся параметры: организационные (самоорганизационные) механизмы и процессы. Схематическое представление объекта как системы дано на нижеследующем рисунке.

Актуальная среда

Функции

       
   
 
 

 


Цели

       
   
Актуальные противоречия (проблемы)
 
 

 


Определение общесистемных параметров создает основу для построения методического алгоритма системного подхода. Под системным подходом будем понимать метод целенаправленного исследования или проектирования объекта как системы. Системный подход в его алгоритмическом варианте состоит в логически последовательном определении значений (качеств) системных параметров объекта, направленном на получение в итоге целостного образа (или проекта) сложного объекта.

 
 

6.4. Алгоритм системного подхода к исследованию (проектированию) объекта имеет следующий вид:

I. Фиксируются актуальные противоречия (проблемные ситуации), препятствующие функционированию и развитию объекта.

II. Определяются цели, достижение которых позволяет разрешить проблемные ситуации.

III. Исследуется актуальная среда системы. Актуальная среда локализуется постановкой целей, которые определяют какие факторы являются для системы внутренними, а какие относятся к среде. Те факторы, которые непосредственно обеспечивают достижение целей, относятся к системе. Все другие влияющие факторы – к ее среде.

IV. Выявляются функции и дисфункции объекта. Например, для студента по отношению к его учебе функциональными будут такие качества как хорошая память, организованность, работоспособность, заинтересованность в своей специальности и получении высокой квалификации и др.

V. Определяются способы действия системы, обеспечивающие достижение целей в заданных условиях среды.

VI. Определяется конструкция, т.е. элементы и связи, способные обеспечить требуемые способы действий. Таким образом, при последовательном системном подходе элементы и связи являются не первичной системной реальностью, а лишь одним из завершающих этапов системного анализа объекта.

VII. Исследуется (проектируется) организационный механизм, обеспечивающий функциональную ориентированность конструкции и динамики системы на разрешение актуальных противоречий.

VIII. Осуществляется интегрированное отображение комплекса "система – среда", его рассмотрение и оценка с позиций объемлющих метасистем, а также сопоставление с родственными, конкурентными или альтернативными системами.

Таковы основные этапы системного подхода, последовательное осуществление которых приводит в итоге к формированию системного образа (проекта) объекта и его всесторонней оценке с позиций значимых внешних систем.

Представленный алгоритм системного подхода задает лишь основной "маршрут" движения мысли, соответствующий системной логике. Для глубокого, адекватного познания природы сложных систем этот маршрут должен быть дополнен знанием системных законов. Не имея возможности обстоятельно излагать их в данной работе, обозначим схематически суть двух важнейших системных законов: фокусированного действия и функциональной дополнительности. Закон фокусированного действия заключается в том, что разрешение системой актуальных противоречий (проблем) достигается за счет фокусирования всех системных параметров на достижение функциональных результатов. Иными словами, сложная система действует подобно фокусирующей линзе: концентрирует потенциал своих элементов, связей, процессов, свойств, вза-имодействий со средой – на достижение результатов, обеспечивающих разрешение проблем. Чем точнее сфокусированы все системные параметры в функциональном направлении, тем выше эффект действия системы при разрешении проблем.

Закон функциональной дополнительности вскрывает структурный механизм достижения фокусированного действия: для того, чтобы система работала эффективно, с высокой степенью фокусированного действия, ее элементы должны функционально дополнять друг друга по своим качествам и действиям. Ярким примером взаимодополнительности качеств и вытекающей отсюда взаимонеобходимости друг для друга являются описанные в романах Дюма знаменитые мушкетеры. С точки зрения закона функциональной дополнительности одно из главных отличий настоящей системы от механического конгломерата элементов и связей заключается в том, что в системе элементы взаимоподдерживают и взаимодополняют действия друг друга в направлении общей цели системы.

Таковы главные положения системного подхода. Тех студентов, которые желают более основательно ознакомиться с его фундаментальными принципами, отсылаем к монографиям, посвященным разработке общей теории систем.[49]

Заключая рассмотрение теории диалектики, определим способы взаимодействия ее алгоритмов в познании. Достаточно очевидно, что алгоритм системного подхода – это "тяжелая артиллерия" методологии. Его применение наиболее продуктивно в тех случаях, когда представления об объекте достаточно разработаны различными, в том числе и несистемными методами. Применение алгоритмов исследования связности и познания объекта в развитии создает подготовительную основу для последующего применения алгоритма системного подхода. Наиболее логичная последовательность познания заключается а применении сначала алгоритма исследования связности. Реализация данного алгоритма создает важные логические оси для познания объекта в развитии. Осуществление обеих алгоритмов создает основательный научный базис для применения алгоритма системного подхода.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Сформулируйте современное определение диалектики. В чем видели ее смысл такие мыслители как Сократ, Гегель, Маркс и Энгельс, А.И. Герцен?

2. Как Вы понимаете мысль известного русского ученого Б.Н. Чичерина "без диалектики нет философии"? В чем состоит значение диалектики для развития современной науки и философии, для духовного формирования человека?

3. Как соотносятся диалектический метод и методы частных наук? При решении каких проблем идеи диалектики имеют наибольшую значимость?

4. Какие принципы занимают центральное место в теории диалектики? Как взаимосвязаны эти принципы?

5. Охарактеризуйте основные концепции диалектики, сложившиеся в истории философии. В чем заключаются особенности каждого из этих учений и как они связаны с характером и потребностями соответствующих исторических эпох?

6. Как соотносятся между собой диалектика и метафизика? Каковы основные черты картины мира с позиций диалектики и с позиций метафизики?

7. Определите основные положения принципа всеобщей связи. В чем состоит его значение для достижения истины в познании? Какие требования к познанию объекта вытекают из данного принципа?

8. Дайте определение эклектики и софистики. Назовите основные типы эклектических и софистических искажений в познании и деятельности.

9. Определите основные положения диалектического принципа развития. В чем состоит значимость этого принципа в научном познании?

10. Сформулируйте алгоритм познания объекта в развитии и попытайтесь применить его к рассмотрению интересующих Вас сфер науки, общества, природы.

11. Дайте определения основных законов развития. Какие стороны развития отражает каждый из этих законов. Назовите метафизические трактовки развития, имеющие место в аспектах каждого из законов.

12. Определите основные положения диалектического принципа системности. Какую роль играет этот принцип в современном научном познании, проектировании, управлении.

13. Укажите метафизические трактовки системности и объясните в чем заключается их искажающее влияние в познании.

14. Почему принцип системности является высшим принципом современной диалектики? Каким образом он объединяет все другие диалектические принципы?

15. Сформулируйте основные системные параметры сложных объектов. Покажите как через эти параметры может быть дано системное представление сложного объекта.

16. В чем состоит системный подход к объекту? Охарактеризуйте алгоритм системного подхода. Сформулируйте основные системные законы, объясните их смысл.

 

Литература

 

1. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М. 1986.

2. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений. Т. 29. М. 1980.

3. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М. 1987.

4. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М. 1994.

5. Спор о диалектике // Вопросы философии. 1995. № 1.

Date: 2015-09-18; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию