Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи. Развитие представлений о материи





 

Очевидным фактом действительности является колоссальное разнообразие объектов, связей, процессов, качеств бытия. Вместе с тем, сквозь это разнообразие "просвечивают" фундаментальные черты единства мира. Это единство проявляется в универсальной связности, взаимозависимости явлений действительности, вовлеченности их в закономерные циклы, сходстве строения и законов протекания разнородных процессов и т.п. Стремление осмыслить сложный, бесконечно разнообразный мир как единый, целостный, гармоничный присутствует в учениях многих мудрецов и мыслителей, начиная с глубокой древности. Поиски единой основы бытия, с которыми связано само возникновение философии, получили свое отражение в философских понятиях субстанции и материи. Понятие субстанции (лат. substantia - сущность, основа) связано с поисками универсальной, самодостаточной первоосновы бытия, порождающей все сущее в мире. Идея субстанции как единой, глубинной первоосновы бытия, обусловливающей все разнообразие его форм и являющейся причиной собственного существования ("причиной самой себя"), была сформулирована философом XVII века Бенедиктом Спинозой (1632-1677 ). Фундаментальная ценность идеи субстанции для научного мировоззрения заключается в том, что она ориентирует мышление на выявление естественных причин явлений в самой действительности, делая ненужными способы объяснения, связанные со ссылками на мифы, Божий промысел, сверхъестественный Абсолют и т.п. Поиски единой первоосновы бытия, пронизывающие всю историю философии, прошли в своем развитии ряд этапов.

В философских учениях древних античных мыслителей получила развитие идея единых первоначал, лежащих в основе всего сущего. Родоначальник античной философии Фалес (625-547г.г. до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода ("все из воды и в воду же обращается"), Анаксимен (585-525г.г. до н.э.) считал такой первоосновой воздух. По мнению Гераклита (530-470г.г. до н.э.) основу Космоса составляет огонь. Согласно Эмпедоклу (490-430г.г. до н.э.) в основе мироздания лежит не одно, а четыре первоначала: земля, вода, воздух и огонь. Любой предмет действительности образован определенным сочетанием этих первоначал. Сходное представление о первоначалах мира сформировалось в древнекитайской философии, где в качестве первоэлементов признавались металл, дерево, огонь, вода и земля. Это представление, кстати, до сих пор используется в качестве основания классификации болезней и способов лечения в восточной медицине. Учения древних мыслителей, возводившие в ранг первоначал конкретные, чувственно-воспри-нимаемые вещества (стихии природы), имели, несмотря на свою наивность, несомненный рациональный смысл. Во-первых, уже сама идея поиска единства в многообразии явлений природы определила магистральную линию научного подхода к действительности, сохранявшуюся на всех последующих этапах эволюции науки. Во-вторых, принципиальное значение имела ориентация на рациональное объяснение бытия без ссылок на мифы и религиозные представления. Наконец, в-третьих, существенным моментом этих учений является поиск первоосновы мира именно среди материальных, естественных, природных начал.

Другая линия в развитии представлений о субстанциональной первооснове бытия связана с отождествлением ее уже не с конкретными чувственно-наглядными первовеществами, а с некими чувственно не воспринимаемыми элементарными частицами, из которых состоит все сущее. Наиболее значимым учением этого направления явилась концепция атомизма, разработанная Левкиппом и Демокритом (около 460 - около 370 г.г. до н.э.). Атомистическое учение было воспринято и развито учеными-материалистами Древней Греции и Рима, прежде всего Эпикуром (341-270г.г. до н.э.) и Титом Лукрецием Каром (ок. 99-ок.55г.г. до н.э.). Согласно этому учению все тела состоят из мельчайших, неделимых, простейших частиц - атомов, которые несотворимы и неразрушимы (атом в переводе с древнегреческого означает неделимый), находятся в непрерывном движении, различаются по весу, форме, взаиморасположению в телах. Различие качеств тел определяется различиями в числе, форме, расположении и скорости движения составляющих их атомов. Число атомов во Вселенной бесконечно, их вихри образуют планеты и звезды, подобные Солнцу; из благоприятных сочетаний атомов образуются живые существа. Атомистические представления получили широкое распространение в последующих материалистических учениях, в особенности в философии и естествознании Нового Времени (в трудах И. Ньютона (1643-1727),

Дж. Дальтона (1766-1844), М. Ломоносова (1711-1765), П. Гольбаха (1723-1789) и других мыслителей). На основе этого учения были разработаны научные объяснения природы тепла, диффузии, теплопроводности, многих химических явлений; оно способствовало возникновению корпускулярной теории света. В атомистической теории впервые был сформулирован в конкретной и определенной форме принцип сохранения материи как принцип нерушимости атомов. В течение многих столетий атомистическое учение ассоциировалось с материализмом вообще и оказало огромное влияние на развитие естествознания. Оно содействовало формированию убеждений в материальности мира, закономерном характере явлений, способности человеческого разума к рациональному объяснению действительности.

Наряду с материалистическими трактовками субстанции и в качестве противовеса им в истории философии имели место неоднократные попытки представить субстанциональную основу мира в виде неких духовных, идеальных начал. Так в учении Платона (427-347 г.г. до н.э.) основу бытия составляют идеи (эйдосы) – вечные, неизменные, идеальные сущности, предшествующие миру вещей и определяющие его. Истинно сущим бытием, согласно Платону, является именно мир идей, по образцам которых мировая душа сотворяет мир вещей - преходящих, изменчивых и недолговечных. По учению Гегеля (1770-1831) субстанцией бытия является "абсолютная идея", т.е. некий мировой разум, составляющий идеальную основу всего сущего. Абсолютная идея выступает у Гегеля как всеобщая духовная первооснова действительности, проявляющаяся и в бытии природы, и в мышлении отдельных людей, и в сознании народов, и в движении всей мировой истории. "Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие", - считал Гегель[15]. Представления Платона и Гегеля о субстанциональных основах бытия носят ярко выраженный идеалистический характер, являются разновидностями объективного идеализма. Они противоречат основной линии научного мировоззрения и косвенно поддерживают религиозное. За несомненную связь идеалистических учений с религией они были в свое время квалифицированы основателем большевизма и вождем пролетарской революции в России В.И. Лениным в качестве "утонченной поповщины". Вместе с тем, указанным идеалистическим представлениям о бытии присуща и несомненная научная значимость. Они сумели по-своему отразить самоценность духовного мира, творческую активность человеческого сознания, основополагающую роль духовных явлений в развитии общества, поддержании его целостности и осмысленности существования.

Подытоживая исторические представления о субстанции, можно сделать следующие выводы о смысле и значимости этого понятия для науки и философии:

I. В современном понимании субстанция рассматривается как основание и причина единства бытия. В качестве субстанции современная научная философия понимает всеобщее взаимодействие объектов и явлений действительности, ибо именно в силу взаимодействия образуется все сущее, все многообразие форм и проявлений мироздания.

II. Понятие субстанции ориентирует науку на поиск все более общих и универсальных причинных оснований бытия, позволяющих с единых позиций объяснить максимально широкие сферы действительности. Так в свое время А. Эйнштейн настойчиво пытался найти единую физическую основу электромагнитных и гравитационных явлений, создать единую теорию поля. Эти поиски продолжаются и в настоящее время.

III. Понятие субстанции определяет одну из фундаментальных ориентаций научного познания, связанную с исследованием механизмов самодетерминации бытия. Иными словами, оно является философской основой настойчивых попыток науки "объяснить мир из себя самого" (Ф. Энгельс). В более конкретных аспектах данное понятие ориентирует на поиски механизмов самодвижения объектов, их самоорганизации, что во многих областях науки является новым направлением исследований, позволяющим углубить научное понимание природы, общества, человечества.

Понятие материи сформировалось в европейской науке и философии в эпоху Нового Времени, т.е. в XVII-XVIII в.в. Это было время больших перемен в духовной жизни Европы, связанных с решительным освобождением науки от многовекового гнета религии и церкви. В противовес средневековому схоластическому мышлению с его аппеляциями в качестве высших инстанций к Богу, Священному Писанию, учениям основателей церкви, в науке все более прочно утверждались материалистические ориентации на объективность, рациональность, достоверность познания мира. Данная ситуация, обусловила формирование и широкое распространение понятия материи, характеризующего объективный аспект бытия. В XVII-XVIII вв. под материей понималось вещество (лат. materia - вещество), состоящее из неделимых, неизменяемых атомов. Поско-льку в эту эпоху наиболее развитой наукой была классическая механика, то и представления о материи формировались под влиянием господствовавшей в науке механической картины мира. Материи приписывались характерные для науки той эпохи механические представления о свойствах вещества: непроницаемость, неуничтожимость массы, неделимость атомов, независимость от пространства и времени и др. Следует отметить, что отождествление материи с веществом до сих пор распространено в обыденном сознании и даже среди части естествоиспытателей, стоящих на позициях стихийного материализма. Однако развитие науки и в особенности революция в физике на рубеже XIX-XX вв. показали недопустимость сведения философского понятия материи к понятию вещества и тем более к представлениям о его физических свойствах.

Уже во второй половине XIX в. было открыто качественно новое физическое явление - электромагнитное поле (Г. Герц, М. Фарадей и др.), что наглядно показало узость понимания материи только как вещества. В 1895 году немецким физиком В.К. Рентгеном были открыты неизвестные прежней физике лучи, способные проникать через различные вещества, ткани человеческого организма. Это показало неправомерность приписывания материи свойства непроницаемости. Открытие в 1896 г. явления радиоактивности (А. Беккерель) показало неточность многовековых представлений о неделимости атомов. Дальнейшее изучение радиоактивности, ядерных реакций показало возможность перехода части массы в энергию согласно формуле Е=mc2 (А. Эйнштейн). Тем самым был поставлен под сомнение постулат неуничтожимости массы. Наконец, создание А. Эйнштейном специальной, а впоследствии и общей теории относительности (1905-1916 г.г.) выявило зависимость пространства и времени от материи (например, искривление пространства и замедление времени вблизи мощных гравитационных масс и др.). Тем самым развитие физики опровергло основные механические постулаты, на которых базировалось старое понятие материи. Многими естествоиспытателями, не слишком искушенными в философии, это было воспринято как крах материализма, столетиями определявшего научные представления. Затруднения материализма были использованы идеалистами для активной пропаганды "доказательств" несостоятельности понятия материи, необходимости отказа от материалистических представлений как якобы несовместимых с научным подходом.

Массированное наступление на материализм со стороны идеалистов всех мастей, разброд и дезориентация в среде естествоиспытателей, вызванные крутой ломкой привычных механических представлений, создали на рубеже XIX-XX веков серьезный кризис в науке, воспринимавшийся многими учеными как "всеобщий разгром принципов". В этой ситуации в защиту научного, материалистического мировоззрения выступил выдающийся российский мыслитель и политический деятель  В.И.Ленин  (1870-1924). В рабо-те "материализм и эмпириокритицизм" (1908г.) с присущей ему ясностью и проницательностью он показал, что действительной сутью кризиса, возникшего в науке и философии на рубеже XIX-XX веков, является не крах материализма как такового, а лишь крах старого, метафизического материализма, обусловленный крушением механической картины мира, на которой он основан. В.И. Ленин показал недопустимость отождествления философского понятия материи с физическим понятием вещества, непозволительность связывания материи с представлениями о тех или иных физических свойствах, которые изменяются по мере развития науки. Согласно Ленину революция в естествознании не опровергла, а наоборот подтвердила диалектический материализм с его идеями качественного разнообразия форм действительности, их развития, взаимосвязи, взаимопереходов, теснейшей связи пространства и времени с материей и т.п. Эта революция также убедительно показала необходимость перехода естествоиспытателей с позиций стихийного, метафизического, механистического материализма на позиции диалектического материализма, усиления связи науки с передовой философией. В указанной работе В.И. Ленин сформировал качественно новое понятие материи, учитывающее потребности нового этапа развития науки и диалектико-материалистической философии: " материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущении". [16]Это краткое, четкое определение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научного мировоззрения. Из него вытекает ряд важных методологических следствий.

Во-первых, понятие материи в этом определении связывается с фундаментальным свойством "быть объективной реальностью". Очевидно, что это свойство не физического, а философского порядка. Любые новые формы и качества действительности, которые будут открыты наукой будущего, окажутся в сфере охвата предельно широкого понятия объективной реальности. Этим обеспечивается прочность, всесторонность оснований диалектического материализма.

Во-вторых, в этом определении явно сформулирована идея "данности объективной реальности в ощущениях", а значит ее познаваемости.

В-третьих, логическим следствием ленинского определения материи является требование объективного подхода к предметам исследования. Суть этого требования заключается в познании предметов такими, какими они существуют в самой действительности. Объективность подхода несовместима с предвзятостью исследователя, обращением к сверхъестественным представлениям, слепой верой в "высшие" авторитеты и т.п.

В-четвертых, действия В.И. Ленина по преодолению кризиса материализма в начале XX века убедительно подтвердили фундаментальный вывод Ф. Энгельса, сделанный еще в ХIХ веке о том, что "с каждым составляющим эпоху открытием... материализм неизбежно должен изменять свою форму"[17]. Как уже отмечалось в теме I, развитие науки и общества в XX веке показало необходимость уточнения той формы диалектического материализма, у истоков которой стояли Маркс, Энгельс, Ленин. Неуклонный рост роли сознания, духовных факторов, информационных технологий в жизни общества, теснейшая взаимосвязь субъекта и объекта в познании явлений микромира, необходимость учета "субъектных" качеств сложных объектов порождают необходимость трансформации традиционного диалектического материализма в его высшую форму - духовный материализм. Развитие духовного материализма позволит более глубоко отразить взаимодействие, взаимопроникновение материальных и духовных явлений, творческую и формообразующую роль различных форм духовности в эволюции и организации природы, общества, человека.

 

Date: 2015-09-18; view: 1287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию