Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркомпрос РСФСР и экскурсионное дело





 

Экскурсионная секция сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования явилась прообразом других организаций подобного типа. Была создана экскурсионная секция в подотделе внешкольного образования Петроградского отдела народного образования, в 1920 – 1921 гг. действовала экскурсионная секция в Петроградском отделении Главмузея, работавшая совместно с Центральной станцией гуманитарных экскурсий, в Москве при Народном комиссариате просвещения РСФСР в конце 1920 г. было учреждено экскурсионное бюро. Понятно, что в первые годы формирования новых государственных учреждений не могло быть образовано единого органа, направляющего всю работу по экскурсионному делу в стране. Но отчетливо видно, какое большое внимание уделял Наркомпрос РСФСР экскурсиям, поставив их в ряд важнейших методов воспитательной работы среди населения – как учащейся молодежи, так и трудящихся.

Основная работа по привлечению взрослого населения к экскурсиям возлагалась на подотдел внешкольного образования Наркомпроса, преобразованный в ноябре 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет Республики – Главполитпросвет, бессменным председателем которого была Н. К. Крупская. Она неоднократно подчеркивала прогрессивную роль экскурсий, их способность «научить видеть, научить читать... книгу жизни». «Экскурсии, – писала Надежда Константиновна, – могут носить самый разнообразный характер: естественноисторический, исторический, эстетический, археологический – могут иметь целью изучение экономической, общественно-политической жизни и т. д. Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений» (1978). Н. К. Крупская видела в экскурсиях одно из универсальных средств образования и воспитания.

Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно было проделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослого населения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работы всех экскурсионных учреждений в стране, возникавших при профсоюзах, отдельных клубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественнонаучных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Кроме того, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителей экскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главным образом педагоги.

В Петрограде для пропаганды экскурсионного дела среди взрослого населения Политпросвет организовал «школы грамоты» экскурсионного дела во всех районах города. В эти школы были приглашены, в основном, заведующие клубами или культурно-просветительными ячейками. Им читали лекции о том, что такое экскурсия, как надо осматривать музеи, что такое экскурсионная станция и почему следует совершать экскурсии по городу (Краснуха, 1922). Кроме того, для слушателей школ проводили несколько экскурсий. Многие из учащихся «школ грамоты» впоследствии стали хорошими организаторами экскурсий.

Как и экскурсионная секция сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, экскурсионное бюро Главполитпросвета создало ряд экскурсионных станций. Например, в Петрограде в июне 1920 г. начали функционировать семь его станций, принявшие в этот год 244 069 чел. Гуманитарные экскурсии были проведены для 104727 чел., естественнонаучные – для 86648 и технические – для 52694 чел. (Экскурсионная хроника, 1922). В 1921 г. открылись еще две экскурсионные станции. Но уже на следующий год по экономическим причинам число их сократилось до пяти, а несколько позднее были закрыты и они.

Особое место среди экскурсионных станций Политпросвета в Петрограде занимала городская станция «Дом экскурсанта». Здесь экскурсант мог получить место в общежитии и питание в столовой. Прибывшим познакомиться с Петроградом читались лекции о том, что и как смотреть, они могли пользоваться экспонатами музеявыставки и книгами библиотеки «Дома». В среднем продолжительность пребывания экскурсанта в нем составляла 10 дней. За первый год работы (с октября 1920 по октябрь 1921) «Дом экскурсанта» принял 10372 человека как из крупных городов, так и из далекой провинции. В списке пунктов, откуда прибывали экскурсанты, числились города Центральной России, Закавказья, Урала и даже Дальневосточной Республики (Шагин, 1922).

Date: 2015-09-05; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию