Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание к экскурсиям в новой советской школе





 

Свершившаяся Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во все стороны жизни России. Забота о воспитании подрастающего поколения потребовала серьезных коррекций и в программе школ. Новая школа не могла основываться на методике дореволюционных учебных заведений, предпочитавшей книжный, словесный метод обучения, в процессе которого учащиеся должны были воспринимать готовые истины и общие положения, никоим образом не вязанные с их жизненным опытом. Была поставлена задача привнести в школьное обучение активную умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках. В связи с этим в программах единой трудовой школы важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

Учителя старой школы оказались не подготовленными к немедленному решению поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось и учить новым методам преподавания педагогов, и организовывать эффективные практические занятия и экскурсии с учащимися.

Сразу же после создания Народного комиссариата просвещения РСФСР нарком А. В. Луначарский пригласил профессора И. И. Полянского и предложил ему организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий, подобные тем, какие И. И. Полянский проводил ранее (Полянский, 1921).

До революции И. И. Полянский участвовал в работе курсов для учителей различных школ: высших начальных, двуклассных и одноклассных училищ Министерства народного просвещения, церковно-учительских, коммерческих учебных заведений Министерства торговли и промышленности и др. На них важное место уделялось естествознанию, базирующемуся на практических занятиях и экскурсиях, во время которых слушатели знакомились с методическими приемами ведения экскурсий, а также собирали материал и обрабатывали его для естественноисторических коллекций. Подобные курсы организовывались Министерством народного просвещения ежегодно с 1904 г. для различных учебных округов и проводились в Петербургском, Кавказском, Киевском и Варшавском округах.

Таким образом, комиссариатом просвещения использовался опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный до революции.

Курсы для учителей Северной области, создать которые предложил А. В. Луначарский, были организованы уже летом 1918 г. в Павловске. Занятия посетили два потока слушателей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса, первым председателем которой стала также первый председатель Коллегии единой трудовой школы В. Р. Менжинская.

Экскурсионная секция, поставив перед собой задачу организации экскурсионного дела в школах, прежде всего начала создавать загородные естественно-исторические станции, которые должны были принимать школьников для проведения с ними экскурсий под руководством опытных педагогов, работавших на них.

Для выбора мест размещения экскурсионных станций при экскурсионной секции была временно образована естественно-историческая комиссия, определившая наиболее подходящие пункты. И с лета 1919 г. первые шесть экскурсионных станций в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли школьников-экскурсантов.

Через год после начала экскурсионной кампании 1 января 1920 г. было утверждено «Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения», в котором уточнялись задачи созданных экскурсионных организаций: «Разрабатывать для школ экскурсионные планы и маршруты, содействовать совершению самих экскурсий школами как на экскурсионные станции, так и помимо них, организовывать лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать посвященные экскурсионному делу журналы, книги и т. п.».

В состав экскурсионной секции в качестве членов-консультантов вошли видные ученые России: академик С. Ф. Ольденбург, профессора Д. Н. Кайгородов, Л. С. Берг и др.

Первые экскурсионные станции в стране, начавшие работать в окрестностях Петрограда, имели главной задачей организацию естественноисторических экскурсий учащихся. При станциях были созданы кабинеты и лаборатории, предназначенные для обработки собираемого на экскурсиях материала, музеи местной природы. Школьникам, прибывавшим на станцию на несколько дней, предоставлялся ночлег. Сеть экскурсионных станций спланировали таким образом, что каждая отличалась от других природой окружающей местности. Так, вблизи Павловской экскурсионной станции раскинулся значительный по площади лесной массив, сохранивший естественный облик. Древостой был сформирован или чисто еловыми участками, или в смеси с сосной, березой, ольхой, рябиной и другими видами деревьев. Исключительный интерес представляли геологические обнажения кембрийской, силурийской и девонской систем, а также четвертичные ледниковые отложения по берегам реки Поповки. Кроме того, экскурсии гидрологического и гидробиологического характера совершались на пруды павловского парка, богатые водной фауной и флорой.

Основу для экскурсионного изучения природы другой станции – Сестрорецкой – составляли дюны и морской берег с многочисленными мелкими заливчиками, где встречались своеобразные представители животного и растительного мира.

Такой подбор природных объектов на экскурсионных станциях позволял экскурсантам, посещавшим то одну, то другую станцию, увидеть богатства природы своего края.

Работа на естественно-исторических станциях проходила следующим образом. Утром приехавшие школьники после легкого завтрака, предоставляемого станцией, отправлялись до обеда на экскурсию под руководством заведующего станцией, с помощью которого они собирали различные коллекции. После обеда экскурсанты, познакомившись с методами изучения собранного материала, работали со своими коллекциями, а также осматривали экспозиции станции. Вечером учащиеся возвращались в Петроград. На отдельных станциях – Лахтинской, Павловской и Сестрорецкой – учащиеся могли оставаться на ночлег и на следующий день совершить новую экскурсию. Необходимо отметить, что, несмотря на крайне трудное экономическое положение в стране, питание для экскурсантов на станциях было бесплатным, кроме того, они добирались по железной дороге по специальным проездным документам, выдаваемым экскурсионной станцией.

Наряду с естественноисторическими, экскурсионная секция начала организацию гуманитарных станций, в задачу которых входило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции должны были проводить экскурсии в музеи гуманитарного характера, к архитектурным памятникам, знакомить с достопримечательностями Петрограда и т. п.

Центральная станция гуманитарных экскурсий была организована в январе 1920 г. Она принимала учащихся как Петрограда, так и загородных школ. Для последних при станции оборудовали общежитие а 60 человек; их обеспечивали питанием. Для дальних гуманитарных экскурсий станцией были созданы опорные пункты при дворцах-музеях в Детском (Царском) селе, Петергофе и Павловске, где имелись богатые художественно-исторические коллекции.

Экскурсионная секция не ограничилась созданием станций только двух типов. Летом 1921 г. в Михайловке была открыта географическая станция. Здесь педагоги проводили экскурсии географического характера, по современной классификации, ландшафтные, или общегеографические. Заведующим этой станцией был назначен профессор Л. С. Берг, будущий академик, президент Географического общества СССР.

В 1920 г. начала работу первая экскурсионная станция далеко за пределами Петрограда – в Пскове. Она имела как гуманитарную, так и естественно-историческую направленность и была приспособлена для приема экскурсантов из отдаленных местностей. Им показывали разнообразные памятники Древней Руси, которыми так богат Псков, а также природу, хозяйство и быт жителей края.

Всего к 1921 г. экскурсионной секцией Коллегии единой трудовой школы, переименованной в связи с реогранизацией центрального органа в экскурсионную секцию сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования, было открыто 15 экскурсионных станций. В 1920 г. их сотрудники провели 46 тыс. экскурсий, в которых приняло участие 138 тыс. человек, в 1921 г. – 53 тыс. экскурсий со 161 тыс. чел. (Полянский, 1922). Уже в 1919 г. были организованы курсы по подготовке руководителей естественно-исторических экскурсий при Павловской экскурсионной станции и руководителей экскурсий гуманитарного характера при Центральной станции гуманитарных экскурсий.

В 1919 г. Павловская станция приняла 3 группы слушателей общим числом 150 человек, в 1920 г. – 4 группы, всего 200 человек. Программа.курсов была рассчитана на один месяц. Слушатели жили в общежитии при станции и здесь же получали питание. Занятия проводились по более широкой программе, нежели только подготовка руководителей экскурсий. Изучалась методика преподавания природоведения, ботаники, зоологии с общей биологией; физиология человека с анатомией и гистологией, геология с основами почвоведения, лабораторная техника. Центральное место занимало экскурсионное и лабораторное дело. Кроме знакомства с методикой проведения естественноисторических экскурсий, слушатели дополнительно получали представление о гуманитарных и математических экскурсиях. Сущность последних заключалась в изучении методов определения высоты и расстояний до недоступных предметов, измерения площадей, проведении топографической съемки и других элементарных геодезических действий.

Центральная станция гуманитарных экскурсий в 1920 г. провела 15-дневные курсы и ознакомила их слушателей – педагогов Петрограда с методикой проведения гуманитарных экскурсий. К чтению лекций и руководству экскурсиями были привлечены видные деятели культуры и науки Петрограда: директор Эрмитажа С. Н. Тройницкий, один из основоположников экскурсионного метода в русском университетском образовании профессор И. М. Гревс и др., что обеспечило высокий уровень преподавания.

В 1922 г. работа экскурсионных станций в значительной степени нарушилась из-за сложного экономического положения в стране. Были резко сокращены штаты как экскурсионной секции, так и экскурсионных станций в связи с общим сокращением по всем правительственным учреждениям. К 1 марта 1922 г. из 15 функционировавших ранее станций осталось только девять: Павловская, Лахтинская, Петергофская, Лесная, Парголовская, Детскосельская инструкторская, Стрельнинская, Крестовская и Центральная гуманитарная. Но так как штаты этих станций были сведены до минимума, развернуть широкую работу им не удавалось. За 1922 г. станции приняли лишь 47968 чел. (Поземковская, 1923), что на 113 тыс. меньше, чем в предыдущий год.

В дальнейшем по целому ряду причин, среди которых основными были экономические, экскурсионные станции и экскурсионная секция прекратили свое существование.

Деятельность экскурсионной секции получила одобрительную оценку Комиссариата народного просвещения. В отзыве по отчету о работе секции в 1922 г. отмечалось: «Развитие экскурсионного дела в Петрограде является одним из наиболее крупных педагогических достижений революции. Организация целой сети экскурсионных станций различного типа, детальное изучение местности в целях ее педагогического использования, подготовка кадров руководителей экскурсий, разработка и популяризация методов экскурсионного дела и огромное количество пропущенных школьных групп – все это совершенно не сравнимо с тем, что имеет в этой области прежняя школа дореволюционного времени» (Отзыв Комиссариата народного просвещения о деятельности экскурсионной секции, 1923).

Date: 2015-09-05; view: 619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию