Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия по формированию государственных органов, назначению должностных лиц. 6 page





2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712; 2011. N 1. Ст. 1.

3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 21 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20. Ст. 2290; 2012. N 22. Ст. 2754.

5. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 17 ноября 2011 г. N 1505) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 22. Ст. 2663; 2011. N 47. Ст. 6621.

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. от 29 ноября 2012 г. N 1235) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895; 2012. N 49. Ст. 6880.

7. Приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. Приказа Минюста РФ от 26 мая 2009 г. N 155) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 23; Российская газета. 2009.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 6. Ст. 866.

9. Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.

10. Административная реформа в субъектах Российской Федерации / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008.

11. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.

12. Елагин Р.И. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2011.

13. Исполнительная власть в России: история и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004.

14. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития / Под ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

15. Цыбулевская О.И., Велиева Д.С., Даурова Т.Г. Правотворчество органов власти в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. Саратов, 2009.

16. Хутинаев И.Д. Теория и практика институционализации ветвей государственной власти Российской Федерации. М., 2006.

17. Чепунов О.И. Система органов государственной власти в Российской Федерации: теоретические и конституционно-правовые аспекты. М., 2010.

 

Глава IX. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§ 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность

в Российской Федерации: понятие и конституционные принципы

 

Конституция РФ 1993 г. провозгласила и утвердила судебную власть как независимый и самостоятельный государственно-правовой институт. Судебная власть является органической составляющей государственного механизма, осуществляется от имени государства, ее основной целью является разрешение социальных конфликтов правовыми методами и на основе действующих общеобязательных правил и правовых принципов.

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлены способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства <1>. "Судебная власть, - отмечают исследователи, - являясь ветвью государственной власти, выполняет государственную функцию - функцию защиты прав и свобод личности. Выделение судебной защиты в самостоятельную функцию государства обусловлено объективными потребностями общественного развития" <2>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.А. Колоколова "Судебная власть как общеправовой феномен" включена в информационный банк согласно публикации - Юрист, 2007.

 

<1> Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен: Дис.... докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 12.

<2> Гуськова А.П., Муратова Н.Г. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства. М., 2005. С. 6.

 

Существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а ее государственная природа - обязанностью государства этот порядок поддерживать <1>. Содержанием судебной власти является определение действительной государственной воли в процессе индивидуального правоприменения. Судебная власть, как и власть законодательная, "определяет действительную государственную волю. Это - ее сущность" <2>.

--------------------------------

<1> Черкасов К.В., Цыганаш В.Н. К вопросу о механизме адаптации судебной власти к различным общественным системам // Российский судья. 2010. N 5. С. 31 - 34.

<2> Цыганаш В.Н. Судебная власть: понятие, технология, институт (концептуальный анализ). Ростов н/Д, 2009. С. 234.

 

Весьма распространена точка зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти; в советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась <1>. Многие ученые отмечают, что судебная власть обладает сложной юридической природой, выступает "как непосредственное слияние власти и права" <2>, либо делают вывод о том, что само ее определение "еще ждет своего решения" <3>. Действительно, можно констатировать наличие самых разных подходов к уяснению сущности данного феномена в юридической литературе. Так, некоторые ученые характеризуют судебную власть как "принадлежащее судам, составляющим единую судебную систему государства, исключительное полномочие по разрешению возникающих в правовой сфере жизни общества социальных конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемое в форме конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства" <4>. Другие же исследователи полагают, что она "есть независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая на основе права разрешает социальные конфликты, следит за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции Российской Федерации и законам, а также устанавливает юридически значимые факты. Основной формой реализации судебной власти являются все разновидности правосудия" <5>.

--------------------------------

<1> Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2009. N 11. С. 2 - 3.

<2> Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 12.

<3> Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 38.

<4> Шейфер С.А., Яблоков В.А. Понятие судебной власти и ее функции // Проблемы судебно-правовой реформы в России: история и современность. Самара, 1999. С. 192.

<5> Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 7.

 

По мнению ряда авторов, "судебную власть можно представить и рассматривать как некое место в системе социальной организации общества и органов государственной власти, где в случае необходимости и в пределах, установленных законом, на основании права может осуществляться разрешение правовых споров или конфликтов с целью обеспечения стабильности социальных отношений" <1>. Понимают под судебной властью и "особую разновидность государственной власти, осуществляемую через систему специально уполномоченных государственных органов - судов, реализуемую отдельными должностными лицами - судьями, действующими на профессиональной основе, для выполнения правоприменительных функций с использованием ими принуждения, имеющую специальные задачи и способы их обеспечения" <2>, а также "самостоятельную ветвь государственной власти, созданную для отправления правосудия и реализации иных функций исключительно конституционно учрежденными органами - судами, обладающими всей полнотой судебной компетенции, осуществляющими властные полномочия на основе закона с соблюдением установленных процессуальных форм" <3>.

--------------------------------

<1> Воскобитова Л.А. Сущностные характеристики судебной власти. Ставрополь, 2003. С. 75.

<2> Вяткин М.Ф. Конституционно-правовое регулирование судебной власти в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 8.

<3> См.: Завражнов Е.В. Судебная власть в Российской Федерации: общетеоретические вопросы и проблемы реализации: Дис.... канд. юрид. наук. Омск, 2006. С. 6.

 

М.Н. Марченко полагает, что судебная власть есть публично-правовое явление, выступающее не только в традиционной для нее правоприменительной и тесно связанной с ней правотолковательной форме, но и в нормотворческой форме <1>. Другие ученые указывают, к примеру, на наличие взаимосвязи конституционного принципа народовластия и сущности судебной власти, понимая под последней предоставление специально уполномоченным органам - судам в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей властных полномочий по осуществлению правосудия и других функций, реализуемых в целях защиты конституционного строя, политической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, физических и юридических лиц <2>. В.И. Анишина считает, что судебная власть есть "особая власть, правовая природа которой такова, что она в различных правовых системах призвана осуществлять одну и ту же функцию - правосудия, защиты прав и свобод человека и гражданина, функцию контроля за тем, чтобы государство было ограничено правом в своих властных проявлениях" <3>. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что судебную власть следует характеризовать как часть государственной власти, проявляющуюся во властных полномочиях специализированных органов (судов), способных привести в действие аппарат государственного принуждения с помощью реализации установленных законом притязаний, в силу наличия определенного превосходства в знании закона и беспристрастности в умении его применять, основанную на единстве интересов отдельных социальных групп и общества в целом и предназначенную для защиты субъективных прав и интересов человека и гражданина <4>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.Н. Марченко "Судебное правотворчество и судейское право" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

 

<1> Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007. С. 17.

<2> Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 32.

<3> Анишина В.И. Принципы международного права и судебная власть в Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: Сб. науч. трудов. Ч. 1. М., 2006. С. 249.

<4> Красюкова (Рябцева) Е.В. Этос судебной власти // Российский судья. 2007. N 8. С. 23.

 

В российской науке конституционного права наиболее распространены следующие подходы к определению судебной власти:

- судебную власть характеризуют как систему судов, состоящую из федеральных органов судебной власти (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и органов судебной власти субъектов РФ (конституционные (уставные) суды и мировые судьи), которые различаются между собой предметной компетенцией и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы <1>;

--------------------------------

<1> См., например: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2006. С. 148; Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. N 8. С. 48.

 

- судебную власть определяют как принадлежащее судам, составляющим единую судебную систему государства, исключительное полномочие по разрешению возникающих в правовой сфере жизни общества социальных конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемой в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства <1>;

--------------------------------

<1> См., например: Шейфер С.А., Яблоков В.А. Указ. соч. С. 192.

 

- судебную власть определяют как самостоятельную и независимую ветвь государства, созданную для разрешения конфликтов между государством и гражданами, между гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний <1>.

--------------------------------

<1> См.: Судебная власть. С. 37.

 

Согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2012 г.) // Российская газета. 1997. 6 янв. N 3.

 

В качестве основных задач судебной власти в России провозглашены защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Основываясь на анализе норм Конституции РФ 1993 г., Федеральных конституционных законов "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции" <1>, "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2>, "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <3>, "О военных судах Российской Федерации" <4>, Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" <5> и других нормативных правовых актов, к полномочиям судебной власти можно отнести:

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (ред. от 1 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 898.

<2> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2012 г.) // Российская газета. 1994. 23 июля. N 138, 139.

<3> Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 6 декабря 2011 г.) // Российская газета. 1995. 16 мая. N 93.

<4> Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (ред. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3170.

<5> Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 4 марта 2013 г.) // Российская юстиция. 1995. N 11.

 

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

- осуществление судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов;

- разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

- разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;

- законодательная инициатива;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества;

- обеспечение судебной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий законодательства о судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В.П. Кашепова. М., 2000. С. 9 - 10.

 

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. В юридической литературе правосудие определяется как вид государственной деятельности по рассмотрению и разрешению возникающих социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права и принятием общеобязательных решений, подкрепленных государственным принуждением <1>. Наиболее удачной, как представляется, является формулировка, предложенная В.А. Ржевским и Н.М. Чепурновой; по их мнению, правосудие - это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в защите и охране судами общей и арбитражной юрисдикции нормального функционирования общественных отношений, складывающихся с участием граждан, предприятий и организаций <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 482; Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 598; Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 - 1996 гг. М., 1997. С. 83.

<2> См.: Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Указ. соч. С. 124.

 

Необходимо отметить, что в современной юридической литературе все чаще употребляется термин "судебная деятельность". Так, например, В.П. Кашепов, характеризуя мероприятия, направленные на повышение качества правосудия, пишет, что "непременным общим условием выполнения этой задачи является более полное законодательное обеспечение судебной деятельности" <1>. Это понятие, по мнению авторов учебника, охватывает (по сравнению с понятием "судебная власть") более широкую сферу общественных отношений, включающую в себя, к примеру, обеспечение деятельности судов и т.п. <2>.

--------------------------------

<1> Кашепов В.П. Реализация конституционных положений об основах судебной власти // Журнал российского права. 2010. N 10. С. 25 - 36.

<2> См., например: Дегтярев С.Л. Судебная деятельность как источник гражданского процессуального и арбитражного процессуального права // Российский юридический журнал. 2012. N 3; Бессонова В.В., Макарова Н.С. Реализация принципа гласности гражданского процесса в условиях обеспечения прозрачности судебной деятельности // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 7; Мизинцев Е.Н. О соотношении нотариальной и судебной деятельности // Российский судья. 2012. N 4; и др.

 

Конституция РФ, законодательство о судоустройстве, процессуальное законодательство страны детально закрепляют сущность, содержание и принципы реализации судебной деятельности. Так, например, Конституция РФ определяет ведущую роль правосудия в обеспечении прав и свобод граждан (ст. 18), наделяет граждан России правом участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), запрещает использование доказательств, полученных с нарушением действующего законодательства, при осуществлении правосудия (ст. 50), обязывает государство обеспечить потерпевшим доступ к правосудию (ст. 52), ограничивает круг органов, правомочных осуществлять правосудие, только судом (ст. 118) и устанавливает исключительный порядок финансирования органов, осуществляющих правосудие, только из федерального бюджета (ст. 124).

Статья 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" закрепляет возможность осуществления правосудия только лицами, наделенными в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом полномочиями судьи. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" указывает, что носителями судебной власти являются суды в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа (ч. 1 ст. 1).

Анализируя основные положения законодательства Российской Федерации о судоустройстве, современная правовая наука выделяет основные черты правосудия, кардинально отличающие его от иных видов государственной деятельности:

- только суды правомочны и компетентны осуществлять правосудие в Российской Федерации;

- правосудие может осуществляться судами лишь законодательно закрепленными способами, а именно рассмотрением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел;

- правосудие исполняется только в строго регламентированных процессуальных рамках (уголовного, гражданского и арбитражного процесса), с обязательным соблюдением основных демократических принципов и предоставлением сторонам, участвующим в судопроизводстве, возможностей для полноценной защиты своих прав и свобод.

При рассмотрении правосудия как одного из видов государственной деятельности и главного элемента содержания судебной власти очевидна необходимость глубокого и всестороннего анализа его основных принципов, под которыми ученые, как правило, понимают "закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения общего характера, положенные в основу организации и функционирования системы органов судебной власти, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую относительно обособленную систему, определяющую организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач" <1>. В числе основополагающих принципов судебной власти, как правило, выделяют: обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, равенства всех перед судом; недопустимость неправомерного и несанкционированного вмешательства в процесс отправления правосудия со стороны других органов и лиц; исключительно судебный пересмотр решений любого суда; гарантируемую государством независимость, беспристрастность и гласность судебных органов и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Вяткин М.Ф. Указ. соч. С. 10.

<2> См. подробнее: Анишина В.И. Принципы международного права и судебная власть в Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: Сб. науч. трудов. Ч. 1. С. 256.

 

Принципы правосудия отражают основные закономерности функционирования национального гражданского и уголовного судопроизводства. Развитость и эффективность конкретизации принципов правосудия в национальном законодательстве служат индикатором уровня демократизации общества и государства. Система тесно связанных между собой, обуславливающих действие друг друга принципов правосудия является тем фундаментом, на котором стоит законодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

Немаловажное значение для правильного понимания и применения на практике принципов правосудия имеет их классификация. Российская правовая наука разделяет принципы правосудия на конституционные - закрепленные в Конституции и принципы, которые в Конституции не закреплены, но вытекают из законодательных положений (объективной истины, непрерывности, непосредственности, устности процесса). Кроме этого, деление принципов правосудия на принципы судоустройства и судопроизводства (уголовного и гражданского процессов) происходит по отраслевой принадлежности - в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение. Однако идея построения систем судоустройства и судопроизводства на основе выделения самостоятельных принципов связана с рядом трудностей, так как указанные группы принципов настолько взаимосвязаны, что их раздельное существование не представляется возможным.

Таким образом, современная отечественная правовая наука выделяет следующие основные принципы, имеющие особое значение для осуществления правосудия:

- принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ); за судами закреплено исключительное полномочие на разбирательство уголовных, гражданских и арбитражных дел и принятие по ним соответствующих решений;

- принцип обеспечения каждому права на судебную защиту (ст. ст. 46 и 47 Конституции РФ); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Этот принцип призван гарантировать право любого гражданина на судебную защиту и беспрепятственный доступ к правосудию. Указанный принцип основывается также на законодательном закреплении общих правил подсудности (полномочий суда на рассмотрение и разрешение определенных категорий дел) в Российской Федерации, исключении возможности произвольного выбора судьи или суда, закреплении надлежащего процессуального механизма передачи дела в другой суд либо другому судье;

- принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ); каждый человек должен считаться невиновным до того момента, пока вступившим в законную силу приговором суда не будет признано обратное;

- принцип обеспечения квалифицированной защиты подозреваемому, обвиняемому и подсудимому (ст. 45 Конституции РФ). Этот принцип закрепляет обязательность предоставления обвиняемому реальной возможности активно защищаться от предъявленного ему обвинения путем наделения его совокупностью процессуальных прав. Кроме того, данный принцип устанавливает круг лиц (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ), которым гарантируется право на получение юридической помощи в осуществлении защиты (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления), ее качество (квалифицированная), условия предоставления (бесплатная в случаях, предусмотренных законом), начальный этап реализации в уголовном процессе (с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения);

- принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) означает такое построение судебного процесса, при котором участники судебного разбирательства, имеющие противоположные процессуальные интересы, имеют равные возможности по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов перед судом. Функция же суда по разрешению дела отделена от функции обвинения в уголовном процессе (прокурор, потерпевший, гражданский истец) и защиты (подсудимый, его защитник, общественный защитник, гражданский истец). В гражданском судопроизводстве сторонами являются гражданский истец и его представитель и гражданский ответчик и его представитель.

Таким образом, конституционные принципы правосудия выступают в настоящее время как закрепленные в Конституции РФ ведущие правовые положения по организации и функционированию органов судебной власти. Они отражают демократический характер правосудия как одной из форм государственной деятельности.

 

§ 2. Система судов в Российской Федерации

 

Под системой в общефилософском смысле, как правило, понимается "объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места", либо "объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений, единство которых обеспечивается путем установления существенных связей между ними" <1>. "Система" (греч.) буквально означает "целое, составленное из отдельных частей (элементов)"; "система" - порядок, определяемый правильным расположением частей и их взаимосвязями, план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке <2>. Характеризуют систему и как множественность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство, принятый порядок, распространяющийся на круг каких-либо явлений, каких-либо отношений, устройство, структуру, представляющие собой единство взаимосвязанные части <3>.

--------------------------------

<1> См.: Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Минск, 2002. С. 741; Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 67 - 83.

Date: 2015-09-18; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию