Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полемика о путях воспитания 10 page





Поликультурное воспитание в высшей школе. Идеи поликультурности проникли в высшую школу США и Канады. Путем поликультурного образования предлагается поощрять стремления студентов приобретать знания, умения, развивать способности, необходимые для функционирования в рамках других субкультур, национальной и мировой макрокультур.

Резкий всплеск численности студенчества в США, произошедший 60≈70-x гг. XX в., сопровождался увеличением нетрадиционного студенческого контингента, в том числе за счет представителей этнических меньшинств. В ряде университетов имеются квоты для латиноамериканской общины, афроамериканцев и индейцев. И может случиться так, что, если такие абитуриенты не будут знать и десятой доли из того, что знает их белый сверстник, им будет отдано предпочтение при зачислении.

Преобразования в сфере высшего образования в США предусматривают гармонизацию взаимоотношений между студентами, населяющими университетские городки и принадлежащими к разным национальным группам. Это сделалось актуальным ввиду отчетливой тенденции к изменению структуры студенчества, в составе которого значительно повышается процент молодежи, принадлежащей к афроамериканскому и другим национальным меньшинствам. Речь идет, в частности, о выработке навыков поведения, основанного на понимании, терпимости, диалоге, компромиссе, самоуважении и уважении окружающих [19].

Программы высшего образования в США предусматривают развитие способности студентов к принятию разумных решений по этническим вопросам, формирование умений, необходимых для активного участия в жизни в этнически пестром сообществе. Межкультурная компетенция необходима для успешной деятельности в многонациональной среде. Поликультурное воспитание называется одним из главных способов целостного высшего образования. Его сторонники предлагают осуществлять интегрированное изучение естественно-научных и общественных дисциплин при учете поликультурной основы научных ценностей.

Компонентами мультикультурного образования в американских вузах являются особые методы обучения, учебный план, профессионализм преподавателей при отборе учебного материала и преподавании в полиэтнической среде.

Высказываются намерения расширять масштабы высшего специального обучения меньшинств с учетом их поликультурного аспекта, наличия у этнических групп своих интеллектуальных, мировоззренческих ориентиров. Утверждается, что подобные отличия затруднительно измерить усредненным тестированием, и предлагается в связи с этим внести изменения при тестировании абитуриентов и студентов ≈ представителей этнических групп. Предлагается организовать финансовую и иную поддержку участия в разработке тестирования специалистов — представителей этнических групп, не относящихся к белому большинству. Высказывается надежда, что их опыт и интуиция помогут выработать новую, эффективную систему оценок знаний и способностей.

Мультикультурность нашла отражение в программах и стандартах высшего образования США и Канады. Так, американский Совет по стандартам высшего образования (CAS) в 90-х гг. XX в. выработал документы, согласно которым образовательные программы должны воспитывать у студентов способности эффективно снимать межнациональные конфликты. CAS предлагает снижать остроту разногласий в университетах в духе уважения этнического плюрализма. Жизненно важно, чтобы сегодняшние студенты ≈ завтрашние лидеры учились эффективно воспринимать различные идеи, ценности, культуры. Не следовать этому ≈ значит сохранять ущербный мир, где доминируют распри и межнациональная рознь. Авторы стандартов призывают руководство высших учебных заведений осознать растущее многообразие общества, важность воспитания толерантного отношения к подобному плюрализму во имя общественного блага. Признавая, что значительная часть вузовской администрации без энтузиазма относится к идее поликультурности, составители указывают на поликультурное воспитание как источник прогресса высшей школы.

Поликультурное воспитание в США предусмотрено также институтами специальной педагогической подготовки: Национальным советом по аккредитации учительского образования (NCATE) и Институтом Монтессори (Montessori Educational Institute of the Pacific Northwest). Национальный совет по аккредитации учительского образования настаивает на дифференцированном подходе в обучении представителей разных национальностей, этнических групп и в связи с этим на наличие разнообразных программ обучения. В стандартах NCATE есть раздел, в котором сформулированы следующие условия обучения:

учет расового, этнического многообразия студентов и преподавателей, наличия различных языковых, религиозных групп;
отражение культурного многообразия в учебных планах, при контроле выполнения учебных планов, в действиях профессорско-преподавательского состава, результатах обучения;
создание в учебных заведениях климата взаимопонимания, поддержки всех этнических групп, представленных в студенческом и профессорско-преподавательском составе.

В Канаде высшее образование диверсифицировано в значительной мере под воздействием культурно-исторических традиций выходцев из Германии, Италии, Украины, Швеции, Китая и пр. Программы и организация высшего образования в известной степени отражают интересы подобных этнических групп как носителей собственных образовательных и культурных ценностей, многокультурного этнического сознания.

Идеи мультикультурализма заложены в программах отдельных высших учебных заведений США и Канады. Так, в программе английского языка и литературы Университета Аляска указано, что студентам следует использовать информацию и литературные источники различных культур для того, чтобы лучше понять себя и других. В стандартах в качестве обязательных предусмотрены курсы ╚Поликультурное воспитание╩ и ╚История Аляски╩.

В Канаде предприняты шаги по реализации адресованного автохтонным группам населения поликультурного образования на уровне высшей школы. Так, в провинции Саскачеван функционирует Индейский федеральный колледж при Университете Рейджина. В колледже обучается ежегодно порядка трехсот индейцев. Это единственное в Северной Америке учебное заведение университетского уровня, которое возглавляют индейцы и которое ориентировано на обучение коренных этнических групп. Выпускники получают степень бакалавра по истории культуры, искусства и образования индейцев. Они имеют возможность работать в индейской администрации, консультативных и социальных службах.


2.4. Поликультурное воспитание в Западной Европе

Педагогические идеи. Поликультурное воспитание находится в центре внимания педагогов Западной Европы. Тема поликультурного воспитания остается одной из центральных на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП) начиная с 1988 г. Многие педагоги с тревогой отмечают рост националистических настроений в сфере воспитания, особенно среди этнических меньшинств. Они видят проявление подобного этноцентризма в неприязни коренных меньшинств как к доминирующим этническим группам, так и к новым субкультурам мигрантов. Его истоки усматриваются в последствиях образовательной ассимиляции и ╚культурного геноцида╩ этнических меньшинств.

Западноевропейские педагоги видят в поликультурном воспитании выход из кризиса в межэтнических отношениях. Поликультурное воспитание имеет несколько перспективных направлений:

адресуется ко всем школьникам, включая выходцев из этнического меньшинства и этнического большинства;
направлено на изменение содержания и методов образования, в результате чего поликультурность становится основополагающим педагогическим принципом;
отражает подвижную культурную среду, включая мигрантскую и доминирующую;
сосредоточено на взаимопонимании и культурном обмене, преодолении барьеров культурного отчуждения;
предусматривает обучение социальным наукам, истории и естествознанию, позволяющее подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.

Часть западноевропейских педагогов продолжает, однако, стоять на позициях монокультурности и предпочитает не замечать обострения проблемы поликультурного воспитания. Показателен в связи с этим обмен мнениями на XVIII конференции ЕОСП (июль 1998 г.). Когда ученый из Венгрии Г. Ленард, говоря об актуальности проблемы обучения этнических меньшинств, сослался, в частности, на пример Франции, француз Ф. Оривель резко ответил, что у них нет меньшинств и нет проблемы. Разумеется, Оривель лукавил, проблема, конечно, есть ≈ и не только во Франции.

Государственная политика. Поликультурное воспитание является официальным курсом Европейского cоюза. Международные организации Западной Европы приняли пакет документов, инициирующих поликультурное воспитание.

Решения Совета Европы, касающиеся поликультурного воспитания
(Тарроу Н.)

Год Документ Выдержки
  Рекомендация 285 по правам национальных меньшинств Совета Европы ╚Лицам, принадлежащим к национальному меньшинству, не может быть отказано в праве... пользоваться своей культурой и языком, открывать свои школы и выбирать по желанию язык обучения╩
  Резолюция 13 Кабинета министров Совета Европы ╚Рекомендует... меры... направленные на... сохранение культурного наследия и самобытности╩
  Рекомендация Совета министров образования Совета Европы ╚Следует прилагать усилия к тому, чтобы при содействии родины иммигрантов обучать их детей на родном языке╩
  Директива Совета Европы ╚...Принимать меры, чтобы при содействии страны происхождения обучать детей рабочих иммигрантов их родному языку и культуре╩
  Рекомендация 928 Совета Европы ╚Рекомендует постепенный переход к обучению детей на их родном языке╩
  Резолюция Европарламента ╚Призывает принять меры по защите языков меньшинств╩
  Рекомендация R (84) Совета Европы ╚...Сделать межкультурный аспект частью подготовки учителей и подготовки без отрыва от работы╩
  Рекомендация R (85) Совета Европы ╚...Содействовать преподаванию и изучению прав человека... в школьной программе, включающей межкультурное... понимание╩
  Резолюция 192 Постоянной конференции местных и региональных органов Европы ╚...Заключить соглашение по мерам, способствующим использованию регионального языка...╩

Поликультурное воспитание в Западной Европе имеет немало сходного с общеевропейским воспитанием. Это вызвано несколькими обстоятельствами: во-первых, значительная часть иммигрантов прибывает из других европейских стран (включая Турцию); во-вторых, поликультурное и общеевропейское воспитание адресовано одним и тем же субъектам; в-третьих, используются сходные дидактические материалы (игры, исторические сведения, песни разных народов Европы); в-четвертых, делается упор на воспитании взаимопонимания европейцев.

В правящих кругах Западной Европы признается злободневность поликультурного воспитания. Так, Роман Герцог (ФРГ) в своем выступлении в 1996 г. первоочередной задачей школы определил налаживание дружеских отношений ╚людей из разных этнических групп╩, подготовку к жизни в неоднородной культуре Германии. Подчеркивает необходимость культурной открытости национальным меньшинствам и другой германский президент ≈ Иоханн Pay.

Фактически, несмотря на рекомендации Европарламента и Совета Европы, декларации видных политиков, официальные круги ведущих стран Западной Европы не уделяют поликультурному воспитанию внимания, которого оно заслуживает. Поворот к поликультурному воспитанию происходит крайне медленно, однако признаки его очевидны.

Характерна в связи с этим динамика позиций Национальной ассоциации полирасового воспитания в Великобритании. Ее лидеры прошли путь от благосклонного намерения помочь меньшинствам ассимилироваться и погрузиться в доминирующую культуру до педагогической программы поддержки многообразия культур в британском обществе. Эта программа, разработанная в конце 70-х гг. ХХ в., предусматривает: 1) введение информации о национальных меньшинствах в учебные пособия; 2) создание пособий и учебных программ для учащихся из этнических и расовых меньшинств; 3) учет в учебных программах предложений по воспитанию осознания этнической принадлежности; 4) специальные занятия по ознакомлению с культурами меньшинств.

Идеи поликультурного воспитания не получают сколько-нибудь масштабного выхода в практику. Педагогические проекты, которые имеют в виду эти идеи, отодвигаются на задний план. Фактически отсутствуют систематические педагогические усилия, направленные на сохранение культуры малых этносов, особенно общин иммигрантов. Перспективы поликультурного воспитания рассматриваются достаточно сдержанно. Власти предпочитают ограничиваться декларациями, за которыми следуют малозначимые практические меры. К подобным декларативным документам относится, к примеру, доклад департамента образования Великобритании ╚Образование для всех╩ (1985), где провозглашена политика плюрализма, направленная на сохранение оригинальных культур национальных меньшинств и осознание принадлежности к этим культурам.

В официальных кругах многих ведущих стран Западной Европы склонны видеть в масштабном поликультурном воспитании сепаратизм и угрозу национальной школе. Высказываются опасения, что новоприбывшие со своими традициями и оригинальной культурой нарушат национальную целостность. В подобном духе трактует, например, проблему Консультационный совет иммигрантов стран Британского Содружества (1969). Совет предлагает иммигрантам самим заботиться о сохранении своей культурной идентичности. Им отказывали в праве обучения на родном языке в общественных школах. Власти не видели необходимости обучения детей этнических меньшинств людьми той же этнической группы. Они были против использования общественного образования для сохранения культуры этнических меньшинств.

В политике ведущих стран Западной Европы при организации воспитания этнических меньшинств столкнулись два подхода: на ассимиляцию и поддержку особых культурно-образовательных интересов. Основным ориентиром государственной политики ведущих стран Европы при обучении представителей национальных и этнических меньшинств остается ассимиляция ≈ интеграция в культуру доминирующей нации. Такую цель, например, имеют ╚классы французской культуры╩ для детей иммигрантов во Франции. Аналогичную цель ставят и власти Великобритании. Они исключают создание особых классов для иммигрантов и предлагают воспитывать уважение к доминирующей культуре, вводить учащихся иммигрантов в британское общество, а не ожидать от национальной системы образования деятельности по сохранению ценностей различных общностей иммигрантов.

Культурной ассимиляции этнических меньшинств путем воспитания и образования отдают предпочтение и в официальных кругах Германии. Показательна в связи с этим речь Иоханна Pay, который отметил, что предлагается обеспечить культурную универсализацию меньшинств и не питать иллюзий о перспективе их культурной самостоятельности.

Направления поликультурного воспитания. В целом идеи поликультурной педагогики, рекомендации и директивы Совета Европы относительно поликультурного воспитания далеки от систематического осуществления. Лишь в отдельных странах, в частности в Дании, Нидерландах и Швеции, на официальном уровне поликультурное воспитание признано в качестве одного из основных направлений обучения и воспитания, особенно в начальной школе. И все же поликультурность нашла отражение в школьных программах и практике воспитания и обучения многих стран Западной Европы. Так, данные по Великобритании, Голландии, Франции и Швеции свидетельствуют, что эти страны принимают меры в духе поликультурного воспитания по трем направлениям:

облегчение школьного успеха детей ≈ выходцев из этнических меньшинств (переход к стратегии профилактики отставания, дифференциация обучения);
внедрение в образование билингвизма, обучения на родном языке;
обращение поликультурного воспитания не только к меньшинствам, но и к ведущему этносу для развития взаимопонимания, взаимообщения.

Воспитание коренных меньшинств. На особом месте в Западной Европе стоит проблема поликультурного воспитания коренных меньшинств. Часть из них добилась определенных успехов в борьбе за удовлетворение собственных культурно-образовательных потребностей: каталонцы и баски в Испании, шотландцы, валлийцы в Великобритании, шведы в Финляндии и пр.

Так, заметны успехи поликультурного воспитания после предоставления автономии в 1978 г. в Каталонии и Баскии (Испания). Каталонцы и баски одновременно выступают как доминирующие региональные культурные группы и как меньшинства в пределах всей страны. Законы автономий предусматривают необходимость овладения учащимися двумя языками (коренным и испанским). Они гарантируют право обучения на родном языке. От учителей требуют знания коренного и испанского языков. Лингвистическая и культурная самостоятельность в сфере образования рассматривается большинством коренного населения как основа автономии.

В Каталонии язык обучения в общеобразовательной школе выбирается согласно пожеланиям родителей. В 99,9% государственных начальных школ преподавание ведется на каталонском языке; в старших классах популярнее обучение на испанском языке. Иная статистика в частном общем образовании, где меньше процент школ, перешедших на каталонский язык, и где наметилась тенденция снижения количества подобных заведений (с 1992 по 1997 г. с 70 до 58%). Свидетельство об общем образовании выдается лишь при подтверждении достаточного знания коренного языка. Каталонские вузы вправе выбирать язык преподавания с учетом мнения студентов. Во всяком случае в университетах в учебном процессе наряду с испанским должен использоваться и каталонский язык.

В Баскии образовательная политика также опирается на этнические корни и коренной язык как символ национальной идентичности. Эскуара (язык басков) обязателен на всех ступенях образования. На нем говорят 25% из 2 млн жителей. Последствия билингвального обучения в Каталонии и Баскии различаются. Каталонский язык получает распространение не только среди коренного этноса, но и среди некаталонцев. В Баскии ситуация иная: эскуара труден для изучения и не может соперничать с испанским как инструмент одноязычного общества.

Великобритания в 1967 г. уравняла валлийский язык в правах с английским на территории Уэльса. В начале 1980-х гг. численность говорящих по-валлийски составила около 20% населения Уэльса (500 тыс.). Растет число школьников, изучающих школьную программу на валлийском языке, увеличивается перечень базовых дисциплин среднего образования, преподаваемых на валлийском языке, создаются специальные учебные центры для оказания помощи по изучению этого языка. В результате наблюдается рост говорящих на валлийском языке детей до пяти лет.

По сравнению с автономными малыми автохтонами менее заметно поликультурное воспитание коренных меньшинств, не имеющих автономии. Впрочем, в ряде стран в отношении этих групп населения осуществлены (или планируются) образовательные меры в духе поликультурализма.

Обратимся в связи с этим к положению цыган. В целом образовательная политика в Западной Европе основана на идеологии ассимиляции цыган к доминирующим культурам.

Испания ≈ одна из немногих стран Западной Европы, где делаются попытки уйти от политики ассимиляции цыган. Они живут на всей территории Испании. В Каталонии и Баскии, например, в середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 20 тыс. цыган. Закон об образовании (1970) предусматривал создание особых переходных школ для цыганских детей. Отдельные группы этноса охвачены проектами профессионального обучения. Открытые в 1979≈1981 гг. переходные школы теоретически в течение 1≈2 лет должны готовить к поступлению в обычное учебное заведение. После принятия в 1983 г. декрета о компенсирующем обучения цыган в пределах формальной школьной системы сеть переходных школ постепенно сворачивалась. К 1986 г. свыше 80% цыганских детей, подпадавших под юрисдикцию Национального министерства образования, посещали обычные школы. Часть из них, однако, не может этого делать из-за противодействия школьной администрации.

Воспитание иммигрантов. С начала 1960-х гг. Западная Европа переживает большой наплыв иммигрантов из Азии, Африки, Восточной Европы. Этот процесс в разной степени охватил большие и малые страны Западной Европы. Власти ряда западноевропейских стран предприняли ограничительные меры для сокращения иммиграции. Во Франции, например, с 1974 по 1987 г. количество иммигрантов уменьшилось с 4 млн до 3,7 млн. В некоторых государствах иммиграция сравнительно невелика. Например, в Испании в середине 90-х гг. XX в. приезжие из стран ╚третьего мира╩, США и западноевропейских стран составляли около 300 тыс. человек.

В других странах число иммигрантов заметно растет. Так, в ФРГ их количество с 1974 по 1997 г. выросло с 4,1 млн до 7,3 млн. Иммиграция в Германии привела к качественным демографическим изменениям. В 1997 г. иммигранты составили около 8,9% всего населения. Из них около 28% ≈ выходцы из Турции, 11,1% ≈ из бывшей СФРЮ, 8,2% ≈ из Италии, 5% ≈ из Греции. Наибольшая концентрация иностранцев во Франкфурте-на-Майне и Оффенбахе, где они составляют четверть жителей.

Вследствие массовой иммиграции в Западной Европе появилось множество учащихся, отличающихся по культурным и расовым признакам от европейских сверстников. Например, в Дании к середине 90-х гг. XX в. в 44% общеобразовательных школ обучались дети иммигрантов из 15 стран Восточной Европы и Азии.

Объективно поликультурное воспитание иммигрантов в Западной Европе необходимо. Многомиллионные группы иммигрантов озабочены вхождением в европейскую культуру и одновременно сохранением собственной культурной общности. Многие из них являются носителями идей ислама: часть из них примыкает к толерантным его течениям и открыта для культурного диалога, другие находятся под воздействием радикально-экстремистских настроений и резко враждебны западной цивилизации. Юное поколение иммигрантов не намерено безоглядно соблюдать традиции родителей, отказываясь в то же время от полной ассимиляции. Возникают, следовательно, новые этнические общности, которые нуждаются в адекватном воспитании.

Слабое понимание культурных и расовых отличий иммигрантов обычно сопровождается негативным к ним отношением. Зачастую их причисляют к людям более ╚низкого сорта╩, заставляют мириться с низкими академическими достижениями.

Среди них отмечается самый низкий уровень школьной успеваемости. Отвергая идею совместного обучения с иммигрантами, часть коренного населения помещает своих детей в частные учебные заведения.

В ряде стран образовательная политика в отношении иммигрантов исходит прежде всего из курса на культурную ассимиляцию. Этот курс имеется в виду при ликвидации академического отставания детей иммигрантов в общественных начальных школах. Во Франции в упомянутых ╚классах французской культуры╩ дети иммигрантов в течение года интенсивно занимаются французским языком, после чего их переводят в обычные классы. В Англии в случае большого числа детей иммигрантов в классе также применяется компенсирующее обучение, рассчитанное на ускорение адаптации в среду и монокультуру страны. Одна из его форм ≈ дополнительная работа помощника учителя с малыми группами.

Компенсирующее обучение иммигрантских меньшинств приносит определенные положительные результаты. Многие из них добиваются равных академических достижений по сравнению со сверстниками из доминирующих наций.

В большинстве ведущих стран Западной Европы (Англия, Франция, например) изучение языков и культуры иммигрантских общин не включено в программу общественных школ. Усилия в этом направлении предпринимают сами общины с использованием собственных средств. Известную поддержку иммигрантам оказывают некоторые общественные внешкольные учреждения. Так, упомянутые культурно-просветительные центры ≈ ╚воспитательные города╩ предоставляют культурно-образовательную помощь иммигрантам.

В отдельных странах поликультурное воспитание в отношении иммигрантов становится частью официальной политики. Так, в Испании власти признают необходимость знакомить учащихся с культурами проживающих в стране этносов. В Дании официальная политика претерпела эволюцию от стремлений культурно ассимилировать юное поколение иммигрантов к приобщению их одновременно к собственной и датской культурам. Родители-иммигранты имеют право выбора. Они могут отдавать детей в школу, где обучают на двух языках ≈ датском и родном, либо в обычное учебное заведение, где преподавание ведется только на датском языке. В первом случае с детьми работают учителя ≈ носители датского языка и языка иммигрантской общины.


2.5. Поликультурное воспитание в Австралии

Общий взгляд. Австралия ≈ государство, где наряду с англосаксонским большинством проживают этнические меньшинства, которые делятся на автохтонов и общины иммигрантов из Европы и Азии.

Идеи поликультурного воспитания получили распространение в Австралии с 1970 г. Однако вплоть до 1980 г. они не находили заметного места в теории и практике воспитания и обучения. Педагоги не располагали необходимыми научными разработками. Не было и соответствующих учебных пособий. Более того, высказывались суждения, что поликультурное воспитание ведет к социальному расколу и что следует путем воспитания стремиться исключительно к ассимиляции меньшинств и интеграции общества.

Официальная политика. В 1990 г. официальный взгляд на Австралию как однородное сообщество был пересмотрен. Поликультурная Австралия именуется теперь ╚семьей наций╩. Подобный курс перевернул отношения доминирующей этнической группы с аборигенами и иммигрантами. При сохранении англо-австралийского ядра в большинстве культурно-образовательных программ предусмотрено воспитание осознания той или иной культурно-этнической принадлежности.

Воспитание и обучение аборигенов. Поликультурное воспитание аборигенов находится лишь в начале пути. Аборигены, которые составляют около 1% населения, продолжают находиться в худшем положении по сравнению с остальным населением при получении образования. Хотя они имеют равные права на получение образования, их дети демонстрируют наиболее низкую образовательную подготовку, особенно в грамотности и арифметике.

До конца 1960-х гг. педагогическая стратегия состояла прежде всего в ассимиляции, подготовке автохтонов к эффективному функционированию в едином гражданском обществе. В 1970≈1990 гг. в эту стратегию были внесены важные коррективы в духе поликультурного воспитания. Национальный комитет по образованию аборигенов (NAEC) определил необходимость учитывать культурные традиции коренного населения, развивать его природный потенциал. Эффективность образования предлагалось повысить посредством создания гармонии с их культурными ценностями, осознания ими этнической принадлежности, обеспечения выбора жизненного пути (проживания в городе, сельской местности или традиционной общине). Уроки культуры и быта аборигенов объявлялись частью обязательной учебной программы для всех австралийцев. Подобная политика должна развивать понимание, терпимость и уважение различных культур в многонациональной Австралии.

Соответственно стратегии поликультурности росло внимание официальных властей к образовательным нуждам аборигенов. Разрабатывались программы обучения с учетом обычаев и культуры коренных жителей континента. Поощрялось их обучение в средних школах путем увеличения для них количества стипендий (в 1968≈1973 гг. стипендиальный фонд возрос в шесть раз). Один из колледжей Северной территории готовит специалистов из числа коренных жителей Австралии.

Идеологи поликультурного воспитания (например, А.-Дж. Маклейн) считают целесообразным ликвидировать учебные заведения для аборигенов как проявление сегрегации и приветствуют посещение ими общих с остальными австралийцами школ. При этом критики ассимиляции настаивают, чтобы в подобных школах не пытались погружать автохтонов исключительно в еврокультуру, а прививали бы вкус к традиционным ценностям.

Обучение иммигрантов. Наряду с воспитанием аборигенов в многонациональной Австралии существует масштабная проблема воспитания и образования иммигрантов. В 1995 г. лишь 1,4% детей иммигрантов обучались в начальной школе родному языку. Несколько выше был этот процент в средней школе ≈ около 4%. Только 30≈40% детей иммигрантов заканчивали общеобразовательную школу, овладев английским языком. В учебных заведениях, где обучаются дети иммигрантов, не хватает квалифицированных преподавателей родного и английского языков.

По преимуществу детей иммигрантов обучают на английском языке и языке этнического меньшинства. Двуязычное обучение рассматривается как важный способ поликультурного воспитания поколений, которые в состоянии эффективно действовать в двуязычной среде. Билингвальное обучение адресовано неанглоговорящим: учащимся с минимальным знанием английского языка, а также ученикам, которые настолько слабо знают родной язык, что пользуются им лишь в семье. Программы билингвального обучения обеспечивают преподавание на двух языках. В школах с полиязычным составом учащихся должно вестись преподавание на нескольких языках. Разработанный для билингвального обучения ╚полиязыковой проект╩ предусматривает, помимо прочего, привлечение в учебные заведения педагогов ≈ представителей национальных меньшинств, носителей родного языка.

Date: 2015-09-05; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию