Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение географических координат на карте





3. Классификация карт по содержанию (общегеографические и тематические)

4. Классификация карт по масштабам (крупномасштабные -1:100 000 топографические; среднемасштабные - от 1:200 000 до 1: 1 000 000 обзорно-топографические; мелкомасштабные от 1: 1 000 000 обзорные карты; план имеет масштаб более 1:10 000)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Как называется линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому? (Меридиан)

2. Как называются окружности, условно проведенные параллельно экватору? (Параллели)

3. Чему равен диаметр Земли? (12750 км)

4. Какова длина меридианов? (одинаковая)

5. Какова длина отрезка меридиана, равная одному градусу? (111 км)

6. Чему равна самая короткая параллель на карте? (0 км)

7. Как называется масштаб, если он записан в виде «в 1 см – 100 м» (Именованный)

  1. Скольким градусам равен азимут западного направления? (270)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Можно ли по плану местности определить координаты населенного пункта? Можно ли на карте узнать планировку городов?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Особенности изображения земной поверхности (расстояние на мелкомасштабных картах можно определить лишь приблизительно)

2. Изображение рельефа Земли (отдельные вершины и впадины обозначаются цифрами – Хан-Тенгри, Карагие, Белуха)

3. Изображение поверхности вод (самые глубокие места обозначены цифрами; реки, озера)

4. Изображение населенных пунктов (железнодорожные, морские пути, автомобильные, государственные границы)

5. Сходства и различия плана и географической карты (разница масштаба; градусная сетка; охват территории; разница условных обозначений)

6. Значение карты в жизни человека (особенности местности, поиск полезных ископаемых, земледелие, строительство, гидроэлектростанции, заводы, дороги, морской и воздушный транспорт, оборона, карта прогнозов погоды, научные исследования почвы, растительности, населения, промышленности, сельского хозяйства; в 1999 г. праздновали столетие Сатпаева, составившего карту прогноза месторождений полезных ископаемых)

VI.Усвоение новой темы.

1. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)

2. Параллели имеют направление (запад-восток)

3. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

VII.Домашнее задание. §

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Карта является бесценным пособием для изучения в школе предмета географии. Она – второй учебник. Только освоив карты можно получить глубокие знания по географии


География, 6 класс

Дата:

Урок № 9

Тема: Строение Земли. Учение о литосферных плитах

Цель урока:

1) Сформировать знания об оболочках Земли и строении земной коры;

2) Развивать умение сравнивать географическую карту с глобусом;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Строение Земли».

2. Карта литосферных плит

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Особенности изображения земной поверхности (расстояние на мелкомасштабных картах можно определить лишь приблизительно)

2. Изображение рельефа Земли (отдельные вершины и впадины обозначаются цифрами – Хан-Тенгри, Карагие, Белуха)

3. Изображение поверхности вод (самые глубокие места обозначены цифрами; реки, озера)

4. Изображение населенных пунктов (железнодорожные, морские пути, автомобильные, государственные границы)

5. Сходства и различия плана и географической карты (разница масштаба; градусная сетка; охват территории; разница условных обозначений)

6. Значение карты в жизни человека (особенности местности, поиск полезных ископаемых, земледелие, строительство, гидроэлектростанции, заводы, дороги, морской и воздушный транспорт, оборона, карта прогнозов погоды, научные исследования почвы, растительности, населения, промышленности, сельского хозяйства; в 1999 г. праздновали столетие Сатпаева, составившего карту прогноза месторождений полезных ископаемых)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Где на картах самая короткая параллель? (На полюсах)

2. Можно ли использовать план местности для определения географических координат? (Нет)

3. Если в полдень (в северном полушарии) летом вы идете на север, то где от вас будет тень? (Впереди)

4. Как называется остров, о котором говорят: «футбольный мяч, расположенный у носка итальянского сапога»? (Сицилия)

5. Какой пролив соединяет два моря, два океана и разъединяет два материка и два государства? (Берингов пролив)

6. Название каких гор в переводе на русский язык означает «жилище снегов»? (Гималаи)

7. Название какой пустыни означает «щит»? (Намиб)

8. Название какой реки в переводе означает «река в стране черных людей»? (Нигер)

9. Какую страну Океании называют по праву «трижды открытой»? (Новую Зеландию)

10. Какая из стран носит название драгоценного металла? (Аргентина)

11. Яд кураре получают из (Корней кустарника стрихнос)

12. Самое большое островное государство в мире (Индонезия)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую форму имеет Земля? Какое внутреннее строение земли? Почему на Земле постоянно происходят землетрясения?

V.Объяснение новой темы.

1. Внешнее строение Земли. Оболочки Земли (атмосфера; 2/3 поверхности – вода – гидросфера; биосфера)

2. Внутреннее строение Земли (самые глубокие скважины 15 км; земной шар состоит из 3 слоев: земной коры, толщиной от 30-40 км на равнинах до 70-80 км в горах, в океанах 5-10 км; на глубине 2900 км расположена мантия, составляет 83% объема Земли и 67% ее массы; ядро – радиус 3500 км, из железа и никеля, внешнее ядро расплавлено, внутреннее - твердое)

3. Литосфера (земная кора и верхняя часть мантии; толщина литосферы 15-70 км; температура мантии от 100 до 150°С, в нижней +3800°С)

4. Литосферные плиты (крупные блоки земной коры, двигаются со скоростью 2-5 см/год; восходящие потоки расплавленной мантии разрывают земную кору, образуя глубинные разломы)

5. Срединно-океанические хребты (высота 2000 -3000м, длина несколько тысяч км, рассечены ущельями – океаническими рифами, сужающими книзу, на дне впадин – вулканы и горячие источники; магма наращивает края плит; океаническая кора погружается под материковую, образуя желоба; Курильские острова, горы Анды, плита Наска, Гималаи, Уральские горы)

VI.Усвоение новой темы.

  1. Красное море образовалось в результате (Медленных колебаний земной коры)

2. Как называется твердая оболочка Земли, охватывающая земную кору и часть поверхности мантии? (Литосфера)

3. Как изменяется температура по мере продвижения к центру Земли? (Повышается)

VII.Домашнее задание. § рис.

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Плиты земной коры перемещаются не только в горизонтальном направлении, но и вверх-вниз. В связи с этим ранее образовавшиеся горы становятся выше, а отдельные части материков опускаются (тонут)


География, 6 класс

Дата:

Урок № 11

Тема: Горные породы, слагающие земную кору

Цель урока:

1) Сформировать знания трех больших группах гонных пород по происхождению;

2) Развивать знания о литосфере;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Коллекция горных пород

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Внешнее строение Земли. Оболочки Земли (атмосфера; 2/3 поверхности – вода – гидросфера; биосфера)

2. Внутреннее строение Земли (самые глубокие скважины 15 км; земной шар состоит из 3 слоев: земной коры, толщиной от 30-40 км на равнинах до 70-80 км в горах, в океанах 5-10 км; на глубине 2900 км расположена мантия, составляет 83% объема Земли и 67% ее массы; ядро – радиус 3500 км, из железа и никеля, внешнее ядро расплавлено, внутреннее - твердое)

3. Литосфера (земная кора и верхняя часть мантии; толщина литосферы 15-70 км; температура мантии от 100 до 150°С, в нижней +3800°С)

4. Литосферные плиты (крупные блоки земной коры, двигаются со скоростью 2-5 см/год; восходящие потоки расплавленной мантии разрывают земную кору, образуя глубинные разломы)

5. Срединно-океанические хребты (высота 2000 -3000м, длина несколько тысяч км, рассечены ущельями – океаническими рифами, сужающими книзу, на дне впадин – вулканы и горячие источники; магма наращивает края плит; океаническая кора погружается под материковую, образуя желоба; Курильские острова, горы Анды, плита Наска, Гималаи, Уральские горы)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Название какой реки в переводе означает «красная»? (Колорадо)

2.Название каких островов происходит от испанского «черепаха»? (Галапогосские)

3. Название какой равнины в переводе означает «междуречье»? (Месопотамская)

4. Как называется чертеж, на котором в крупном масштабе изображен небольшой участок местности? (План местности)
5.Каким образом обозначаются предметы на плане? (Условными знаками)

6.Как называется линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью? (Линия горизонта)

7. Укажите именованный масштаб (В 1 см – 10 м)

8. Как называется умение определять на местности свое местонахождение относительно сторон света? (Ориентирование)

9. Красное море образовалось в результате (Медленных колебаний земной коры)

10. Ключ на гербе Кубы символизирует (важное географическое положение)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что называют полезными ископаемыми? Какие полезные ископаемые есть в Казахстане?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Горные породы и минералы (природные тела, заполняющие земную кору, называются горными породами, бывают твердые, жидкие, газообразные; вещества, оставляющие горные породы – минералы; гранит из трех минералов – слюда, полевой шпат, кварц; известно 3000 минералов, 1000 горных пород)

2. Магматические горные породы (образованы из магмы – огненно-расплавленного густого вещества, богатого газами, образованного глубоко в земле при высокой температуре и большом давлении; на глубине 15-20 км, магматические горные породы составляют 95%; наиболее распространены базальт и гранит)

3. Осадочные горные породы (образуются в результате осаждения минеральных частиц, отходов деятельности живых организмов; обломочные, химические, органические; особенности образования – пластами, с остатками растений и животных; 75% верхних слоев земной коры состоит из осадочных горных пород, 25% - из метаморфических; уплотненные осадочные породы: из мела – известняк, из песка – песчаник, из глины – глинистые сланцы)

4. Метаморфические горные породы (образованы из опустившихся на большую глубину пород и переплавленные под давлением; известняк превращается в мрамор, глинистые сланцы – с кристаллические сланцы, песчаник – в кварцит; гнейс)

VI.Усвоение новой темы.

1.Как называются горные породы, образовавшиеся из застывшей лавы? (Магматические)

2.Самый распространенный металл в земной коре? (железо)

3.На сколько групп делятся осадочные породы по происхождению? (3)

VII.Домашнее задание. §

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Горные породы состоят из минералов, а минералы – из химических элементов

География, 6 класс

Дата:

Урок № 12

Тема: Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры

Цель урока:

1) Сформировать знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Макеты гор и вулкана

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Горные породы и минералы (природные тела, заполняющие земную кору, называются горными породами, бывают твердые, жидкие, газообразные; вещества, оставляющие горные породы – минералы; гранит из трех минералов – слюда, полевой шпат, кварц; известно 3000 минералов, 1000 горных пород)

2. Магматические горные породы (образованы из магмы – огненно-расплавленного густого вещества, богатого газами, образованного глубоко в земле при высокой температуре и большом давлении; на глубине 15-20 км, магматические горные породы составляют 95%; наиболее распространены базальт и гранит)

3. Осадочные горные породы (образуются в результате осаждения минеральных частиц, отходов деятельности живых организмов; обломочные, химические, органические; особенности образования – пластами, с остатками растений и животных; 75% верхних слоев земной коры состоит из осадочных горных пород, 25% - из метаморфических; уплотненные осадочные породы: из мела – известняк, из песка – песчаник, из глины – глинистые сланцы)

4. Метаморфические горные породы (образованы из опустившихся на большую глубину пород и переплавленные под давлением; известняк превращается в мрамор, глинистые сланцы – с кристаллические сланцы, песчаник – в кварцит; гнейс)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Как называется прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта? (Компас)

2. Как называется угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет на местности, отсчитываемый по часовой стрелке? (Азимут)

3. Какой стороне горизонта соответствует угол равный 360 градусам? (Север)

4. Скольким градусам равен азимут южного направления? (180)

5. Как называется разность высотных отметок от одной точки земной поверхности до другой? (Относительная высота)

6. Как называется высота над уровнем моря до определенной точки на суше? (Абсолютная высота)

7. Что мы измеряем прибором «нивелир»? (Разность высот)

8.Какой масштаб удобный для изображения на тетрадном листке расстояния, равного 1000 см? (в 1 см – 100 см)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему на Земле происходят землетрясения? Извергаются вулканы?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Движение земной коры (первый вид движения – медленные поднятия и опускания земной коры – север Европы и Северной Америки поднимаются, а Средиземное море опускается, заливы превращаются в озера, а острова в полуострова; второй – горообразование, при котором происходят землетрясения)

2. Землетрясения (подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии; длится несколько секунд, но повторяются; землетрясение в Верном в 1887 г.; очаг землетрясения место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород; эпицентр – место на поверхности земли над очагом землетрясения; последнее катастрофическое землетрясение в Алмате было в 1911 г., при этом выделилось энергии, какую ГЭС могла бы давать в течении 300-350 лет; цунами – гигантские волны, появляющиеся в морях при подводных землетрясениях; сель – грязекаменный поток в горах; смерчи, наводнения; силу землетрясения измеряют по 12-бальной шкале – стр. 191 Приложение 2)

3. Изучение землетрясений (сейсмические зоны – зоны, где часто происходят землетрясения, они располагаются вдоль литосферных плит; Средиземноморско-Гималайский (15%) и Тихоокеанский (80%) пояса; в Тянь-Шане землетрясения могут достигать 9-10 баллов; на Земле 1000 сейсмостанций; сейсмограф - приборы для измерения движений земной коры)

4. Возникновение вулканов и их строение (вулкан – гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни, а по поверхности растекается раскаленная лава – излившаяся на поверхность магма; жерло вулкана – канал, по которому поднимается лава; кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана)

5. Потухшие и действующие вулканы (потухшие - об извержении которых нет никаких сведений (Эльбрус, Казбек); действующие – из жерла которых постоянно происходят извержения (Ключевская сопка); вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин земной коры; Тихоокеанический вулканический пояс)

6. Для чего изучают вулканы? (сведения о составе веществ литосферы; водяной пар увеличивает количество воды на Земле)

7. Горячие источники и гейзеры (минеральные – в составе подземных источников растворенные соли и газы; гейзеры – время от времени фонтанирующие источники горячей воды с паром; распространены на Камчатке, Новой Зеландии, Японии, Северной Америке, острове Исландия)

VI.Усвоение новой темы.

1.Как называется наука, изучающая землетрясения? (Сейсмология)

2.Какой прибор определяет силу землетрясения? (Сейсмограф)

3.В каких единицах измеряется сила землетрясения? (в баллах)

VII.Домашнее задание. §

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Земная кора никогда не находится в покое: некоторые ее участки поднимаются, другие опускаются. Процесс образования гор приводит к землетрясениям – часто происходящим явлениям на Земле


География, 6 класс

Дата:

Урок № 14

Тема: Горы. Различие гор по высоте.

Цель урока:

1) Сформировать знания об образовании, развитии и разрушении горных систем;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Макеты гор.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Движение земной коры (первый вид движения – медленные поднятия и опускания земной коры – север Европы и Северной Америки поднимаются, а Средиземное море опускается, заливы превращаются в озера, а острова в полуострова; второй – горообразование, при котором происходят землетрясения)

2. Землетрясения (подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии; длится несколько секунд, но повторяются; землетрясение в Верном в 1887 г.; очаг землетрясения место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород; эпицентр – место на поверхности земли над очагом землетрясения; последнее катастрофическое землетрясение в Алматы было в 1911 г., при этом выделилось энергии, какую ГЭС могла бы давать в течении 300-350 лет; цунами – гигантские волны, появляющиеся в морях при подводных землетрясениях; сель – грязекаменный поток в горах; смерчи, наводнения; силу землетрясения измеряют по 12-бальной шкале – стр. 191 Приложение 2)

3. Изучение землетрясений (сейсмические зоны – зоны, где часто происходят землетрясения, они располагаются вдоль литосферных плит; Средиземноморско-Гималайский (15%) и Тихоокеанский (80%) пояса; в Тянь-Шане землетрясения могут достигать 9-10 баллов; на Земле 1000 сейсмостанций; сейсмограф - приборы для измерения движений земной коры)

4. Возникновение вулканов и их строение (вулкан – гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни, а по поверхности растекается раскаленная лава – излившаяся на поверхность магма; жерло вулкана – канал, по которому поднимается лава; кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана)

5. Потухшие и действующие вулканы (потухшие - об извержении которых нет никаких сведений (Эльбрус, Казбек); действующие – из жерла которых постоянно происходят извержения (Ключевская сопка); вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин земной коры; Тихоокеанический вулканический пояс)

6. Для чего изучают вулканы? (сведения о составе веществ литосферы; водяной пар увеличивает количество воды на Земле)

7. Горячие источники и гейзеры (минеральные – в составе подземных источников растворенные соли и газы; гейзеры – время от времени фонтанирующие источники горячей воды с паром; распространены на Камчатке, Новой Зеландии, Японии, Северной Америке, острове Исландия)

III.Всесторонняя проверка знаний.

Работа с тестами.

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как образуются и разрушаются горы? Какие силы на них воздействуют?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Горы (выпуклые формы рельефа с ярко выраженной подошвой, вершиной и склоном; горные хребты; горные долины; горная страна; горный узел; Заилийский Алатау и Кунгей Алатау – узел Шелек-Кебен; Гималаи; Джомолунгма -8848 м; Памир; Тянь-Шань – пик Победы 7439 м; Урал до 1895 м длиной 2500 км)

2. Различия гор по высоте (низкие до 1000 м – Сарыарка; средние от 1000 до 2000 м. – Крым, Карпаты; высокие выше 2000 м – Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Жунгарский Алатау, Тарбагатай; изображение гор на карте, шкала высот; Кордильеры; Мугоджары; отдельные пики на карте – Хан-Тенгри; высшая точка Саура гора Музтау – 3816 м)

3. Как определить географическое положение гор? (географические координаты; направление протяженности, длина гор, расположение относительно других объектов – озер, рек, городов)

4. Образование гор (складчатые горы – Альпы, Кавказ, Кордильеры; складчато-глыбовые горы – Алтай, Тянь-Шань, Иссык-Кульская котловина; вулканические горы и отдельностоящие вулканы – Ключевская сопка на полуострове Камчатка; причудливые формы гор – Бештау на севере Кавказа; Аюдаг в Южном Крыму)

5. Старые и молодые горы (Урал; молодые – Кавказ, Памир, Гималаи, Кордильеры)

6. Изменение гор (экзогенные процессы – выветривание физическое – солнце, ветер, мороз; химическое - вода, ледники, воздух – под действием воды и углекислого газа полевой шпат в граните превращается в глину, химическое выветривание преобладает в теплых и влажных местах; органическое выветривание – грибы, мох, лишайники, бактерии, животные, растения; три вида выветривания связаны между собой и взаимно дополняют друг друга)

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и вопросами в конце параграфов.

VII.Домашнее задание. §

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: На образование гор воздействуют внутренние – эндогенные силы Земли, а на разрушение – внешние – экзогенные силы – физические, химическое и органическое выветривание.

География, 6 класс

Дата:

Урок: № 16

Тема: Равнины. Образование и изменение равнин.

Цель урока:

1) Сформировать знания о холмистых и плоских равнинах;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Макеты равнин. 3. Картины плоских и холмистых равнин. 4. Фотографии.5. Физическая карта Казахстана.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Горы (выпуклые формы рельефа с ярко выраженной подошвой, вершиной и склоном; горные хребты; горные долины; горная страна; горный узел; Заилийский Алатау и Кунгей Алатау – узел Шелек-Кебен; Гималаи; Джомолунгма -8848 м; Памир; Тянь-Шань – пик Победы 7439 м; Урал до 1895 м длиной 2500 км)
  2. Различия гор по высоте (низкие до 1000 м – Сарыарка; средние от 1000 до 2000 м. – Крым, Карпаты; высокие выше 2000 м – Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Жунгарский Алатау, Тарбагатай; изображение гор на карте, шкала высот; Кордильеры; Мугоджары; отдельные пики на карте – Хан-Тенгри; высшая точка Саура гора Музтау – 3816 м)
  3. Как определить географическое положение гор? (географические координаты; направление протяженности, длина гор, расположение относительно других объектов – озер, рек, городов)
  4. Образование гор (складчатые горы – Альпы, Кавказ, Кордильеры; складчато-глыбовые горы – Алтай, Тянь-Шань, Иссык-Кульская котловина; вулканические горы и отдельностоящие вулканы – Ключевская сопка на полуострове Камчатка; причудливые формы гор – Бештау на севере Кавказа; Аюдаг в Южном Крыму)
  5. Старые и молодые горы (Урал; молодые – Кавказ, Памир, Гималаи, Кордильеры)
  6. Изменение гор (экзогенные процессы – выветривание физическое – солнце, ветер, мороз; химическое - вода, ледники, воздух – под действием воды и углекислого газа полевой шпат в граните превращается в глину, химическое выветривание преобладает в теплых и влажных местах; органическое выветривание – грибы, мох, лишайники, бактерии, животные, растения; три вида выветривания связаны между собой и взаимно дополняют друг друга)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Назовите вещество, входящее в состав воздуха и необходимое для живых организмов? (кислород)

2.Сколько времён года наблюдается в Казахстане? (4)

3.От чего зависит плотность растительного и животного мира на определенной территории? (от соотношения влаги и тепла)

4.Что называют «фабриками кислорода»? (растительность)
5.Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)

6.Материк, где нет постоянного населения (Антарктида)

7.На сколько рас делится население мира? (3)

8.На каком материке расположена наша республика? (Евразия)

9.Какое животное относится к исчезнувшим видам?

А) зубр Б) бизон В) марал Г) стеллерова корова Д) дикий верблюд

10.С чем связана неисчерпаемость пресной воды в природе? (круговорот)
11.Назовите самый большой океан (Тихий)

12. Кто из мореплавателей, желая открыть новый путь в Индию, приплыл в Новый Свет? (Х. Колумб)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как равнины изображаются на физической карте? Как образовались равнины?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Плоские и холмистые равнины (обширные территории, отдельные участки которой незначительно отличаются по высоте, называются равнинами; плоские – прямолинейное очертание горизонта; холмистые - сопки, овраги, впадины, холмы; направление рек соответствует уклону равнин; удобны для хозяйственной деятельности и жизни)

2. Различие равнин по высоте (низменности – до 200 м – Прикаспийская, Амазонская; возвышенности – от 200 до 500 м – Устюрт между Каспием и Аралом; плоскогорья более 500 м, обычно до 800 м – Среднесибирское, Восточно-Африканское)

3. Образование равнин (первичные – обнажение морского дна – Прикаспийская; речные наносы и осадки – галька, песок, глина толщиной несколько сот метров – Ла-Плата, Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская; холмистые -разрушенные горы – Восточно-Европейская, Сарыарка; лавовыеСреднесибирское, Западно-Австралийское, Декан)

4. Изменение равнин (речная вода образует долину; талые воды и ливни – овраги и рвы; борьба с оврагами; действие ветра – дюны, барханы – Северное Приаралье, Кызылкумы, Прикаспийская низменность, Южное Прибалхашье, Сахара – до 100-200 м высотой; влияние хозяйственной деятельности человека на равнины, борьба с движущимися песками)

 

VI.Усвоение новой темы.

Работа с картой и вопросами в учебнике

VII.Домашнее задание. §. к. – горы и равнины, рис. 43

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Большую часть земного шара занимают равнины – плоские или холмистые. Равнины образуются морскими, речными отложениями, излияниями лавы, из-за разрушения старых гор.

География, 6 класс

Дата:

Урок: № 17

Тема: Горы и равнины дна океана. Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана.

Цель урока:

1) Сформировать знания о рельефе дна океанов и хозяйственной деятельности человека на Земле;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Фото- и видеоматериал

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Плоские и холмистые равнины (обширные территории, отдельные участки которой незначительно отличаются по высоте, называются равнинами; плоские – прямолинейное очертание горизонта; холмистые - сопки, овраги, впадины, холмы; направление рек соответствует уклону равнин; удобны для хозяйственной деятельности и жизни)

2. Различие равнин по высоте (низменности – до 200 м – Прикаспийская, Амазонская; возвышенности – от 200 до 500 м – Устюрт между Каспием и Аралом; плоскогорья более 500 м, обычно до 800 м – Среднесибирское, Восточно-Африканское)

3. Образование равнин (первичные – обнажение морского дна – Прикаспийская; речные наносы и осадки – галька, песок, глина толщиной несколько сот метров – Ла-Плата, Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская; холмистые -разрушенные горы – Восточно-Европейская, Сарыарка; лавовыеСреднесибирское, Западно-Австралийское, Декан)

4. Изменение равнин (речная вода образует долину; талые воды и ливни – овраги и рвы; борьба с оврагами; действие ветра – дюны, барханы – Северное Приаралье, Кызылкумы, Прикаспийская низменность, Южное Прибалхашье, Сахара – до 100-200 м высотой; влияние хозяйственной деятельности человека на равнины, борьба с движущимися песками)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Где на картах самая короткая параллель? (На полюсах)

2.Название какой равнины в переводе означает «междуречье»? (Месопотамская)

3.Для определения чего служит компас? (Направления)

4.Сколько меридианов можно провести на карте? (Сколько хочешь)

5.Какая средняя толщина океанической части земной коры? (5 – 10 км)

6.Как называется канал, по которому поднимается магма во время извержения вулкана? (Жерло)

7.Какая из нижеуказанных равнин расположена ниже уровня моря?

А) Восточно-Европейская Б) Средне-Сибирская В) Аравийская Г) Прикаспийская

Д) Западно-Сибирская

8.Как называются участки суши, высота которых более 500 м? (плоскогорья)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как вы думаете, на дне океана есть такие же формы рельефа, как и на суше? Под действием каких внешних и внутренних сил они образовались?

V.Объяснение новой темы.

1. Изучение дна океана (раньше глубину измеряли лотом – до 200 м, сейчас эхолотом, который делает замеры со скоростью 1500 м/сек – скорость распространения звука в воде; использование фото- и телекамер; спутниковые исследования)

2. Горы на дне океана (подводные горы – срединно-океанические хребты, острова святой Елены, пасхи, Тристан-да-Кунья; вулканические острова)

3. Равнины дна океана (котловиныСеверо-Восточная Тихого океана, Центральная Индийского; котловины покрыты осадочными породами органическими и вулканическим пеплом – осадки накапливаются 1 см за 2 тыс. лет; шельф – до 200 м – галька, песок; материковый склон на глубине от 200 до 2800 м, имеются разломы, угол наклона от 5° до 40°; желоба имеют глубину от 5 до 11 км, длина 200 – 4000 км; Марианский желоб 11 022 м)

4. Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана (земледелие, животноводство, строительство дорог, заводов, жилья; добыча полезных ископаемых; запасы пресной воды)

5. Рациональное использование природных богатств (хозяйственную деятельность организовывать на научной основе; разумное использование пастбищ и пашен – противоэрозийные меры; вырубка деревьев, карьеры; рекультивация; мониторинг окружающей среды; закон РК «Об охране окружающей среды»)

 

VI.Усвоение новой темы.

Работа с вопросами в конце параграфа и рисунками

VII.Домашнее задание. §, рис.45

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Дно океана имеет сложный рельеф. Каждый гражданин обязан выполнять Закон об охране окружающей среды. Главная задача науки географии – рационально использование природных богатств.


География, 6 класс *

Урок № 15: Обобщение. Повторение.

Цель урока: 1) Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, осуществить контроль их знаний; 2) Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать; 3) Воспитывать чувство коллективизма, совершенствовать навыки в индивидуальном и командном выполнении заданий.

 

Метод обучения: обобщение знаний

Форма организации: индивидуальная, командная.

Тип урока: повторение

Оборудование: 1)Тестовые задания.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Подготовка к проведению проверочной работы. Объяснить ученикам цели урока, порядок проведения урока.

III. Проведение проверочной работы. Учитель зачитывает тестовые вопросы, ученики в порядке очереди отвечают на поставленные вопросы. Если ответ дан без прочтения вариантов ответа, то ставится 2 балла, если после прочтения вариантов – 1 балл, если ответ дан не правильно, то ход переходит к следующему ученику. По ходу работы разбираются проблемные вопросы.

IV.Домашнее задание. Повторить § 1 - 5

V.Итог урока. В конце урока подсчитываются баллы, набранные учениками, баллы переводятся в оценки и выставляются в журнал. Ответы учеников комментируются. Выявляется, какие темы наименее слабо усвоены. Необходимо обратить внимание учеников на те тему, которые требуют дополнительного изучения и повторения.


География, 6 класс *

Урок № 16: Контрольная работа

Цель урока: 1) Проверка знаний; 2) Развивать умение работать с тестами;

3) Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

 

Метод обучения: контроль знаний

Форма организации: индивидуальная

Тип урока: проверочный

Оборудование: 1) Тесты.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Подготовка к проведению контрольной работы. Объяснить ученикам цели урока, написать на доске число и образец оформления контрольной работы.

III. Проведение контрольной работы. Раздать ученикам тесты, пояснить порядок работы с ними. При работе с тестами необходимо внимательно прочитать вопрос, затем все варианты ответов, выбрать из них подходящий и записать в работе рядом с порядковым номером вопроса. Если ответ выбран не верно, то следует аккуратно перечеркнуть записанный вариант и рядом написать другой, это не будет считаться за ошибку, если новый вариант выбран верно.

IV.Домашнее задание. Повторить § 6 - 10

V.Итог урока. Ученики перед тем, как сдать свои работы на проверку должны еще раз просмотреть свои работы, что бы убедиться в том, что ни один вопрос не остался без ответа и работа оформлена правильно. Собрать работы учеников.

 

 

География, 6 класс

Дата:

Урок №18

Тема: Распределение температуры воздуха. Состав и строение атмосферы. Климатическая карта.

Цель урока:

1) Сформировать понятие об атмосфере и ее строении, способы ее изучения;

2) Развивать умение работать с учебником;

3) Экологическое воспитание.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Слои атмосферы».

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Изучение дна океана (раньше глубину измеряли лотом – до 200 м, сейчас эхолотом, который делает замеры со скоростью 1500 м/сек – скорость распространения звука в воде; использование фото- и телекамер; спутниковые исследования)

2. Горы на дне океана (подводные горы – срединно-океанические хребты, острова святой Елены, пасхи, Тристан-да-Кунья; вулканические острова)

3. Равнины дна океана (котловиныСеверо-Восточная Тихого океана, Центральная Индийского; котловины покрыты осадочными породами органическими и вулканическим пеплом – осадки накапливаются 1 см за 2 тыс. лет; шельф – до 200 м – галька, песок; материковый склон на глубине от 200 до 2800 м, имеются разломы, угол наклона от 5° до 40°; желоба имеют глубину от 5 до 11 км, длина 200 – 4000 км; Марианский желоб 11 022 м)

4. Хозяйственное использование поверхности Земли и ее охрана (земледелие, животноводство, строительство дорог, заводов, жилья; добыча полезных ископаемых; запасы пресной воды)

5. Рациональное использование природных богатств (хозяйственную деятельность организовывать на научной основе; разумное использование пастбищ и пашен – противоэрозийные меры; вырубка деревьев, карьеры; рекультивация; мониторинг окружающей среды; закон РК «Об охране окружающей среды»)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.С чем связана неисчерпаемость пресной воды в природе? (круговорот)

2.Скольким градусам равен азимут западного направления? (270)

3.Скольким градусам равен азимут северного направления? (0)

4.Каким образом на физической карте изображаются высоты земной поверхности и глубины океанов? (Сгущающейся краской)

5.Как изменяется температура по мере продвижения к центру Земли? (Повышается)

6.Как называются части земной поверхности, имеющие абсолютную высоту от 200 до 500 м? (возвышенность)

7.Как называется впадина между двумя хребтами? (межгорная долина)

8.В направлении какой стороны горизонта вращается Земля вокруг своей оси? (К востоку)

9.Сколько меридианов можно провести на карте? (Сколько хочешь)

10.Как называется источник, время от времени выбрасывающий горячую воду с паром? (Гейзер)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как вы думаете, воздух, окружающий нас, имеет вес? Какие вещества можно встретить в воздухе? Как человек влияет на атмосферу? Какое значение имеет атмосфера для жизни на земле?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Атмосфера и ее состав (смесь газов – азот 78%, кислород 21%, углекислый газ 0,03%, инертные газы, пар, различные примеси; верхняя граница атмосферы 2- 3 тыс. км)

2. Атмосферные слои (тропосфера – температура равномерно понижается с высотой, в верхней границе температура -55°С; толщина от 8 до 18 км, средняя 11 км; 80% всей массы воздуха, в ней находится весь водяной пар, кухня погоды – облака, ветер, осадки; стратосфера с высотой температура начинает повышаться из-за озонового газа, который поглощает солнечные лучи, задерживает вредное ультрафиолетовое излучение, воздух сухой, высота до 50 – 55 км; верхние слои атмосферы – термосфера (от 80 до 800 км), ионосфера (полярное сияние), магнитосфера – температура сначала понижается до высоты 80 – 90 км, а затем повышается до 1000 – 2000°С, воздух сильно разряжен)

3. Значение атмосферы (смягчает перепады температуррхней границе температура -55яя граница атмосферы 2- 3 тыс. атмосферу?; облака приносят влагу; предохраняет от метеоритов; кислород – для дыхания; защищает от ультрафиолета)

4. Изучение атмосферы (сгорание метеоритов указывало на высокую плотность на высоте 100 км, серебристые облака – наличие пара на большой высоте; распространение звука, наблюдения за закатом Солнца; в начале XIX века исследование с аэростатов, позже – шары-зонды, радиозонды – измеряют температуру, влажность, давление на высоте до 35 – 40 км; метеоракеты поднимаются в 3 – 4 раза выше; искусственные спутники Земли – фотоснимки, предсказания стихийных бедствий и погоды, сведения о лесных пожарах; космические корабли – сведения о самых верхних слоях атмосферы и межпланетном пространстве из вакуума)

 

VI.Усвоение новой темы.

Работа с таблицами, вопросами и иллюстрациями учебника

VII.Домашнее задание. §

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Воздушная оболочка Земли имеет большое значение для всех живых организмов – защищает от метеоритов, регулирует температурный режим, насыщена кислородом, защищает Землю от вредных ультрафиолетовых лучей. Атмосферу необходимо беречь от загрязнения.


География, 6 класс

Дата:

Урок:№ 19

Тема: Атмосферное давление. Температура воздуха.

Цель урока:

1) Сформировать знания о весе воздуха и его давлении на поверхность Земли, об изменении температуры воздуха при поднятии в горы;

2) Развивать умение отвечать на проблемные вопросы;

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Термометр. 2. Анероидный барометр.

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Атмосфера и ее состав (смесь газов – азот 78%, кислород 21%, углекислый газ 0,03%, инертные газы, пар, различные примеси; верхняя граница атмосферы 2- 3 тыс. км)

2. Атмосферные слои (тропосфера – температура равномерно понижается с высотой, в верхней границе температура -55°С; толщина от 8 до 18 км, средняя 11 км; 80% всей массы воздуха, в ней находится весь водяной пар, кухня погоды – облака, ветер, осадки; стратосфера с высотой температура начинает повышаться из-за озонового газа, который поглощает солнечные лучи, задерживает вредное ультрафиолетовое излучение, воздух сухой, высота до 50 – 55 км; верхние слои атмосферы – термосфера (от 80 до 800 км), ионосфера (полярное сияние), магнитосфера – температура сначала понижается до высоты 80 – 90 км, а затем повышается до 1000 – 2000°С, воздух сильно разряжен)

3. Значение атмосферы (смягчает перепады температуррхней границе температура -55яя граница атмосферы 2- 3 тыс. атмосферу?; облака приносят влагу; предохраняет от метеоритов; кислород – для дыхания; защищает от ультрафиолета)

4. Изучение атмосферы (сгорание метеоритов указывало на высокую плотность на высоте 100 км, серебристые облака – наличие пара на большой высоте; распространение звука, наблюдения за закатом Солнца; в начале XIX века исследование с аэростатов, позже – шары-зонды, радиозонды – измеряют температуру, влажность, давление на высоте до 35 – 40 км; метеоракеты поднимаются в 3 – 4 раза выше; искусственные спутники Земли – фотоснимки, предсказания стихийных бедствий и погоды, сведения о лесных пожарах; космические корабли – сведения о самых верхних слоях атмосферы и межпланетном пространстве из вакуума)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Что называют «фабриками кислорода»? (растительность)

2. Какой тип равнин дна океана расположен в мелководье? (материковая отмель)

3.Назовите самую высокую вершину мира (Джомолунгма (Эверест))

4.В каком океане больше глубоководных желобов? (в Тихом)

5. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)

6. Как называется чертеж, на котором в крупном масштабе изображен небольшой участок местности? (План местности)
7.Сколько меридианов можно провести на карте? (Сколько хочешь)

8.Как называются обширные равнины, расположенные не выше 200 м над уровнем моря? (низменность)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Как узнать о том, что воздух имеет вес? Как изменяются объем и вес воздуха в зависимости от нагрева и охлаждения? Почему воздух не нагревается непосредственно от солнечных лучей?

 

V.Объяснение новой темы.

1. Как образуется атмосферное давление? (на каждый квадратный сантиметр давит воздух весом 1 кг 330 г, на ладонь человека давит 150 кг; атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, опыт с воронкой и газетой с линейкой)

2. Изменение давление по высоте (основная масса воздуха у поверхности из-за притяжения Земли; горная болезнь на высоте более 3 тыс. м; нормальное давление – 760 мм на 45° широты на уровне моря; барический градиент – через каждые 100 метров давление уменьшается на 1 мм; давление меняется не только из-за высоты, но и из-за погоды, при нагревании воздух легче, давление меньше)

3. Измерение атмосферного давления (барометры ртутные и анероиды; у ртутного трубка длиной 1 м; у анероида внутри вакуум; единица измерения давления – 1 миллибар равен 0,75 мм рт. столба)

4. Нагревание воздуха от земной поверхности (воздух прозрачный, не нагревается от Солнца, а нагревается от Земли; термический градиент – через каждые 100 м понижается на 0,6°С)

5. Суточное изменение температуры воздуха (самая низкая перед восходом Солнца, а самая высокая в 2-3 часа дня; амплитуда – разность между самой высокой и самой низкой температурой; суша нагревается и остывает быстрее, чем море; летом суточная амплитуда больше, чем зимой; амплитуда уменьшается от экватору к полюсам, самая большая – в тропических пустынях; облака уменьшают суточную амплитуду)

6. Среднесуточная и среднемесячная температура (на метеостанции измеряют 4 раза в сутки, высчитывают среднюю; затем высчитывают среднемесячную)

7. Годовое изменение температуры воздуха. Средняя многолетняя температура воздуха (температура среднегодовая зависит от географической широты; в южно полушарии холодные месяцы – июнь, июль, август; среднегодовая амплитуда – между средней самого теплого и самого холодного месяцами; многолетняя среднегодовая температура)

8. Измерение температуры воздуха (на метеостанциях в будке с жалюзи)

 

VI.Усвоение новой темы.

Работа с заданиями и вопросами в учебнике

VII.Домашнее задание.

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Атмосферное давление и температура зависят от высоты над уровнем моря – при поднятии уменьшается в соответствии с термическим и барическим градиентами.


География, 6 класс *

Урок № 19: Водяной пар. Туман. Облака.

Цель урока: 1) Сформировать знания о свойствах водяного пара; 2) Развивать умение сравнивать различные виды облаков;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1. Таблица «Виды облаков»

I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

1.Как образуется атмосферное давление?

2.Изменение давления по высоте

3.Измерение атмосферного давления

4.Нагревание воздуха от земной поверхности

5.Суточное измерение температуры воздуха

6.Среднемесячная и среднесуточная температура

7.Годовое изменение температуры воздуха

8.Измерение температуры воздуха

III. Всесторонняя проверка знаний.

1. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)

2. «Пятым океаном» называют (атмосферу)

3. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)

4. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)

5. Параллели имеют направление (запад – восток)

6. Азимут северо-восточного направления равняется (45*)

7. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)

8. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)

9. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

10. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (в пустыне)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

13. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (12)

14. Больше всего воздуха в (тропосфере)

15. Если северный конец магнитной стрелки уклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение считается (восточным)

16. Какой океан самый маленький по площади? (Северный Ледовитый)

IV. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Предложить ученику вытереть мокрой тряпкой доску. Через несколько минут доска станет сухая. Куда делась вода? Вода растворена в воздухе, как сахар в стакане воды

V. Объяснение новой темы.

  1. Распространение водяного пара в воздухе
  2. Зависимость водяного пара в воздухе от температуры воздуха
  3. Абсолютная и относительная влажность
  4. Конденсация водяного пара
  5. Изменение влажности воздуха
  6. Как образуется туман?
  7. Облака и их виды

VI. Усвоение новой темы.

1. Наука, изучающая состояние тропосферы (метеорология)

2. Основной источник влаги в атмосфере (океаны)

3. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (за 3000 лет)

VII. Домашнее задание. $ 30, 31, таб. на стр. 84

VIII. Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Содержание водяного пара в воздухе зависит от температуры. При насыщении воздуха влагой лишняя вода выделяется в виде капелек влаги. Так образуются туман и облака.


География, 6 класс

Дата:

Урок № 22

Тема: Распределение осадков на Земле.

Цель урока:

1) Сформировать знания о причинах образования ветра, атмосферных осадков и их видах;

2) Развивать устанавливать причинно-следственные связи;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Виды облаков»

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Распространение водяного пара в воздухе (испарение с поверхности земли, рек, озер, особенно океанов (86%); круговорот воды)
  2. Зависимость водяного пара в воздухе от температуры воздуха (зависит от состояния испаряемой поверхности и температуры; над океаном пара много, над сушей – мало; чем выше температура воздуха, тем больше содержание водяного пара; насыщенный – если воздух содержит такое количество водяного пара, которое при данной температуре может содержать, при повышении температуры воздух становится ненасыщенным)
  3. Абсолютная и относительная влажность (относительная влажность показывает степень насыщения воздуха водяным паром, при насыщении относительная влажность – 100%)
  4. Конденсация водяного пара (при понижении температуры насыщенного воздуха лишняя влага выделяется виде капелек - конденсация, при температуре ниже нуля пар превращается в кристаллики льда)
  5. Изменение влажности воздуха (относительная влажность с помощью волосяного гигрометра: на метеостанциях – более точно с помощью специальных таблиц)
  6. Как образуется туман? (скопление капелек после конденсации над поверхностью земли – туман, летом часто бывают над озерами, болотами, оврагами; образуется при самой низкой температуре суток – перед рассветом; весной и летом теплый воздух, соприкасаясь с холодной поверхностью земли, конденсируется)
  7. Облака и их виды (капельки воды в облаках очень мелкие и легкие –не падают на землю; 3 вида облаков – кучевые – разрастаясь, становятся кучево-дождевыми, из них выпадает дождь или снег, на высоте 800-1000 м, до 2 км, редко – 3-4 км; слоистые – похожи на туман – до 2 км, продолжительные дожди; перистые – до 6 км и выше – из мелких кристалликов льда, не дают садков; есть переходящие разновидности; гало – коронация Солнца или Луны; облачность – степень затянутости неба облаками, измеря

Date: 2015-09-05; view: 988; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию