Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о третейских судах. Виды третейских судов





Разрешение гражданских споров третейскими судами


 

Согласно п. 1 ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором.

Третейский суд — негосударственный орган (суд), избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения возникшего или могущего возникнуть между ними гражданско-правового спора.

Специфика третейского суда определяется следующим:

третейский суд является негосударственным органом и не входит в систему государственных судов. Следовательно, он не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой только государственно-властной деятельности;

юридической основой деятельности третейского суда по разрешению спора является заключение сторонами третейского соглашения (третейского договора), т.е. соглашения (договора) о разбирательстве спора в третейском суде. Следовательно, при отсутствии такого соглашения рассмотрение спора в третейском суде невозможно.

Преимуществами разбирательства дел в третейских судах являются:

Оперативность и экономичность третейского разбирательства, несвязанность жесткой процедурой и упрощенный порядок рассмотрения дела, признание за сторонами права по взаимному соглашению урегулировать большинство вопросов, связанных с порядком рассмотрения дела.

Конфиденциальность рассмотрения спора, а также отсутствие возможности обжалования решения посредством подачи апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, что, естественно, определяет окончательность разрешения спора.

Наличие специализации отдельных третейских судов в той или иной сфере, вследствие чего рассмотрение соответствующих споров ими осуществляется более компетентно. Возможно также определение сторонами языка, на котором будет рассмотрено дело.

Наличие возможности выбора сторонами не только самого третейского суда, который будет рассматривать дело, но и конкретных лиц (третейских судей). Последние к тому же не обязательно должны являться профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствующую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.).

Существование нормативного механизма, позволяющего принудительно исполнить решение третейского суда через систему государственных судов. Необходимо также отметить, что решение третейского суда может быть исполнено более чем в 140 странах мира на основе имеющихся международных конвенций.

В Республике Беларусь третейское разбирательство споров используется, как правило, при разрешении споров в сфере экономической (хозяйственной) деятельности. В то же время в некоторых государствах (например, в США) третейское разбирательство широко распространено и при рассмотрении иных споров (семейных, трудовых и т.д.).

С учетом мировой практики развития законодательства и правоприменения в сфере третейского рассмотрения гражданско-правовых споров третейские суды, делятся на виды.

По сроку существования третейские суды делятся на:

постоянно действующие (институциональные). Они существуют как учреждения, специально созданные для рассмотрения споров, и не прекращают свое действие с рассмотрением какого-либо конкретного дела.

временно создаваемые (третейские суды ad-hoc, временные, изолированные, разовые, инцидентальные третейские суды). Данные суды учреждаются сторонами для разрешения конкретного дела, а после его разрешения суд прекращает свое существование.

По кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, выделяют:

третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан;

третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан и юридических лиц;

третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и т.д.

По субъектному признаку своей компетенции третейские суды делятся на:

внутренние, которые рассматривают споры только между субъектами того государства, в котором они расположены;

международные, которые рассматривают споры с участием иностранных юридических и физических лиц;

суды, рассматривающие и те, и другие споры.

По предметному признаку компетенции третейские суды делятся на:

третейские суды общей компетенции: рассматривают любые гражданско-правовые споры в определенной сфере (например, любые споры в сфере осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей);

третейские суды специальной компетенции: рассматривают только споры, вытекающие из правоотношений определенного вида (например, споры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений, споры, возникающие в сфере банковской деятельности, операций на фондовом рынке и т.д.).

В принятой за рубежом юридической терминологии третейский суд обычно обозначается термином «арбитраж», «арбитражный суд» (arbitration). В Российской Федерации арбитражными судами называются государственные суды, осуществляющие правосудие в сфере хозяйственных и иных экономических отношений, статус и компетенция которых соответствуют статусу и компетенции отечественных хозяйственных судов.

Для терминологического обозначения в Российской Федерации третейских судов используют термин «коммерческий арбитражный суд» или «коммерческий арбитраж».

Организация и деятельность третейских судов в Республике Беларусь регулируется рядом актов законодательства. Например, основным актом, регламентирующим отношения, связанные с образованием и деятельностью международного арбитражного (третейского) суда, является закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде». Порядок создания и деятельности третейских судов для рассмотрения споров между гражданами и юридическими лицами регламентируется Положением о третейском суде, которое является Приложением 3 к ГПК.

Нормы, регулирующие отношения в области третейского разбирательства, содержатся также в ГПК и ХПК Республики Беларусь. Так, в силу ст. 39 ГПК и ст. 40 ХПК возникающие из гражданских правоотношений споры, подведомственные общему или хозяйственному суду, могут быть по соглашению сторон переданы на разрешение третейского суда.

Республика Беларусь также является участницей ряда международных договоров, регулирующих отношения в области арбитражного (третейского) рассмотрения споров в сфере внешнеторговых и иных международных экономических связей.

Наиболее значимыми международными договорами в этой области являются Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.


Date: 2015-09-18; view: 914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию