Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Средневековая философия 3 page





БРУНО (Bruno) Джордано Филиппе (1548-1600) - итальянский естествоиспытатель, натурфилософ и поэт, доминиканский монах, бежал из монастыря (1576). Приговорен к смертной казни инквизицией за ересь. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. - гениальный поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма, Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду. Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., "божественным бытием в вещах"). Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. "Мир одушевлен вместе со всеми его членами", а душа может рассматриваться как "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Мировая же душа у Б. - носитель "всеобщего ума", универсального интеллекта. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., "другие миры так же обитаемы, как и этот") планетами движутся по собственным орбитам. "Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем". (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой "неподвижных" звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной). 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов - месте сожжения Б. - в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

 

MOP (More) Томас (1478-1535, казнен по повелению Генриха VIII) - английский юрист и философ. Лорд-канцлер (1529-1532). Главное философское сочинение об идеальном государстве - "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516). (Дословно "утопия" означает "нигдея" - место, которого нет). В первой ее части М. живописует трагичный процесс обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Во второй части речь идет о небывалом, идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. М. требовал отчуждения собственности индивидов в пользу государства, напоминающего государство Платона. Именно частную собственность М. рассматривал как главную причину всех социальных бедствий. М. требовал религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества догматов веры и передачу дела воспитания юношества духовенству.

 

УТОПИЯ (греч.: оu -отрицательная частица, topos - место, т.е. "место, которого нет") - понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. - свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты, социально-политических реформ. С середины 19 в., У. все больше превращаются в специфический, жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии.

 

ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. idividuum - неделимое) - философско-этический принцип, утверждающий приоритет ' и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражающий реальную жизненную позицию. К ранним теориям И. в европейской духовной культуре относят воззрения киников и киренаиков. В эпоху Возрождения культ индивидуальности привел к концептуальному оформлению И. И. показывает меру свободы и полноты самовыражения, и, за исключением крайних своих форм, в философии субъективизма и солипсизма, является конструктивным принципом и качеством. Приоритет и автономия личности перед любой формой социальной общности конструктивны до тех пределов, за которыми превращаются в безответственное и антигуманное бытие человека в мире.

 

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог) - философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Термин П. введен лишь в начале 18 в. (Толанд и И. Фай), однако в облике идей гилозоизма он присущ был уже древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также древнеиндийской (брахманизм, индуизм) и древнекитайской (даосизм) мысли. В средние века религиозный П. был присущ системе Иоанна Скотта Эриугены, материалистическую же его трактовку дал Давид Динанский, отождествляя материю, разум и Бога. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции П. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 16-17 вв. усиливаются материалистические тенденции в П., который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза).

Тест 5:

Вопрос 1: Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась...

а) личными заслугами б) - происхождением
в) - социальной принадлежностью г) - соответствием общественным нормам

Вопрос 2: Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу -

а) либерализм б) - индивидуализм
в) - протестантизм г) - коллективизм

Вопрос 3: Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности - …

а) пантеизм б) - телеология
в) - гуманизм г) - утопизм

Вопрос 4: Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

а) гуманизм б) - природоцентризм
в) - теоцентризм г) - идеализм

Вопрос 5: Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

а) космизм б) - романтизм
в) гуманизм г) - материализм

Вопрос 6: Термин "возрождение" означает восстановление интереса к...

а) античности б) - первобытности
в) - язычеству г) - средневековью

Вопрос 7: Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания - ….

а) теоцентризм б) - идеализм
в) антропоцентризм г) -фидеизм

Вопрос 8: Характерная черта Ренессанса:

а) антропоцентризм б) - теоцентризм
в) - космоцентризм г) - наукоцентризм

Вопрос 9: Пантеизм объединяет и отождествляет...

а) Бога и человека б) - человека и природу
в) - науку и религию г) Бога и природу

Вопрос 10: Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

а) Петрарка б) - Фичино
в) - Кампанелла г) - Макиавелли

Вопрос 11: Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в...

а) принятии философии средневековья б) - развитии атеистических воззрений
в) критике средневековой философии г) - утверждении авторитета церкви

Вопрос 12: Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определяющий фактор жизни:

а) Николай Кузанский б) - Никколо Макиавелли
в) Пико дела Мирандола г) - Томмазо Кампанелла

Вопрос 13: Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации - …

а) католицизм б) исихазм
в) протестантизм г) матихейство

 

Вопрос 14: Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

а) предпринимательскую деятельность б) - монашескую аскетическую практику
в) - ростовщическое ремесло г) - молитвенное служение

Вопрос 15: Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований -….

а) критика б) анархия
в) утопия г) теория

Вопрос 16: Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны - образца общественного устройства - …

а) «Суммы теологии» б) «Утопия»
в) «Исповедь» г) «Капитал»

Вопрос 17: Кузанский считал, что человеческое познание...

а) относительно б) - абсолютно
в) - ограничено г) беспредельно

Вопрос 18: Характеристика Вселенной в философии Бруно:

а) бесконечность б) - ограниченность
в) - неодушевленность г) - подвижность

Вопрос 19: Пантеистические взгляды были присущи...

а) Петрарке б) Макиавелли
в) Бруно г) Данте

 

Вопрос 20: Высказал гипотезу о бесконечном множестве миров...

а) Фичино б) Бруно
в) Альберти г) Леонардо да Винчи

 

Вопрос 21: Доказал, что Земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной -...

а) Птолемей б) Аристотель
в) Монтень г) Коперник

 

Вопрос 22: Призывал к героическому энтузиазму, самоотверженности ради высокой цели на земле -...

а) Дж.Бруно б) Н.Коперник
в) М.Монтень г) Ж.Кальвин

 

Вопрос 23: М.Монтень возрождал античный …

а) эклектизм б) стоицизм
в) скептицизм г) неоплатонизм

 

Вопрос 24: Утверждение о том, что только суетность заставляет человека приписывать себе божественные способности и считать себя центром мироздания, сделал …

а) Ф.Петрарка б) М.Монтень
в) А.Данте г) Л.Валла

 

Вопрос 25: М.Монтень является автором такого известного философского произведения, как …

а) "Опыты" б) "Декамерон"
в) "О наслаждении" г) "Об ученом незнании"

Вопрос 26: Автор "Города Солнца", в котором с позиций утопического социализма излагается программа преобразования общества -...

а) Платон б) Аристотель
в) Ш.Фурье г) Т.Кампанелла

 

Вопрос 27: Известный социальный философ эпохи Возрождения, автор знаменитого трактата "Государь" -...

Эразм Роттердамский

а) Н.Макиавелли б) Л.Валла
в) М.Монтень г) Н.Кузанский

 

Вопрос 28: Ренессансные философы понимали человека как (несколько вариантов) …

а) творца б) творение Бога
в) общественное животное г) художника

 

Вопрос 29: Cоответствие между понятиями и определениями:

1.антропоцентризм а) воззрение, признающее ценность человека как личности, его права на
2.реформация б) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания
3.гуманизм в) движение ХУ1 в., направленное против средневековой католической церкви

Вопрос 30: Cоответствие между понятиями и определениями:

1.гуманизм а) эпоха возрождения идеалов античности
2.ренессанс б) резко критическое отношение к служителям церкви
3.антиклерикализм в) воззрение, признающее ценность человека как личности

 

Вопрос 31: Cоответствие между философами и их произведениями:

1.А.Данте а) "О наслаждении"
2.Н.Кузанский б) "Божественная комедия"
3.Л.Валла в) "Об ученом незнании"

 

Вопрос 32: Cоответствие между философами и их произведениями:

1.М.Монтень а) "Город Солнца"
2.Н.Макиавелли б) "Опыты"
3.Т.Кампанелла в) "Государь"

 

Вопрос 33: Периоды в развитии ренессансной философии в хронологическом порядке:

а) гуманистический

б) натурфилософский

в) неоплатонический

 

Вопрос 34: Ренессансные философы в порядке их рождения:

а) Дж.Бруно б) Г.Галилей
в) Н.Кузанский г) Ф.Петрарка

Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

а) Италии б) Франции
в) Германии г) Англии

 

Вопрос 35: В основе натурфилософии Возрождения лежит…

а) теизм б) пантеизм
в) солипсизм г) деизм

Главной целью Реформации 16 в. являлось(-ась)…

а) сближение католической и православной церкви б) реформация православной церковной власти
в) распространение идеологии католической церкви г) преобразование католической церкви

Вопрос 36: Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является…

а) Т. Мор б) П. Абеляр
в) Н. Кузанский г) Н. Макиавелли

Вопрос 37: Раскрыл философское значение гелиоцентрической теории Н.Коперника -...

а) Т.Кампанелла б) Дж.Бруно
в) М.Монтень г) Л.Валла

 

Тема 6. философия нового времени (17 в.)

Новое время - Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника "Об обращениях небесных сфер" (De Revolutionibus), т.е. с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого "Математические начала натуральной философии" впервые опубликовано в 1687 г., обычно называют периодом Нового времени или "научной революции". Речь идет о мощном движении, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилея, идеях Бэкона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму. Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея - наиболее выдающихся ее представителей. Значительное влияние их на "классическую физику" Ньютона очевидно. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Тихо Браге - идейный противник Коперника - устраняет материальные сферы, которые, по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет ("естественного" или "совершенного" в старой космологии) к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формулирует принцип инерции; Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера: действительно, с позиций механики можно сказать, что теории Галилея и Кеплера уже очень близки к отдельным результатам, полученным Ньютоном. Однако за те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение - также медленное, мучительное, но неуклонное - представлении о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой.

 

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Н. присущи характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее, Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Для Н. требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации, Нового времени. Во всех развитых Н. складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпирического уровня - научный факт). К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация Н., возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из Н. (математика, физика, химия, биология, технические и социальные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Как социальный институт Н. начала оформляться в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функция - быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентации человечества.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - особая форма теоретического знания, отображающая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. Термин "картина мира" используется также для обозначения научных онтологии, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. как особый уровень систематизации научных знаний: "общенаучную"; "естественнонаучную" и "социально-научную"; "специальную (частную, локальную) научную" картины мира. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени.

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, основатель методологии опытной науки, учение которого стало отправным пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический деятель Б. занимал видные посты в тогдашней Англии: генеральный прокурор и лорд - хранитель Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. начинал с резкой критики средневековой схоластики. Главную причину ее бесплодия Б. видел в пренебрежении естествознанием, в низведении философии до роли служанки религии. Стремясь освободиться от богословия, Б. прибегает к теории двух истин, разграничивая тем самым компетенцию религии, с одной стороны, и философии и науки, с другой. В качестве цели науки Б. провозгласил господство человека над природой. В главном философском сочинении - "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620) - он ставит задачу сформулировать правильный метод исследования природы. Б. обосновал эмпирический метод («новую индукцию») в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы. К заслугам Б. принадлежит также подробная классификация наук, описывающая не только уже имеющиеся, но и те дисциплины, которые могут и должны быть разработаны в последующем. В 1627 Б. публикует свою утопическую повесть "Новая Атлантида", в которой излагает принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки. В своих трудах Б. прозорливо предугадал возрастание роли науки в жизни человеческого общества. Уже при жизни Б. и особенно сегодня его имя часто упоминается рядом с именем другого великого англичанина - В. Шекспира, труды которого целиком или хотя бы частично приписываются Б.

Идолы познания Бэкона - На пути познания природы, утверждал Бэкон, человек сталкивается с многочисленными препятствиями ("идолами" или "призраками"), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти "призраки" являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких "идолов": 1) "призраки рода" - обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) "призраки пещеры", связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) "призраки рынка", или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) "призраки театра", обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по В., мудрое сомнение и правильный метод.

ГОББС (Hobbes) Томас (1588-1679) - английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). С 1613 - секретарь у Ф. Бэкона. Г. стремился создать целостную философскую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин. Для улучшения жизни людей философия, по Г., призвана постигать явления и следствия из их причин. Г. отрицал существование душ как субстанций, признавал материальные тела в качестве единой субстанции, утверждал, что вера в Бога - плод воображения. Г. отлучил от философии теологию, учения об ангелах, любые знания - продукты "божественного внушения и откровения". Познание вырастает из ощущений (либо непосредственных, либо в виде воспоминаний). Индивидуальное познание смутное. Человек создает "метки", для фиксирования результатов своего опыта. Так происходит накопление знаний. Познание становится цельным, непрерывным процессом. Как существо общественное человек преобразует "метки" в "знаки". Мышление оперирует с "реальностями знаков" - именами. Общие понятия, согласно Г., - "имена имен". Время, по Г., "образ движения" в его последовательности. "Реальностью познания" выступает речь. Все эти интеллектуальные явления связывает главное - согласие людей относительно их содержания и смысла. Речь предоставляет человеку мощь "имен числительных", возможность взаимного обучения и обмена опытом, транслировать в обществе разнообразные приказы и распоряжения. Человек - часть природы и подчиняется ее законам. "Естественный закон - есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни". Собственность - продукт труда и как последний присуща человеческой природе. Вначале природа человека проявляется в эгоизме, в естественном состоянии "войны всех против всех", не выгодной ни для кого. Люди объединяются в государство при помощи "общественного договора" и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн. Благо народа - высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г. Общественный закон суть совесть гражданина. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку: жизнь; свобода; собственность.

Date: 2015-09-18; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию