Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различные подходы к определению философии





Согласно Платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Христиан Вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. Кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. Шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. Согласно Н. Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя.

 

ТЕОРИЯ (греч. teoria - рассмотрение, исследование) - (1) - в широком смысле: развернутое учение; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области (проблемного поля); (2) - в более строгом и специальном смысле, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. По своей структуре теория представляет собой систему законов определенной науки. Эта система строится т.обр., что некоторые из законов, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Т., будучи ядром научного знания, выполняет ряд познавательных функций, важнейшие среди которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений и экспериментов излагаются на языке данной теории, и, т.обр., происходит их первичная интерпретационная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из состава теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить его в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Сфера истинности теории устанавливается и уточняется в процессе ее практического применения. За пределами этой сферы теория теряет свои познавательные функции.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью - природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. не сводится к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица. Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М. М. - фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки. Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Система М. как социальное "ядро" личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.

 

«Основной вопрос философии» - вопрос о соотношении бытия и сознания. Распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма. Классическая формулировка этого вопроса принадлежит Гегелю: по его определению, при разрешении противоположности между бытием и мышлением философия "распадается на две основные формы разрешения этой противоположности – реалистическую (материалистическую) и идеалистическую".

 

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – esse est percipi (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр). В широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм.

 

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю. Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский М. восходит своими истоками еще к античному атомизму. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. Своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. Просвещения (Ж.Ламетри, П.Гольбах, Д.Дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.А.Фейербах, Д.Ф.Штраус, Я.Молешотт, К. Фогт, Л.Бюхнер, Э.Геккель, Е.Дюринг). Необходимо различать следующие разновидности материализма: ОФизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) Биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж.Ламетри, В.М.Бехтерев). 4) Нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. Он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) Диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).

 

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - направление в гносеологии и праксеологии, признающее решающую роль разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Исторически первой формой Р. стала античная натурфилософия. В средневековой философии эта традиция реализовалась в системе дедуктивных знаний. В 14-16 ст. она столкнулась с фактами, указывающими на необходимость революции в представлениях о разуме. В новоевропейской истории традиция Р. представлена именами Спинозы, Мальбранша, Лейбница, Канта и др. Ее устойчивость обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории (Гегель). В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический Р. стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива - иррационализм. Однако, полностью Р. не был отвергнут. Попытки нового его обоснования осуществлялись марксизмом; структурализмом (идея сверхрационализма) и др.

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - бессознательное, ' неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рационального и иррационального) радикально пересматриваются. Т.обр., несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин "И.", строго говоря, относят все же к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 - начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества.

 

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

 

МОНИЗМ (от греч. monas – единственность) – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма, из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), например, монизм мышления, или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм).

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла ), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, вера и знание и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. ).

 

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis множественный) – философская (метафизическая) точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и монадология. Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий монизм, плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.

1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существи изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.

2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Начиная с Шеллинга и Кьёркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни. Через Ницше и Шелера развитие шло дальше к экзистенциализму, в котором философская антропология нашла свое временное завершение. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией и благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития др. наук привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социологической, педагогической, теологической и др.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.

 

ЛОГИКА (от греч. logos – логос) 1) способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби), учение о последовательности и методах познания (наука логики). В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем (имеющимся) понятиям Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе. Логика (как наука) – лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности содержания мышления и познания. Основателем западноевропейской логики (как науки) является Аристотель, «отец логики».

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. nature природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Состояние развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего состояния естественных наук.

 

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, а в более общем понимании – об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т. д.), его формах и типах (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении.).

 

ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской). Для современной Э. характерен активный процесс взаимообогащения в русле диалога культур рубежа второго тысячелетия, однако, неизменной остается главная тема - рассуждения о природе морали, - и основной вопрос: что я должен делать? Логика исторического развития основных этических идей показывает последовательные и обоснованные попытки исследования сущности морали как уникального духовно-практического феномена предельной степени сложности. Интегральные характеристики морали связаны с идеями абсолютной ценности жизни, самоценности индивидуальности, свободой выбора приоритетов в социодинамике культуры, долженствования, альтруизма, любви, самоидентификации, драматического поиска и обретения смысла жизни. В философском знании Э. выполняет роль смыслообразующего принципа, а аксиология морали возвышается до уровня общечеловеческих ценностей, обогащая понимание истины, красоты, веры. И, подобно тому, как мораль имеет всепроникающий характер, различают этические аспекты всех наук в современном интегральном знании. Э. кануна второго тысячелетия хранит абсолютное содержание традиционного понимания морали, и, вместе с тем, открывает новые гуманистические горизонты.

 

 

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях;аксиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей. Философия ценности – выделившаяся после работ Лотце область философии, проблемы которой сначала рассматривались, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой – в психологии (особенно вопросы воления и чувств). Только позднее складывается вокруг проблемы ценности новая философская дисциплина.

Функции философии:

Мировоззренческая - функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира;

Аксиологическая - функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей;

Социальная - функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению.

Тест 1:

Вопрос 1: Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира это:

а) религия б) наука
в) философия г) культура

Вопрос 2: Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю – это…

а) космизм б) идеализм
в) материализм г) монизм

Вопрос3: Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это

а) плюрализм б) объективизм
в) материализм г) субъективизм

Вопрос 4: Учение о человеке – это

а) антропология б) гносеология
в) онтология г) этика

 

Вопрос 5: Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает...

а) - монизм б) - дуализм
в) - скептицизм г) - релятивизм

Вопрос 6: Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

а) - плюрализм б) - релятивизм
в) - скептицизм г) - агностицизм

Вопрос 7: Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей - это …

а) - релятивизм б) субъективизм
в) - рационализм г) иррационализм

Вопрос 8: Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

а) прогностическая б) мировоззренческая
в) критическая г) методологическая

Вопрос 9: Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

а) аксиологическая б) мировоззренческая
в) критическая г) критическая

Вопрос 10: Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

а) прогностическая б) критическая
в) социальная г) гуманитарная

Вопрос 11: Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ - это …

а) - антропоморфизм б) - антропологизм
в) - антропогенез г) - антропофагия

Вопрос 12: Философия основывается не на разуме, а на переживаниях, интуиции, эмоциях утверждает:

а) - сенсуализм б) рационализм
в) - редукционизм г) иррационализм

Вопрос13: Существующее независимо ни от чего другого:

а) субстанция б) - сознание
в) - интенция г) - атрибут

 

Вопрос 14: Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития - …

а) гносеологическая б) мировоззренческая
в) онтологическая г) политическая

 

Вопрос 15: Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:

а) аксиологическая б) - онтологическая
в) - гносеологическая г) - антропологическая

Вопрос 16: Функция социальной философии, позволяющая проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:

а) мировоззренческая б) - методологическая
в) - прогностическая г) теоретическая

 

Date: 2015-09-18; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию