Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция втораяМИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКАДЕМИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА
Н.М.ЗЕЙФАС ИСТОРИЯ МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕЕ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЯХ Курс лекций
ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (ЕГИПЕТ, ШУМЕРО-ВАВИЛОНИЯ, ИУДЕЯ, КИТАЙ)
Москва егодня мы будем говорить о музыкальной культуре древнейших цивилизаций Востока – Древнего Египта, Шумеро-Вавилонии, Иудеи и Китая. В отличие от первобытного периода, от этой эпохи до нас дошло уже гораздо больше документальных свидетельств, запечатленных как в памятниках изобразительного искусства, так и во многочисленных литературных памятниках – легендах, мифах и, разумеется, в священных книгах, в частности, в Библии. Однако свидетельства эти все же весьма специфические, допускающие самые разные толкования. Главное же – нет собственно звуковых документов, важнейших для музыканта. Поэтому музыкальный портрет эпохи воссоздается историками лишь по косвенным данным, в том числе и по некоторым пластам сегодняшней традиционной музыки народов, живущих на этой территории. У древнеегипетской, шумеро-вавилонской, древнееврейской и древнекитайской культур немало общих черт, многие из которых были затем унаследованы древнегреческой культурой (о которой речь у нас пойдет в следующий раз). Во-первых, музыка и в этот период остается составной частью единого синкретического искусства, а значит, основной вид музицирования – по-прежнему хоровые песни-пляски в сопровождении музыкальных инструментов, а также обрядовые театрализованные действа в основном ритуального характера – мистерии. Во-вторых, в связи с возникновением мощных рабовладельческих государств в музыкальной жизни общества формируются два основных центра, где искусство развивается особенно интенсивно. Это или пышный двор фараона, царя, другого властителя, или храм. Благодаря этому музыка, по-прежнему сопровождая человека во всех событиях его жизни, одновременно как бы приподнимается над повседневностью. О ней начинают рассуждать, ее пытаются осмыслить, причем пользуются для этого способами, доступными тогдашней науке, а значит, прежде всего символикой чисел. Все это можно наблюдать на примере одной из древнейших культур древнего мира – египетской. узыкальная культура Древнего Египта зародилась в конце 4-го тысячелетия до н. э., в эпоху так называемого Древнего царства и особенно интенсивно развивалась в эпохи Среднего и Нового царств, соответственно вплоть до ХI века до н. э. – то есть еще до образования государства Древняя Греция. Впрочем, на этом история Древнего Египта не закончилась: были еще поздний период, включающий два столетия под властью персов, и эллинистический – под властью древних греков, после завоевания Египта Александром Македонским. В эллинистический период (с IV до I в. до н. э.) Египтом правила династия Птолемеев (не путать с астрономом Клавдием Птолемеем, который уже в нашу эру утвердил геоцентрическую систему мира.) При Птолемеях столицей мира стала Александрия, где бурно расцветала музыкальная жизнь и уже в III в. до н. э. появился первый орган – гидравлос – инструмент с трубками, воздух в которые нагнетался давлением столба воды. Вы, конечно, слышали и имя Клеопатры – последней царицы из династии Птолемеев. Она покончила с собой в 30-м г. до н. э. когда египтяне потерпели поражение в борьбе с Римом. С этого момента древнее египетское государство перестало существовать, осталась лишь провинция в Римской империи. Как видно, история древнего Египта длилась около трех тысячелетий. За это время египетская культура вступала во взаимодействие с культурами самых разных народов – и тех, кого подчиняла своей власти могучая восточная деспотия, и тех, кто Египет завоевал (первыми это сделали еще в XVII в. до н. э. кочевники-гиксосы). И тем не менее, жизнь египетского общества отличалась редкой устойчивостью, можно сказать, консерватизмом. Историки объясняют такую устойчивость двумя основными причинами. Первая – природные условия: Нил разливается ежегодно, удобряя поля плодородным илом, а развитая система ирригационных сооружений обеспечивает запас воды на целый год (правда, из Библии мы знаем “о семи тучных и семи тощих годах” Египта, но это, видимо, явление исключительное, а потому приписанное заступничеству Иеговы за своего любимца Иосифа). Другая причина редкой устойчивости египетского общества и культуры – очень сильная централизованная государственная власть, без которой вряд ли удалось бы поддерживать в безукоризненном состоянии сложную систему ирригационных сооружений, обеспечивавшую жизнь этой огромной деспотии. Сами египтяне, однако, не только чувствовали, что их музыка и культура в целом меняются и развиваются, но даже пытались этому противостоять. Именно в Египте впервые в культурной истории человечества прозвучал лозунг “Назад к древности!”, с которым мы позднее еще не раз встретимся. Египетский ренессанс, или египетская реставрация, пришелся на эпоху Нового царства – то есть еще на мифологический период истории Древней Греции. Тогдашние египтяне стремились вернуться к стилю Хеопсовой пирамиды (самой большой в Египте, а жил Хеопс в XXVII в. до н. э.), изгоняли из употребления иностранные слова и вводили древние речевые обороты, усиленно насаждали древний культ животных, пытались запретить в храмах любую инструментальную музыку, за исключением систра – священной погремушки. Кстати, такое изгнание инструментальной музыки из храмов мы еще не раз будем наблюдать в истории музыки, и всегда это происходит на сравнительно высокой стадии развития музыкального сознания, когда певцы благодаря многолетнему опыту музицирования с инструментами приучаются держать единый строй и ритм. Например, палестриновский строгий стиль a cappella мог появиться только во второй половине XVI в., после нескольких веков хорового музицирования при поддержке инструментов. К сожалению, в отличие от пирамид, сфинксов, мумий и саркофагов, египетская музыка исчезла бесследно, хотя некоторые ученые и полагают, что ее отголоски дошли до нас в напевах коптов – потомков неарабского населения Египта, принявших позднее христианство, а также в мелодиях сирийцев и жителей Палестины, которые попадали в свое время под власть Египта. Музыку Сирии и коптов мы услышим на одной из ближайших лекций. Пока же обратимся к немым свидетельствам очень бурной музыкальной жизни Древнего Египта – памятникам изобразительного искусства и литературы. Если судить по барельефам и рисункам на гробницах, музицировали в Египте всегда ансамблями: хор и оркестр или пение в сопровождении инструментов. И это было правилом не только в храмовых и дворцовых пышных церемониях, но даже в быту. Например, есть изображение утреннего туалета знатной египтянки: ее одевают несколько прислужниц, а в это время играют две арфы и поют три певицы, хлопая в ладоши – видимо, такие хлопки помогали держать ритм (ту же функцию выполняли барабаны и систры). Инструменты обычно тоже изображались группами. Например, в эпоху Древнего царства на одном из барельефов изображено восемь флейтистов. Логично предположить, что так называемые юбиляции (вокализы, мелодически распевающие один слог слова) впервые возникли также в Древнем Египте – потому что на настенных рисунках в одной из гробниц Среднего царства рядом с певцами написаны слоги “ха-ха” или “и-и-и” – то есть, явно не слова, а распевы. Поскольку ансамблевое музицирование нуждалось не только в единстве ритма, но и в точности интонации, на некоторых рисунках певцы, поющие в сопровождении инструментов, изображены с приложенной к уху ладонью. Существовал и способ дирижирования этими первобытными хорами или ансамблями. Способ этот сохранялся еще много веков после распада Древнеегипетского государства (отдельные знаки попадаются и в русских рукописях XI–XIII вв.) и потому в истории осталось не египетское, а греческое его название – хейрономия или хирономия (от слова “рука” и “знак”). Кстати, в египетской письменности понятие “петь” обозначалось как “производить рукой музыку”, и на рельефах или рисунках поющие люди нередко действительно запечатлены с поднятыми вверх руками и по-разному сложенными пальцами. Итак, хейрономия – это жестикуляция пальцами и кистями рук, указывающая направление мелодической линии, ритм, динамику и агогику (изменение темпа). Конечно, хейрономия имела смысл только в том случае, когда певцы уже знали мелодию: она как бы напоминала им ее очертания и помогала петь всем вместе. Точно такую же напоминательную (или мнемоническую) функцию выполняла и египетская нотация, которую называли пиктографической. Пиктография – это рисуночное письмо, отражающее общее содержание сообщения и не связанное с каким-либо конкретным языком. Да и само понятие могло быть весьма размытым. Например, в Египте один и тот же иероглиф обозначал, как я уже говорила, “петь и производить рукой музыку”, а сверх того и еще “играть на флейте”. Одним иероглифом обозначались и певец, и тот, кто сопровождал его пение хлопаньем в ладоши и т. п. Точно так же и пиктографическая нотация, подобно хейрономическим знакам, ничего не говорит нам сегодня о конкретном содержании музыки. Поэтому композиторы, обращающиеся к образам Древнего Египта, имеют полную свободу действий. Вот, например, “Аида” Верди, которой открылся в прошлом веке оперный театр в столице нового Египта – Каире. Правда, для премьеры по заказу Верди были специально изготовлены шесть староегипетских труб (по образцу старинных барельефов), однако исполнявшаяся на них музыка, например, победный марш, принадлежит явно нашему времени. Точно так же в сцене суда над Радамесом или в танцевальных сценах звучит музыка XIX века, хотя и отмеченная ароматом архаической экзотики “Востока”. Аналогичным образом поступил уже в наши дни американский композитор Филипп Глас, сочиняя оперу “Эхнатон”. Эхнатон – что в переводе значит “угодный Атону” – имя, принятое одним из египетских фараонов, который жил в XIV в. до н. э. и в отличие от большинства своих сородичей был реформатором. В частности, он пытался утвердить в Египте первый монотеистический (т. е. “единобожий”) культ бога солнца Атона. Атон был первым абстрактным божеством в истории религии – ранее все египетские боги представлялись в образах зверей или птиц, в лучшем случае – в человеческом обличии. Эхнатон попрал и другие законы тогдашнего общества – в частности, отказался от полигамии, то есть многобрачия. Кстати, его женой была знаменитая красавица Нефертити. Египетское общество жестоко покарало единственного в своей истории дерзкого реформатора. Построенный им город Атетатон был разрушен, и память о нем навсегда стерлась бы из истории, если бы в конце прошлого века египетская крестьянка, собиравшая навоз в городище Эль-Амарна, не нашла множество табличек с клинописными надписями, которые поведали нам обо всем этом. В либретто оперы использованы подлинные тексты эпохи Эхнатона на древнеегипетском, а также на аккадском языке – языке тогдашней дипломатической переписки. Музыка же выдержана в характерной для американского минимализма манере – она как бы бесконечно кружится на нескольких нотах, повторяя одно и тоже, лишь с минимальными и очень постепенными изменениями. Сейчас мы послушаем фрагмент первой сцены второго акта – “Храм”. Здесь изображается консервативная древнеегипетская музыка культа бога Амуна, против которого восстает Эхнатон. В конце этой сцены фараон и его сподвижники окружат храм Амуна и сорвут с него крышу, чтобы внутрь храма проник свет бога Солнца – Атона. (Фонограмма)
Оставаясь частью синкретического целого, музыка в Древнем Египте постепенно начинает осознаваться как явление, наделенное эстетическим и этическими свойствами: служащее, с одной стороны, для украшения жизни, наслаждения, а с другой, – воспитывающее моральные качества. Слово “хи”, которым обозначали музыку, одновременно означало также “удовольствие”; название египетской лютни “нафр” или “набла” переводилось как “добрый”, а “петь” было синонимом слов “хвалить” и “ликовать”. Певцы и музыканты пользовались в египетском обществе огромным уважением – были приближенными фараона, считались иногда даже его родственниками, следовательно, почти обожествлялись. Их изображения ставились в храмах, их хоронили со всяческими почестями, их гробницы украшались хвалебными надписями такого рода: “Верховный певец, услаждавший душу и сердце своего повелителя дивным пением”, “великий певец фараона” или даже “пророк”. А на гробнице верховного певца Мериан-зутена (то есть “Любимца фараона”) есть не только рисунки, но даже скульптурные украшения и барельефы с подписью: “Как солнца восход, было твое появление. Последний день твоей жизни стал днем скорби для нас”. Уже из этого ясно, что певцы и музыканты в Египте были профессионалами – людьми, не просто одаренными талантом, но и специально учившимися с целью овладеть высоким, недоступным другим мастерством. Недаром именно здесь впервые появляются династии музыкантов. Так, семья Снефрунофер, начиная с 2400 г. до н. э. на протяжении нескольких веков поставляла придворных хейрономов, а также руководителей военных ансамблей. Одним из самых примечательных элементов музыкальной культуры Древнего Египта были мистерии (буквально “таинства”) – религиозные обряды с музыкой, пением и пантомимой. Они разыгрывались в честь разных богов. Например, считалось, что солнечная богиня на время зимы покидает страну, и для того чтобы она вернулась весной, ее нужно заманить обратно пением и плясками. Самыми распространенными были мистерии, или страсти Озириса – бога умирающей и воскресающей природы, брата и супруга богини плодородия Исиды (Изиды). Оба считались покровителями и большими любителями музыки; некоторые источники даже связывают происхождение музыки с именем Изиды, а изобретение флейты приписывают Озирису. По описанию греческого историка Геродота, в V в. до н. э. в 16 больших городах Египта в начале зимы справлялись мистерии Озириса – ночные представления, рассказывающие о перенесенных богом страданиях. Осенью и весной справлялись также мистерии Изиды. Все эти ритуалы связывались со сменой времен года, и во всех важное место занимали похоронные причитания – оплакивание якобы умершего бога и призыв вернуться (если помните, такой призыв мы слышали в прошлый раз и в похоронном обряде Северной Дагомеи). Египетский Озирис считается первым в мировой религии богом умирающим и воскресающим – то есть далеким предтечей Христа. Хотя египетская религия умерла вместе с распадом деспотического государства, отдельные элементы мистерий Изиды и Осириса продолжали жить в мистических культах греков, затем римлян, а позднее и других народов. К примеру, действие оперы Моцарта “Волшебная флейта”, аллегорически воспроизводящей обряд посвящения в масоны, предположительно происходит именно в Древнем Египте, и царь, жрец и мудрец Зарастро начинает благословение юной пары героев оперы обращением к богам: “О Изида и Озирис, даруйте им мужество”. Если верить свидетельству Геродота, то образ погибшего в расцвете сил юноши (земного двойника Озириса) был очень популярен в Египте и воплощался, в частности, в песне-плаче, которая удивительно походила на позднейший греческий плач о Линносе и аналогичные напевы других народов. Инструменты, описанные в иконографических и литературных памятниках Древнего Египта, встречаются и во многих других странах древнего мира, поэтому точно сказать, какой из них изобрели сами египтяне, а какой заимствовали, невозможно. Во всяком случае, уже на гробницах Древнего царства представлены основные виды инструментов, дошедшие впоследствии до нас. Во-первых, это арфа и кифара – инструменты со струнами разной длины и толщины, каждая из которых издает только один звук – значит, по числу струн на арфе и их настройке можно восстановить древнеегипетский звукоряд. Во-вторых, это лютня – инструмент с небольшим числом струн и длинным грифом. Прижимая пальцы к грифу в разных местах, музыкант укорачивает струну и получает разные звуки. И, наконец, это духовые: флейта с небольшим числом отверстий и древний гобой, часто двойной (две трубки, в которые дули одновременно, получая разные звуки). Флейта и гобой отличаются друг от друга по способу звукоизвлечения. У флейты воздушный столб внутри инструмента приводится в движение струей воздуха, рассекаемой краем отверстия. У гобоя же есть трость – тонкий кусочек тростника или дерева, передающий свои колебания внутреннему воздуху (соответственно трость может быть двойная – две пластинки, это тип гобоев, или свирелей, и одинарная – это тип кларнетов). Разумеется, как и в первобытном оркестре, у египтян было множество ударных, в том числе уже упоминавшийся систр. Те же длинные трубы, которые использовал Верди в “Аиде”, звучали только в военной музыке. О теоретических воззрениях древних египтян мы знаем в основном по пересказам греческих и римских писателей. Считается, что многие элементы греческой музыкальной теории позаимствованы из Египта, что весьма вероятно: между этими странами всегда существовал интенсивный взаимообмен, а в эллинистический период истории Египта (от IV в. до н. э.) греческие учителя музыки работали в Египте, а египетские музыканты высоко ценились в Греции. Говорят также, что основатель математической музыкальной теории греков Пифагор (VI в. до н. э.) был посвящен в таинства египетских жрецов и именно оттуда позаимствовал идею звуковых соотношений по квинтам, а также определения красоты и гармонии: “Красота есть гармония”, “Гармония есть мировое все”. Как и во всех древних культурах, у египтян большую роль играли священные числа. Так, “4” обозначало четыре ипостаси (образа) божества и потому лежало в основе как архитектуры (четырехгранная форма пирамид и обелисков), так и музыки. Вполне естественно, что интервал из четырех ступеней – кварта – должен был занять важное место в музыке древних египтян, как впоследствии и греков. Возможно, основой древнеегипетской звуковой системы тоже был тетрахорд – четырехступенный звукоряд в диапазоне кварты. Тетрахорд – одна из древнейших единиц первичного ладового мышления, и подробнее мы поговорим о нем в следующий раз, когда будем знакомиться с музыкой Древней Греции. В то же время египтяне знали и семиступенный звукоряд – его связывали с мистическим числом “7”, обозначавшим семь известных тогда планет, включая Солнце и Луну. Согласно египетской теории, самый низкий тон гаммы относился к самому высокому, как расстояние от Земли до самой дальней планеты – Сатурна к расстоянию до самой близкой – Луны. Впрочем, если верить ученым, изучавшим настройку обнаруженных при раскопках и изображенных на барельефах и рисунках арф и флейт, основным звукорядом египтян был все же пятиступенный, или пентатонический, о котором мы поговорим чуть позднее, рассматривая китайскую музыку. лижайшая по времени и территории к Древнему Египту цивилизация – шумеро-ассиро-вавилонская. Она развивалась в Месопотамии, или Двуречье – в области, расположенной между реками Тигр и Евфрат на территории нынешнего Ирана. Здесь уже с 4‑го тысячелетия до н. э. формировались первые государства, а в 3-м тысячелетии возник Шумер, который 1000 лет спустя уступил место Вавилонии, с XIV в. до н. э. – Ассирии, а она, в свою очередь, подчинилась затем Нововавилонскому царству, которое просуществовало до 539 года до н. э. В тот год вавилонский царь Навуходоносор, который, согласно Библии, очень досаждал иудеям, был разбит царем персов Киром, и от древней цивилизации остались лишь обломки. Чтобы не путаться, историки называют всю эту культуру шумеро-вавилонской или ассиро-вавилонской, тем более, что народы, воевавшие и просто постоянно общавшиеся, не могли не заимствовать друг у друга самые разные представления и формы жизни. В шумеро-вавилонской культуре много общего с египетской, но есть и отличия. Во-первых, здесь большее развитие получили точные науки, а также магия. Во-вторых, несравненно более высокого уровня достигла письменность – уже не пиктографические иероглифы, но более абстрактная клинопись, которой стали пользоваться и другие народы в дипломатической переписке. Видимо, ассиро-вавилоняне вообще обладали большей способностью к абстрактному мышлению, чем египтяне, поскольку именно у них появляется геометрический орнамент. И сверх всего прочего, у вавилонян, в отличие от египтян, был уже и свой эпос – “Гильгамеш”, который, возможно, повлиял на формирование древнегреческих сказаний о Геракле. (По преданию, Гильгамеш жил в XXVIII в. до н. э., правил городом, дружил с диким человеком и странствовал по свету в поисках тайны бессмертия). Что касается музыки, то она по-прежнему занимала почетное место – так что в Шумере в честь музыкальных инструментов даже совершались жертвоприношения. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями, и их именами назывались годы. С другой стороны, были и музыканты-рабы. В целом шумеро-вавилонская музыка отличалась еще большей роскошью и блеском, чем египетская, – известно, что один вельможа содержал около 150 певцов и инструменталистов. Есть сведения о том, что придворные музыканты давали публичные концерты. Ансамбли певиц и инструменталисток содержались также в гаремах. Существует предположение, что именно от шумеров дошла до нас первая нотная запись. Во всяком случае, именно так расшифровал немецкий музыковед Курт Закс табличку с клинописными значками, которые изображают 57 слогов, не связанных друг с другом по смыслу. Запись датируют 3-м тысячелетием до н. э. По мнению Закса, это двузвучный арфовый аккомпанемент для не сохранившейся вокальной мелодии, скорее всего пентатонического склада. Арфа вообще была любимейшим инструментом ассирийцев, так что они даже изобрели специальную маленькую арфу треугольной формы – так называемую угловую; эту арфу можно было нести в руках во время похода. На рельефах часто изображаются целые процессии арфистов, за которыми следуют певцы, женщины, хлопающие в ладоши, и исполнители на других инструментах. Оркестры играли и в вавилонских храмах – в частности, в Библии рассказано, что уже упомянутый Навуходоносор, при котором строилась Вавилонская башня, приказал восхвалять золотого тельца, установленного им в храме Ваала, звуками “флейт, псалтырей, симфоний и самбук”. Из названных здесь инструментов особенно примечательна симфония – это древняя волынка. Некоторые историки считают, что вавилонцы и ассиряне переняли ее от пастушеского племени халдеев, которые особенно славились как звездочеты и маги. Возможно, магическое число “4” дошло до нас именно от халдеев, равно как и встречающееся в разных культурах исчисление музыкальных пропорций между временами года. По свидетельству греческого ученого Плутарха, вавилоняне считали, что соотношение весны и зимы представляет собою кварту, осени и весны – квинту, а весны и лета – октаву. Священным числом для шумеров и вавилонян было и “5” (число основных планет без Солнца и Луны, органов чувств у человека и т. п.), поэтому некоторые ученые полагают, что основой их музыки могла быть пентатоника. Были у ассиро-вавилонян и свои мистерии: на Новый год разыгрывались страсти Бела-Мардука, а в день летнего солнцестояния – страсти юного бога весны Таммуза: он погибал от летней жары, и его сестра и супруга богиня Иштар спускалась за ним в преисподнюю. Вы, наверное, сразу заметили близость этого мифа к греческому мифу об Орфее и Эвридике. Разница заключается лишь в том, что Иштар играла при этом не на лире, а на флейте, поскольку духовой инструмент, непосредственно связанный с дыханием, мог, по мнению древних, более эффективно оживлять мертвых – как бы вдыхать в них жизнь. Остается упомянуть о том, что именно от шумерской культуры дошло до нас первое свидетельство существования самостоятельной инструментальной музыки: на печати с изображением пастуха с собакой пастух играет на флейте, а собака слушает. Кроме того, от шумеро-вавилонской культуры дошло до нас первое письменно зафиксированное высказывание о целительной силе музыки: “Пение успокаивает сердце, умиротворяет дух, осушает слезы, уменьшает стоны”. тесном взаимодействии с древнеегипетской и шумеро-вавилонской развивалась и древнееврейская культура. Правда, хронологически она гораздо моложе: ее развитие началось с формированием в XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства на территории Палестины – кстати, само название страны происходит от племени филистимлян, с которыми воевали евреи. В 928 г. до н. э. это царство распалось на Израильское и Иудейское; первое было потом завоевано ассирийцами, второе – царем Навуходоносором. Та же Иудея, о которой говорится в Новом Завете (и “Мастере и Маргарите” Булгакова) – это уже провинция под протекторатом, а затем и под прямой властью Рима. Подобно древнеегипетской и шумеро-вавилонской, древнееврейская музыкальная культура не оставила достоверных следов в памяти народа – недаром в музыкальных энциклопедиях египетская и древнеегипетская, еврейская и древнееврейская музыка рассматриваются отдельно: между ними отсутствует прямая связь. Понятно, что композиторам, писавшим на ветхозаветные тексты, предоставлялась полная свобода. (Фонограмма)
Это тем более удивительно, что, в отличие от египтян и шумеро-вавилонян, евреи сохранили свои религиозные обряды в почти неизменном виде до наших дней, несмотря на то, что после вторичного разрушения Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н. э. и изгнания из Палестины они оказались рассеяны по миру. Однако музыка единого культа в каждом новом месте расселения еврейской диаспоры звучит по-разному, потому что она впитала влияния самых разных культур – прежде всего арабской и западноевропейской. Все же в культе сохранились отдельные мелодии, считающиеся древними. Самая старинная из них записана в XII в. неким Обадьей. Он был монахом, жил в Южной Италии, а в 1102 г. почему-то принял иудейскую веру, стал путешествовать, посещал еврейские общины на Востоке и, наконец, поселился в Египте. Здесь он вел дневник на древнееврейском языке и записал две мелодии. Начало дневника и нотную тетрадь нашел венгерский музыковед Шандор Шейбер. Записали эту мелодию также исполнители из Венгрии в респонсорной манере, которая считается характерной для иудейского церковного пения. Обратите внимание: мелодия начинается от вершины-источника, однако уже не “скачет” по регистрам и не скользит по всему диапазону, как в образцах первобытного искусства, а движется плавной дугой, напоминая о григорианском хорале (как вы вскоре узнаете, она и была одним из истоков этого хорала). (Фонограмма)
А сейчас мы услышим образец так называемой “кантилляции” – распевного чтения библейского текста. Тексты Торы – пяти первых книг Ветхого завета, созданных в IX–VII вв. до н. э. и окончательно отредактированных в V в. до н. э., снабжались “негинами” – акцентными знаками, прообразами будущих византийских и западноевропейских невм или российских крюков – знаков нотации, помещавшихся непосредственно над текстом. Утверждают, что эта мелодия восходит чуть ли не к VI в. до н. э. В данном случае ее поет хор. (Фонограмма)
Если даже основа этой мелодии и восходит к VI в. до н. э., то ее распев по стилю ближе к сравнительно поздним образцам псалмодии. Буквально “псалмодия” означает “пение псалмов”; в византийской письменности V–VI вв. н. э. так обозначали правила исполнения псалмов – лирических стихов, которые приписывают царю Давиду (жившему в конце XI–X в. до н. э.); эти стихи составляют часть Библии (Псалтирь). Поэтому вполне естественно предположить, что основные правила их исполнения начали складываться еще в древнееврейской музыке и уже оттуда были унаследованы ранними христианами. В XX веке в поисках истоков древнееврейской псалмодии ученые записывали напевы очень изолированно живших еврейских общин Йемена и бывшей Вавилонии. Среди этих записей есть простейшие мелодии евреев из Сирии – это мелодии в диапазоне терции или кварты.
Некоторые из еврейских культовых мелодий идеально укладываются в схему будущего григорианского хорала: начальное восхождение – инициум – в переводе “ввод”; центральный раздел – тенор или туба – закрепление на речитации одного звука; затем в более развернутых мелодиях бывает медианта – буквально “середина”, или, как ее еще называют, метрум – это высшая точка мелодии и одновременно закругление дуги, отмечающее начало спуска; как следует из названия, медианта делит протяженные напевы на две равные половины; заключает же григорианский хорал и еврейскую псалмодию финалис – заключение – возврат вниз. В кратких напевах псалмодия может состоять только из инициума, тенора и финалиса.
или
Есть и более сложные образцы, поразительно совпадающие с развитым григорианским хоралом. Один из таких примеров приводит Абрахам Идельсон – еврейский музыковед, родившийся в Латвии, а умерший в Южно-Африканской Республике; всю жизнь он посвятил собиранию и изучению древней и современной еврейской музыкальной культуры. Вот пример респонсорного пения, записанного им в Йемене:
И все-таки псалмодия раннехристианских культов и нын0ешних еврейских общин отличается от церковной и бытовой музыки древних евреев по одному очень существенному признаку: это музыка чисто вокальная. Между тем вплоть до вторичного разрушения Иерусалимского храма римлянами и изгнания евреев из Палестины все формы музицирования у древних евреев – как и у древних египтян, шумеров, вавилонян и ассирийцев, были вокально-инструментальными. В той же Псалтири в начале некоторых псалмов специально даются указания начальнику хора, на каком “орудии” – музыкальном инструменте – нужно сопровождать пение псалма. А в последнем, 150-м псалме Давид даже перечисляет, на каких инструментах следует хвалить Господа (кстати, здесь, как в Древнем Египте, “петь” и “хвалить” – синонимы): “Хвалите Его со звуком трубным, Хвалите Его на псалтыри и цитре, Хвалите Его с тимпаном и ликами, Хвалите Его на струнах и органе, Хвалите Его на звучных кимвалах, Хвалите Его на кимвалах громогласных”. На подобные стихи позднее не раз будут ссылаться теоретики музыки и музыканты-практики, призывая вернуть инструменты в церковь. Кстати сказать, исчезновение инструментов из церковной музыки евреев, кажется, единственный раз в истории не было вызвано желанием исправить нравы погрязшего в пороках общества или стремлением вернуться к “золотому веку” древности; в данном случае это был знак траура по разрушенному Иерусалимскому храму. Хотя в Библии музыкальные инструменты упоминаются постоянно, некоторые из них до сих пор не удалось точно опознать. Дело в том, что иудейская религия запрещала изображать предметы культа. Под запрет также подпадали и инструменты, используемые в богослужении. Неудивительно, что сегодня в одном учебнике истории музыки написано, что инструмент шалишим – это медные тарелки, а в другом – что это струнный инструмент. Загадкой остается и инструмент под названием магрефа, который находился в Иерусалимском храме еще в первые годы христианства и представлял собой некое подобие органа. Согласно еврейским источникам, в инструменте было десять трубок, и каждая из них давала по десять звуков (что без наличия отверстий и клапанов невозможно – значит, этому нельзя вполне верить). Кроме того, утверждалось, будто магрефа звучала так громко, что в радиусе десяти километров люди не могли говорить друг с другом. Однако тут же сказано, что инструмент был размером с локоть и переносил его с места на место один человек. Данные о численности израильских хоров и оркестров, приводимые в Библии и других древних источниках, также следует воспринимать с большой осторожностью. Например, историк Иосиф Флавий (жил в I в. н. э., попал в плен римлянам, а потом написал знаменитые до сих пор книги “Иудейская война” и “Иудейские древности”) утверждает, что на одном из музыкальных пиршеств в Иерусалиме участвовали 200 тысяч певцов, 40 тысяч арф, столько же систров и 200 тысяч труб – то есть около полумиллиона исполнителей. Более достоверным кажется рассказ об освящении храма, построенного царем Соломоном. В церемонии приняли участие 120 священнослужителей с трубами: “И были, как один, трубящие и поющие, издавая глас единый к восхвалению и славословию Господа” – пели и играли они в унисон, и звучало это, видимо, примерно так же, как в Дагомее или в Чили. Достоверными представляются и сведения об исключительном музыкальном даровании царя Давида – автора псалмов, которые свидетельствуют еще и о выдающемся поэтическом таланте. А сверх всего этого Давид был, как и полагалось звезде синкретического искусства, незаурядным танцором: в Библии рассказывается, как, сопровождая ковчег бога Яхве, он “скакал изо всей силы” и продолжал делать это, даже вступив в город, несмотря на неодобрение некоторых знатных снобов. Видимо, танец с высокими прыжками был обязательной частью торжественного гимнического пения в честь бога. Недаром в 95-м псалме “Воспойте Господу песнь новую” есть такие строки: “Да возвеселятся небеса и возрадуется земля, да плещет море и все, что на нем, да скачет поле и все, что на нем.” Как и у древних египтян, а позднее у греков, у древних евреев слова “певец”, “поэт” и “пророк” были синонимами. Однако, в отличие от египтян, у евреев существовали школы пророков – нечто вроде наших консерваторий, причем действовали эти школы в разных городах в течение нескольких веков, вплоть до царствования Давида. Служители культа – левиты – должны были быть также и музыкантами, потому что при радостных событиях царь поручал им избрать из своей среды певцов и музыкантов. Согласно немецкому ученому Курту Заксу, среди 38 тысяч левитов насчитывалось не менее 4 тысяч музыкантов, которые делились на 24 группы с 12 руководителями. В храмовой музыке принимали участие только мужчины: лишь в исключительных случаях к пению гимнов могли быть допущены женщины – члены семьи особенно уважаемого левита. В других же торжественных процессиях женщины участвовали наравне с мужчинами. Остается только добавить, что музыка занимала огромное место и во всех других сферах жизни древних евреев, одно из свидетельств тому – включенная в Библию Песнь песней царя Соломона – прекрасный образец свадебной лирики, которую положили на музыку сотни композиторов. узыкальная культура Древнего Китая уникальна. По степени регламентированности, она, пожалуй, превосходит египетскую. Уже в V в. до н. э. великий философ Конфуций, согласно преданию, специально занялся отбором песен, од и гимнов – из более чем трех тысяч известных к тому времени он выбрал 305 – тех, “которые могли быть полезны для торжества идеального порядка вещей, правления, обрядов и долга” – так родилась “Книга песен” (“Шицзин”) – один из древнейших памятников китайской литературы (он датируется XI–III вв. до н. э.). Музыкальные напевы из “Шицзин” в основном утрачены, лишь некоторые зафиксировал в XII в. н. э. китайский теоретик Чжу Си. А во II в. до н. э. была учреждена так называемая “Музыкальная палата” – “Юэфу”, призванная собирать и дорабатывать народные песни и танцы, причем ее чиновники специально направлялись в разные районы страны для отбора песен. Кроме того, поэту Сыма Сяньжу было поручено составлять тексты песен и од, исполняемых во время торжественных приемов и совершения разных обрядов. Очень большое значение китайцы придавали чистоте строя – соблюдение его было делом государственной важности. Недаром в одной из канонических книг конфуцианской философии, устанавливающей нормы поведения, постоянно подчеркивается, что фальшивые звуки “возбуждают злые чувства” и что “настроенность музыки связана с политикой”. Неудивительно, что несмотря на все потрясения, изменения религии и государственного строя, китайская музыка сохранила до наших дней многие из своих древнейших форм. И прежде всего – пентатонический, т. е. пятиступенный звукоряд, в том числе его древнейшую разновидность – бесполутоновую. История китайской музыки (как и монгольской, татарской или шотландской) наглядно опровергает утверждавшуюся западноевропейскими теоретиками гипотезу о развитии звукорядов от малого количества звуков ко все большему. Уже за 2700 лет до н. э. китайцы знали двенадцатиступенный звукоряд и исследовали его акустические свойства, однако на музыкальной практике это не отразилось. Как это обычно бывает с древними научными изысканиями, реальность здесь сплетена с красивым вымыслом. Легенда повествует об ученом Лин Луне, которому император поручил составить трактат, где определялись бы все законы священного искусства музыки. Лин Лунь поднялся на высокую гору и долго сидел там в задумчивости, пока не увидел двух волшебных птиц Фунг-Хоанг. Они пели чудесные песни, причем самец пел только шесть тонов – фа-соль-ля-си-до#-ре#, а самка другие шесть тонов – фа#-соль#-ля#-до-ре-ми, то есть по целотонной гамме (как в марше Черномора). Чтобы исследовать особенности этих звуков, Лин Лунь собрал мелкие твердые семена в форме шариков и стал насыпать их в тростниковые трубки, укорачивая их и тем самым повышая звук. Потом он сосчитал зерна и таким путем вычислил точные пропорции соотношения тонов, которые и были зафиксированы в священном трактате. Казалось бы, после всего этого китайцам было на роду написано петь либо по целотонному, либо по хроматическому звукоряду. Тем более, что два звукоряда, исполнявшиеся самкой и самцом, связывались китайскими теоретиками с двумя основными понятиями конфуцианской философии – “инь” и “ян”, олицетворявшими мужское и женское начала, а также, соответственно, землю, тьму, тяжесть – и, напротив, небо, свет, все легкое и воздушное. А 12 ступеней хроматического звукоряда связывались с 12 месяцами года и 12 новолуниями китайского календаря. Однако китайские философы недаром утверждали, что “совершенство музыки – не в изобилии звуков”. К тому же Лин Лунь строго исчислил эти звукоряды не в прямой последовательности звуков, а по квинтовому кругу (каждая из трубок была на треть короче предыдущей и, следовательно, звучала на квинту выше). А первые пять квинт этого круга – фа-до-соль-ре-ля – как раз и составили бесполутоновый пентатонический звукоряд. И по святости чисел ему воистину не было равных – 5x5. Число “5” отождествлялось с пятью первоэлементами, пятью основными цветами, а также с пятью ступенями иерархии китайского общества. От какого бы звука ни строилась пентатоническая гамма, ее первый звук назывался “большим императорским дворцом”, второй – беседой”, третий – “рогом” и так далее. Звуки связывались и с явлениями природы: первый – гром, второй – шум ветра в ветвях, третий – потрескивание дров в огне, четвертый и пятый – журчание ручья. На протяжении нескольких тысячелетий китайские философы и музыкальные теоретики комментировали и разрабатывали эту музыкальную систему, находя все более изощренные числовые, символические и моральные параллели. А китайские музыканты упорно продолжали музицировать по пентатоническим звукорядам. Конечно, они могли использовать и все 12 полутонов, но только при условии перехода в другую систему – так же, как если бы мы постоянно чередовали в пьесе до и фа-диез мажор. Размышляя о причинах такой устойчивости пентатоники, некоторые музыкальные теоретики приходят сегодня к выводу, что пентатоника – это не какой-то ущербный или недоразвитый мажор или минор, но просто совсем иной принцип музыкального мышления. Наши диатонические (а затем и хроматические лады) основаны на принципах тяготения одних ступеней в другие. А пентатоника – это как бы ладовая невесомость, свободно парящая гармония. Она и создает принципиально иное ощущение музыкального времени и пространства. Сейчас мы послушаем пение с оркестром – придворную музыку. Она создана в Корее, но отражает китайские влияния. И здесь как раз очень хорошо ощутимо “парение” пентатонического звукоряда. (Фонограмма)
Один из самых древних и почитаемых китайских инструментов – цинь. Мудрец говорит: “Совершенный цинь заключает в себе всю музыку”. Цинь упоминается и в “Шицзин” (“Книга песен”). Шелковые струны циня настроены, естественно, по мифологически освященным квинтам. А поскольку корпус инструмента достаточно длинный (по типу это гусли), на каждой струне можно извлечь несколько звуков (на современных цинях обозначают 13 ладов, то есть точек, где следует прижимать струну к корпусу, чтобы получить нужный звук). Уже с конца III в. до н. э. начинает складываться традиция сольного исполнения на цине, прежде всего в кругах ученой элиты. Это считалось высокоморальным занятием. “Кто хочет играть на цине, должен отложить в сторону страсти и пороки, должен носить в сердце своем только добродетель, иначе не извлечь ему из этого божественного инструмента надлежащих звуков”, – говорили китайцы. Сегодня цинь – по-настоящему виртуозный инструмент. В пьесе, которую вы сейчас услышите, основа – опять-таки пентатонический звукоряд, однако исполнитель широко использует возможности глиссандо и вибрирующего опевания основного тона, так что в некоторых местах эта китайская пьеса звучит почти как индийская или арабская (а, как вы вскоре узнаете, у арабов и индийцев в октаве больше 12 звуков). (Фонограмма)
Вся инструментальная музыка китайцев программна, связана с совершенно определенными образами. Это – отголосок ее синкретического происхождения. В Древнем Китае слово “юэ” обозначало не только музыку, но и поэзию, танец, живопись, графику, архитектуру, охоту, сервировку стола, а также тот сложнейший церемониал, от которого у нас до сих пор сохранилось выражение “китайские церемонии” (в частности, подробно расписывалось, как хозяин должен встречать гостя, в зависимости от его ранга). Знаменитый философ Конфуций, основоположник учения о нравственном самоусовершенствовании, постоянно упоминал музыку и церемонии (или этикет) рядом как неразрывно связанные понятия. В частности, он рекомендовал начинать образование с поэзии, упрочивать его церемониями, а завершать музыкой и при этом подчеркивал, что самое главное для человека – это гуманность: “Это истинный небесный закон, и когда он утрачен, тогда нет ни порядка, ни гармонии, а когда их нет, то для чего же нужны правила и музыка?” А один из последователей Конфуция, выдающийся философ III в. до н. э. Сюньцзы пишет в своей книге “О музыке”: “Пение и его результат соответствуют друг другу: хорошее пение порождает добродетель, плохое – порок. Поэтому совершенный человек очень осторожен в выборе музыки”. И далее он поясняет: “Совершенный человек игрой на цине и на чу (флейте) направляет свои устремления, игрой на цине доставляет радость своему разуму, во время танца он держит в руках щит и секиру, украшает себя перьями и коровьими хвостами (обязательные аксессуары костюма китайского танцора). Поэтому разум его ясен, как небо, стремления широки, как земля, а наклоны и повороты корпуса чередуются так же точно, как времена года. Отсюда видно, что, когда находит распространение хорошая музыка, стремления людей чисты, когда совершенствуется этикет, добродетель торжествует, слух людей становится чутким, а зрение острым, их нрав приходит в спокойное состояние, легко изменяются привычки и обычаи, в Поднебесной царит мир, хорошее и прекрасное, развиваясь и дополняя друг друга, доставляют людям радость. Поэтому я и говорю: музыка – источник радости”. Впрочем, был в Древнем Китае и один философ, протестовавший против музыки – его звали Моцзы, он жил в V–IV вв. до н. э. и написал трактат “Осуждение музыки”. Суть заключалась в том, что сама по себе музыка, возможно, и хороша – как, например, жареное мясо, однако вместо того, чтобы тратить на нее деньги и время полезнее строить повозки, рыть каналы и кормить голодных. Китайцы приписывали музыке также способность воздействовать на явления природы и даже на смену времен года (вспомним заклинателя дождя, которого мы слышали на 1-й лекции). Вот, например, как описывается в книге Лецзы – одном из важнейших произведений философии даосизма – совершенная игра на цине: “Тогда была весна, но он коснулся струны осени и взял ноту восьмого месяца (то есть нажал струну на 8-м ладу – Н.З.). Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень, он коснулся струны Весны, и прозвучала нота второго месяца, закружил теплый ветер, и деревья и травы зацвели. Наступило лето, он коснулся струны Зимы и издал ноту одиннадцатого месяца. Пошел снег, и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила зима, он коснулся струны Лета, и прозвучала нота пятого месяца. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды. Наконец, он обратился к струне гун и вместе с ней к остальным четырем струнам. Тогда подул ветер, приносящий удачу, появились облака, несущие благо, забил свежий родник. Учитель Сян вскочил и, ударив себя в грудь, воскликнул: “Как величественна ваша игра!” Цинь был хотя и самым почитаемым, но, конечно, далеко не единственным китайским инструментом. Сейчас мы услышим в исполнении китайского оркестра программную пьесу “Отражение луны в воде”. Это современная обработка старинной мелодии, здесь использованы и аккордовый аккомпанемент, и некоторые инструменты европейского оркестра, например, виолончель и контрабас, однако сохраняется, во-первых, строго пентатонический строй, во-вторых, здесь снова звучит цинь, есть и китайская флейта чу, и китайская скрипка эрху. (Фонограмма)
Интересно, что китайцы классифицируют инструменты не по способу извлечения звука, как принято в европейской культуре, но по материалу, из которого инструмент изготовлен. Первый класс – инструменты из кожи животных, барабаны. Второй – инструменты из камня, древние каменные ксилофоны, которые называются литофонами и встречаются не только в Китае, но и во Вьетнаме. Были в Китае также инструменты из пережженной глины – свистульки под названием окарина с тремя отверстиями – их изготовляли в самых разных концах света, чаще всего в форме птичек или человеческих голов с открытыми ртами. Естественно, были и инструменты из дерева – только не наши деревянные духовые, а ударные, имеющие форму тигра, по спине которого ударяли палочкой в знак того, что музыка окончена, или в виде пустой деревянной банки, по которой били молотком. Собственно деревянные духовые – разного рода флейты – делали из бамбука. Струнные инструменты относились к разряду “шелковых”: их струны были изготовлены шелковыми. Из бутылочной тыквы изготовлялся китайский губной орган “шен” (внешне он очень похож на чайник со вставленными в него трубочками). И, наконец, была большая группа инструментов, сделанных из металла, – разного рода колокола и гонги. Некоторые ученые считают, что первые китайские храмовые оркестры в бронзовом веке целиком состояли из колоколов и гонгов. Сегодня же такие оркестры особенно распространены в Индонезии, на островах Ява и Бали, и называются они гамеланами. (Фонограмма)
Когда в конце XIX в. гамелан выступил на Всемирной выставке в Париже, он произвел настоящую сенсацию. И именно своеобразные лады индонезийского гамелана (один из них, целотонный, называется слендро, другой – пелог), равно как и китайская пентатоника, немало поразили воображение французских импрессионистов. И Дебюсси, например, написал пентатоническую прелюдию “Девушка с волосами цвета льна”. (Фонограмма)
Гонги широко применяются и в так называемой пекинской опере. Ее истоки – в народных действах по случаю сбора урожая и церемониях заклинания сил природы. Уже в VII–V вв. до н. э. театральные представления давались при царском дворе. Однако в своем нынешнем виде пекинская опера сложилась уже в нашей эре, при династиях Тан и Сун (VIII–XIII вв.). Здесь, как и в европейской опере, соединились музыка, слово, танец, мимика, красочные декорации, правда, есть еще и разговорные диалоги. Огромное внимание уделялось оттачиванию деталей движения, особенно в батальных сценах. Вплоть до XVIII в. все роли исполнялись мужчинами в напряженно-фальцетной манере, сохранившейся до сих пор. Все ансамбли поются в унисон, оркестр также в основном дублирует вокальную мелодию. Пекинская опера – самый популярный до сих пор вид развлечения в Китае; подобные труппы есть почти в каждом городе. Несколько трупп приезжали в разное время и к нам. Сегодня они даже овладевают системой Станиславского, сочетая ее с традиционными акробатическими приемами, однако в музыке по-прежнему сохраняется старинная традиция. На наш слух звучит это крайне экзотично. Вот короткий пример (дольше выдержать трудно). (Фонограмма)
|