Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 5





Особенности проведения занятий фитнесом с детьми 6-9 лет

Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми 6—9 лет

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воз­действие на организм и дающим выраженный тре­нирующий эффект, который обеспечивает оздоро­вительное воздействие.

При разработке программы занятий фитнесом для детей 6—9 лет мы исходили из следующих теоре­тических предпосылок:

1. Физические упражнения подбираются с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников. Боль­шинство из них в этом возрасте активны, энергичны. Для них нужно организовать интересные занятия с чередованием спокойных и активных упражнений, чтобы они могли выполнять разнообразные неслож­ные движения, которые не утомят ребят, а помогут им сосредоточиться на уроке.

Дети 6—9 лет нуждаются в активном обучении. Мыслить для них — значит делать. Чтобы им понять, нужно видеть. Правильный показ упражнений име­ет очень большое значение. Ученики должны сами выполнять все действия, даже если они еще не мо­гут рассчитать силу. Одобрение, внимание и любовь повышают эффективность их работы и мотивацию к занятиям. Не оставляйте без внимания никого! Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отноше­нию к ним и благодаря поддержке приобретают уве­ренность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными.

В этом возрасте у них хорошо развиваются гиб­кость, быстрота и координация движений, лов­кость - способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необ­ходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7—8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 8—9 лет изменяется про­цесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков — быстрыми темпами.

2. Говоря о принципе преемственности, раскроем его на следующем примере. Мы предлагаем внедрять в практику физической культуры в школе средства и

методы современного фитнеса, в частности базовых видов аэробики. С детьми 6—7 лет это классическая аэробика с использованием традиционной игры в классики, а также с игрушками; с 8—9-летними — с мячами, скакалкой; при работе с детьми и подрост­ками в возрасте 10—17 лет мы рекомендуем прово­дить традиционные групповые занятия, включая в программу соревновательные комбинации фитнес-аэробики, спортивной аэробики, черлидинга.

3. Психическая структура телесности — един­ственная структура психики, которая полноценно функционирует у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Дей­ствия ребенка, связанные с движениями и телесны­ми ощущениями, многократно повторяясь, посте­пенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий через их многократное повторение к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом про­цесс усвоения двигательного, телесного опыта до­статочно длительный — он охватывает весь период детства. Движения у ребенка должны быть связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разно­образных действий. Такая возможность для ребен­ка — одно из самых предпочитаемых удовольствий. В свою очередь, расширение и развитие эмоцио­нальной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоз­зрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согла­сии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и дове­рие к окружающим, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Психическое и душевное здо­ровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

4. Большое значение имеет развитие навыков общения. В играх — двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимы, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зави­сит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования гово­рят о том, что слова занимают в общении лишь 7%, на интонацию речи приходится 38%, на жесты, ми­мику, моторику человеческого тела — 55%.

Развитие навыков общения у ребенка — одна из актуальных проблем школьной педагогики. Отече­ственной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социаль­ного общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети школьного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и лю­бить себя, доброжелательно относиться к окружаю­щему миру, т.е. приобретают фундаментальные уста­новки, определяющие в дальнейшем их судьбу, воз­можность самореализации и успешности в жизни.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций со­вместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминальная обстановка, а также непомерно высокая плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможно­сти детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и ви­деотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезор­ганизуют их в границах дозволенного и недозво­ленного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. Домашние дети, приходящие в школу, часто не умеют общаться друг с другом.

5. Большое значение при работе с детьми школь­ного возраста имеет музыка. Голосовое и двига­тельное самовыражение под музыку можно рас­сматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его лич­ности в целом. Музыка, слитая с движением, высту­пает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет об­щение ребенка в дальнейшем. В возрасте 6—9 лет раз­виваются способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать воз­никающие эмоциональные ситуации. Музыка тес­но связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре.

6. Многие детские игры, занятия йогой в па­рах, группах построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состоя­ния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Танцы-игры со сменой партнеров снимают искусственные барьеры, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной

самооценкой в таких танцах чувствует себя полно­правным членом коллектива, а лидер, привыкший пренебрежительно относиться к «тихоням» и «зади­рам», открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

7. Организация занятия должна побуждать ре­бенка к двигательному заполнению всего простран­ства комнаты, зала, где проходят игра, эстафета и пр. Это очень важно для того, чтобы он мог в нем ори­ентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения.

8. Физическое воспитание детей должно быть креативным. Один из ведущих специалистов в об­ласти тренинга креативности у детей и подростков — А. Грецов понимает под способностями с психоло­гической точки зрения «предпосылки к успешному освоению какой-либо деятельности, дающие воз­можность освоить ее с максимальным "выходом" в пересчете на трудозатраты, т.е. своеобразный аналог понятия "коэффициент полезного действия" при­менительно к освоению человеком деятельности». Под творческими способностями автор понимает «характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получе­ние результатов, обладающих новизной».

Креативность вклю­чает в себя:

интеллектуальные предпосылки творческой дея­тельности, позволяющие создать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смыс­ле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

личностные качества, позволяющие продук­тивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки непредсказуемого, проявлять спонтанность;

метатворчество» жизненную позицию че­ловека, подразумевающую отказ от стереотипов в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изме­нять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Следует отметить, что поле для проявления креативности — это не только виды деятельности, традиционно относящиеся к творческой деятель­ности, — рисование, игры на сцене и пр., — но и лю­бые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и оригинальность. Большое значение имеет неспецифичность креативности, которая выража­ется в том, что она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активи­зироваться в самых разных ситуациях. Ее развитие в каком-то одном виде деятельности ведет к прояв­лению и в других видах. Креативность, в частности в области физического воспитания, управляемая и развиваемая посредством специальных средств и методов, может быть востребована в других сферах деятельности. При построении программы учитыва­лись основные законы тренинга креативности, раз­работанные специалистами в этой области:

• моделирование ситуации новизны и неопреде­ленности;

• баланс между интуицией и критическим мыш­лением;

• ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и двигательным опы­том детей;

• использование средств визуализации и пласти­ческой экспрессии.

9. Одним из современных направлений физиче­ского воспитания школьников, включая младше­классников, является внедрение оздоровительных и соревновательных форм аэробики, в частности таких видов массовых спортивных направлений, как фитнес-аэробика, спортивная аэробика, черлидинг. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотива­цию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адап­тироваться к социуму, общаться со своими ровесни­ками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. Поэтому в разработанную нами программу включались эле­менты базовых видов аэробики, в частности класси­ческой.

10. Отличительная особенность предлагаемой фитнес-программы заключается и в том, что, поми­мо предметного содержания, все программы, обе­спечивающие познавательную деятельность млад­ших школьников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.

Основное содержание занятий фитнесом с детьми 6—9 лет

Учитывая теоретические предпосылки, изложен­ные в предыдущем разделе, была разработана ин­новационная программа, включающая следующие компоненты (методики, средства и т.п.):

• программу «Классики»;

• аэробику с игрушками;

• образно-сюжетные игры;

• гимнастику и акробатику;

• аэробику с мячами;

• аэробику со скакалкой;

• элементы йоги.

Программа «Классики»

В данной программе можно использовать обыч­ный коврик размером 1x2 м, на котором изображены классики, или просто нарисовать их мелом на полу. При этом дети учатся изображению простейших геометрических фигур. Классики позволяют одно­временно эффективно разучивать основные шаги классической аэробики, небольшие соединения и комбинации, одновременно изучая основы арифме­тики. Так, например, традиционным объяснением такого шага, как V-Step (Ви-степ), являются следую­щие указания педагога: «V-Step (Ви-степ) — шаг ноги врозь — ноги вместе, выполняется на 4 счета. Из ис­ходного положения — ноги вместе, колени слегка со­гнуты. 1 — шаг правой (левой) вперед-в сторону, 2 — шаг левой (правой) вперед-в сторону, 3 — шаг правой (левой) назад в исходное положение, 4 — то же, что 3, но левой (правой) ногой». Такие объяснения даже с показом учителя вызывают у дошкольников затруд­нения. С помощью игры «Классики» можно объяс­нять так: «Встали на клеточку 3, сделали шаг правой ногой на клеточку 5, левой — на клеточку 4, вновь правой, затем левой вернулись на клеточку 3» (см. рис. 1). Можно увеличить амплитуду движений, на­чиная с клетки 2.

С помощью классиков можно легко обучать де­тей основным шагам, скачкам и подскокам класси­ческой аэробики, а именно:

• ви-степу;

• джампинг-джеку (прыжкам ноги врозь — ноги вместе)

• бокс-степу (кросс-степу);

• мамбо (рис. 4);

• реверс-степу (рис. 5);

• приставному шагу;

• выставлению ноги на носок;

• грейпвайну;

• переходу с ноги на ногу;

• поворотам кругом и др.

Одновременно можно обучать устному счету де­тей 6—7 лет, например: «Мы стоим на клеточках 5 и 4. Сколько будет в сумме? Встаньте на клеточку 5+4».

Следующим этапом прохождения программы «Классики» было внесение элемента творчества, креативности. Например, — нахождение способа наиболее быстрого прохождения всех клеточек от 1 до 10, используя уже знакомые шаги или подскоки. Преподаватель формулирует задание следующим об­разом: «Как найти самый быстрый путь прохода всех клеточек от 1 до 10, используя знакомые вам шаги? Кто первый финиширует?» Желательно контроли­ровать выполнение задания — это будет стимулиро­вать активность и ответственность детей.

В табл. 1 приведена система тестирования успе­ваемости. Оценка проводилась по основным базо­вым элементам низкой интенсивности: Ви-степ, степ-тач, мамбо и элементу, относящемуся к вы-

 

 

Рис. 5. Обучение реверс-степу

 

сокой интенсивности, — джампинг-джек. Учитель оценивает качество исполнения исходя из правиль­ности исполнения самих движений в 5 повторениях, а также умения выполнить их без заступа — точно по указанным клеточкам. Оценивание желательно проводить по пятибалльной системе (от 2 до 5). Кон­трольный урок следует начинать с разминки и проб­ного выполнения задания.

Помимо вышеуказанной методики, классики ис­пользуются в рамках традиционной игры — это вос­питывает выносливость, точность движений, общую ловкость, развивает равновесие. В традиционной игре «Классики» обычно используется шайба, кото­рую бросают в клетку 1, затем на прыжке на одной ноге ее выгоняют за черту, затем бросают шайбу в клетку 2, допрыгивают на одной ноге до клетки 1, снова выгоняют ногой шайбу за черту, и таким об­разом проходят все классики. При неточном броске, потере равновесия, неточном выбросе шайбы ногой за черту классиков начисляются штрафные очки.

Другой, усложненный, вариант игры — шайбу ве­дут по всем классикам от 1 до 10, толкая из квадрата в квадрат. Для симметричного развития рекоменду­ется выполнять прыжки то на правой, то на левой ноге.

Можно усложнить задачу и таким образом: вы­полнять ведение шайбы по всем классам как можно быстрее. В этом случае развивается также скорость движений. При этом используется фронтальный ме-

тод ведения занятий, повышающий их общую плот­ность, или индивидуальный. Варианты классиков приведены на рис. 6.

Рис. 6. Варианты классиков

Date: 2015-09-18; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию