Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Ереси





Ересь (греч. hairesis – выбор, избранный образ мыслей) – в религии и религиозной философии – учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви (иная трактовка или отрицание догматов, элементов культа и особенностей церковной организации, а также церковных авторитетов).

Первой городской ересью на Руси стало движение стригольников. Социальную основу движения составили городские низы и низшее духовенство. Еретики осуждали симонию (купля и продажа церковных должностей) и поборы в пользу духовенства. Кроме того, они выступали за восприятие догматов веры с позиций разума и за критическое мышление в религии.

Также они противопоставляли Ветхий Завет и Евангелия (последние считались не священными книгами, а жизнеописанием обычного человека). Отрицался о догмат о троичности Бога.

Другая известная ересь – «жидовствующие», которые перенесли в христианство ряд положений иудаизма. В частности, с позиций строгого монотеизма (единобожия) считали Иисуса Христа обычным человеком, одним из пророков. А в летоисчислении опирались на еврейский календарь, а не на русскую систему, воспринятую из Византии.

Б. Спор «нестяжателей» и «иосифлян» («стяжателей»).

«Иосифляне» («стяжатели») во главе с Иосифом Волоцким (мирское имя – Иван Санин) (1439/40–1515) выступали за богатую церковь и активность церкви в решении мирских вопросов. Только в случае богатства церковь сможет выполнить свое земное предназначение, решить все стоящие перед ней социальные задачи. Представители течения отстаивали право монастырей владеть землей и крепостными.

В политическом плане «стяжатели» поддержали Василия III (правил с 1505 по 1533 годы) в борьбе с местной знатью. Власть московского великого князя (царя) – от Бога, перед которым он только и ответственен за свои дела.

«Нестяжатели» опирались на идеи Нила Сорского (мирское имя – Николай Федорович Майков) (1433–1508), которого поддержали Вассиан Патрикеев (Косой; мирское имя – князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470–после 1531) и Максим Грек (Михаил Триволис) (ок. 1475–1556). «Нестяжатели» выступали против церковного богатства, основанного на церковном землевладении. Нил Сорский предлагал даже отказаться от украшения храмов. Монахам необходимо жить собственным трудом, их главная задача – духовное самосовершенствование.

«Нестяжатели», таким образом, предлагали отстраниться от земных дел, чтобы не допустить слияния церкви и мирской жизни ради сохранения внутренней чистоты самой церкви. В этом споре победили «иосифляне».

В. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. В философско-мировоззренческом плане церковный раскол обозначил проблемы.

1) Соотношение церковной и светской власти. Патриарх Никон отстаивал первенство духовной власти над светской.

2) Роль церкви в общественной жизни. Старообрядцы выступили против сближения церкви и светской власти, продолжив в этом традицию «нестяжателей». Официальная церковь же следовала традиции «иосифлян».

3) Отношение к знанию и образованности. Протопоп Аввакум Петров (1621–1682) отрицал значение науки и философии. Массовый интерес к философии он считал знамением приближения Антихриста.

4) Проблема реализации социально- политического идеала в земной жизни. Как отмечает В.В. Зеньковский, через отделение старообрядчества русское православие освободилось от двух утопических идей: утопия «Святой Руси» как реализованная на земле и утопия возможности отождествления земной истории с Божьим царством[61].

3. Нравственное направление (XVII век). В этот период сформировалось две позиции: «традиционалисты» («грекофилы») – ориентировались на византийскую ученость и «модернисты» («латинники») – сторонники западной культуры и западноевропейской образованности.

Представители. Основоположником позиции «традиционалистов» являлся Епифаний Славинецкий (ок. 1600–1675). Лидером «модернистов» стал Сименон Полоцкий (1629–1680). Также к этому направлению относились Юрий Крижанич (1618–1683) и Андрей Белобоцкий (1658–1705). Все эти философы были приглашенными и имели европейское образование.

Епифаний Славинецкий (ум. 1675) прославился как переводчик, издатель и энциклопедист своего времени. В книге «Зеркало всея вселенная» выступил как первый популяризатор гелиоцентрической (греч. helios – солнце и лат. centrum – центр, центр круга) теории Н. Коперника (1473–1543). Перевел на русский язык ряд научных произведений западных авторов (география Блеу, «Анатомия» А. Везалия). Автор многих проповедей (более 50).

Симеон Полоцкий (1629–1680), белорус, лидер «модернистов».

Оценка значения философии. В работе «Вертроград многоцветный» (1676-1680, опубликован после смерти) есть глава «Философия», где со ссылкой на античных классиков утверждается ценность мудрости, просвещенности и правильной жизни. Философию рассматривает как способ улучшить нравы людей.

Структура философии включает в себя логику, физику и этику.

Онтология носит теоцентрический (греч. theos – бог и лат. centrum – центр круга) характер: мир (вещественный и духовный) создан Богом.

Гносеология. Отрицает существование врожденных идей. Считает, что сознание ребенка – чистая доска, на которой учитель может написать все, что ему нужно. Симеон Полоцкий на стороне светского знания. Стремление к совершенствованию разума он считает важнейшей потребностью человека.

Социальная философия развивалась в работе «Жезл правления» (1667). Он сторонник централизации власти в духе абсолютной монархии. Власть царя распространяется и на светские, и на духовные вопросы. Симеон – принципиальный противник тирании. Монархия должна носить просвещенный и нравственный характер. Правителю надлежит любить подданных, быть скромным в поведении и трезвым в суждениях.

 

Date: 2015-09-18; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию