Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские взгляды





Критика программы народничества. В 1884 году Г.В. Плеханов пишет открытое письмо П.Л. Лаврову (1823–1900), в котором критикует заговоры и террористические методы революционной борьбы народников. Также он отмечает, что крестьянство не может быть опорой коммунистического будущего, т.к. деревня стремительно идет по капиталистическому пути развития. Инициатива коммунистических преобразований в стране должна принадлежать рабочим, опирающимся на собственные сознательные усилия.

Осмысление исторического процесса. В работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) он критикует концепцию «героя» и «толпы» народников. Согласно данной концепции, историю движут всесильные личности, которые ведут за собой пассивные и необразованные массы. По Г.В. Плеханову, истинный герой истории – народ с развитым самосознанием. Выдающиеся исторические личности возникают как продукт объективной исторической ситуации. «Великий человек является… начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других»[54]. Субъективная уверенность человека лишь ускоряет наступление этого события.

Однако историю движут не отдельные личности. У истории есть своя объективная логика. Разъясняя механизм исторического процесса, Г.В. Плеханов предлагает собственную классификацию движущих сил (факторов) исторического процесса:

- общая причина – развитие производительных сил, определяющих изменения в общественных отношениях;

- особенная причина – историческая обстановка, при которой развиваются производительные силы конкретного народа;

- единичная причина – личные особенности участников и другие случайности, в результате чего события обретают индивидуальные черты.

Дальнейшее развитие марксизма в России связано с именем В.И. Ленина (настоящая фамилия – Ульянов).

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) прославился не только как умелый революционный тактик и основатель Советского государства, правопреемницей которого является современная Российская Федерация.

В философии он переосмыслил идеи классического марксизма под запросы революционного движения в России, создав в итоге новую версию – марксизм-ленинизм. (Хотя во времена СССР марксизм-ленинизм претендовал на выражение сущности подлинного марксизма).

Основные произведения: «Развитие капитализма в России» (1899), «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); Государство и революция: учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции (1918).

Онтология. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) философ выступает с позиций материализма, т.е. признает первичность материи. На основе анализа революции в естествознании конца XIX – начала ХХ веков он выдвигает ряд оригинальных идей:

- понимание материи как объективной реальности, существующей вне нашего сознания (на этом основании критикуется тезис об «исчезновении материи»: исчезла не материя как таковая, а наше понимание о ней перестало соответствовать новым достижениям науки);

- неотделимость движения от материи (на этом основании критиковался «энергетизм» физико-химика В. Освальда: энергия есть количественная мера движения материальных объектов, ее нельзя отделять и противопоставлять материи);

- представление о бесконечности материи вглубь (так В.И. Ленин пытается мировоззренчески обосновать новые открытия в естествознании, прежде всего, открытие делимости «неделимого» атома).

Гносеология также изложена в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и направлена на критику взглядов Э. Маха (1838–1916) и Р. Авенириуса (1843–1896), т.е. махизма и эмпириокритицизма соответственно.

Теория отражения. В.И. Ленин разрабатывает гносеологию как теорию отражения: ощущение возникает в нервной системе как результат воздействия реальности на органы чувств. При этом ощущение нельзя считать точной копией вещи, оно зависит от различных материальных факторов (особенностей нервной системы, состояния организма).

Представления об истине. Критикуется релятивизм (лат. relativus – относительный) эмпириокритицизма. Хотя человек в большинстве случаев имеет дело с относительной истиной, в ней всегда содержится частичка, зерно абсолютной истины. Кроме того, даже относительная истина объективна (соответствует реальности) и не является полностью субъективной.

Роль опыта и практики. Как помним, эмпириокритицизм есть критика опыта. Но, согласно В.И. Ленину, опыт можно понимать и материалистически (объективный мир как его первоисточник), и идеалистически (ощущения как единственная реальность в эмпириокритицизме).

Практика абсолютна как доказательство объективности мира и в двух смыслах она относительна: а) показывает относительность, несовершенство наших знаний о мире и б) историческая ограниченность практики, неспособность ее ответить на все вопросы.

Принцип партийности теоретического знания утверждает, что в любом теоретическом знании идет борьба классов. В философии принцип партийности реализуется в споре материализма и идеализма.

Социальная философия

Оценка развития капитализма. В произведении «Империализм как высшая стадия капитализма» (1917) В.И. Ленин говорит о двух фазах в развитии капитализма: а) ранний (домонополистический) капитализм, для которого характерна свободная конкуренция; б) империализм, в котором конкуренция переходит в противоположность – монополию. При империализме обобществление – через концентрацию капитала – достигает максимума.

Новая теория социалистической революции. У К. Маркса буржуазная и социалистическая революция разделены определенным интервалом, необходимом для созревания в недрах капитализма предпосылок социалистической революции (прежде всего, развитого промышленного производства). При этом социалистическая революция должна охватить ведущие капиталистические государства («мировая революция»).

В.И. Ленин мыслил иначе. Из неравномерности развития капитализма следует возможность победы социализма в отдельно взятой стране. Доказывая свой тезис, В.И. Ленин обосновывает теорию двух стадий революции, когда буржуазно-демократическая революция перерастает в социалистическую. Это возможно со зрелостью капитализма в целом, дополненной инициативой российского рабочего класса в союзе с крестьянством.

Новое понимание диктатуры пролетариата. В.И. Ленин развивает представление о диктатуре пролетариата как господстве большинства над меньшинством. По его мнению, диктатура пролетариата есть власть, осуществляющаяся партией, опирающейся на насилие и не связанной никакими законами. При этом принципиальное отличие нового типа государства – полное отсутствие угнетения (В.И. Ленин за это называет его «полугосударством»). Поскольку диктатура пролетариата нацелена на подавление сопротивления буржуазии, этот тип государства рано или поздно отомрет. Хотя какое-то время он будет вполне реально функционировать.

Формирование марксизма-ленинизма началось И.В. Сталиным (Джугашвили) (1879–1953) уже в 1924 году, сразу после смерти В.И. Ленина (1870–1924). И.В. Сталин систематизировал учение в сборнике «Вопросы ленинизма» (1924, первое издание), который переиздавался одиннадцать раз.

Современная оценка развития марксизма в СССР. А.А. Ивин характеризует развитие марксизма в России и СССР как новую версию, марксизм-ленинизм, для которого характерны следующие основные элементы[55]:

- диалектический материализм, который у К. Маркса не имел самостоятельного значения;

- исторический материализм, который с конца 1970-х годов был включен в диалектический материализм как распространение его принципов на сферу общественных явлений;

- критический анализ капитализма, направленный на приспособление описания капитализма времен классического марксизма к реалиям ХХв. для доказательства идеи классиков об углублении общего кризиса капитализма;

- развитая В.И. Лениным теория партии особого типа и связанного с ней революционного движения (у К.Маркса речь шла о диктатуре пролетариата как контроле пролетариата над средствами производства);

- коммунистическое пророчество, провозглашавшее неизбежность построения коммунизма.

По мнению А.А. Ивина, в 1960-е годы, во времена хрущевской «оттепели», началось постепенное разложение марксизма-ленинизма. В массовом сознании вера в возможность построения коммунизма начала стремительно угасать с конца 1970-х годов. Становилось все очевиднее, что социализм не только не догонит, но и не перегонит капитализм в экономике. (Как помним, СССР не смог дать ответ на новую волну научно-технической революции, связанную с информационными и телекоммуникационными технологиями. А именно они обусловили переход ведущих стран к постиндустриальному обществу). Таял и моральный авторитет коммунизма как великого учения. При М.С. Горбачеве эти процессы были уже необратимыми.

 

Основные понятия темы и понятия для повторения

 

*материализм *диалектика *диалектика объективная *диалектика субъективная *гуманизм *отчуждение *гносеологический оптимизм практика базис производительные силы производственные отношения надстройка формация прибавочная стоимость

 

Вопросы для повторения и закрепления

1. Назовите три исторических источника марксизма.

2. Какие элементы входят в структуру экономического базиса?

3. В чем состоит сущность диалектического метода К. Маркса?

4. Что нового внес в диалектику Ф. Энгельс?

5. Поясните, в чем разница между абсолютной и относительной истиной?

6. Почему марксистское учение о базисе и надстройке является материалистическим?

7. Какие новации В.И. Ленин внес в классический марксизм?

 

Творческие вопросы и задания

1. Объясните, в связи с чем в марксизме возникла необходимость разделения диалектики на объективную и субъективную? Почему такого деления не было у Г.В.Ф. Гегеля?

2. В чем Вы видите недостаток экономического детерминизма как способа объяснения социальной реальности? Ответ аргументируйте.

3. Практика – критерий истинности любой теории. Поражение коммунистического проекта в СССР можно ли считать практическим доказательством его принципиальной невозможности?

4. Возможно ли коммунизм в понимании К. Маркса сближать или отождествлять с современным постиндустриальным обществом? О чем говорит Ваш вывод?

5. Вы согласны с оценкой Г.В. Плехановым роли личности в истории? Докажите Вашу точку зрения.

 

Date: 2015-09-18; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию