Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Индуктивный метод Ф. Бэкона





В результате изучения учебного материала следует понять и усвоить следующее:

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель, основоположник эмпиризма Нового времени и индуктивно- эмпирического метода.

Основные произведения:

- «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620);

- «О достоинстве и преувеличении наук» (1623);

- «Новая Атлантида» (1624).

Онтология находится под влиянием Аристотеля, поскольку все природные объекты состоят из материи и формы. Однако в отличие от объективного идеалиста Аристотеля, Ф. Бэкон – материалист.

Гносеология является наиболее оригинальной и влиятельной частью учения философа. Основные идеи изложены в работе «Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), которая считается главным трудом философа. Символично название труда: Органон – название корпуса трудов Аристотеля по логике, предложенное комментатором и систематизатором Андроником Родосским (сер. Iв. до н.э.). Тем самым Бэкон подвергает критики основу, орудие схоластического метода.

Философская программа Ф. Бэкона

Высшая задача познания – покорение природы и улучшение человеческой жизни. Средством для этого он считает науку и научное знание, приносящее пользу людям.

Практическая польза науки. Бэкон отмечает, что всего три изобретения (книгопечатание, порох и компас) не только радикально изменили соответствующие сферы деятельности, но и дали толчок преобразованиям и в других сферах. В этой связи он сожалеет, что речь идет о случайных открытиях, которые пока не оказывают существенного влияния на жизнь людей.

Центральная идея его программы – наука и научные знания должны приносить практическую пользу, способствовать развитию технологии и улучшать жизнь людей.

Знание – сила. В этой связи Бэкон формулирует свой знаменитый афоризм: «Knowledge is power» («знание – сила»). Хотя смысл, заложенный в эту фразу, более широкий, ведь английское слово «power» можно перевести не только как «сила», но и «могущество», «власть». Т.е., знание увеличивает могущество человека, способствует росту его власти над природой.

Но это возможно лишь тогда, когда знание истинно. Наука становится реальной силой лишь в том случае, если сама «повинуется» природе, т.е. опирается на знание ее законов. Поэтому Ф. Бэкон сосредотачивает свое внимание на критическом анализе существующего метода получения знаний.

Пересмотр существующего метода получения нового знания

Критика схоластики. Знание, полученное схоластами, во многом недостоверно. Причина этого – неправильный метод (силлогизм Аристотеля, опирающийся на работу с конкретными понятиями). А поскольку понятия обычно формулируются схоластами в результате поспешных обобщений, то и результаты неистинны. Необходим новый метод получения знаний.

Учение об «идолах». Человеческому разуму свойственны заблуждения и предрассудки, искаженные образы действительности. Философ называет их «идолы» («призраки»). Всего выделяется четыре таких заблуждения.

Идолы «рода» – заблуждения, связанные с общей природой всех людей. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Например, человек находит в природе больше порядка, чем есть в действительности; приписывает природе собственные цели; результаты восприятия и мышления могут искажаться под влиянием страстей.

Идолы «пещеры» – ошибки отдельных людей из-за субъективных особенностей: восприятий, стереотипов, симпатий-антипатий и т.п. Здесь Ф. Бэкон заимствует знаменитый миф Платона о пещере и указывает, что каждый исследователь имеет свою собственную пещеру, которая искажает свет природы. К примеру, Платон больше любил математику, а Аристотель – биологию. Одни замечают в окружающем мире различия, другие – сходства; одни верят в авторитеты древности, другие стремятся к новому знанию. Для преодоления этого типа идолов необходимо обращение к коллективному опыту.

Эти два типа идолов связаны с естественными свойствами ума, избавиться от них в полной мере невозможно. Однако, зная об их существовании, можно смягчить их негативное воздействие на процесс познания.

Идолы «площади» («рынка», «рыночной площади») – искажения истины, связанные со словесным общением людей. Здесь Ф. Бэкон напоминает о средневековой традиции публичных диспутов, которые проводились на площадях и часто превращались в споры о значениях конкретных понятий.

Идолы «театра» – препятствия, связанные с некритическим усвоением ложных теорий и философских учений. Теории и учения он сравнивает с пьесами в театре: ненастоящее действо, которое может восприниматься как реальность и просто завораживать сознание людей.

В целом людям свойственно верить в авторитеты и «подстраивать» реальность под их объяснения. Здесь Ф. Бэкон намекает на Аристотеля, чей авторитет и в позднем Средневековье был непререкаемым.

Последние два типа идолов приобретаются в процессе жизни.

Однако знание идолов и противодействие им – негативная задача, программа-минимум. Необходимо обосновать новый метод познания в науке.

Учение Ф. Бэкона о методе

Критика предшественников. Методы познания своих предшественников он оценивает либо как догматические, либо как в крайней степени эмпирические. Оон говорит о существовании трех возможных методов:

- догматический метод («путь паука»)– из общих умозрительных положений выводятся все частные случаи (подобно тому, как паук создает, ткет паутину из самого себя);

- эмпирический метод («путь муравья») – стремление к максимальному накоплению фактов без их интеллектуальной переработки (аналогично муравей стаскивает все без разбора в муравейник);

- истинный метод («путь пчелы») – умственная переработка материалов, полученных в опыте (точно также пчела получает мед, перерабатывая его из цветочного нектара). Т.о., правильный метод можно трактовать как индуктивно-эмпирический. Его цель – поиск причин (форм) вещей, знание которых и определяет могущество человека.

Индуктивно-эмпирический метод. Главная причина ошибочности схоластики – дедуктивный (лат. deductio – выведение) характер ее метода. Ф. Бэкон предлагает идти противоположным, индуктивным методом.

Индукция(лат. inductio – наведение) – метод познания и вид умозаключения в логике, процесс движения мышления от частных суждений к более общим выводам.

Источником же частных суждений являются не чувственные восприятия (как в физике Аристотеля), а целенаправленный опыт (эксперимент).

Бэкон различает два вида опытов: «плодоносные» – приносят непосредственную пользу и «светоносные» – «просветляют» разум, даруют познание законов и закономерностей природы. Поэтому Ф. Бэкон считается основоположником эмпиризма в философии Нового времени.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, рассматривающее чувственный опыт как основной источник и критерий знания. Противоположен рационализму как позиции в гносеологии.

Ф. Бэкон знаменит не тем, что предлагает использовать экспериментальный метод. Еще представители средневекового номинализма и натурфилософии эпохи Возрождения делали это. Главная заслуга Ф. Бэкона – обоснование необходимости экспериментальной проверки любого знания.

Для реализации индуктивного метода философ предлагает составлять три типа таблиц:

- «таблица присутствия» – перечисление объектов, в которых присутствует данное свойство;

- «таблица отсутствия» – перечисление свойств, похожих с первыми, но не являющихся таковыми;

- «таблица степеней» – одно и то же свойство представлено в разной степени проявления.

И хотя на практике получить новое знание таким путем крайне сложно, но индуктивно-эмпирический метод сыграл большую позитивную роль в становлении экспериментальной науки Нового времени.

Этика. Философ обосновывает теорию «естественной нравственности», согласно которой нравственность исторически предшествует религии. Он выступает за приоритет общего блага перед индивидуальным. Однако он понимает, что любое общее благо складывается из стремления отдельных лиц к достижению собственного блага. По его мнению, человек сам кузнец своего счастья, поэтому нужно самому расставлять приоритеты в жизни и определять значение конкретных вещей и ситуаций.

Социальная философия. Ф. Бэкон выступает на стороне абсолютной монархии, развития мануфактурного производства и расширения колониального могущества Британии. Он противник роскоши и праздности дворянства.

В утопии «Новая Атлантида» (1624) описывается, как испанские путешественники в Южном море открыли технократическое (греч. techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство) государство – остров Бенсалем. Руководство островом сосредоточено в «Доме Соломона» (или «Общество для познания истинной природы всех вещей»), который объединяет мудрецов страны.

Основное занятие членов Дома Соломона – научные исследования, осуществляемые под руководством «отцов» Дома Соломона. Но это не секта и не закрытый орден, поскольку предполагалось общение и с другими научными обществами. Также Дом Соломона собирает и письменно фиксирует сведения обо всем в стране. Предполагался даже научно-технический шпионаж для получения дополнительной информации. В целом эта организация ученых оказывает огромное влияние на все сферы жизни и пользуется полной поддержкой государства.

Считается, что «Дом Соломона» стал прообразом национальных академий наук в разных странах (Лондонская, Парижская, Берлинская и Санкт-Петербургская академии наук строились по бэконовскому образцу).


 








Date: 2015-09-18; view: 408; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию