Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции философии, ее роль в обществе





В результате изучения учебного материала курсанту следует понять и усвоить следующее:

Поскольку философское знание возникло давно и продолжает существовать по настоящее время, логично предположить, что оно выполняет значительное количество функций. Функции философии – это основные направления ее применения, в которых проявляется ее значение для общества, социальных групп и отдельного человека.

Речь идет о следующих функциях.

1. Мировоззренческая функция – одна из центральных, поскольку философия есть рационально-критическое мировоззрение. Философское знание в лице наиболее крупных представителей и авторитетных школ формирует видение реальности своего времени, очень часто не теряющее актуальности и в последующие эпохи. В дальнейшем, при характеристике конкретных эпох, мы убедимся, что стиль мышления эпохи в значительной мере задается философией.

Однако, оценивая роль философии для своей жизни, современники часто уподобляются свинье под дубом из знаменитой басни И.А. Крылова: «громит он все ученья и труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

И тому есть объективная причина. Рассмотрим ее применительно к современному типу обществу. Философия сложна для понимания и не все современники философа могут (или имеют возможность) разобраться в его произведениях. Те же, кто это смог, часто находят в них что-то ценное и – в меру своих возможностей – предлагают интерпретацию, понятную и для себя, и для других. Достаточно быстро к этому процессу подключается система профессионального образования (тем более, что многие философы преподают в вузах), и примерно через 50-100 лет достижения философской мысли обогащают жизненно-практический уровень мировоззрения. И очень часто люди, повторяющие выводы какого-то философа, жившего 50-100 лет назад, просто не знают о первоисточнике.

Из сказанного выше можно сделать образный вывод: «сегодняшняя философия – здравый смысл завтрашнего дня». Именно по этой причине взгляды философов, к примеру, XVII- XVIIIвв., кажутся нам повторением уже известных истин.

2. Методологическая функция – философия не только объясняет мир, но и обеспечивает руководство, ориентировку субъекта в практической и познавательной деятельности.

Поскольку теоретические выводы философии отображают общие закономерности мироздания, то противоречия здесь нет. Для иллюстрации можно привести несколько таких тезисов: мир находится в постоянном движении и изменении; формирование и разрешение существенных противоречий обеспечивает развитие; субъект формируется и развивается в деятельности. Очевидно, что их использование в деятельности повысит ее эффективность.

Однако нужно иметь в виду, что общие выводы философии нужно суметь применить, интерпретировать применительно к конкретной сфере. А для этого нужно не только их знать, но и обладать определенной культурой мышления и желанием осмысливать сущность происходящего.

3. Гносеологическая функция – характеризует возможности и ограничения познания в конкретную эпоху. К примеру, необходимость экспериментальной проверки знаний – это тезис гносеологии Нового времени. А его очевидность связана с тем, что он уже обогатил жизненно-практический уровень мировоззрения людей. Во времена античности же считалось, что очевидное не нуждается в доказательстве. На этом основании Аристотель полагал, что Солнце движется вокруг Земли, поскольку об этом свидетельствуют наши органы чувств.

Важный аспект гносеологической функции – обеспечение понимания новых объектов науки и техники. К примеру, виртуальная реальность как научно-технический феномен и ее связь с человеческим сознанием нуждается в дополнительной интерпретации, которую может предоставить философия.

4. Критическая функция («подвергать все сомнению») – философия систематически пересматривает существующие представления и ценности на предмет их соответствия действительности и «духу времени». Тем самым она способствует очищению знания от заблуждений, духовной сферы – от устаревших ценностей, общественной организации и жизни человека – от неэффективных и неактуальных форм.

В результате реализации данной функции философия способствует и прогрессу знания (расширение кругозора, освобождению его от догм и т.п.), и модернизации общества, и совершенствованию человека.

Как мы убедимся с Вами далее, любая смена эпох в истории культуры предполагает работу философии по переоценке актуальности наработанного ранее культурного багажа. При этом философия стремится сохранить то ценное, что доказало свою актуальность и может быть востребовано в будущем.

5. Идеологическая функция – философия участвует в выработке общественной идеологии, нередко выступая в качестве ведущей силы этого процесса. Например, идеология Просвещения (культ разума и знания, критика церкви и т.п.) сформулирована в творчестве Вольтера (1694–1778). Идеология рабочего движения заложена в работах К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895).

Хотя нужно помнить, что философия предлагает только некоторый комплекс идей, который нуждается в правильной интерпретации для мобилизации большого количества людей. Это означает, что не только философы участвуют в разработке идеологии.

6. Прогностическая функция – предсказание, прогноз развития и возможностей обновления отдельных элементов (сторон) бытия (прежде всего, природы, общества и человека). Философы, реализуя эту функцию, выступают в роли пророков, которые предвидят будущее и информируют современников о зарождающихся тенденциях.

Правда, эта функция в полной мере реализуется только в обществах, открытых изменениям. В них выводы философии способствуют (через прямое или косвенное влияние на принятие управленческих решений) прогрессивному развитию общества. В консервативных обществах, не склонных менять существующий порядок, философия не в полной мере реализует эту функцию. Она замедляет свое развитие и превращается в полурелигиозную, догматизированную систему, которая стабилизирует существующий порядок. Так было с конфуцианством в Китае, которое в VIв. н.э. стало фактически религиозным учением. Уважение к философии Аристотеля (384–322 до н.э.) в Средние века переросло в некритическое почитание его методов и выводов. Да и в Советском союзе марксизм стал сильно догматизированным и не мог в полной мере выполнять прогностическую функцию.

7. Гуманитарная (гуманистическая) функция – философия обращена к человеку, его проблемам и трудностям. Философия – это гигантская копилка человеческой мудрости, в которой каждый может найти то, что ему наиболее нужно в тот или иной момент жизни. Размышления и выводы философов часто дают утешение людям, помогают обрести душевное равновесие в сложных жизненных обстоятельствах, достойно встретить неизбежное.

Нередко и сами философы демонстрируют достойное поведение в различных ситуациях (Конфуций (551–479 до н.э.), Сократ (469–399 до н.э.), Б. Спиноза (1632–1677), И. Кант (1724–1804) и др.)

Важный аспект гуманитарной функции – поиск и обоснование смысла жизни человека. Также в философских произведениях формируется идеал достойного человека и образцы человеческого поведения, не теряющие актуальности и по настоящее время.

8. Аксиологическая функция – проявляется в двух аспектах: во-первых, философия с позиций существующей системы ценностей оценивает различные объекты или явления; во-вторых, при активном участии философии происходит формирование и эволюция самой системы ценностей. Второй аспект данной функции связан с критической функцией философии.

В качестве примера можно привести актуальные ныне ценности разума и научного познания, которые были обоснованы в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Ценности мировых религий (буддизм, христианство, ислам) также формировались и эволюционировали при активном участии философии.

 

Основные понятия темы и понятия для повторения

 

мировоззрение, его виды мировоззрение мифологическое мировоззрение (мифология) религиозное мировоззрение (религия) философия предфилософский комплекс разделы философии онтология гносеология философская антропология социальная философия аксиология логика этика эстетика
основной вопрос философии основной вопрос философии материализм идеализм объективный идеализм субъективный идеализм гносеологический оптимизм агностицизм скептицизм методы философии метафизический метод (метафизика) диалектический метод (диалектика) догматизм релятивизм софистика эклектика
функции философии мировоззренческая методологическая гносеологическая критическая идеологическая прогностическая гуманитарная (гуманистическая) аксиологическая

 

Вопросы для повторения и закрепления

1. Каковы основные структурные компоненты мировоззрения?

2. В чем состоят основные особенности исторических вариантов мировоззрения?

3. Какие разделы входят в структуру философского знания?

4. Чем диалектический метод отличается от метафизического?

 

Творческие вопросы и задания

1. Как Вы думаете, почему возникновение философии связано с конкретными экономическими и социально-политическими изменениями в период VII – VIвв. до н.э.?

2. Возможно ли в философских рассуждениях «обойти» основной вопрос философии?

3. Приведите примеры (или сконструируйте сами) рассуждения в духе метафизического метода мышления.

4. Почему философию нельзя считать бесполезным рассуждательством?

 

Date: 2015-09-18; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию