Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общефилософская методология





При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо знать данный учебный материал:

Для достижения своих целей философия использует свои собственные методы.

Метод в самом общем виде можно рассматривать как путь, ведущий к нужному результату. Ф. Бэкон (1561–1626) сравнивал метод с циркулем: люди имеют разные способности к рисованию окружностей, но умение использовать циркуль уравнивает их результаты.

Философский метод понимается в двух аспектах:

1) система наиболее общих приемов теоретического освоения действительности;

2) способ построения философской системы (системы рассуждений).

Очень часто конкретные философы создают свои собственные методы. Философские методы эволюционируют. Исторически первым был метафизический метод (метафизика). Он окончательно сформировался в объективно-идеалистических системах Платона (427–347 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.) Метафизика использовала абстрактно-теоретические рассуждения для описания и объяснения своих объектов. Благодаря этому методу был наработан обширный категориальный аппарат, создано множество философских систем.

С появлением экспериментальной науки в XVIIв. стало ясно, что метафизический метод не универсален, т.к. в частно-научных поисках метод эксперимента более эффективен. В эпоху Просвещения (XVIII век) философское знание строится с опорой на опыт. В немецкой классической философии (И. Кант) показана ограниченность возможностей метафизических построений.

В своем дальнейшем развитии естествознание продвигалось от описания отдельных объектов к характеристике взаимодействий и процессов. Одновременно философия предложила новый метод: диалектический метод (диалектика).

Необходимо помнить, что диалектика зарождается еще в Vв. до н.э. в творчестве Гераклита из Эфеса (ок. 544–ок. 483 до н.э.) Но это была стихийная диалектика, которая констатирует изменчивость бытия, но не выдвигает системы понятий или законов. Диалектическая традиция постоянно присутствовала в истории философской мысли.

В немецкой классической философии (кон. XVIII – I пол. XIXвв.) диалектические идеи облекаются в теоретическую форму. Родоначальником здесь является И. Кант (1724–1804), а вершиной теоретического обобщения диалектических идей стали три закона диалектики Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831). Критикуя метафизический метод, представители немецкой классической философии отметили его основные недостатки: 1) рассмотрение объектов (явлений) по отдельности, вне взаимосвязей и взаимодействий с другими («за деревьями не видно леса»); 2) считалось, что объекты (явления) не изменяются во времени, т.е. не развиваются.

В противоположность метафизическому методу, диалектика:

1. подчеркивает и анализирует взаимосвязь и взаимодействие объектов (явлений);

2. исходит из универсальности изменчивости и развития в мире.

Диалектический метод был ведущим в XIX веке. Философия марксизма (с 1840-х гг.) разделяла диалектику на объективную (диалектика в явлениях и процессах окружающей действительности) и субъективную (диалектика мышления познающего субъекта). В соответствии с материалистической установкой марксизма, объективная диалектика считалась первичной, а субъективная – производной.

В конце XIX – XXвв. появились и другие философские методы, например: герменевтический (метод понимания и интерпретации текстов); феноменологический (работа с собственным сознанием для получения «чистого опыта»).

В ХХ веке и по настоящее время диалектический метод по-прежнему актуален. Несмотря на массированную критику, метафизический метод мышления сохраняется, но уже в качестве заблуждений. К примеру, в современном естествознании трудно отрицать факт развития, но зато вполне возможно акцентировать внимание на отдельных сторонах, аспектах развития в ущерб другим.

Варианты метафизики

В теоретическом плане важно выделить конкретные варианты метафизического мышления. К ним относятся:

1. догматизм;

2. релятивизм;

3. софистика;

4. эклектика.

Рассмотрим эти варианты более подробно.

Догматизм (греч. dogma – мнение, учение, постановление) метод философского мышления, который абсолютизирует неизменность понятий и суждений.

Догматическое мышление осуществляется без учета достижений науки и практики, а также конкретных условий события или процесса. Философ-догматик предполагает существование универсальной и неизменной истины («истины на все времена») и очень неохотно пересматривает свои взгляды.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – метод философского мышления (методологический принцип), который абсолютизирует изменчивость бытия, а также относительность процесса и результата познания.

Появляется во II пол. Vв. до н.э. в Древней Греции (школа софистов). Основоположник учения софистов Протагор (ок. 490–ок. 420 до н.э.) в сочинении «Истина, или Ниспровергающие речи» формулирует главный методологический принцип школы: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»[2].

Софистика (греч. sophistike – умение хитро вести прения) – метод философского мышления, опирающийся на софизмы (формально правильные рассуждения, но фактически содержащие логическую ошибку).

Эти уловки получили название софизмов. К примеру, софизм «Рогатый»: «То, что ты не терял, то имеешь: рога ты не терял, значит, у тебя рога». Логическая ошибка этого софизма в следующем: первый тезис («то, что ты не терял, то имеешь») предполагает, что субъект что-то имел, но не терял. А во втором тезисе наличие чего-то конкретного уже не предполагается. Следовательно, оно ложное.

Иначе говоря, софистика абсолютизирует роль субъективной диалектики и отрицает ее связь с диалектикой объективной.

И, наконец, последний из рассматриваемых нами способов мышления – эклектика (греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий). Она представляет собой некритическое соединение различных элементов (идей, понятий, аргументов, теоретических систем, стилей и т.п.)

Подобно софистике, эклектика абсолютизирует роль субъективной диалектики. Появление эклектики в философских рассуждениях свидетельствует либо о беспринципности автора, либо о его низкой философской культуре. Для конкретной философской эпохи появление эклектики свидетельствует о ее упадке.

 

Date: 2015-09-18; view: 962; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию