Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какова социальная природа методологии современной философии?





 

Охарактеризовать состояние современной мировой философии – задача не простая, как это может показаться на первый взгляд. Исходным и бесспорным является то, что она выступает духовной квинтэссенцией противоречивого развития современного общества, науки, человека.

Известны многочисленные высказывания классиков мировой философии о том, что философия является «душой культуры», охватывая мыслью эпоху, переживаемую человечеством. Такое понимание философии дает возможность учитывать в ее развитии,
а также в анализе действительности все возможные аспекты и варианты мыслительного постижения мира и его бытия.

Классическая философская традиция строила свои философские системы исходя из убеждения, что разум есть важнейший инструмент преобразования мира, человека и общества. Знание и рациональное сознание провозглашались главной и решающей силой, призванной и способной разрешить все проблемы, которые встают перед человеком и человечеством. Однако исторические коллизии второй половины XIX – начала XX веков показали не только мощь
и силу разума, но и его слабости. В частности, немецкий философ
А. Шопенгауэр объявляет разум фикцией и подвергает традиционный рационализм критике. На место разума, по его мнению, должна быть поставлена воля, которая родственна «неисповеданным силам», независима от разума и выражает собой «абсолютное хотение». «Абсолютное хотение», «абсолютная воля» пробивает брешь в традиционном рационализме и кладут первый камень в фундамент иррационалистических тенденций в развитии философского мышления.

XX век – время суровых испытаний как для социальных систем, так и для могучего и всесильного знания, духовно-нравственных принципов и ценностей. Эпоха проверяет «на прочность» цели и идеалы, которые ставились предшествующими поколениями, которые провозглашаются в настоящее время, имея под coбой основательную философскую аргументацию. Каким же образом современная мировая философия выражала и выражает
в мыслях сложную, противоречивую, конфликтную и весьма динамичную эпоху, исторические рамки которой конец XIX – XX в. Какие главные идеи философии вышли на арену идейной борьбы и по каким основным направлениям шла их эволюция? С какими основными итогами и идейно-нравственными устремлениями современная философская мысль вступает в новое тысячелетие?

Анализ господствующих в современном мире философских систем, теорий необходим не только для выявления их содержательной стороны, определения исходных философских оснований, показа их новаторства или консерватизма, истинности или ошибочности и несостоятельности, но и для развития самой философии. Необходимо отметить и признать, что в современной философии мы находим постановку вполне реальных и актуальных проблем, которые отражают реальные противоречия развивающегося мира природы, изменяющейся системы общественных отношений и расширяющимися возможностями к рефлексивной деятельности.

Понятие «современная философия» многозначно по форме
и по содержанию. Eе становление связано с той социальной действительностью и духовной ситуацией, которая складывалась во второй половине XIX в., когда Англия, а вслед за ней и другие страны Западной Европы и Северной Америки вступили в империалистический период развития капитализма (по марксистской периодизации истории) или в этап индустриального развития (периодизация истории, принятая в философии истории современных исследователей). В первой четверти XX в. в мировой философии сформировались конфронтирующие направления, являющиеся наиболее влиятельными на протяжении почти всего столетия – диалектический материализм (марксизм), неопозитивизм, экзистенциализм и неотомизм.

 

Какие философские направления
и как определялся характер и содержание
рефлексивной деятельности?

 

Характеризуя состояние мировой философии в конце ХХ столетия, один из видных представителей «Франкфуртской школы социальной философии» Юрген Хабермас в своем интервью, данном в мае 1989 г. в Москве, отмечал: «Характерные для нашего столетия философские движения утрачивают свои привычные очертания... Бросается в глаза скорее дифференциация прежних, чем образование новых направлений: короче современная ситуация в философии менее ясна и определенна, чем в 50-е и 60-е годы»
(Хабермас Ю. Философ-диагност своего времени // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 80).

Анализ содержания и социальной направленности основных философских течений, характерных для XX столетия позволяет выявить позитивную роль их в разработке актуальных философских проблем, встающих перед человечеством в этот исторический период. Важную роль в познании и преобразовании мира играла марксистская философия, разработавшая не только основные принципы диалектики, как методологии объективного и противоречивого познания мира, но и предложившая материалистическое понимание истории. Не случайно в качестве философского кредо был избран знаменитый марксовский тезис о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3). Имея это
в виду, К. Поппер отмечал, что социальные движения, ориентированные на радикальное изменение социальных отношений, всегда будут избирать философские принципы марксистской философии. Место и роль практики в познании и преобразовании действительности всесторонне раскрыта и обоснована в философии марксизма.

Поучительны и важны поставленные неопозитивизмом проблемы логики науки, языка и познания. Именно неопозитивизм привлек внимание теоретиков к философским функциям языка и его огромной роли в познании и человеческой практике, ориентировал на повышение требовательности к точности и определенности мышления. Им впервые поставлены существенные вопросы: о значении «значения», философской функции знаков, о формально-логической структуре современной науки. Особое значение эти идеи, приобрели в условиях научно-технической революции и информационного взрыва, характерного для конца ХХ столетия.

Другое влиятельное направление мировой философии XX в. – экзистенциализм – также оказал большое влияние на духовное состояние эпохи. Достаточно отметить, что в нем поставлена проблема человеческой сущности и «нечеловеческого существования»
в условиях XX в. – века социалистических революций, века двух мировых войн и длившейся более 40 лет «холодной войны», века катастрофических социально-экономических кризисов, века зарождения социализма и его насильственного уничтожения, века экологического кризиса. Все это не могло не вызвать к жизни философского осмысления проблем человеческой субъективности, свободы и ответственности человека, природы его отчуждения, а также проблемы гуманизма. Будучи по своей сути иррационалистическим направлением философии, экзистенциализм подверг суровой критике рационалистическую традицию в философии.

Философы-экзистенциалисты одними из первых увидели отрицательные последствия безраздельного господства человека над стихийными силами природы. Уже саму постановку перечисленных проблем можно поставить в заслугу экзистенциализму как одному из самых влиятельных направлений современной мировой философии.

На формирование духовной ситуации нашего времени определенное влияние оказала и религиозная философия, особенно неотомистского направления. В ней рассматривались проблемы веры и разума, науки и религии, вечности и неизменности нравственных общечеловеческих ценностей, сформулированных в лоне религии.

Широкий спектр проблем, рассматриваемых современной мировой философией, их взаимопроникновение и взаимосвязь дают основание некоторым авторам для утверждения о том, что философия
в традиционном смысле этого слова умерла. Так, один из ведущих неопозитивистов XX в. Б.Рассел отмечал, что философия в XX в. уподоблена королю Лиру, который раздал все свое богатство дочерям,
а сам остался ни с чем, т.е. философия осталась без конкретного предмета анализа. Нечто подобное высказал и западногерманский философ О. Маркард: «Сперва философия была компетентна во всем, позднее компетентна в некоторых областях, и, наконец, философия сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей некомпетентности... Философия? Она кончилась: мы занимаемся философией после конца философии». (Цит.: Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. М., 1988. С. 8.)

 

Date: 2015-09-18; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию