Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выразительность речи





Упражнение 1. Определите, тропы или фигуры использованы в приведенных ниже примерах?

1. Путин – это антитеза ельцинскому нелюбимому режиму. Путин – это ожидания, это рейтинг. 2. Вместе с Победоносцевым они усыпили Россию. 3. И эти заводы давно уже страдают метеоризмом и портят окружающую атмосферу. 4. Он был угрюм, зол, почти страшен в эту минуту. 5. – Это все, что написано на бумаге. – На чем? – Написано на том, что в Китае сделано из риса, а не в Китае – из дерева. 6. Все в конторе тогда включились в беседу на тему, что у каждого человека есть двойник, и были случаи… 7. Сначала в России, затем в других славянских странах, затем все шире и шире, и все неудержимей… 8. Вот на этот конвейер словообразовательный кладут детали, и получается, выходит словообразовательный тип. 9. Вот таким и был год. Плохо, хуже, совсем скверно. 10. Их религия – экономия времени. Их стратегия – рентабельность. Их цена – желудки богатых и бедных покупателей. 11. Вы замечали когда-нибудь, как мальчики при любом построении стараются изо всех сил втиснуться в строй хоть предпоследним, но никак не крайним? 12. Так что лучше вовсе не оставлять двухколесного друга на городских улицах без присмотра.

 

Упражнение 2. Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, чем метафора отличается от сравнения на формальном и семантическом уровне?

1. Человек, употребляющий наркотики, как пироман в кладовке взрывотехника. Что он выкинет и когда – вопрос времени. 2. Депутат – самая свободная птица в нашей большой российской семье. 3. Я большой поклонник Тарковского. Но обидно видеть, как его эстетику разорвали на кусочки. 4. Сегодня ситуация стала еще хуже: чиновники размножаются, как грибы после дождя. 5. Они склеились друг с другом, словно ласты, склеенные клеем «Момент». 6. Эта госпожа по имени Роза хорошо известна как рядовой пехотинец пары-тройки избирательных компаний. 7. Яшар Паша подобен природной стихии. Его творчество входит в этот мир, как вулканическая огненная лава. 8. Зато никогда еще таким вдохновенным не видели мы лицо главного режиссера Александра Ведерникова, словно озарённого нимбом креативности. 9. Он такой хорошенький, маленький, носик с пуговку. 10. У нее такие тонкие пальцы, что в колечке карандаш, наверное, застрянет. 11. Я заблудилась в куртке. 12. Глобус – это чучело земли. 13. На глаза он воздействует именно длительное время и снайперски точно попадает в самые проблемные места заданного органа. 14. Самые крупные наземные животные – слоны – могут иметь до 4 тонн веса, но при этом они легко могут передвигаться на цыпочках, как балерины. 15. Киев превратился в столицу революционного туризма. 16. Зрительный зал театра после антракта подобен осеннему лесу: везде раздается хруст поедаемых чипсов и меланхолический шелест разворачиваемых оберток. 17. Эта заварка – пыль афганских дорог. 18. Лида, ты сегодня, как Татьяна у Пушкина, «грустна, молчалива». 19. Идеальное кино – это плохое кино. Есть человек, который чихает, хромает, но при этом он интересный собеседник. В кино для меня самое важное – сохранить эту индивидуальность, состояние жизни. 20. Хакамада в этой разгромной ситуации стала тем человеком, который хочет построить мостик между прошлыми и будущими либералами.

 

Упражнение 3. Найдите примеры, в которых использована ирония.

1. Трудно найти на свете человека, который, хотя бы раз в жизни, выражаясь языком научным, не вляпался бы в какую-нибудь историю. 2. Стильно одетая молодежь ритмично подергивается под римейки (да простит меня за это слово Филипп Киркоров) и ремиксы недавно вошедших в радиоротацию хитов. 3. Жене все время нужно говорить правду, причем с три короба (Н. Фоменко). 4. Налицо вымогательство, порочащее и без того высокое звание советского официанта. 5. Слово – не воробей, вылетит – вылетишь. 6. Лёха Николаев – человек, который может, не заработав грыжу, поднять гранатомет, а также остановить на ходу бронетранспортер, разобрать по кирпичикам горящий Кремль и одним поцелуем превратить даже очень запущенную жабу в длинноногую супермодель. 7. На стадионе «Локомотив» запланирована культурно-развлекательная программа – выступление рок-групп и массовое распитие горячительных напитков. 8. Если у тебя открыта мотоциклетная категория в водительских правах, то ты автоматически получаешь удостоверение тракториста-машиниста с категорией А. Что, кстати, дает тебе неплохую возможность потрудиться для закромов родины во время летней страды (правда, только на легких тракторах). 9. – Ведь могла и сдетонировать бомба от сотрясения? – Вполне могла, – успокаивают эксперты-саперы Иркутского ОМОНа. – Это зависит от типа взрывателя. 10. Рукописные плакаты на листах ватмана, с которыми пикетчики позировали перед телекамерами… 11. Пингвины – это очень толстые ласточки.
12. «Я ради рейтинга готов на всё», – молвил как-то трепетный юноша Андрей Малахов, поднося ко рту живого таракана. 13. Майор… проводил с ним [Бродским] профилактическую работу, то есть встречал на улице, увлекал в ближайший сквер и в соответствии с инструкцией пилил… 14. Дверь сорок девятой квартиры радовала глаз оборванной обивкой, звонок болтался на проводе, а от номера осталась только одна цифра «девять», висящая вверх ногами. 15. Давайте снизойдём с уровня семейных отношений до уровня судебного заседания.

 

Упражнение 4. Метафора или олицетворение? Укажите соотношение, в котором находятся эти два тропа.

1. Киевская котлета агрессивно ведёт себя на сковороде. 2. Астафьев написал ее за трое суток; это, действительно, выдох прозы. 3. Видно, умеет Иркутск брать в полон сердца тех, кого приручил. 4. Вчера картошку весь день хоронил. 5. И, конечно, шампуни. Они плодятся в вашем шкафу, как кролики. 6. Если скажешь «Волге»: «Ты Мерседес», то ей, конечно, будет приятно… 7. Когда я впервые увидел ее, меня поразила ее хищная морда и зеленые глаза (о машине). 8. На пионерском расстоянии от них исполняют брачный танец угрюмых орангутангов двое молодчиков в спортивных костюмах «Адидас». 9. Это значит, что меньше, чем за два месяца доллар подешевел на один процент. С патриотической точки зрения это неплохо – ведь на его фоне самоутверждается рубль. 10. Он (автомобиль марки Carol) заметно подрос – в длину на 50 мм, в высоту – на 30мм, что позволило добиться широкого диапазона регулировок переднего кресла и заметно увеличить двери автомобиля. 11. Жизнь в общаге – сладкое варенье: сначала его очень хочется, потом – приедается. 12. Первой моей машиной был «Марк II». Ездил на нем 6 лет, пока он не начал капризничать. 13. Все мышки «Гениус» живут в компании «Фрейм». 14. Родина, ты красива, как супермодель. 15. А теперь я хочу пригласить сюда акул сцены, монстров шоу-бизнеса.

 

Упражнение 5. Найдите в каждом предложении все использованные говорящим средства выразительности.

1. Раскинулись здесь полевых цветов луга роскошным ковром. 2. Жизнь как коробка конфет: никогда не знаешь, какая попадется. А весна как бесплатная газета: хочешь не хочешь – все равно придет! 3. Спартаковцы, большую часть времени контролируя мяч, порхали на искусственном газоне, как бабочки, зато армейцы пусть изредка, но жалили, словно пчёлы. 4. По-домашнему уютный и зелёный Иркутск превратился в грандиозную помойку. 5. Судя по всему, оба митинга организованы одним и тем же кукловодом: больно уж слаженно, как по нотам, было разыграно все действие. 6. Несмотря на все противоречия с США, думаю, ментально, религиозно и культурно они нам ближе, чем великий восточный сосед, уже сегодня способный поглотить Сибирь и Дальний Восток и даже не поморщиться. 7. Знает ли кто-нибудь, что было бы, поступи мы тогда иначе?! Возможно, Европа смотрела бы на нас другими глазами. Но кто может предвидеть результаты наших действий? 8. Любой стол и подоконник украшались вазочками и салфетками. От этого все мои книги испугано забились по дальним углам. 9. Здравствуй, дорогая жертва постиндустриального прогресса! 10. Бывает, что и сами туристы открывают охоту на понравившихся аниматоров: выслеживают, упрашивают, улещивают. 11. Я не курю, но с интересом наблюдаю за радостью моих коллег, раз в час вскакивающих со своих мест, чтобы глотнуть очередную порцию свежего никотина. 12. Олимпийские игры приглашаются в 2004 году в Казань. 13. Началось всё с того, что мы отправились на гастроли в Израиль. А там всё, каждая песчинка, пропитана той историей, тем духом. 14. Дочка робота Вертера русской демократии во многом стала жертвой мифологии, за что её, конечно же, стоит пожалеть: согласно этой мифологии Ксения Собчак – красивая дура. 15. Любимый, я всю мою жизнь, оказывается, сначала летела к тебе, потом приземлилась и побежала к тебе, потом устала и пошла к тебе, потом обессилела и поползла к тебе, а теперь, на последнем вдохе, – тянусь к тебе лишь кончиками пальцев… 16. Помнишь, сколько кораблей погибло, когда на Пелопоннесе погас маяк? А ведь любящая женщина – это тот же маяк в волнах нашей жизни. 17. Покорного судьба ведет, а упрямого – тащит. 18. Говорить здесь особенно нечего, кроме, разве что, того, что если за четырёхколёсным другом ухаживать, то и он ответит Вам теплом салона и вообще полной корректностью (об автомобиле ВАЗ 21011). 19. У стола, опершись на локти, сидели три человеческих особи в халатах разной степени замызганности: грязноватый, очень грязный и невероятно грязный. 20. Танцы – это мегатонны положительной энергии. Танцы – это эмоции. Танцы – это свобода. Танцы – это терапия для души и тела.

 

Упражнение 6. Укажите средства, использованные в данных примерах для создания выразительности. Можно ли назвать данные высказывания примерами хорошей, выразительной речи?

1. И жители селения пошли за этим человеком, которого все в Макондо считали сумасшедшим, как шли воины за полководцем. 2. И начался новый творческий штурм, прорыв «Золотого Витязя», стройные ряды которого вторглись на театральную сцену. 3. И пусть та театральная лепта, которую вы собираетесь возложить на алтарь спасения Отечества, будет очищена от всякого честолюбия и корысти. 4. И будет год, и день будет, когда «Золотой Витязь» в полном своём рыцарском облачении и при всех своих сверкающих доспехах придёт на берега Байкала. 5. Кто не поражался какой-то сверхъестественной его способности в самую гадкую эпоху буйнопомешанных, соорудивших из кино инструмент бесстыдства и пошлости, собрать воедино все самое чистое и здоровое, что тогда не сметено и не втоптано было в грязь окончательно, и вдруг солнышком, вырвавшимся из-за туч, показать зрителю и обогреть его, дать надежду? 6. Олигарх может потратить 2 млн. долларов на свой день рождения, но свыкнуться с мыслью о благотворительности ему сложно. Поскольку в этом процессе сакральная субстанция, жрецом которой он является, переходит в руки непосвященных профанов. 7. Здесь кроется то зерно, которое может привлечь на Московский кинофестиваль мировой кинематограф. 8. И, наконец, это просто глупости, обыкновенные пещерные глупости… 9. Всю жизнь ходить по сцене красивым сталактитом никому не хочется. 10. Закрою глаза я и вижу цветы, и не фиалки, и не васильки – ромашки простые с большими глазами, их создал Господь для тебя и меня с ресницами белыми под небесами. 11. Я начинала сознавать, что после столь длительного самообуздания, вулкан моей души вот-вот начнет извержение. 12. Дизайн модели с мускулистым обтекаемым клиновидным кузовом перекликается с другими моделями Mazda. 13. Потоком хлынули предложения и замечания от собравшихся. 14. Весна на СТС: набухает кино, расцветают сериалы, теплеют мультфильмы, распускаются рекламы. 15. Пустынную местность озарил нечеловеческий крик.

 

Упражнение 7. Найдите в приведенных ниже высказываниях, в которых выражено стремление к выразительности, нарушения других качеств хорошей речи.

1. Есть девушки натуральные, есть девушки тюнинговые: причёска, цвет глаз и размер бюста. 2. Памятник Александру III на старинной открытке – и вновь отлитый император, заменивший бетонный шпиль и вернувшийся на свой законный пьедестал в своем прежнем виде. 3. Его печальный смех казался глубоко пронзительным. 4. На прошлом занятии вас угощали химическим оружием, а сегодня мы поговорим о биологическом. 5. Мне не нужна обратная сторона шинели! Я хочу видеть в людях только хорошее. 6. Можно я, как противоречивый ветер, ворвусь в Вашу размеренную жизнь?
7. Первое, что мне пришло на ум, так это роман Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников слепо заостряется на своей теории. Преступление – неотделимая часть человека, как любой орган. 8. Не могу выносить пустоты! / Пустоты и сердца, и разума / Проходящих мимо людей. / Я хочу переделать всё сразу – / Сумасшедшая из идей. 9. Останься собой. / Попробуй терпеть. / В тебе ещё бьётся. / Тебя не убили. 10. Мы встретимся, милый, – Отбрось все тревоги. / И нет в мире силы / Сбить наши дороги. 11. Теперь ты для меня мираж, / За окнами другой пейзаж. / Как Север далеко от Юга, / Разъехались мы друг от друга. 12. Пока в твоем мозгу кипят копеечные страсти, / Я жду любви, которая подарит счастье. 13. Как мировой перекрёсток, Прибайкалье всегда отличалось веротерпимостью и давало возможность отправлять свои богослужения и обряды и правоверным мусульманам в мечети, и правоверным иудеям в синагоге, и шаманистам, и буддистам. 14. Прибайкалье, один из необычных мировых перекрёстков, издавна привлекал и привлекает гостей со всего мира. 15. По всему Прибайкалью рассыпаны следы пребывания здесь древних народов.

Упражнение 8. Сохранена ли образность в данных выражениях?

1. В Тальцах всегда рады гостям: и в будний день, и в праздничный. Троица и Масленица особенно любимы. В эти дни – веселое столпотворение. 2. Что ж вас так привлекло в столице Восточной Сибири? 3. Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей. 4. Песчанка на Ольхоне – название не случайное. Она известна песчаными холмами, движущимися дюнами с шапками цветов на них, ходульными деревьями, корни которых обнажил ветер, выдувший из-под них почву. И потому кажется, что деревья собираются в путь. 5. И даже волосы его слиплись и встали дыбом, как рога. 6. Освоившись на гостеприимной прибайкальской земле, европейцы начинают приплясывать под русскую гармошку. 7. Земля эта загадочная и притягательная, и центр её – Иркутск – тоже город необыкновенный. 8. В его руках бедная скрипка визжит от боли. 9. Радости во всём, Здоровья – крепче с каждым днем, Тепла, душевного богатства, Чтоб все мечты могли сбываться. 10. Большие прочные листы переворачивались неохотно. Они будто не желали открывать страницы священной истории перед простым смертным. 11. Источник этого «ку-ка-ре-ку» находится здесь (петух). 12. Применяйте этот шампунь, и ваши волосы будут мягкими, как шелк. 13. Не спешат инвесторы деньги вкладывать в зеленое золото (о лесе). 14. Из цилиндра со зловещим шипением хлынула струя расплавленного металла. 15. Трёхлетний мальчик тоненький и белесый, как выросший без света в подвале росток на картошке.

 

Упражнение 9. Найдите предложения, содержащие нарушения выразительности и богатства как качеств хорошей речи.

1. Первозданные, нетронутые берега Байкала, его загадочность и красота, его целебные источники и необыкновенный климат привлекают гостей со всего мира. 2. Как видим, Иркутск и Прибайкалье – не просто перекресток, а настоящие ворота во все стороны света. 3. В первый день спринтерские лыжные гонки на 3 и 5 километров, веселый зимний волейбол, марш-бросок на джипах, необыкновенный конкурс ледовых скульптур. 4. Мир, с которым он простился, наполнен злом и изменой. 5. Берега «священного моря» по большей части гористы и нетронуты, изрезаны десятками удобных бухт и живописных заливов; из таинственных узких ущелий вырываются могучие ветры, посылаемые, как гласят легенды, местными духами. 6. Язык и мысль так же неразделимы, как две стороны листа бумаги. 7. Чаще представляйте, как будете отдыхать: солнце ласкает ваше тело, а прохладный ветерок несет свежесть с озера или пруда. 8. Сердце автомобиля работает более мягко (о двигателе). 9. Но немало радости, волнений и воспоминаний доставит опытному охотнику и встреча с красавцем сохатым (так в Сибири называют лося – тоже громадина, порой до полтонны тянет), и с бесстрашным свирепым кабаном, и со стремительной изящной косулей (её в Прибайкалье попросту называют козой), и с хитроумным отважным волком, и с гибкой бесшумной рысью – в лесах и степях Прибайкалья много разного зверя. 10. Мечты о прекрасном разбиты, надежды обмануты, / По телу гуляет метель, остужая кровь, / И нервы, как самые тонкие струны натянуты. / Я думала, ты не такая совсем, любовь! 11. Когда твое сердце расколют и вынут / Руками холодными. Медленно кровь / Застынет и двигаться дальше не сможет. / И ты перестанешь молиться. Любовь / Уйдет навсегда. И никто не поможет. 12. Как друзья были мы, / Но под светом луны / Мечтой друг друга стали. / Пришла к нам любовь, / Кипятившая кровь, / И чувства не угасали. / Но не стерпело время – / Нас разлучило бремя… / Куда ты идёшь? / Чего же ты ждёшь? 13. Буряты – один из самых многочисленных коренных народов Прибайкалья, у них своеобразные обычаи, своеобразная национальная одежда, своеобразные танцы и праздники, отмечать которые они собираются в особенных, священных местах. 14. Богата природа Прибайкалья – богат и музей природы; богат многовековой культурный слой, богата художественная жизнь, богат и художественный музей. 15. Центр Прибайкалья Иркутск давно славился своей деревянной резьбой, она и теперь поражает и радует гостей города.


 

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Упражнения для подготовки к контрольным работам и тестированию.

 

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с нарушением правильности речи.

1. Детали, поступаемые с завода, иногда не отвечают требованиям стандарта. 2. Сложную психологическую схему смыслового восприятия предлагает И. А. Зимняя, в которой учитывается не только восприятие, но и порождение речи. 3. Я поехала в другой город почву пробивать. 4. В рамках психологического подхода рассматривается модель восприятия текста как процесс формирования образа содержания текста, предложенная А. А. Леонтьевым. 5. Со слов Вашего адвоката следует, что Вы перепутали этажи. 6. В этом году у Натальи Ищенки был прямой шанс завоевать золото. 7. Некоторым депутатам поставили на вид за то, что они нарушают правила. 8. Расскажите, пожалуйста, о более ближайших событиях. 9. Именно центризм, гибкость и уважение Валуева к мнению правых и левых помогли ему выжить в чехарде министерских перестановок, разработать и провести в жизнь ряд великих реформ александровской эпохи, стать одним из ведущих российских политиков и так долго играть ведущую роль в правительстве. 10. Поэтому дилемма «Стоит ли тратить деньги на фитнес?» для современного человека не стоит.

 

Упражнение 2. Какие качества речи нарушены в данных предложениях? Классифицируйте типы ошибок, предложите правку.

1. Для их ликвидации сделаны соответствующие меры.
2. Выходя замуж, нам только ставят штампики в ЗАГСах в паспортах, но никто не идёт венчаться. 3. Он там гетры на скамейке переобувает. 4. А бегущая строка бежит и бежит каждый день с орфографическими ошибками. 5. Подняв один, я поняла, что ковер покрывают разорванные криминальные романы, стоящие, между прочим, в шкафу. 6. Вчера случился юбилей у знаменитого барда. 7. Коротко изложить существо произведения. 8. На выходах Кингстон, вы уж извините, полная салага (спортивный комментатор). 9. Чем больнее человек, чем тяжелее его заболевание, тем строже следует соблюдать диету. 10. Принять ответные действия. 11. Распустила осень желтый веер, Снова караваны птиц летят на юг, Дует по ночам холодный ветер, Ничего уже не радует вокруг. 12. Просьба не мусорить и не бросать окурки. 13. На новом музыкальном канале вы сможете 24 часа в сутки смотреть самые современные и любимые музыки. 14. Закрой свой рот! Твои вопросы не по теме! 15. Отчётливо видные разновидности. 16. Эти качели – уродливая опухоль на теле прекрасной лужайки, среди окружавших дом лилий. 17. На конкурс «Мисс Иркутск» три года назад привалили все. 18. Вы должны взять с собой простую, зимнюю и парадную мантии. 19. Научная литература ХХ века – это вам не хухры-мухры! 20. Эта работа выеденного гроша не стоит.

Упражнение 3. Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, какие качества речи в них нарушены. Определите тип ошибки, предложите свой вариант правки.

1. Впереди лидируют гонщики под номером пять. 2. Это хорошо ещё, если у вас карбункул на руке или ноге: попарить в тазике можете. 3. А я дак мучальница, до сих пор одна. 4. Ты должна быть завтра в университете как штык из носа. 5. Мое начальство должно во всем показывать мне образец. 6. Сколько можно балду бить? Иди работать! 7. Евгений Базаров вскоре, работая с трупом, заразился ядом и умер. 8. Будет ждать, пока рак на горе не перекрестится. 9. Мы с Вовкой подлинные друзья. 10. Онегин – романтик, и все в его жизни должно быть в розовых очках. 11Больные, не посетившие врача в течение трёх недель, выкладываются в архив. 12. Олег Данилов выступил в качестве продюсера в строительстве нового комбината. 13. Отношения в семье Курагиных разрознены. 14. Когда мы с тобой на экскаваторе поднимались, они уже вниз спускались. 15. Свои вопросы иркутянам можно будет задать с 15 до 17 часов. 16. Сотрудники агентства «Щит» с удовольствием займутся кражами, разбоем. 17. В нашем обувном магазине вы всегда найдёте свежую обувь. 18. Первый раз на экране ОРТ премьера фильма…19. Художник изобразил, как Петр I ведёт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 20. Вообще в этой пьесе идет речь о взаимоотношениях вышестоящих слоев общества к нижестоящему слою общества.

 

Упражнение 4. Проанализируйте высказывания героев повести Боры Чосича «За что боролись…», отметьте те высказывания, которые нарушают уместность речи, определите тип ошибки. Необходима ли правка?

1. Дядя сказал: «Да нет, разве что только одеваются они очень неэлегантно, в случайные предметы одежды не сочетающихся цветов!» 2. Дядя, лежа на животе, рассматривал немецкий солдатский журнал «Сигнал», после чего спросил: «А сколько стоят все эти танки, на сегодняшний момент уже сожженные!» 3. Мама сказала: «Самая изумительная опера – это «Мадам Баттерфляй», о самоубийстве японской девушки на почве любви!» 4. У нас, в нашей семье, среди людей, являющихся ее членами, началось обожание различных народов, в основном, великих, хотя и не совсем чуждых. 5. Дядя предложил осуществить перепись практикующихся ремесел, чтобы знать, кто чем занимается. 6. Я сказал: «Мы отполоскали одного типчика, который настучал учителю математики, что мы смылись с уроков!» 7. Дедушка сказал: «Я запрещаю тебе жаргон как способ общения!»

 

Упражнение 5. Какие качества речи нарушены в данных высказываниях? Предложите свой вариант правки.

1. При проведении работ, значит, проводятся исследования, значит, на содержание радона. 2. Декану и замдекану перспектива весь день выдавать допуска явно не улыбалась, поэтому они где-то шлялись. 3. Остаются смельчаки, сидят, типа, рукой машут: «А, де, спасатели спасут!» 4. Осудили её за преступление, которое она совершенно не совершала. 5. Строго следуя лишь одному узкому моменту, невозможно было бы осветить столь многостороннее и многоаспектное явление, каким является заимствование. 6. Присутствуя в местах развлечения дворян (на балах, в театрах, ресторанах), его окружал один пафос. 7. Работа лимитируется из-за отсутствия времени. 8. Кто, значит, шарахался, кто, значит, подлетает и спрашивает… (из интервью с монахиней). 9. Автор с помощью второстепенных персонажей подводит к второстепенным мыслям. 10. Мне по жизни было достаточно сильно тяжело. 11. Анна Васильевна заблаговременно подошла бы и сказала, что вы там поставьте на мое окно решетку. 12. Районная Дума приняла решение закрыть вход в игорные заведения для подростков и тем взрослым, которые пришли туда под градусом.
13. Мы представляем достаточно много средств, которые предназначены для борьбы с первыми признаками старения кожи. 14. Это музыкальное произведение поётся акапеллой. 15. Учёный исследовали жесты обезьян, так как мы являемся их последователями. 16. У всех приборов есть погрешность: они ничего точно не взвешивают. 17. Результаты исследования позволяют судить о том, как использование стратегий и тактик, реализующих через определенные языковые средства, помогают личности добиться определенной цели. 18. Коэльо совершает своё паломничество от Москвы до Владивостока в рамках презентации книги «Дневник мага». 19. Всё нормально и спокойно, и не надо никакого ажиотажа этому придавать. 20. Авантюрный роман не может закончиться хэппи-эндом.

Упражнение 6. Какие качества речи нарушены в данных высказываниях? Предложите свой вариант правки.

1. «Слово…» К. Туровского («Слово на антипасху» Кирилла Туровского) – яркий пример церковной литературы. Текст отличается особым лиризмом и чувственностью. 2. Гречку не нужно варить, достаточно залить кипятком на ночь. К тому же твой желудок привык к этой крупе, россияне едят её гораздо чаще, чем лобстеры. 3. Обращение «Княже мои, господине!» обуславливает содержание «высокой» книжной речи. 4. Этот великий человек был, действительно, умным человеком, ведь недаром его называли великим человеком. 5. Он имел целый букет болезней, и всё же от работы никогда не уклонялся. 6. Сердце России сегодня развивается быстрее других городов страны. 7. Если упряжка разорвётся, то сами мы её вряд ли починим (упряжка – сцепка между вагонами). 8. И в дальнейшем просто эта территория будет просто непригодна для отдыха. 9. Если Макдональдс – хорошее заведение, почему люди умирают в 57 лет? (В. Жириновский) 10. Тело должно быть сильным и привлекательным. Недаром бодибилдеры предпринимают всяческие усилия, чтобы усилить привлекательность кожи: без этого никто не обратит внимания на накачанные мышц. 11. Не надо ему отказывать в постановке на учёт: дайте ему две вакансии – и пошел он! (разговор в центре занятости). 12. Откуда же берутся деньги на разного рода развлечения? 13. Как ожидается, закон должен быть доведён до ума к ноябрю. В случае принятия он поможет безработным пережить черную полосу в жизни и трудоустроиться. 14. Может быть, лет 10 назад решимости сопротивляться и не хватило бы, но ныне времена другие. 15. Именно правильное и своевременное питание удержит вас от необходимости что-то перехватывать и позволит не испытывать чувство голода. 16. Можно было бы смерчем устроиться, но у меня машины нет. Поэтому буду просто консультантом (смерч – мерчендайзер). 17. Инвестор может выбрать несколько компаний, удовлетворяющей его надёжности, и разместить деньги в ПИФах разных учредительных компаний. 18. На собрании, посвященном проблеме вывоза мусора, присутствовали жители частного сектора, а также городские жители. 19. Сырокопченые колбасы изготовлены по собственной классической технологии. 20. Лексические значения нужны, чтобы называть различные явления нашего мира (из школьного учебника). 21. Я с детства не привык читать. Поэтому скорость чтения очень мала, и я не успеваю прочитывать всю заданную литературу. В связи с этим у меня возникли небольшие проблемы с учёбой. 22. Я уже вижу свет обетованной цели. 23. В фитнес-клуб люди приходят не только за стройной талией и хорошо прокачанными трицепсом и дельтовидной мышцей. За настроением, достижениями и победами, пусть даже и над собой. 24. О какой демократии вы говорите, если 65% территории России – вечная мерзлота?
(В. Жириновский). 25. Родилась эта героиня 9 Мая, поэтому коллектив нашей газеты поздравляет ее с днём рождения, желает ей от всей души здоровья, нахождения себя в этой жизни и оптимизма перед грозным взглядом сессии, а в качестве подарка помещает её материал на одну из первых полос!

 

Упражнение 7. Какие качества речи нарушены в приведенных ниже отрывках из сочинений. Классифицируйте типы ошибок. Исправьте предложения там, где это возможно.

1. Там приводится пример сильного и храброго человека. 2. В произведении «Премудрый пескарь». Он боялся выйти из своего дома. И переборов себя и выйдя из дома, его съедает щука. 3. Но я не думаю, что «Вишневый сад» – комедия, когда я читала, он мне показался литературным произведением и очень занимательным чтением, из этой пьесы можно понять очень чего поучительного для своей жизни и вообще для всех читателей. 4. Большой мир для него страшен, он там посмешище. Поэтому создается свой маленький мирок, в котором человек становится всем. Богом, судьей, царем, жителем.
5. Мне кажется, что «Слово о полку Игореве» называют «военной повестью», потому что в этом произведении хорошо описываются военные события того времени. Что происходит много сражений, битв и стычек между княжествами. Поэтому «Слово о полку Игореве» вполне можно назвать «воинской повестью». 6. Одним из важных фактов, определяющих Татьяну, является тот факт, что она очень много читает. Но самым важным фактом в её определении является её верность мужу. 7. Почему повесть? Наверное, потому, что события, которые там повествуются, мы – читатели – можем ярко представить в своем подсознании. 8. Природа может страдать вместе с человеком. Хотя есть еще один поэт Сергей Есенин, который тоже был близок с природой. Но всё же в нем не горели те чувства, которые горели в Пастернаке. 9. А для женщины главное – это состояться как женщина, жена и, конечно же, мать для своих детей. Возможно, Татьяна и стала таковой, так как все предпосылки к этому были. Возможно, именно поэтому Татьяну Ларину можно назвать «милым идеалом» русской литературы. 10. Я считаю, что Татьяну Ларину можно назвать «милым идеалом», так как она по всем соображениям идеально подходит главному герою. 11. А. Блок в своем стихотворении «Река раскинулась…» преподносит перед читателями свои чувства, мысли. 12. Я думаю, что преходящим в поэзии этого замечательного писателя (В. Маяковский. – О. К., О. М.) могут быть новые фанаты и поклонники его творчества. 13. Конфликты семейных отношений показаны в творчестве Тургенева «Отцы и дети». 14. А измена жены – это послужило толчком всех проблем. 15. Возьмем, к примеру, что возможно это из-за злой матери, которая ругает и унижает героев, её строгость задевает чувство наших героев. Но для Кабанова измена жены, подобно, как подлить масло в огонь. Благодаря измене мужу, она почти обрекла на себя смерть.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Культура речи как наука о коммуникативных качествах хорошей речи. Определение хорошей речи как совокупность параметров оценки высказывания.

2. Основные критерии хорошей речи: креативность, соблюдение языковых норм, понятность адресату, соответствие законам логики, целесообразность, соответствие этике общения.

3. Коммуникативные качества речи как свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

4. Богатство как коммуникативное качество речи, предполагающее свободное использование говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль. Основные условия, обеспечивающие богатство речи.

5. Ошибки, нарушающие богатство речи: речевые стереотипы (клише и штампы); различные виды речевой избыточности (повторы одного и того же слова, тавтология). Понятие вынужденной тавтологии.

6. Правильность речи как основное коммуникативное качество, обеспечивающее единство речи, от которого зависит взаимопонимание общающихся. Правильная речь как речь, соответствующая норме. Двустороння природа нормы: дескриптивная и прескриптивная норма (по Э. Коссериу).

7. Норма как результат целенаправленной кодификации языка. Признаки нормы. Вариативность как важнейшая черта языковой нормы. Критерии выбора нормативного варианта. Виды норм: акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

8. Императивная и диспозитивная норма. Общеязыковая и ситуативная норма. Толерантность языковой нормы: структурная, коммуникативная, социальная. Функции нормы. Источники обновления литературной нормы.

9. Точность как коммуникативное качество речи, предполагающее соответствие способов выражения описываемой действительности и проявляющееся в умении эксплицировать мысль с помощью такого подбора языковых средств, который бы максимально полно соответствовал выражаемому понятию.

10. Предметная и понятийная точность (по Б. Н. Головину). Фактическая и коммуникативная точность (по А. Э. Мильчину). Основные условия, способствующие созданию точной речи. Ошибки, связанные с нарушением точности речи.

11. Ясность как коммуникативное качество речи, предполагающее адекватное понимание слушающим высказываемой говорящим мысли. Ошибки, связанные с нарушением ясности речи: возникновение двусмысленности; речевая недостаточность; использование слов ограниченной сферы употребления.

12. Логичность как коммуникативное качество речи, возникающее благодаря умению последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логика рассуждения и логика изложения.

13. Условия соблюдения логики рассуждения как соответствие требованиям законов мышления. Речевые ошибки, связанные с нарушением логики рассуждения: подмена понятия, смешение несопоставимых понятий, сопоставление несопоставимых понятий; несоответствие посылки и следствия, порочный круг в обосновании тезиса.

14. Условия соблюдения логики изложения как актуализация знаний языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

15. Уместность как коммуникативное качество речи, предопределяющее выбор, упорядочивающее организацию языковых средств, которые более всего подходят для ситуации высказывания, отвечают задачам и целям общения, содействуют установлению контакта между Говорящим и Слушающим. Виды уместности: стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая. Условия соблюдения уместности.

16. Чистота речи как коммуникативное качество, предполагающее отсутствие в речи единиц, чуждых литературному языку, а также единиц, отвергаемых этическими нормами. Языковые средства, нарушающие чистоту речи: лишние слова (слова-паразиты), варваризмы, вульгаризмы.

17. Выразительность как коммуникативное качество речи, способствующее такому структурированию текста, при котором происходит усиление аттрактивной и персуазивной функций языка. Условия продуцирования выразительной речи. Автологическая и металогическая речь.

18. Тропы как средства создания выразительности (гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет).

19. Фигуры как средства создания выразительности (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, оксюморон, эллипсис, парцелляция, умолчание).

20. Типология ошибок, связанных со стремлением говорящего к выразительности.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1988.

2. Голуб И. Б. Риторика: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2005.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – М.: Рольф, 2001.

4. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Междунар. отношения, 1993.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка /
Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1974.

7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Моск. междунар. шк. переводчиков, 1994.

8. Солганик Г. Я. Русский язык: Стилистика / Г. Я. Солганик. – М.: Дрофа, 1995.

Дополнительная литература

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М., 1984.

2. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С. С. Аверинцев. – М., 1996.

3. Арутюнова Н. Д. Языковая метафора // Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 346–370.

4. Аристотель. Риторика // Античные риторики. – М., 1978.

5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М., 1989. – С. 297–318.

6. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики /
Н. А. Безменова. – М., 1991.

7. Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации / Н. А. Безменова. – М., 1989.

8. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

9. Богданова В. А. Взаимодействие этических и коммуникативных норм / В. А. Богданова, Т. В. Кочеткова // Хорошая речь. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – С. 197–211.

10. Борисова Е. Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи // Рус. яз. в школе. – М., 1987. – № 3.

11. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

12. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д., 2001.

13. Виноградов В. В. Проблемы авторства и теория стилей /
В. В. Виноградов. – М., 1961.

14. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики / В. В. Виноградов. – М., 1981.

15. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий / Т. Г. Винокур. – М., 1993.

16. Волков А. А. Основы риторики: учеб. пособие для вузов /
А. А. Волков. – М.: Академический проект, 2005. – 304 с.

17. Вомперский В. П. Риторики в России XVII–XVIII вв. / В. П. Вомперский. – М., 1988.

18. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ / Б. М. Гаспаров. – М., 1996.

19. Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Гаспаров М. Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т. 1: О поэтах. – С. 556–589.

20. Горбаневский М. В. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ /
М. В. Горбаневский, Ю. Н. Караулов, В. М. Шаклеин. – М., 1999.

21. Горбачевич К. С. Вариантность слов и языковая норма /
К. С. Горбачевич. – Л.: Наука, 1978.

22. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1994.

23. Горшков А. И. Русская стилистика / А. И. Горшков. – М.: Астрель, 2001.

24. Граудина Л. К. Теория и практика русского красноречия /
Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич. – М., 1989.

25. Грачев М. А. Арго и менталитет русских деклассированных элементов // Лексика, грамматика, текст в свете антропоцентрической лингвистики. – Екатеринбург, 1995.

26. <группа “Мю”> Общая риторика / Ж. Дюбуа [и др.]. – М., 1986.

27. Ермакова О. П. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Рус. яз. в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. – М., 1993. С. 30–63.

28. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема / В. И. Жельвис. – М., 1997.

29. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М., 1998.

30. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М.: Дело, 1998.

31. Земская Е. А. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев. – М., 1981.

32. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике /
С. Ф. Иванова. – М., 1992.

33. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи / С. Ф. Иванова. – М., – 1978.

34. Ивин А. А. Основы теории аргументации / А. А. Ивин. – М., 1997.

35. Капанадзе Л. А. Разговорная речь и киноязык // Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. – М., 2005. – С. 228–231.

36. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения / И. И. Ковтунова. – М., 1976.

37. Кормилицына М. А. Есть ли у журналиста право на ошибку? Речевая культура журналистов // Русский язык и культура общения для государственных служащих. – Саратов, 1998.

38. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. – M., 1963. – Вып. 3.

39. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. – М., 1994.

40. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи / Н. Н. Кохтев. – М., 1992.

41. Кохтев Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. – М., 1994.

42. Крысин Л. П. Русское слово, своё и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л. П. Крысин. – М.: Языки русской культуры, 2004.

43. Крысин Л. П. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Л. П. Крысин; Рос. академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Языки русской культуры, 2003. – 568 с.

44. Крысин Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). – М., 1996. – С. 384–409.

45. Крысин Л. П. Языковая норма: жёсткость vs толерантность // Массовая культура на рубеже ХХ–ХХI веков: Человек и его дискурс: сб. науч. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 57–66.

46. Крысин Л. П. Социолингвистика / Л. П. Крысин, В. И. Беликов. – М.: Изд-во РГГУ, 2001.

47. Культура парламентской речи. – М., 1994.

48. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.

49. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. проф.
Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2000.

50. Купина Н. А. Тоталитарный язык / Н. А. Купина. – Екатеринбург; Пермь, 1995.

51. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте / О. А. Лаптева. – М., 2001.

52. Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка / О. А. Лаптева. – М.: Высш. шк., 2003.

53. Михальская А. К. Практическая риторика и ее теоретические основания / А. К. Михальская. – М., 1992.

54. Михальская А. К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике / А. К. Михальская. – М., 1996.

55. Мурашов А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. – М., 2002.

56. Мучник Б. С. Культура письменной речи / Б. С. Мучник. – М., 1996.

57. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Е. А. Ножин. – М., 1989.

58. Норман Б. Ю. Язык – знакомый незнакомец / Б. Ю. Норман. – Минск, 1987.

59. Петрякова А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – М.: Изд-во Флинта; Наука, 1997.

60. Пешков И. В. Введение в риторику поступка / И. В. Пешков. – М., 1998.

61. Пешковский А. М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Пешковский А. М. Избр. тр. – М., 1959.

62. Плещенко Т. П. Основы стилистики и культуры речи /
Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет. – Минск, 1999.

63. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. – М., 1997.

64. Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М., 1989.

65. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя / В. Ф. Русецкий. – Минск, 1999.

66. Рябова Л. Г. Основы культуры речи и стилистики: метод. указания / Л. Г. Рябова. – Иркутск, 1992.

67. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи /
Л. И. Скворцов. – М., 1980.

68. Сковородников А. П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод. бюл. – Красноярск; Ачинск, 1997. – Вып. 2.

69. Скорикова Т. П. Основы культуры научной речи / Т. П. Скорикова. – М., 1999.

70. Скребнев Ю. М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – С. 591–592.

71. Слово в парламентской речи и культура общения. – М., 1995.

72. Сопер Поль Р. Основы искусства речи / Поль Р. Сопер. – М., 1992.

73. Стернин И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – Воронеж, 1993.

74. Тюпа В. И. Онтология коммуникации // Дискурс. – Новосибирск, 1998. – № 5–6.

75. Тюпа В. И. Риторика как учение о коммуникативном событии // Дискурс. – М., 1998. – № 7.

76. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию /
У. Эко. – М., 1998.

77. Успенский Л. В. Хорошо или правильно? (Культура речи) // За языком до Киева. – Л.: Лениздат, 1988. – С. 353–437.

78. Федосеев П. Н. Об искусстве полемики / П. Н. Федосеев. – М., 1980.

79. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения /
Н. И. Формановская. – М., 1989.

80. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета /
Н. И. Формановская. – М., 1984.

81. Хазагеров Т. Г. Общая риторика: курс лекций; словарь риторических приёмов / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина; отв. ред. Е. Н. Ширяев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

82. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина [и др.]; под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

83. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение /
С. Н. Цейтлин. – М., 1982.

84. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации / под ред. проф. М. В. Горбаневского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2002.

85. Ширяев Е. Н. Основные синтаксические характеристики функциональных разновидностей современного русского языка // Русский язык в его функционировании. Уровни языка. – М., 1995.

86. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. – М., 1977.

87. Язык СМИ: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Н. Володиной. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.

 

Date: 2015-09-18; view: 1678; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию