Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 17. Человек и проблема ценностейАксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм,антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм. Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Разновидности предметных ценностей по сферам и факторам жизнедеятельности субъекта. Витальные, социальные, политические и духовные ценности. Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей. Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм. Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма. Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследственности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей. Основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека. Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм). Переселения души, достижение бессмертия души (мифология, религия). Социальное наследство человека. Свобода и ответственность личности как форма проявления его отношения к цели и смыслу существования в обществе. Свобода как возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, представлениями, по своей воле. Понятия «свободы для» и «свободы от», их диалектика. Волюнтаризм и фатализм как крайности по отношению к свободе личности. Иррациональное (религия, миф, инстинкты) и гносеологическое (познание необходимости) в трактовках свободы. Модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм (бегство от мира), приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения. Социальная ответственность личности. Внутренняя ответственность личности, понятие совести.
|