Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальный слух





Музыкальный слух есть особая специальная форма челове­ческого слуха, обусловленная общественно-исторической при­родой музыки и музыкальной деятельности. Музыкальный слух есть прежде всего форма эстетического восприятия дей­ствительности, поэтому в данном разделе можно рассмотреть лишь некоторые его составные моменты, представляющие со­бой особое и высокоспециализированное развитие слуховых ощущений. К этим моментам относятся абсолютный и относительный слух, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкального ритма. Из этих моментов трудно отделить

16 Б. Г, Ананьев


соб­ственно ощущения музыкальных звуков от эстетического вос­приятия и переживания музыки. Здесь же отметим наиболее общие и основные свойства этих сторон или моментов музыкального слуха. Абсолютным слухом называется способность «узнавать или воспроизводить высоту отдельных звуков, не соотносящихся с другими, высота которых известна» (Теплое); Человек с абсолютным слухом может узнать или воспроизвести голосом любой звук по высоте без сопоставления его: с другим. Иначе говоря, такой обладатель абсолютного слуха имеет настолько развитый внутренний звуковысотный различительный слух, что не нуждается в опоре на сравниваемый другой звук. Это обстоятельство (развитость внутреннего слуха или звуковысотных представлений) и заставляло некоторых утверждать, будто абсолютный слух есть форма «музыкальной памяти». Однако Теплов доказал, что абсолютный слух — это качественное своеобразие ощущений музыкального звука, проявляющееся в процессах узнавания и воспроизведения звука. Хотя вне процессов памяти абсолютный слух ни­как практически не проявляется, но он есть прежде всего особенность ощущений. Она заключается в том, что человек ока­зывается способным слышать в изолированном звуке его му­зыкальную высоту, отдифференцированную от тембровых компонентов данного звука.

Пассивный абсолютный слух проявляется лишь в узнавании высоты музыкального звука без воспроизведения голосом этой высоты звука. Активный абсолютный слух проявляется не только в узнавании высоты, но и в произвольном го­лосовом воспроизведении данного изолированного звука.

Относительным музыкальным слухом называется звуковысотное ощущение музыкального звука при сравнении его с ка­ким-либо другим звуком по высоте. В таком случае звуковысотный слух не отдифференцирован полностью от тембрового слуха в отношении тех же звуков.

Более сложными формами музыкального слуха являются мелодический и гармонический слух. Мелодическим слухом Теплов называет музыкальный звуковысотный слух по отно­шению к созвучиям или (в широком смысле слова) к много­голосной музыке. Основой восприятия музыки является мело­дический слух, на базе которого развивается и слух гармони­ческий. В отношении последнего важно отметить, что ощуще­ние слияния звуков различно по отношению к консонансам и диссонансам.

Консонирующие интервалы дают гораздо большую степень слияния, нежели диссонансы. Переход от тембрового к гармоническому восприятию созвучий означает переход от простого ощущения к сложному, в 242

котором сочетается одновременно не­сколько слышимых высот различных музыкальных звуков. Ощущение музыкального ритма заключается в дифференцировке временного ряда музыкальных звуков по длительности, в разложении этого ряда на определенные группы, отделен­ные друг от друга акцентами.

Ощущение музыкального ритма зависит от развития са­мих ритмических движений при занятиях музыкой и музы­кальной деятельностью.

Музыкальный слух во всех своих сторонах и формах воспитуем: он раз


вивается в процессе Обучения музыке, а осо­бенно в процессе самостоятельной деятельности музыканта.

Рассмотрение природы человеческого слуха убеждает нас в том, что эта природа есть продукт человеческой истории. Бу­дучи продуктом первой сигнальной системы высшей нервной деятельности человека, слух вместе с тем входит составной частью во вторую сигнальную (речевую) систему, ею обусловливаясь и на нее влияя. Поэтому можно сказать, что с изме­нением временных связей второй сигнальной системы посто­янно изменяются механизмы человеческого слуха. Этим опре­деляется бесконечный рост возможностей человеческого слуха, обслуживающего язык, а на его основе речь и мышление са­мым ближайшим, непосредственным образом.

 

Date: 2015-09-18; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию