Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ощущения и потребности





Постановка вопроса о соотношении ощущений и потреб­ностей подготовлена всем ходом развития современной фи­зиологии и психологии. Этот вопрос является составной частью более общей проблемы — соотношения процесса отра­жения и процесса жизнедеятельности в целом. Формы веще­ства, формы движущейся материи отражаются в мозгу прежде всего в виде ощущений определенной модальности. Из ассо­циаций и переработки бесконечного и разнородного множе­ства ощущений возникают более сложные виды отражатель­ной деятельности. Ощущения как элемент познания и созна­ния человека, обусловленный воздействием движущейся материи на органы чувств, анализаторы в целом — разно­сторонне изучены физиологией и психологией. Со времени Сеченова эти науки стали учитывать также роль ощущения в деятельности человека, так как с открытием мышечного чувства эта роль обнаружилась в самых разнообразных дви­жениях опорно-двигательного рабочего и артикуляционного двигательных аппаратов организма.

Поэтому ощущения рассматриваются современной наукой не только как источник сознания, но и как источник деятель­ности, поскольку от афферентации движений зависит их структура и произвольный характер.

Предположения Сеченова о существовании «общего чув­ства или самочувствия», «темного» и слитного рецептивного фона процесса жизнедеятельности были подтверждены боль­шим количеством физиологических исследований (особенно из лабораторий Быкова) по изучению интероцепторов и их деятельности — многообразных интерорецептивных ощущений. Показано, что процесс выработки и дифференцировки условных рефлексов с интероцепторов существенно отличается от аналогичного процесса образования и дифференцировки условных рефлексов с анализаторов внешней среды. Интерорецептивные безусловные и условные рефлексы непосредственно


связаны с процессами жизнедеятельности организма, сигна­лизируя в мозг об этих процессах, а на этой основе — способ­ствуя корковой регуляции процессов, происходящих во внутренней среде организма. С открытием нового класса анализаторных реакций — интероцептивных сигнализаций ста­ло возможно рассматривать ощущения как необходимый элемент жизнедеятельности, непосредственно связанный с основ­ными материальными потребностями организма.

Ощущения, следовательно, связаны с отражением, поведением и жизнедеятельностью человека, т.е., будучи элементом каждой из этих сторон жизни человека, выражают ее в целом. Поэтому становится возможным изучение связи ощущений •с потребностями, являющимися первичной и самой общей формой внутренних побуждений человека к деятельности. С точки зрения современного естествознания и психологии, потребность рассматривается как внутреннее требование] организма к жизненно необходимым условиям внешней среды. Организм строит себя из веществ внешней среды посредством обмена веществ. В результате филогенетического развития складывается определенная внутренняя необходимость в определенных веществах и условиях внешней среды, т. е. потреб­ность в них, обусловленная сложившимся способом взаимо­действия организма со средой. Первоначально потребности! выступают в форме безусловных рефлексов (гомеостатических, пищевых, ориентировочных, оборонительно-двигательных, половых и т. д.). В процессе филогенетического развития выс­ших животных безусловные рефлексы приобретают весьма сложный характер цепных реакций (типа инстинктов), причем начинают регулироваться и корой головного мозга.

В настоящее время можно считать установленным, что имеется корковое представительство безусловнорефлекторных аппаратов. Безусловные рефлексы выступают в качестве подкрепления массы разнородных условных рефлексов с анализаторов внешней среды. Однако даже у животных безусловные рефлексы не являются единственной формой подкрепления временных связей. Не только у обезьян, но и у собак вырабатываются условные рефлексы на базе других условны; рефлексов, хорошо упроченных на базе безусловных рефлек­сов. Можно предполагать, что упроченный условный рефлекс сам выступает в качестве подкрепления новых временный связей, т. е. представляет собой мотив поведения, индивидуально выработанное внутреннее требование организм к определенным внешним условиям.

Опыты по изучению высшей нервной деятельности у детей и взрослых людей показали, что вырабатываемые под влиянием внешнего стереотипа динамические стереотипы являются


своеобразным подкреплением для вырабатываемой вновь тельной условнорефлекторной реакции. Динамические стереотипы являются механизмом привычки, которая в психологии рассматривается как сложная цепь навыков, превратившихся в потребность. Именно поэтому установка или ломка динамического стереотипа сопровождаются, как подчеркнул Павлов, сильными эмоциональными состояниями, т. е. цело­стными' изменениями личности. Привычка, ставшая потреб­ностью, является одной из движущих сил развития человече­ской деятельности. Ушинский справедливо считал силу привычки одним из важнейших двигателей развития ребенка. Можно сказать, что в привычках выражаются индивидуально приобретаемые внутренние требования к внешним условиям, подчиняющие себе и преобразующие более примитивные безусловнорефлекторные подкрепления. Из физиологических ис­следований следует, что важную роль подкрепления новых временных связей у человека играет слово как сигнал сигна­лов. Объясняется это могучее действие слова ведущей ролью второй сигнальной системы в совместной работе двух сигналь­ных систем. Однако это объяснение, будучи правильным, все же является недостаточным. Дело в том, что подкреплением может быть лишь такое внешнее воздействие, в котором орга­низм, человек, испытывает потребность, т. е. выражает внут­реннее требование своей природы. Можно думать, что слово выступает не только в роли сигналов, но и в роли подкрепле­ния лишь благодаря одной из коренных потребностей чело­века как общественного индивида, а именно потребности общения. Не случайно Энгельс связывал возникновение языка с развитием этой потребности людей в общении, неразрывно связанном с коллективным характером трудового воздейст­вия людей на природу. В онтогенезе речи детей ясно можно выявить зависимость формирования словесного состава и грамматического строя их речи от формирования потребно­стей в общении. Даже речевой слух и кинестезия артикуляци­онного аппарата детей оказывается зависимой от процесса становления этой потребности. Потребности в общении и со­вместной деятельности являются специфически человеческими, выражающими общественную природу человека. Благодаря общественному способу существования и зависимости потреб­ления от общественного производства, коренным образом из­меняются и материальные потребности человека, имеющие Животное происхождение. Марксистское учение о зависимости вития потребностей от общественного производства и об УСЛОВИЯХ воспроизводства потребностей позволяет понять основные закономерности развития материальных и культур­ных потребностей человека. В свете этого учения приобретает


важное значение идея Чернышевского о качественном изме­нении соотношения между ощущениями и потребностями у человека сравнительно с животными.

Чернышевский подчеркивал, что у всех животных ощуще­ния от внешних воздействий (зрительные, слуховые и т. д.) лишь обслуживают такие основные деятельности животного организма, как, например, питание и размножение. У чело­века же ощущения сами становятся особым видом потреб­ности в познании внешнего мира, приобретая самостоятель­ное, относительно независимое от питания и размножения жизненное значение. Эта идея Чернышевского получает свое значение в свете историко-материалистического понимания общественной сущности человека, единства процесса позна­ния и общественно-трудовой практической деятельности. В частности, в свете этого учения уясняется мысль Черны­шевского о том, что у человека возникают новые эстетические потребности, генезис которых связан с выделением в особые чувствительные деятельности наблюдения («созерцания») и слушания.

Изучение специфических для человека соотношений между ощущением и потребностями хотя и подготовлено всем ходом развития науки, однако еще только начинается. Тем более важно учесть те факты, которые обосновывают возмож­ность такого изучения средствами современной науки. Рас­смотрим некоторые из них.

В психологии имеются некоторые данные о фазном характере динамики потребности. Известно, что в регулярном воспроизведении потребностей первой фазой является напряже­ние данной потребности, возникающее по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внеш­ней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности. При этом в состоянии напряжения данной потребности повы­шается общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поис­ков и овладения предметом потребности. Так, например,; в состоянии голода повышается чувствительность не только' вкусового анализатора, но и других анализаторов внешней! среды (например, зрительного или слухового), направленных на ориентировку в различных сигналах пищевых объектов. Потребность в пище определяет избирательный характер деятельности. других анализаторов внешней среды. Но таково положение со всеми потребностями, первая фаза (напряжение) которых выражается в соответствующем снижении порогов, а следовательно, повышении чувствительности целого ' ансамбля анализаторов.


Интересно отметить, что в первой фазе динамики потребности резко повышается возбудимость этих анализаторных систем и усиливаются разнообразные ориентировочные реак­ции. Между ними устанавливаются отношения по типу доминантных и субдоминантных очагов в больших полушариях. Так происходит до непосредственной встречи человека с пред­метом потребности. Эта встреча является началом новой фазы в динамике потребности, а именно собственно потребления. В процессе потребления субординационные отношения усиливаются, приводя к торможению всех тех анализаторных систем которые непосредственно не участвуют в акте потреб­ления. Поэтому постепенно снижаются ориентировочные реак­ции, понижается чувствительность тех анализаторов, ощу­щения которых уже не имеют сигнального значения для акта потребления. Наконец, третья фаза динамики данной потреб­ности— насыщения — характеризуется постепенным сниже­нием чувствительности основного в этой ситуации анализа­тора (например, вкусового в акте еды), растормаживанием других деятельностей, постепенным повышением чувствитель­ности других анализаторов. Насыщение одной потребности,. как известно, открывает путь возникновению и удовлетворе­нию других потребностей.

Фазный характер динамики потребности (напряжение, потребление, насыщение показывает зависимость характера и изменения ощущений от этих внутренних требований организма в определенных нормальных условиях. Но вместе с тем фазный характер динамики потребностей свидетельствует о том, что каждая фаза имеет свой сенсорный состав в определен­ном соотношении анализаторных систем и уровне их чувстви­тельности, т. е. в известной мере ими определяется. Имеются и более прямые доказательства зависимости потребностей от) ощущений определенных модальностей. Эти доказательства. Дает дефектология. При врожденной слепоте, глухонемоте и слепоглухонемоте, т. е. сильных сенсорных ограничениях, существенно изменяется характер и динамика потребностей. Лишь с возмещением этих дефектов постепенно восстанавли­ваются структура и объем, динамика и мотивационное значе­ние потребностей.

Расширение и уточнение материальных потребностей ребенка, не говоря уже о постепенном формировании его культурных потребностей, связано с постепенным накоплением •го чувственного опыта, а на его основе —развития речи и мышления.

Культура наблюдения, слушания, ощупывания и других чувственных деятельностей ребенка является условием развития его потребностей. Взаимосвязь ощущений и потребностей


составляет общее условие развития как ощущений, так и потребностей.

Известно, что в идеалистической психологии потребность рассматривается как субъективно обусловленное внутреннее побуждение человека к деятельности. Субъективность потреб­ности истолковывается как спонтанная направленность человека на тот или иной объект, как последовательное развертывание мотива действия изнутри к внешней деятельности. Такое понимание является антинаучным, поскольку оно нарочито игнорирует материальную обусловленность потребности внешними условиями, единство организма с измеренными условиями его существования во внешней среде. Как и все состояние человека, потребности объективно детерминированы условиями жизни в природе и обществе. Kaк было указано выше, потребности выражают внутренние требования организма и личности человека в жизненно необходимых условиях. Поэтому их следует рассматривать как свое­образное отражение этих условий. Поскольку они являются моментами отражения объективной действительности, постольку они и являются мотивами или внутренними побуждениями к деятельности. Но именно поэтому они неразрывно связан с такими элементами отражения, какими являются ощущения. Однако между разными потребностями и разными ощущениями отношения складываются своеобразно, отражая определенный способ взаимодействия человека с окружающей его действительностью.

Рассмотрим с этой целью классификацию ощущений в их значении для основных потребностей.

В результате научных исследований за последние полвека значительно расширились и уточнились наши знания о видах ощущений. В настоящее время можно выделить следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, болевые, мышечно-суставные, вибрационные, статико-кинетические, органические. Попытки классифицировать эти разнообразные ощущения в определенной системе предпринимались различные. Наиболее обще принятой оказалась двойная классификация Шеррингтона. Известно, что первая из его классификаций исходит из характера приспособления рецепторов к внешней и внутренней среде организма. Отсюда деление всех видов ощущений на группы: экстероцептивных и интероцептивных. Переходное между ними положение занимает проприоцептивная группа, к которой относятся рецепторные приспособления в виде ощу­щений положения тела и мышечные ощущения. Вторая классификация Шеррингтона группирует рецепторные деятельности по принципу контактного или дистант-


характера взаимодействия внешних рецепторов (экстерорецепторов) с раздражителями внешней среды. Эта классификация носит более частный характер, так как охватывает только группу экстероцепторов, что же касается первой классификации Шеррингтона, то она была принята за основу; физиологии и психологии. С открытием Павловым механизма анализаторов и преобразованием учения о функциях рецепторов существенно изменилось понимание природы ощущений, но форма классификации ощущений осталась в основ­ном той же. Сам Павлов не предложил какой-либо особой классификации анализаторов, но привел новые, более углубленные обоснования в пользу деления анализаторов на внешние и внутренние. К анализаторам внешней среды он от­носил световой, звуковой, кожномеханический, температур­ный, ротовой. К анализаторам внутренней среды он относил двигательный и интероцептивный.

Несомненно, что такое деление соответствует предмету и условиям деятельности различных анализаторов. Все же оно еще недостаточно для понимания взаимосвязей между внеш­ней и внутренней средой организма. В трудах Павлова и его последователей имеется много данных для понимания более-тонких и сложных отношений между поведением организма во внешней среде и общим процессом жизнедеятельности. Экспериментально-психологические исследования также по­зволяют ставить вопрос об этих сложных отношениях, при­ближая постановку интересующей нас проблемы взаимосвязи ощущений и потребностей.

Из этих данных особый интерес представляют собой факты Гусева. Он пришел к выводу, изучая динамику вкусовой чув­ствительности, что вкусовой анализатор выполняет двойную сигнализационную функцию. Во-первых, вкусовой анализатор является анализатором химической природы вкусовых ве­ществ и в качестве такового является одним из экстероприборов. Во-вторых, вкусовой анализатор очень тонко отражает внутреннее состояние организма, особенно переходы от голо­дания к сытости. Гусевым приведены многие эксперименталь­ные данные зависимости порогов сладкого вкуса от состояния углеводного обмена, порогов соленого вкуса от состояния минерального обмена в организме. Динамика порогов очень тон-< Ко отражает процесс напряжения, потребления и насыщении. т- е. фазы потребности в пище.

В последующем физиолог Черниговский и морфолог Лав­рентьев установили, что строение и функции клеток вкусового интероцептивного рецепторов имеют много сходного, что, вероятно, они имеют и общее происхождение. Можно предположить, что между вкусовым и интероцептивным анализато-


ром существует глубокая генетическая и функциональная связь. Вероятно, что интероцептивные аппараты связываются с внешней средой через вкусовой анализатор именно потому, что этот анализатор отражает не только изменения во внешней, но и во внутренней среде. Но нечто сходное мы обнару­живаем и в обонятельном анализаторе, как это показал Бронштейн. Если мы обратимся к интероцепторам, то ока­жется, что среди них одно из главнейших мест занимают хемо-рецепторы внутренней среды. По отношению к хеморецепто-рам в целом (вкусовому, обонятельному, интероцептивному) деление их на внешние и внутренние оказывается весьма относительным.

Весьма интересным с точки зрения единства внешнего и внутреннего является деятельность температурного анализа­тора. Известно, что температурные ощущения отражают не температуру внешней среды безотносительно к температуре самого тела организма, не температуру тела как таковую.. В температурных ощущениях отражаются отношения между тем и другим, т. е. процесс теплообмена и терморегулирова­ния в целом. А именно с этими основными процессами и свя­зана динамика потребности в определенных температурных условиях, на основе которых вырастает потребность человека в одежде и жилье.

Интересно отметить, что вкусовые, обонятельные, темпера­турные и интероцептивные ощущения обладают более или менее постоянным эмоциональным тоном. Эмоциональность обонятельных или температурных ощущений такова, что за­трудняет классификацию собственно познавательных компо­нентов этих ощущений. Еще в большей степени это положе­ние относится к болевым ощущениям. Все еще продолжается спор в науке по поводу того, является ли боль ощущением или эмоцией. Мы думаем, что боль — и ощущение и эмоция, что оба эти определения специфичны для боли, тесно связанной с гомеостатическими и оборонительными безусловными реф­лексами.

Не случайно указание на особую эмоциональность в дина­мике этих ощущений, равно как и вкусовых, обонятельных, температурных. Эмоции являются выражением основных по­требностей, их динамика связана с удовлетворением или не­удовлетворением этих потребностей. В этих группах ощуще­ний мы имеем своего рода непосредственное слитие процес­сов— отражения и динамики материальных потребностей. Вероятно, что у животного все остальные ощущения (зри­тельные, слуховые и т. д.) лишь обслуживают эти потреб­ности, являются как бы дополнительной сигнализацией для формирования готовности соответствующих аппаратов к пи-


щевому, тепловому и другим формам обмена веществ между организмом и средой. У человека, как правильно думал Черны­шевский, положение коренным образом изменяется. Вместе с образованием языка и развитием процесса общения слухо­вые ощущения начинают выполнять новую функцию, связан­ную с удовлетворением потребности в общении. Особенно большую роль в развитии познавательных потребностей и интересов играли и играют зрительные ощущения (ахромати­ческие, хроматические, пространственные видения). Развитие искусства (живописи, скульптуры, музыки и т. д.) предъяв­ляло новые требования к зрению и к слуху, ставшим орудиями эстетических потребностей.

На основе предметной, трудовой деятельности преобразо­вались тактильная и мышечная чувствительность, с развитием которых связано формирование потребностей в деятельности, все еще мало изученных психологией.

Благодаря общественному развитию человека, воспроиз­водству его потребностей на основе производства материаль­ной жизни общества чувственные деятельности анализаторов стали орудиями удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей людей. Именно потому, что ощуще­ния являются основным элементом отражения человеком объективной действительности, они испытывают на себе все основные влияния образа жизни и деятельности людей, их потребностей.

Б. Г. Ананьев


Date: 2015-09-18; view: 640; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию