Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Специальные способности и тесты специальных способностей





Принято разделять общие и специальные способности.

К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (музыкальные, математические, организаторские и пр.).

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей рассматривается как соотношение общего и особенного в условиях и результатах деятельности. Так, Б. М. Теплов связывал общие моменты способностей с общими моментами в разных видах деятельности, а специальные с особыми, специфическими моментами. С. Л. Рубинштейн считал, что в деятельности нужно искать проявления и общих, и специальных способностей, они существуют в единстве, когда общее выражается посредством особенного.

Как уже указывалось, возникновение тестов специальных способностей связано с практикой профессионального консультирования и профессионального отбора, требующих давать прогноз о выполнении отдельных видов профессиональной деятельности. За рубежом тестирование специальных способностей все время интенсивно развивалось, а в настоящее время очень распространено. Для практических целей там выделяют следующие группы индивидуальных особенностей, называемых специальными способностями:

• сенсорные;

• моторные;

• технические;

• профессионализированные.

Первые три группы не соотнесены с определенными профессиями, хотя некоторые из них чаще обнаруживают себя в одних видах деятельности, нежели в других. Последняя группа прямо связана с конкретными профессиями, что отражено в их названиях.

Тесты сенсорных способностей, в основном применяются в промышленности, в военном ведомстве для отбора и рационального распределения по рабочим постам. Поскольку от состояния сенсорики зависят многие трудовые показатели (количество и качество продукции, производственный травматизм, количество брака) в ряде профессий разработанные тесты применяются, как составные части многих батарей, ориентированных на разные виды трудовой деятельности. Наиболее распространены тесты, диагностирующие зрительные и слуховые функции.

Среди особенностей зрительного восприятия, которые измеряются с помощью специальных тестов: острота зрения, мышечный глаз, цветоразличение, восприятие глубины. В США известны тесты зрительных способностей, имеющие высокие психодиагностические показатели: Шкала Спеллена, Тест Рейтера, Зрительный тест.

В тестах на слуховое восприятие чаще всего измеряются: дифференциация громкости, тембра, высоты звуков, К сигнала из фона, наполненного шумами. Для диагностики слуха используется не только звуковой сигнал, но я человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения. Это связано с тем, что в ряде профессий именно различение речевых стимулов имеет первостепенное значение. Одним из наиболее известных тестов, диагностирующих дифференциальную слуховую чувствительность, является Тест меры музыкальной одаренности К. Сжвора (еав1iоге Меавпге5 оГ Мгi5iсаi ТаiегiЁ). Несмотря на свое название, этот тест не позволяет прогнозировать достижения индивида в музыкальной деятельности, но зато хорошо предсказывает овладение некоторыми требующими слухового различения гражданскими и военными специальностями, такими как звукооператор или радиотелеграфист. Его шесть субтестов диагностируют различение высоты, громкости, ритма, длительности, тембра звуков я тональную память. Тест применяют для индивидов, начиная с учащихся IV класса.

Моторные тесты направлены на измерение точности и скорости движений, ловкости движений пальцев я рук, координации и темпа двигательных реакций, точности распределения мышечного усилия при решении двигательных задач. Большинство из них диагностируют движения рук, но некоторые, если этого требует конкретная деятельность, включают движения ног. Поскольку многие тесты могут быть выполнены только под контролем зрения и при наличии хороших пространственных представлений, то их часто называют психомоторными, или сенсомоторными, тестами.

Моторные тесты разрабатываются в двух формах: аппаратурные и бланковые. Корреляции между печатным вариантом теста я требуионцям использования аппаратуры чаще всего незначятельнью яли вонотсутствуют, но каждый из них валмдея в определенных видах деял ипости.

Свое основное применение моторные тесты находят в промышленКктц, военном ведомстве, в Спорте. Было отмечено, что моторные те- ы отличаются высокой специфичностью, поэтому корреляцяп межа”иii н ми часто незначимы, ас помощью факторного анализа не удалось нв.оннпть общие групповые факторы, которые можно было бы интер- 1 iii ровать как гiроя вленяе «общей моторной одаренности>. Вслед-

нии ятого для разных профессий разрабатываются особые моторные часто это делается по заказу в соответствии с требованиями коввiii Работы. Наиболее Простой подход к конструированию таких

оЧи СОСТОИТ В воспроизведении самой работы в меньшем масштабе в III III исiиользования подобных движений для того, чтобы в тесте были ii К ивованы те же группы мышц, что и в реальной Деятельности.

II омером широко применяемого моторного теста является Тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами (Сгаогс1 ‘н ю Рагiв Оехюегу Тев) [12]. Его выполнение не требует от испытуемо

%Кг)ЩНИЯ сложными двигательными навыками.

Тест состоит из двух частей, В первой части испытуемый, пользуясь пинцетом, располагает стержни в подходящие отверстия и затем надевает на них маленькие втулки (по одной на каждый стержеНь). Во второй части маленькие винтики помещают в отверстия с нарезкой и завинчивают с помощью отвертки Показателем является время, затраченное на выполнение каждой части теста. Коэффициенты гомогенности в каждой части колеблются от 0,8 до 095, а корреляции между частями довольно низкие (01—05), Несмотря на сходство движений при выполнении этих заданий. Последний факт еще раэ указывает на высокую специфичность моторных функций.

Еще одним плiроко используемым тестом для оценки движений руки, не требующим сiiецозльных инструментов, является доска Пурдье (Рпгсiгiе РеЬоагс1) [12]. Он дпагвостпрует два типа движений:

1) грубые движения кистей рук, пальцев и рук в целом;

2) точные движения кончиков пальцев.

В первой части шпекькя размещаются в маленькие отверстия последовательно правой рукой, левой рукой я двумя руками вместе. Во второй части пiпеньки, втулки я шайбы собираются в отверстия в Одн целое, при этом одновременно используются обе руки.

Тесты простых моторных функций, подобные рассмотреюшым вышс, имеют низкие показатели валидностгi. Так, например, результаты ii тесту Пурдье коррелююруют со скоростью упаковщиков в пределах ы 0,19 до 0,47. Это связано с высокой специфюгчностью отдельных характi ристик моторики, среди которых такой авторитетный исследователi как Э. Флейшман, выделяет не менее 11 факторов. Среди них коорд, нация движений, время реакция, точность движений, ваправленнос е. реакций, устойчивость движений, точность регуляции и др. [12].

Валядность сложных моторных тестов, отражающих требовавi:

конкретных видов деятельности (как тесты для военно-воздушных п США), имеют достаточную валидiiость.

Наиболее известными и применяемыми на Западе моторными т тамя, помимо вышевазванвых, являются Тест ловкости пальцев О ‘Ко i нора (О’Коппоге Гiгюег 1ЭехегiЁу Теiг), Тест ловкости Стромберi.1 (ЁгопiЬег Эехегiу Те), Мгшiесотский тест скорости Манипул рования (Мiппе5оЁа МоЁог рееб ТеЁ) [12]. Обычно моторные суб 1 ты включают в батареи специальных способностей. Так, наприi Батарея общих способностей (САТВ), о которой будет сказано пс.1 включает следующий субтест на моторику. Перед испытуемым ра лагается прямоугольная доска, состояiцая из двух секций, в каждоi которых по 48 отверстий. Отверстия одной из секций заполненi сн линдрвческимп стержнями, отверстия другой тiусты. Требуется

можно быстрее переставля’гь стержня из одной секции в другую, действуя одновременно двумя руками. На выполнение задания отведено определенное время. Показателем субтеста является та часть работы, которую успевает выполнить яспьютуемый за этот период. В некоторых вариантах этого субтеста стержшю следует перемещать с помощью пиiщета, надеть па iшх металлические колечки п пр.

Итак, рассмотрение первых двух групп тестов специальных способностей (сенсорных а моторньх) свидетельствует, что, по сути, они дйагчостируют разные параметры психических функций.

Тесты специальных способностей использовали и отечественные псахотехники в 20-е—начале 30-х гг. ХХ в. Однако овп вместо термина

<способность> употребляли термин вдиспозиция>, понимая ее как признак, свойство, предопределяющее успех в конкретной профессиональной деятельности [35]. Считая, что наиболее дяагпостячески ценными являются относительно устойчивые признаки, они вместе с тем признавали их трешiруемость, упражняемость, изменчивость. Поэтому при интерпретация тестовых результатов отечественные психотехники исходили из того, что они отражают достигнутый уровень оцениваемой психической функции. Прядавая тестовым показателям диагностяческое значение, они не считали возможным давать на их основе прогнозы.

Среди тестов восприятия был Тест Винклера, измеряющий остроту зрения. Он состоял из трех таблиц, предъявляемых последовательно. На каждой были изображены ромбы, заполненные треугольниками. Рисунки различались по величине. В разных местах рисунка были пропущены линии, вследствие чего недоставало одного или нескольких треугольников. Рассматривая таблицы сквозь рамку с того расстояния, при котором рисунок различим испытуемым, он должен был сосчитать в каждом ромбе количество пропусков.

Этот тест чаще всего использовался для работников электротехнической промышленности, так как наряду с остротой зрения им оценивались умения различать отдельные детали.

для диагностики остроты зрения токарей и слесарей в 20—30-е гг. в нашей стране использовался аппарат Вольта, который состоял из двух раздвигающихся с помощью специальных винтов полос стали. Испытуемый должен был разднигать полосы до тех пор, пока не начинал замечать свет, проникающий в щель между полосами. Помимо этого, в его задачу входило установить одинаковыми щели с обеих сторон полос.

для диагностики цветоощущения использовались таблицы Штиллинiа, состоящие из множества цветных точек. Точки того цвета, который проверялся на различимость, составляли определенные цифры.

для измерения глазомера использовались специалы-Iью аппараты (Геллера, Меде и др.), позволявшие сравнивать длину предметов, размеры углов, оценку глубины и пр. Тест Рьюбакова состоял в том, что в фиi урах различной формы следовало правильно провести линию таким об-

разом, чтобы из полученных двух частой можно было сложить квадрат. Время выполнения ограничивалось.

Таким образом, отличительлОй чертой тестов зрительного ВОСПрия тия, разработанных и используемых отечествечii ими психотехiIикамв, была их ороеоТайрованiюсiль на специфические требования профессий

Наряду с тестами зрительноГо восиироятмЯ применял нiсь тесты на оценку разных параметров слуховог восприятия (остроты слуха, ватiравления осточiоика звУка в нр.) я оСЯзаIвiЯ. диагностика осязаииния ннриим мялась для профессий требующих разлнiчения толщины, шероховатост 1 я других характеристик поверхности на основе ооiупываиiiия.

1 ‘е менее важное значение гисгихот ехнн4кп придавал н измерению моi ор НЫХ Характерпстююк, таких как сила, теми, ритм, скорость, точность дви iЖ(ний. для этого применяли разнообразные аппараты (двнюамометр, эр и граф, термометр и др.). В качестве тестовьих заданий исиюолЬзовал1ч нанпзыванюне бхс, завязываиияе узлов, обводка сложных фигур и i.

Как и при разработке тестов восприятия, психотехники пытались в пси хомоторных методиках отражать отдельные существенные моменты профессиональной деятельности. Их называли рабочими пробами’; оно диагностировали не профессиональные навыки, а некоторые двигательные характеристики, важные для работы, — например, испьЁТаьо Гейляндта состояло в выгибании из проволоки фигур по заданным об разцам. Так проверялась ловкость, техническая сноровка, аккуратнос и некоторые другие качества.

диагностика моторных функций важна не только при проведении проф отбора, профессионального консультирования признается нее роль Дс контроля за психическим развитием ребенка. С этой целью в 1923 в нашей стране Н. И. Озерецким был разработан двигательный ТС(предназначенный для диагностики моторного развития детей в возр те от 4 до 16 лет [12)

Тест состоял из пяти субтестов, задания в кшорых расположены возрастным уровнями измеряют движения разного типа. В качестве (мульного материала использовались простые предметы, такие ка мага, нитки, иголки, катушки. мячи и пр. Первый субтест направлос диагностику статической координации, проявляемой в умении нч даижно стоять с закрытыми глазами в течение 15 с, умении стоять во вой или левой ноге, на носочках и т. д. не теряя равновесия и пр. Вт ч субтест предназначен для оценки динамической координации и сп мерности движений, проявля€юмьнх при передвижении прыжками. с. зании фигурок из бумаги и пр. В третьем субтесте измерялась скоi движений и зрительно-моторная координация. Задания состояли ладывании монет в коробку, прокалываи-iии бумажных мишеней, вании бус, завязывании шнурков и т. д. Четвертый субтест напрачы измерение силы движений и включал задания на сгибание и расгЧ ние предметов и т. д. Пятый субтест измерял сопровождающие ния (кистей рук, мимики, изменения позы и пр.).

На выполнение заданий отводилось ограниченное время, а ы цедура занимала 40—60 мин. За каждое правильно выполнени

ние ребенок получал один балл. Тест имел таблицу норм возрастного развития.

Методика Н. И. Озерецкого получила мировое признание и в 1955 г. была стандартизврована американскими психологами и опубликована под названием Шкала моторного развития Линкольна—Озерецкого ([iпсоiп—Овеге<у Моiог Оееорглеп Зсаiе). В ней, по сравнению с оригиналом, было сокращено количество заданий, упрощены инструкции и улучкiены методы оценки везультатов. Шкала рассчитана на возраст от б до 14 лет.

Рассмотрим тесты технических способностей (иногда их называют тестами мехапничесюих способностей). Те психологические особенности, которые они измеряют, проявляются в работе с оборудованием ц отдельными взаимодействующими механшзмамиi. При этом учитывается, что такая работа требуез сочетания разных качеств, касаюощиихся как интеллектуальной сферы, так я моторных функций. Поэтому ни некоторых тестах технических способностей в разных ггрогторцяях сочетаются задания на измерение моторных факторов (координации,.1 овкости, силы) и субтесты па техни ическое мышление я техническую осведомлеи-шость.

Тесты технических способностей чаще всего используются при отборе шижеигеров, механиков, юиаладчиков, ремонтников, черте;кников ин других специалистов, где требуются техническое мышление и пониюмаи ис. Напбо.тиее инрименняемымп па Загиаде тестам п, относящимися к этой и ругяiе, являются Тест технического понимания Пурдье (Рппiпе iссКапiсаi Соипрге1иеп.iой Те), Минииесотский сборный техничегкий тест (Мiвпеоа МвiйрIу МесЬатиiсаi ТекЁ), Тест технического ивиiiимания Беннетта (Велоеiд Мес}iаиiiсаi СоимргеЬепмоп ТевI) [121.

Рассмотри м Тест технического понимания Беннета. Его выполнение предполагает у испытуемого знакомство с общеизаесгными приборами и инструментами, а также знание основ механики. Эти знания приобретаются из повседневной жизни индустриального общества, а не являются резульи атом специального технического образооания Поэтому тест используют для диагностики учащихся старших классов, поступающих в технические училища, а также взрослых индивидов, овладевающих техническими специальностями. Испытуемьий в этом тесте должен отвечать на короткие вопросы по картинкам, изображающим действующие приборы и механизмы или обыденные ситуации, в которых проявляется действие основ механики. Показатели гомогенности теста Беннетта высоки (0,81—0,93); удовлетворительньими являются и коэффициенты прагматической валидности, полученные при сопоставлении его результатов с критериями уся шности обучения и выполнения работы технического характера (0,3—0,6).

‘Iкдню особенностей, относямьих к техническим способностям, слеi и отметить пространственное мь[шлениюе и пространственные предi iiииiниiя. Одной из лучших методик на Западе, применяемых для

Примером тестов, диагностирующих навыки мастерства, является Тест художественных способностей дж. Хорна (Ного Аг[ АрIЁ[iкiе 1пуепогу) [12]. От испытуемого требуется самому создать рисунки. В основной части теста он должен в каждом из 12 прямоугольников нарисовать рисунок, используя имеющиеся там линии. Оценивается художественное достоинство выполненных работ по сопоставлению со специальными шкалами продуктивности. Тест относится к критериально-ориентированным, имеются данные о его высокой текущей и прогностической валидности.

для диагностики музыкальных способностей помимо Теста меры музыкальной одаренности К. Сишора, о котором шла речь выше, существуют другие методики, использующие иной подход к оценке музыкальных способностей. Помимо сенсорного различения в них оценивается понимание музыки, ее эстетическое восприятие. Такой подход был реализован в батарее тестов, разработанной в Англии Г. Вингом, — Стандартизированные тесты музыкального интеллекта (iп9 3апаПiесi Тевв Ы Мовiсаi 1пе11iдеосе). Его тесты рассчитаны на возраст от 8 лет и старше и используют музыкально осмысленное содержание. Первые три теста требуют сенсорного различения фортепьянной музыки. В остальных четырех тестах испытуемый сравнивал эстетическое достоинство двух музыкальных отрывков. Показатели гомогенности и ретестовой надежности находятся на уровне 0,9, валидность порядка 0,6 и выше [12].

Аналогичный подход был использован Э. Гордоном в Профиле музыкальных способностей (Мiiвiсаi Арiшсiе РгоЛiе) [12]. В отличие от батареи Винга он использовал звучание не фортепьяно, а скрипки и виолончели. В батарее Гордона семь тестов, четыре из которых строились на восприятии сходства или различия двух музыкальных фраз в отноше нии мелодии, гармонии, темпа и размера, ав трех тестах от испытуемог(требовалось выбрать в каждой паре музыкальных фраз предпочитаемук) им. Выбор зависел от особенностей фразировки, соразмерности или стиля музыкального отрывка. Тесты Гордона применяются для испытун мых начиная с IУ класса школы и взрослых. Показатели надежности по рядка 09, коэффициенты валидности при использовании объективно оценок исполнения на музыкальных инструментах от 0,53 до 0,71 [12]

Тесты художественных и музыкальных способностей используюь I для отбора учащихся в художественные и музыкальные школы, а так

для прогноза достижений в соответствующих видах деятельности ин видов, получающих специальное образование.

§ 4. Батареи тестов специальных способностей

Помимо использования отдельных тестов специальных слои стей на Западе широко iтримеяяются батареи тестов, т. е. груi iii, тов, измеряющих относительно независимые особенности ищи о 1 в совокупности способствующие успешному осуществлению

ленi-iой деятельности. С помощью батарей можно получать

тестовых показателей по относительно независимым существенным характеристикам, выявленным посредством факторно-аналитических исследований.

Первым опытом создания таких комплексных батарей способностей были Чикагские тесты основных умственных способностей (Ргiтвагу лiепа1 аЫiiЁiе5 Те5 — РМА) [121. Они основывались на концепции Л. Терстоуна о существованшi 12 независимых первичных умственных способностей, лежащих в основе успешности учебной деятельности [2191. Будучи впервые опубликованы в 1941 г., они предназначались для учащихся старших классов и колледжей. Позднее зта батарея была усовершенствоваi-та (1962), в нее включили тесты для младших возрастов. Однако из-за наличия ряда существенных недостатков (низких надежности и валидносттi, веадекватности норм, необосi Iованности ряда показателей, чрезмерной завиёимости результатов от скорости) в настоящее время она была вытеснена более современными методиками того же типа [121.

Одной из них является комплексная батарея Тестов различных способностей (ОАТ —- аббревиатура соответствует английскому названию ОiПегеп iаI Арiос1е Теав) [12]. Это батарея, впервые изданная в 1947 г, затем неоднократно пересматривалась; она предназначена для консультирования учащихся \1I11—ХН классов в процессе их обучения и профессиональной ориентации. Она применяется в двух эквивалентных формах $ и Т, каждая из которых включает восемь субтестов. Рассмотрим примеры заданий каждого из них.

Словесное мышление.

Выберите нужную пару слов, чтобы заполнить пропуски в предложении. Первое слово пары заполняет пропуск в начале предложения, второе в конце.

вечером, а завтрак...

А. Ужин—угол

Б. Кротки й—утро

В. дверь—угол

Г. Течение—радость

д. Ужин—утро

Правильный ответ — д.

Числовые способности.

для каждой задачи найдите правильный ответ.

Сложить 13 и 12.

а) 14

6) 25

в) 16

) 59

д) ни одно из приведенных чисел Правильный ответ: б.

исключить влияние на выбор точности восприятия, испытуемого просят указать, чем отличаются два варианта изображения.

 

Абстрактное мышление.

Каждое задание состоит из серии фигур, меняющихся по определенному правилу. Поняв правило изменения фигур в каждом задании, следует найти продолжение ряда фигур, выбрав ответ из пяти предложенНЫХ вариантов.

Скорость и точность восприятия.

В каждом задании теста подчеркнута одна из пяти предложенных комбинаций символов. На бланке ответов испытуемый должен был отметить точно такую же комбинацию (см. табл. 1).

Таблица 1

Примеры заданий субтеста 4 из ОАТ

Задания Блаiiк ответов

1.АВ АС Ад ЛЕ АН 1.АВ АС Ад АН АГ

2.А7 Га В7 7В АВ 2.А7 Га В? АВ ‘7В

З. аА аВ ВА Ва Вв З. аА аВ ВА Вв Вi

Техническое мышление.

Каждое задание представляет собой изображенную ситуацию техни ческого характера и короткий вопрос, ответ на который требует техни ческого понимания.

Пространственные отношения.

В заданиях по изображенной развертке геометрической фигуры ну но найти ее среди четырех вариантов ответов.

Грамотность.

Укажите, какое слово написано правильно, а какое с ошибкой.

Правильно

Ошибка

А. телегiок

х

В. карова

х

А в с

Батарея ОАТстандартизирована, проверена на валидность и надежность на выборке репрезентативной популяции учащихся США \“iiI—ХII классов. Выборка включала более 64000 учащихся 76 школ из 33 штатов и округа Колумбия. данные о валидности ПАТ составляют несколько тысяч коэффициентов, большая часть которых относилась к прогностической валидности достижений в школе и успешности последующего обучения (в университетах, на специализированных курсах и в училищах и пр.). Признано, что эта батарея неплохо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера. Однако учебный критерий далеко не всегда позволяет прогнозировать профессиональные достижения, а данных по профессиональным критериям недостаточно.

Поэтому в целях профессионального коiсультяровавия используются другие методики. Одной ка наиболее призванных является Батарея тестов общих способностей (ОАТВ Сепегаi АрЁiЁiкiе ТеЁ ВаЁегу). Она разработана Службой занятости США специально для применения в деятельвосi 1 i консультантов в государственных учреждениях [12].

Посредством этой батареи изМеряются 9 факторов, а количество входящих в нее тестов равно 12. В САТВ представлены следующие факторы:

общие способности к обучению, вербальные способности, числовые способности, пространственные способности, восприятие формы, мысленное восприятие, двигательная координация, пальцевая моторика, ручная моторика.

Общие способности к обучению. Они оцениваются по суммарному показателю трех тестов — словарн ого, математического Мышления и восприятия трехмерного пространства.

Вербальнье способности. Измеряются словарным тестом, в котором испытуемый должен указать, какое из двух слов в каждом наборе имеет тоже или противоположное значение.

Числовые способности. Оцениваются тестами на вычисление и математическое Мышление.

Пространственные способности. Измеряются тестом восприятия трехмерного пространства, включающим задания на понимание отражения трехмерных объектов вдвухмерном пространстве и на умение представлять результат движения в трех измерениях.

Восприятие формы. Измеряется двумя тестами, в которых испытуомый сопоставляет чертежи деталей и геометрические формы.

Мысленное восприятие. Тесты аналогичны тем, что используют для оценки восприятия формы, но сопоставляются названия, а не чертежи и формы.

двигательная координация. Измеряется простым тестом, в котором испытуемый делает в сериях квадратов определенные пометки каранi,iшом.

Пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами, в которых испытумый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.

Ручная моторика. Оценивается с помощью двух тестов, в которых ис- iii ii уеМый перемещает и переворачивает фишки на доске.

Проведение всей батареи длится примерно 2,5 часа.

Использование языка.

Укажите, в какой из отмеченных буквами частей предложения (жится ошибка, и отметьте эту букву на бланке ответов. Если пред ние не содержит ошибки, отметьте ‘СН».

А. Нужноли нам /выходить/ на работу! на следующей неделе?

а Ь с 6

ОАТВ стандартизирована на выборке 4000 человек, репрезентативной популяции рабочих и служащих США. Были найдены системы показателей, в которых для каждой профессии установлены способствующие ее овладению особенности и их минимально допустимые уровни. Например, для бухгалтера необходимо получить показатели не ниже 105 по фактору общих способностей к обучению и не ниже 1 15 по фактору числовых способностей, для слесаря минимальный показатель по фактору общих способностей к обучению равен 85, пространственных способностей и ручной моторики 85 и мысленного восприятия 75.

При консультировании профиль показателей индивида сопоставляется с нормативными показателями профессий, и те профессии, нормативные показатели которых достигнуты или превышены испытуемым, могут при консультировании рекомендоваться ему.

Показатели разных видов надежности колеблются в пределах от 0,8 до 0,9. Удовлетворительны коэффициенты валидности. К недостаткам САТВ относят ориентацию тестов на скоростное выполнение, а также непредставленность многих способностей. Например, в этой батарее не оцениваются технические способности, находчивость и некоторые другие особенности. Поэтому ею не охвачены те профессии, где эти характеристики требуются.

Кроме того, было обнаружено, что тестовые профили высокоуспешных представителей одной профессии могут различаться. Следовательно, при сопоставлении индивидуальных профилей с нормативными для тех или иных профессий далеко не всегда можно констатировать наличие профессиональной пригодности индивида. Это связано с тем, что возможна широкая компенсация одних особенностей, недостающихдля успешного выполнения деятельности, за счет других. Как об этом уже говорилось выше, одного и того же уровня достижений можно добиться разными способами. Человеческая индивидуальность отличается высокой пластичностью, изменчивостью, способностью к развитию и совершенствованию. Измеячивость относится к миру многих профессий, к характеру тех требований, которые они предъявляют к работникам. Еще раз вспомним о решающей роли мотивации, интересов, склонностей человека.

Все вышеуказанное объясняет, почему валвдизацвя относител критериев обучаемоств отдельным профессиям дает коэффицвеi валидвости значительно выше, чем валидизация но критериям ПРо(i сиональной успешности. двагносты признают, что показатели С\ могут неплохо предсказывать успешность профессионального о\ вия в эффективность работы в начальный период (до 2 лет стажэ)

Чтобы облегчить использование показателей этой батареи для i сультврованвя, профессии, выполнение которых требует сходвы бевностей, в 70-е гг. ХХ в. были объединены в относительно iГi?. шие по числу типы. Таких типов было выделено немногим бо:ьдля каждого типа нормативные показатели устанавливались н

наиболее важным характеристикам. Окончательная система i i 1 телей была названа системой Паттернов профессиональной врii

ности (ОАР — Оссн.iраЁiопаi АрЁiпае РаЁегп), охватывающих тысячи конкретных профессий и специальностей.

для работы с учащимися старших классов, а также со всеми, кто проявил интерес к армейским специальностям, используется Батарея профессиональной пригодности вооруженных сил США (А5УАВ

Агшесi егуiсе УосаЁiопаi АрЁiЁпсiе ВаЁегу), включающая 10 тестов, диагностируюiцпх такие, например, параметры, как общие естествен - 110-научные знания, понимание параграфов инструкций, знание математики, техническое понимание, осведомленность в электронике и автотехнике и некоторые другие.

для отбора и распределения новобранцев в армии США используется Квалификационный тест вооруженных сил (АЕТ Агiлесi 1огсе (па1iйсаЁiоп Те1). Помимо этого, каждая из армейских служб (военно-воздушные силы, сухопутные войска и др.), используя субтесты Квалификацвонного теста, разрабатывает свои методики и комбинированные показатели по ним для отбора и распределения персонала в соответствии со своими критериями.

Служба занятости США для облегчения процедуры тестировапия поступления на работу малограмотных и культурно неразвитых людей разрабатывает специальные батареи, в которых используются особые процедуры, помогающне сориентироваться в тесте, правильно по,iямать его задачи и характер. В эти батареи включаются материалы в iiланьг бесед для снятия тревожности. для этих категорий вспытумых издаются специальные брошюрьн, объясн-няющие, что значит хороiii) выполнить тест, включающие примеры заданий и бланков ответов 1 iкого типа, какие использованы в САТВ. К таким батареям, разрабоiлii iым для особых категорий населения, относятся Тесты элементарной профессиональной грамотности (ВО[.Т — Ваiс Осспраiогiа1 1 iегасу ТеЁ5), включающие тесты словарный, на понимание прочи

i i юго, арпфметвческих вычислений и математического мышления. IIказатели этой батареи оцениваются в соответствии с требованияIIю, iiредъявляемыми разными группами профессий, а не школьным IIi у1юеiювем.

iвершая обсуждение тестов и батарей специальных способностей, ii iрзботанньнх на Западе (главным образом в США), отметим, что эта он,i;i(гь диагностврованвя является одной из наиболее развитых. Со

в используется большое число тестов и батарей специальных

ii 1 юостей как в системе образования, так я для профессиональных

ii i’й. Опи нашли свое применение как при общем консультировании ii щя)гвоза учебной успешности индивидов, так и для професснi(

нального консультирования, помогающего выявить успешность овладения профессией и эффективность начального этапа профессиональной деятельности. Кроме того, их используют для отбора ц распределения по разным гражданским и военным специальностям. Несмотря ва в целом ПОЗИТИВНК) оценку возможностей этих тестов, психодиагкосты продолжают собирать информацию относительно их надежности и валiцности, уточняют параметры выборок, для КОТОРЫХ они репрезевтативны, выясняю г воздействие разных факторов, влияющих на их выполнение, совершенствуют процедуры тестированвя и их показатели, разрабатывают специальные приемы использования этих показателей.

Так, например, Э. Гизелли нашел, что при обследовании водителей такси корреляция между их трудовой эффективностью и показателями теста специальных способностей равнялась лишь 0,22. Но если учесть интересы и профессиональную мотивацию, то этот коэффициент можно существенно повысить — до 0,664 у водителей с высоким уровнем мотивации. В другом исследовании, выполненном Р. Грумсом и Н. Эндлером было обнаружено, что успеваемость студентов с высокой тревожностью больше коррелирует с показателями тестов способностей (г= 063), чем у спокойныхстудентов (Г 0,19) [12).

Подобные факты привели диагиостов к выводу, что прогнозы относительно учебной ц профессиональной успешности возможны только на основе совокупной информации об нндцвнде, когда результаты тестов способностей рассматриваются не изолиронанно, а лишь как одно из аспектов оценки наряду с показателями лпчностцых методик, те стов достижений, бтiографическнх анкет я др.

Важно указать и на то, что в настоящее время западные двагвосi о признают зависимость выполнения тестов способностей ОТ обучегвiп сти iоiдцвцдов, от приобретенных ими званий и навыков. Так, цсс.о дователи пришли к выводу о том, что результаты Теста суждений

искусстве Мейера водвержевы значительному влиянию ПрофеСС 1 нальвого обучения (корреляцшi от 0,4 до 0,69 между уровнем художiл венного образования и показателями теста Мейера). Найдена яодь жевность результатов Теста меры музыкальной одаренности Снош влиянию практики ц тренировки. Те же выводы делают н в отвоi ния других тестов специальных способпосiей. Поэтому все чаще ш ходиагносты стремятся не использовать термин к’сгiособность> в i званиях этой группы тестов, заменяя его понятиями кэффективвог i еуспешностьн и др. Считается, что лучше отказаться от понятия

собность> применительно к тестам и говорить о различиях в звшiii и умениях, позволяющих в определенных условиях добиваться он1 деленных достижений [165).

Вопросы

1. Перечислите основные положения отечественной теории способностей, дайте определение общих и специальных способностей.

2. 1-iазовите наиболее известные тiшы тестов специальных способностей, применяемых за рубежом, дайте их краткую характеристику.

1. Каковы области применения тестов специальных способностей?!i 11’го дгагностируют тесты сIiособностей? Почему применение поiятмя еспособвость по отношению к психодпагностическим ме-

1 одикам является условным?

Охарактеризуйте состояние тестировавия специальных способiостей в вашей стране. Каковы перспективы этого направления

1 к’IIходиагностмки (по вашему мнению)?

 

Date: 2015-09-18; view: 900; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию