Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие интеграционных процессов в СНГ





 

Целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. В качестве основных задач Содружества в экономической сфере декларировались координация усилий в решении обще-региональных проблем, развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества; обеспечение устойчивого и поступательного социально-экономического развития, роста благосостояния граждан.

Предпосылками успешности такого интеграционного сотрудничества государств считались: сходность путей трансформации общества при построении рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и товарных и финансовых,общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР; сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик; тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах (на пространстве СНГ не существует языкового барьера, так как русский язык является родным или вторым родным языком для большей части населения СНГ, а также рабочим языком Содружества, что упрощает проблему коммуникаций и развития экономических и гуманитарных контактов); усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.

Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ должно было стать не самоцелью, а инструментом решения социально-экономических проблем, отвечая при этом коренным интересам государств Содружества.

После распада Советского Союза все государства, вошедшие в СНГ, оказались объективно заинтересованными в поддержании устойчивых взаимных экономических связей. Так, по оценкам специалистов, без кооперации с государствами СНГ Россия может выпускать в настоящее время 67% прежних объемов продукции, а другие страны без поставок из России способны производить менее половины: Казахстан - 48%, Украина - около 30%, Беларусь - 16%, Азербайджан - 15%[1]. Потеря этих связей влечет за собой существенные перекосы в структуре российской экономики, увеличение доли экспорта с минимальной первичной обработкой, снижение доходов от торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. Дезинтеграционные процессы приводят также к ухудшению торговых позиций России при транспортировке грузов в другие государства через морские порты и инфраструктурные объекты, находящиеся на территориях стран Содружества.

За период с 1992 по 2004 гг. во внешней торговле России со странами и СНГ наметилась положительная тенденция. Товарооборот России с СНГ увеличился с 17,7 до 47,1 млрд. долл., т.е. в 2,7 раза. Однако несмотря на некоторое увеличение объемов внешней торговли России со странами Содружества, доля этих стран в общем товарообороте России составила менее 1/5.

Этот период сопряжен с формированием правового пространства межгосударственных отношений. Основой формирования соответствующего правового поля можно считать принятие Устава СНГ, подписание Договора о создании Экономического Союза (1993) и соглашений (1994) о создании: зоны свободной торговли, Межгосударственного экономическо­го комитета как постоянно действующего органа Экономического союза, платежного союза.

В этот период на ранее едином пространстве СНГ возникли и функционируют такие субрегиональные группировки как ЕврАзЭС, Союзное государство Беларуси и России, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Центральноазиатское сообщество (ЦАС, включающее Узбекистан, Казахстан, Киргизию, и Таджикистан), а также «кавказская четверка» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия). Региональные объединения стран внутри СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Самое весомое среди них - ЕврАзЭС.

Становление сотрудничества в рамках субрегиональных объединений отражает закономерный поиск государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и, в целом, не противоречит их членству в Содружестве. Подобные объединения взаимотранспарентны, а их цели и практическая деятельность направлены на развитие СНГ в целом.

Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений.

Подведение общих итогов развития интеграции приводит к выводу, что пространство СНГ имеет весьма низкий уровень экономической интегрированности. Об этом свидетельствует доля торгового оборота между странами СНГ в общем объеме их внешней торговли. Если в СССР доля межреспубликанского товарообмена в суммарном объеме внешнеторгового оборота Союзных республик составляла 69%, а в ЕС доля оборота между странами в общем внешнеторговом обороте составляет 62%, то в СНГ соответствующий показатель составляет лишь около 30%.

Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ наталкивается на значительные трудности.

Важными показателями, с точки зрения интеграции, является доля взаимной торговли стран блока в общем объеме товарооборота со всеми странами мира и процентное отношение объема взаимной торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров к совокупному объему их ВВП. С момента образования СНГ оба эти показателя демонстрировали неизменно отрицательную динамику. В СНГ доля внутрирегионального экспорта с 1990 г. сократилась почти в 4 раза. Второй показатель характеризует степень экономической открытости стран по отношению друг к другу, иными словами, степень взаимосвязанности иx национальных хозяйств. Расчеты показывают, что такие связи убывают еще быстрее, чем доля взаимной торговли стран Содружества. В целом по СНГ этот показатель за этот период упал более чем в 6 раз, в том числе у России - более чем в 7 раз. Это значит, что национальные хозяйства этих стран все более обособлялись друг от друга.

Взаимная торговля в рамках СНГ в относительном выражении сокращается. В общем объеме внешнеторгового оборота России на долю стран СНГ приходилось в 1995 г. 22,6%, 2000 г. 18,6%, в 2006 г. 14,7%.

Уровень инвестиционного сотрудничества России со странами СНГ, призванный обеспечивать устойчивое и эффективное развитие интеграционного процесса, также далек от необходимого. На конец 2005 г. накопленные инвестиции хозяйствующих субъектов России в странах СНГ равнялись всего 1075 млн. долл., или 15% общего объема зарубежных вложений нашей страны. Встречные вложения наших партнеров по СНГ примерно втрое меньше российских.

Модель формирования Экономического союза двенадцати стран СНГ копировалась с Европейского Союза. Авторы идеи Экономического союза совершенно проигнорировали тот факт, что рыночная среда в странах СНГ только-только начинала складываться; для такого союза явно отсутствовали как тогда, так и в краткосрочной перспективе материальные и политические предпосылки. В итоге к настоящему моменту из 1600 соглашений, принятых в рамках СНГ за его 15-летнюю историю, были реализованы лишь 10%.

Страны СНГ не соответствуют необходимому уровню интеграционной зрелости. Для них характерен значительный разброс по степени развитости рыночных структур, по уровню технико-экономического развития, открытости экономик и демократичности политической системы. В результате нынешний уровень развития межфирменной (микроэкономической) кооперации производства стран СНГ крайне низок. Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся объединений (АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР) свидетельствует о том, что основа интеграционных процессов складывается именно на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества отдельных территорий (административно-хозяйственных единиц) стран, конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий. От этого зависит прочность такой группировки и взаимная заинтересованность ее участников.

Длительное доминирование ТЭК и первичных стадий обработки оказывает дезинтеграционный эффект из-за обострения конкуренции однотипной продукции как на внутренних рынках, так и на рынках третьих стран. Слабо диверсифицированная экономика и неразвитый сектор услуг выступают серьезным структурным барьером для интеграционных процессов в рамках СНГ.

Диспропорции, порождаемые неравномерной модернизацией экономики в странах СНГ, сопровождаются усилением социального, экономического и регионального неравенства, что вызывает глубокие общественные противоречия, сказывается на стабильности и устойчивости этих стран, а также находит преломление в реализации региональных интеграционных процессах, которые трудно наполнить адекватным экономическим содержанием. Видимые неудачи в функционировании СНГ во многом способствовали созданию внутри него целого ряда международных объединений: Союзного государства с Белоруссией, Таможенного Союза, Зоны Свободной Торговли, ЕврАзЭС и др.

 


Date: 2015-09-18; view: 498; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию