Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей личности





Когнитивная психология и когнитивные теории развития личности. Ярким примером именно человеческих потребностей являются потребности познавательные. Они реализуются в когнитивных способностях личности. Человек стремится узнать мир во всем его многообразии, в отдаленных уголках времени и пространства. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро- и макрокосмос, в свой внутренний мир. В возрастном развитии познавательные потребности проходят стадии ориентировки, любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного самообразования, творческого поиска.

Когнитивные способности. Когнитивная психология. Когнитивный подход меняет взгляды человека на мир и на самого себя. Определив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.

Когнитивная теория А. Бека. Решающим фактором для развития организма является переработка информации. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя её, планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения и развития. Программа может быть адекватной и неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа (тревожная, например). Нормальная программа правильно воспринятых и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой». Когнитивная уязвимость личности. По А. Беку личность формируется по схемам или когнитивным структурам, которые есть базальные убеждения. Начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя, других, мира, т.д.

Эти концепции подкрепляются опытом и влияют на образование убеждений, ценностей, жизненных позиций. Когнитивная триада депрессии: негативное представление о себе; негативное представление о мире; негативный взгляд на будущее.

Роль когнитивных способностей в развитии личности. Когнитивные способности. Роль когнитивных способностей в развитии личности. Самообразование – компонент саморазвития и самосовершенствования личности. Индивидуальность способностей, факторы и причины разного уровня способностей.

Индивидуальность биоритмов. Тип личности (по И.П. Павлову) мыслители, художники. Асимметрия мозга и ее влияние на когнитивные процессы.

Индивидуальность восприятия. Понятие восприятия, его роль в самообразовании и развитии личности. Каналы восприятия (визуалы, кинестетики, аудиалы, дискреты). Развитие целостности, избирательности, осмысленности, широты и глубины восприятия. Интериоризация (1) материализованное действие; 2) этап внешней речи; 3) этап внутренней речи; 4) этап автоматизации). Педагогическое восприятие.

Индивидуальность памяти. Понятие памяти. Процессы и виды памяти. Борьба с забыванием. Законы эффективного запоминания. Мнемоника. Ассоциативное запоминание. Эмоциональная окраска материала. Структурирование. Включение всех органов чувств. Уплотнение информации (свертывание). Применение. Заучивание. Выделение логической схемы, т.д.

Психологические средства познания когнитивных способностей личности. Когнитивные искажения. Персонализация. Дихотомическое мышление. Выборочное извлечение. Произвольное умозаключение. Сверхгенерализация. Катастрофизация (преувеличение). Этапы работы над когнитивными искажениями. Сведение проблем. Осознание и вербализация неадаптивных когниций. Отдаление. Изменение правил регуляции поведения.

Приемы саморазвития. Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей.

Правила организации умственной деятельности. Использование времени для развития когнитивных способностей. Организация рабочего места. Организация фиксации информации. Условия понимания информации.

Развитие внимания. Развитие творческих способностей. Творчество как деятельность. 19-20 вв. – развитие психологии продуктивного мышления. Теории Дж. Гилфорда, П. Торренса, М. Вертгеймера. Творческие способности и их признаки (гибкость, разработанность, беглость, оригинальность). Креативность личности. Понятие, способы развития. Тесты креативного мышления и воображения. Творческая деятельность – путь развития творческих способностей. Творческие люди, их особенности. Творческая самореализация. Профессия и творчество.

Литература

См. п.1.7 №№ 1,2,3,4,5,10, 11,12,13,15, 24,31, 32,35, 38.

 

Date: 2015-09-18; view: 1381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию