Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры России





XVII век стал переломным в развитии русской культуры. Бурные события, связанные с глубокими социальными конфликтами, изме­нения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры и те перемены, которые в ней произошли.

Новым явлением в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщение. Оно выражалось в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи. В XVII в., примерно со второй его трети, начинается формирование и развитие новой, светской культуры. Одним из про­явлений обмирщения культуры было усиление внимания к челове­ческой личности. Это нашло отражение в общественно-политической мысли и литературе.

Общественно-политическая мысль пыталась осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя Катырева-Ростовского и «Новый летописец», отразивший официальную идеологию самодержавия. Авторы этих произведений резко от­рицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали «провидению», но уже предпринимали, хотя и робкие, по­пытки объяснить то или иное явление через действия царствующей ' личности, ее характер, психологию. Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведе­ниях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера ак­тивно вытесняла традиционную летопись. Летопись как вид исто­рического произведения в XVII в. окончательно ушла в прошлое. Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Необходимо было систематическое собирание исторических матери­алов, чем с 1657 по 1659 г. и занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским «справщиком» (редактором) Поликарповым и автором «Скифской истории» Андреем Лызловым. Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Си­нопсис» (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, характеризовавшегося рядом новых черт. К их числу следует отнести прежде всего возникновение са­тирических повестей «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» и др. Эти произведения создавались в среде по­садского населения, в них содержался протест против господствующих порядков, подвергались осмеянию как светские господа, так и ду­ховенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно пристальное внимание к человеческой личности. С этим было связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, при­надлежавшие к верхам общества, то теперь изображали и князей, и купцов, и простых горожан.

Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и жи­вописи. Обмирщение в архитектуре выражалось прежде всего в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками строительства цер­квей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в обмирщении церковного зодчества. Именно в «по­садских» храмах проявлялись светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках (1628—1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652), ярославскую церковь Ильи Пророка (1647—1650).

Церковь упорно противостояла обмирщению культового зодче­ства, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-е годы запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен тра­диционное пятиглавие, стиль строгого монументализма. Наиболее яркими представителями этого стиля являются ансамбли Новоиеру­салимского под Москвой и Иверского на Валдае монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. нарышкинского стиля, или «московского барокко». Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской ар­хитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, сим­метричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, де­коративная обработка зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях (1690—1693), построенная дядей Петра I Л. К. Нарышкиным.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным здесь было становление и развитие реалистических тенденций, стремление до­нести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи раз­вивался бытовой жанр, парсуна и портрет.

Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В его «Спасе нерукотворном» изображено живое, одухотворенное лицо человека. Одной из первых теоретических попыток обоснования принципов этого направления был трактат Иосифа Владимирова.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVIIв. живописцы переходят от парсуны к писанию по­ртретов красками на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина).

Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами со­действовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В. Бурцева ти­ражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVIIв.) разошлась в один день. В 40-е годы боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян, возникло еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей «всякого чина, сана и возраста», где готовили духовенство и чиновников.

В XVIIв. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств и развитие артиллерийского дела привели к тому, что стали известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд Андрея Везалия о строении человеческого тела. В XVIIв. были известны многие географические сведения: «Книга большому чертежу», атлас Решетова. В 1675—1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новой информации. Наряду с традиционными астрономическими сведениями в России была из­вестна гелиоцентрическая система Николая Коперника.

 

Date: 2015-09-18; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию