Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие пространства и движения





 

 

Одной из главных проблем восприятия является проблема локали­зации — определения месторасположения объектов. Выделяют следу­ющие особенности восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы. Рассмотрим их подробнее.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Один из основ­ных вопросов восприятия глубины и удаленности предметов состоит в том, почему и за счет чего мы видим мир трехмерным, если на сетчат­ке глаза мы имеем только двухмерное (плоское) его изображение. Стремление ответить на поставленный вопрос привело к поиску при­знаков глубины и удаленности — особенностей стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов.

Признаки, связанные с соотношением изображений, или проекций, объекта на сетчатки разных глаз, называют бинокулярными признаками глубины и удаленности. Они существуют за счет того, что люди, как правило, видят и смотрят двумя глазами.

За счет того, что наши глаза находятся на некотором расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с несколько разных пози­ций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же предмет под раз­ным углом. Это различие в направлениях, или угол между осями зрения двух глаз, называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его величина служит ей в качестве своеоб­разной подсказки, признака удаленности предмета: большой угол — предмет близко, маленький угол — предмет далеко. При этом картинки на сетчатках разных глаз получаются неодинаковые, каждый глаз полу­чает свое изображение предмета. Это явление называется бинокуляр­ной диспарантностью.

Выяснено, что существуют некоторые признаки удаленности и глу­бины, связанные с изображением, получаемым одним глазом. В числе таких признаков обычно называют линейную перспективу, суперпози­цию, относительный размер предметов и градиент текстуры.

Линейная перспектива как признак удаленности отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) как бы сходятся, удаляясь от нас. Мы часто наблюдаем некоторый объект вписанным в координаты па­раллельных линий. И если, скажем, один объект находится там, где па­раллельные линии «сошлись» в большей степени, чем в том месте, где находится другой объект, то нам ясно, что первый из них находится на большем расстоянии от нас.

Такой признак удаленности и глубины, который получил название «градиент текстуры», мы обнаруживаем, когда наблюдаем некоторую поверхность, например покрытый галькой берег моря. Мы можем су­дить о глубине пространства по степени близости и размерам од­нородных объектов, находящихся на поверхности: чем дальше от нас некоторая точка пространства, тем плотнее «упакованы» ее элементы.

Восприятие движения. Феномен восприятия движения состоит в том, что некий объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Например, на неко­тором расстоянии друг от друга находятся две лампочки. Первая зажи­гается на короткое время и гаснет, потом зажигается вторая и тоже гас­нет и т. д. Если временной интервал между зажиганиями лампочек от 30 до 200 миллисекунд, нам кажется, что световая полоса перемещается от одной точки к другой. Это явление называется стробоскопическим эф­фектом и давно используется в мультипликации и световой рекламе.

Другим примером иллюзорного движения является эффект индуци­рованного движения. Каждый видел луну, которая движется на фоне облаков; однако, мы понимаем, что не луна движется, а облака, гони­мые ветром. Луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а вос­принимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что пере­мещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Человеку вообще свойственно при­писывать движение тому из двух объектов, который воспринимается фигурой на фоне другого. Фон — это то, что окружает, включает, явля­ется большим по отношению к другому объекту, воспринимаемому со­ответственно как фигура.

Восприятие формы. Форма имеет решающее значение в процес­се идентификации любого предмета. Образы восприятия характеризу­ются целостностью. Это означает, что в них представлена некоторая связная картина, образ предмета или события.

Мы не воспринимаем де­рево за окном как совокупность овальных объектов зеленого цвета, находящихся на фоне черных толстых вертикальных линий и тонких черных линий, большинство из которых находится под некоторым на­клоном. Мы видим дерево: ствол, ветви и листья.

Данную особенность восприятия особо подчеркивали представители школы гештальтпсихологии, основной тезис которой состоял в том, что психические образы, и в частности образы восприятия, — это нечто большее, чем простая сумма элементов.

Образ восприятия представляет собой некоторую организацию стимулов. Это объединение разрозненных объектов в не­кий целостный образ возникает за счет особых механизмов восприятия.

Один из таких принципов — близость: чем ближе два элемента друг к другу, тем более мы склонны группировать их вместе при восприятии. Затем элементы, образующие плавный, непрерывный контур, восприни­маются как единая фигура — группируются. Этот принцип получил на­звание продолжения, или непрерывности. Если контур фигуры имеет разрывы, то мы склонны как бы заполнять их, дополнять фигуру до некоторого целостного образа. Этот принцип получил название замкнутости.

Человек способен легко распознавать даже сильно измененные об­разы. Так, мы воспринимаем форму книги как прямоугольник, не­смотря на то, что при определенном угле зрения отражение на сетчатке имеет форму трапеции. Человек узнает знакомую мелодию, даже если ее играют на другом инструменте. Таковы особенности восприятия. Феномены подобного рода служат гештальтпсихология одними из главных аргументов в пользу того, что образ восприятия несводим к сумме его частей.

 

 

Заключение

 

 

В процессе работы автор узнаёт, что психические процессы – это совокупность актов психической деятельности.

О том, что каждый психический процесс имеет больший объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.

Психические процессы бывают специфические, или собственно познавательные, процессы, ко­торыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

- ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чув­ственность;

- восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцеп­ция — восприятие изображения, объектов;

Универсальные психические про­цессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени.

 

 

Список используемой литературы.

 

 

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 288 с.

 

2. Аксенова, Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей.- Екатеринбург:

Деловая книга, 2000.- 272 с.

3. Галустова, О.В. Этнопсихология.- М.: Приор, 2005.- 160 с.

 

4. Колесов, Д.В. Введение в общую психологию.- М.: НПО МОДЭК, 2002.-736 с.

 

5. Карпова А. В. Общая психология.- М.: Гардарики, 2002.- 232 с.

 

6. Немов Р.С. Общие основы психологии.- 2-е изд.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 496 с.

 

7. Цуккерман, Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.- 288 с.

 

8. Щекин Г.В., Основы психологических знаний.- Киев: МАУП, 2001.-128 с.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию