Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ. Адаптация - взаимное приспособление работника и организации на основе постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Адаптация - взаимное приспособление работника и организации на основе постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда, постижение новым работником норм, требований, правил поведения в организации и конкретном коллективе. Различают профессиональную, организационную, психофизиологическую, социально-психологическую адаптацию. Административно-управленческий персонал - работники организаций, выполняющие функции общего административного руководства, контроля, учета, отчетности и др. Включает руководителей организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений, выполняющих управленческие функции. Анализ должности - определение наиболее существенных характеристик работы с помощью упорядочения и оценки информации, связанной работником или работой. Аттестация - определение квалификации, уровня знаний работника; в ряде ведомств является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т.п. Безработица - социально-экономическое явление, выражающееся в недоиспользовании части трудоспособного населения в общественном производстве. Различают структурную, технологическую, фрикционную, циклическую и пр. виды безработицы. Вакансия - незанятая должность, свободное место в организации. Вербовка персонала - распространение во внешней среде информации о предлагаемых организацией стимулах с целью побудить соответствующих запросам организации потенциальных наемных работников начать переговоры по поводу найма на работу. Внешнее вознаграждение - предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям. Примерами внешних вознаграждений могут быть: заработная плата, социальные блага, похвала и признание заслуг со стороны внешнего окружения, включение в определенную социальную группу и т.п. Внутреннее вознаграждение - состояния, представляющие ценность для человека, привносимые самим человеком в результате каких-либо действий. Внутренним вознаграждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения. Наряду с внешним вознаграждением, также может служить побудителем к определенным действиям. Восприятие критики – целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Пропуская критику через собственное сознание определенным образом, по определенным правилам восприятия, можно тем самым снизить остроту и болезненность критических замечаний. Примером правил восприятия критики может служить осознание того, что: нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих ситуаций; необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме, и т.п. Высвобождение персонала - сокращение избытка персонала в количественном, качественном, территориальном или временном отношении. Различают частичное или внутреннее высвобождение персонала без изменения общей численности (отмена сверхурочных, сокращение рабочего времени, неоплачиваемый отпуск и пр.) и абсолютное высвобождение персонала (досрочное пенсионирование, увольнение и пр.). Гибкое рабочее время - рабочий график, при котором служащий может определять время начала и окончания работы в пределах, установленных менеджментом. Государственное регулирование заработной платы - осуществление мер направленных на реализацию соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечение равной оплаты за равный труд. Включает: законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда; налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц; установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок; установление государственных гарантий по оплате труда. Государственная система управления трудовыми ресурсами - совокупность органов в государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования эмиграции и иммиграции населения, трудового законодательства и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д. Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Делегирование полномочий - расширение прав и обязанностей работников, которое происходит по инициативе руководителя, но с их согласия, для оптимального выполнения заданий. Деловая беседа – процесс общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов производственной деятельности. Правила ведения деловой беседы представляют собой основные действия, предпринимаемые в определенной последовательности и взаимосвязи и направленные на достижение цели беседы и создание положительного образа ее участников. Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации, свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании результатов деловой оценки решаются следующие задачи: выбор места в оргструктуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника; определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины; разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудников; установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным, иным вопросам, собственного труда и качественных характеристик. Различают оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку сотрудников организации. Диагностика конфликта - предварительное изучение состояния дел с целью определения причин возникновения конфликтных отношений. Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Должность - степень ответственности и обязанности, возложенные на работника. Должностная инструкция - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации. Закономерности межличностных отношений – объективно существующие, существенные связи явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающих значительный отпечаток на его характер. Занятость - всеобщая категория общественного производства, которая охватывает совокупность отношений по участию людей в общественно-полезном труде. Занятость показывает как трудоспособное население обеспечено рабочими местами. Заработная плата - цена рабочей силы на рынке труда, материально-вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления, услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи. Затраты на персонал - совокупность затрат, возникающих за счет использования сотрудников. Наряду с заработной платой сюда относятся затраты, установленные в законодательном порядке и в соответствии с тарифными соглашениями, а также добровольные расходы работодателей на социальные услуги. Интересы - формы проявления потребности, движущие мотивы, заставляющие человека принять какое-либо решение или осуществить какое-либо действие. Инфраструктура социальная - материальная основа социальной среды организации; совокупность объектов жилищно-комунального, социально-культурного, бытового назначения, создаваемых в первую очередь для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей. Использование персонала - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников. Кадровая политика - целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реализовать меняющиеся требования рынка с учетом горизонта прогнозирования. Кадровое планирование - метод управления персоналом, часть общей системы планирования в организации, цель которого заключается в предоставлении работающим рабочих мест в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства. Реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. Карьера деловая - индивидуально-осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Проявляется в фактической последовательности занимаемых должностей, рабочих мест, положений в коллективе. Внутриорганизационная карьера, охватывающая последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации, реализуется в трех основных направлениях - вертикальное, горизонтальное, центростремительное. Категории персонала - группы персонала, распределяемые в соответствии с выполняемыми функциями в организации (рабочие, руководители, специалисты и пр.). Качество трудовой жизни - степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации (интересная работа, справедливое вознаграждение, нормальные условия труда, участие в принятии решений, дружеские взаимоотношения с коллегами и пр.). Квалификация - 1. Степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; 2. Профессия, специальность. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работниками и работодателями на конкретном предприятии, в учреждении и организации. Компетенция - способность сотрудника (или организации в целом) воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации. Обладание компетенцией предполагает наличие трех составляющих: знаний, поведенческих навыков, мотивации. Контракт трудовой - основной документ при найме на работу. В общем виде контракт выглядит следующим образом. Администрация дает работнику гарантию роста его квалификации, четкие задания, предъявляемые требования. Оговорен режим работы, социальные блага, вид их получения. Условия вознаграждения и стимулирования определяются на весь период контракта. Право разрывать контракт предоставляется обеим сторонам, однако в случае его разрыва по инициативе работника он должен возместить ущерб, причиненный организации. Конфликт - психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием противоречия целей, позиций, интересов взаимодействующих сторон и, соответственно, наличием противоречивых тенденций поведения. Выделяют, в зависимости от способа разрешения - антагонистические и компромиссный конфликты, в зависимости от природы возникновения - организационные, эмоциональные, межнациональные и пр.; в зависимости от направленности воздействия - вертикальные и горизонтальные конфликты; по степени выраженности - открытые, скрытые, потенциальные; в зависимости от количества участников - внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Конфликтная ситуация - противоречивые позиции сторон по кому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению К.с. перерастает в конфликт вследствие инцидента - активизации деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже незначительно) интересы другой стороны. Критика – отрицательное суждение, указание недостатков в работе и поведении человека. В этике деловых отношений уделяется большое внимание правилам критики (критика должна быть конструктивной, не ущемлять чувства собственного достоинства человека и пр.). Культура организации - совокупность общих представлений о нормах и жизненных ценностях, а также общих стилей мышления и поведения, которые определяют решения, поступки и всю деятельность сотрудников конкретной организации. Лизинг персонала - форма изменения численности персонала, при которой самостоятельная организация передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой организации, обязуя этих сотрудников в течении срока “аренды” работать на фирме-заемщике. При этом заключенный работниками с организацией-кредитором трудовой договор сохраняет силу. Линейные руководители - руководители подразделений, занимающиеся основной для данной организации деятельностью и несущие ответственность за реализацию целей организации (генеральный директор, директор завода, бригадир и пр.). Личность - 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества. Личностная спецификация - описание характеристики (качеств, навыков, компетенций), которыми должен обладать “идеальный” сотрудник, т.е. необходимых для успешной работы в определенной должности (с этой целью используются также карты компетенций, профили “идеального” сотрудника и пр.). Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале. Миграция - переселение, перемещение населения; внутри страны - внутренняя миграция населения; из одной страны в другую - внешняя миграция населения (эмиграция и иммиграции). Связана с социальной, отраслевой и профессиональной нестабильностью населения. Моделирование деловой беседы – построение ожидаемой схемы проведения деловой беседы; одна из главных задач этапа подготовки к деловой беседе. При моделировании деловой беседы должны быть отработаны следующие вопросы: определение цели беседы, информационная подготовка, формулировки понятий и суждений, последовательность и содержание аргументации, возможная реакция другой стороны на суждения и аргументацию. Мотивация - 1) долговременное воздействие на работника в целях изменения его ценностных ориентиров и интересов, формирование мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала для достижения целей организации; 2) процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и определенных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Методы управления персоналом делятся на три группы: административные, экономические, социально-психологические. Норматив социальный - количественно или качественно определенное выражение уровня социальных требований к эргономическим и санитарно-гигиеническим условиям труда, физическим, интеллектуальным и профессиональным качествам работников, пределам рациональных и минимальных требований потребления товаров и услуг, обеспеченности жильем, учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.п. Невербальная связь – взаимодействие людей в процессе общения через жестовую, несловесную информацию. Нерефлексивное слушание – форма отражения сообщений говорящего. Нерефлексивное слушание использует такие инструменты, как внимательное молчание и минимальная словесная реакция, не содержащая оценки и суждения. Норма управляемости - регламентированная численность работников, которой в данных конкретных условиях может руководить один человек. Нормирование труда - 1) установление необходимых затрат на изготовление единицы продукции или выработку определенного количества продукции в единицу времени (норм выработки); на выполнение заданного объема работ (или функций) в определенных организационно-технических условиях (норм времени); 2) деятельность, направленная на установление необходимых затрат труда. Организационная структура - логическое соотношение исполнительных и управленческих звеньев с учетом их правовых и экономических отношений, форм разделения и кооперации труда. Обогащение работы - качественное расширение поля работ сотрудника, при котором в его рабочие задания дополнительно интегрируются, например, некоторые из функций, выполнявшихся ранее его начальником (планирование, контроль, принятие управленческих решений и пр.). Организация труда - система взаимосвязей работников с орудиями и предметами труда и их взаимодействие между собой, направление на достижение поставленной цели. Устанавливает порядок привлечения людей к труду, соединение рабочей силы со средствами производства, разделение и кооперацию труда и пр. Отбор персонала - выбор из общего числа претендентов наиболее подходящих работников с учетом их пригодности и индивидуальных склонностей. В основе отбора лежит сравнение требований вакантного рабочего места (должности) и свойств кандидата, характеризующих его пригодного к занятию данного рабочего места (должности). Предполагает разработку и применение методов, позволяющих с определенной степенью вероятности прогнозировать объем и качество будущего трудового вклада кандидата. Партнерство социальное - совокупность структур и методов поддержания в обществе социального согласия, в т.ч. в области трудовых отношений, система коллективных договоров и соглашений, заключаемых работниками и работодателями на уровне предприятий и отраслей. Переговоры – обмен мнениями между сторонами с целью выработки или принятия какого-либо решения. Можно выделить несколько основных видов тактики переговоров с деловыми партнерами: “жесткие” переговоры; “мягкие” переговоры; принципиальные переговоры; манипулятивные переговоры. Персонал - личный состав работников организации, который подразделяется на категории в зависимости от их квалификации и должности. Планирование карьеры - определение пути развития конкретного сотрудника в его деятельности на фирме, осуществляемое заранее. При этом основные вопросы, по которым должны быть приняты управленческие решения при планировании карьеры, заключаются в определении последовательности должностей и формировании критериев для отбора и подчинения сотрудников. Повышение квалификации - обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности. Позиция – 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Потребность в персонале - необходимая мера кадрового обеспечения всех звеньев хозяйственного комплекса, которой надлежит руководствоваться при осуществлении основных функций по управлению персоналом. Различают качественную потребность (по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу) и количественную потребность ( численность сотрудников определенной квалификации). Потребность в персонале полная - весь состав персонала по каждой категории работников, необходимый организации в текущем или перспективном периоде. Потребность в персонале дополнительная - состав персонала по каждой категории работников, необходимый организации в текущем или перспективном периоде дополнительно к имеющемуся, сложившемуся их составу на начало периода в связи с развитием организации, возмещением выбытия персонала, частичной заменой персонала. Профессиональная ориентация - комплект взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену ряда деятельности. Профессионально-квалификационная мобильность персонала - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, знаний, навыков и умений. Профессиональное обучение - процесс развития у сотрудников специфических, профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Основные виды профессионального обучения - на рабочем месте и вне рабочего места. Профессиональный отбор - определение психофизиологической пригодности человека к выполнению того или иного вида работы. Профессиональные требованиями учитывают общее состояние здоровья, уровень общеобразовательный и специальной подготовки, стаж работы, а также мотивы личного отношения работника к избранному виду деятельности. Профотбор проводится методом категорических оценок (подходит, не подходит). Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (например, менеджер, психолог, социолог). Психологическая безопасность – один из элементов общего понятия безопасности, предполагающий недопустимость ущемления чувства собственного достоинства, личного статуса человека. Рабочее время - часть календарного времени, затраченного на производство продукции или выполнение определенного объема работ и услуг. Для отдельного работника это время измеряется в годах, днях, часах, для коллектива - человеко-годах, человеко-днях, человеко-часах. Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение выпускников школ, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также содействие их продвижению по службе, и направленных на обеспечение поддержания и улучшения кадрового потенциала организации. Развитие социальное - достижение желательных перемен в социальной среде организации с целью совершенствования демографического, профессионального и квалификационного состава персонала, улучшения условий труда и быта работников, повышения их творческой активности, групповой и личной ответственности за результаты совместной работы. Резерв на выдвижение - группа работников организации, каждый из которых зарекомендовал себя как способный и заслуживающий дальнейшего продвижения руководитель. Рефлексивное слушание – форма отражения сообщений говорящего, предполагающая активную обратную связь, не включающую элементов оценки или суждения. При рефлексивном слушании воспринимающий сообщение использует следующие виды обратной связи с говорящим: словесный сигнал о необходимости пояснения высказываний; собственный пересказ основных мыслей собеседника; обобщение отдельных частей сообщения целое; реакция, отражающая чувства собеседника и пр. Риторика – теория построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах: сообщение на служебном совещании, доклад на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п. Ротация кадров - процедура назначения, в рамках которой место работы, должность конкретного работника могут меняться по горизонтали при повышении им своей квалификации. Руководитель - служащий, который в соответствии с занимаемой должностью возглавляет определенную организацию или подразделение и осуществляет на основе единоначалия руководство подчиненными ему работниками. Рынок труда (рабочей силы) - сфера обмена рабочей силой, когда наемные работники предлагают свою рабочею силу в расчете на оплату, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее. Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Основными элементами системы управления персоналом являются: функции управления, организационная структура управления, технология процесса управления, управленческие решения, кадровое, методическое, информационное, техническое обеспечение. Служебно - профессиональное продвижение - предполагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник может потенциально пройти. Служебные совещания – один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений, один из инструментов управления причастностью сотрудников к делам подразделения и организации в целом. По своей общей целевой направленности совещания могут быть проблемными, оперативными, информационными. Спор – фаза негативного развития дискуссии, характеризующаяся непримиримостью сторон, главенством софистического вида дискуссии, переходом на эмоциональный уровень обсуждения в ущерб логическому. Спор, как правило, не ведет к поиску истины или к оптимальному решению обсуждаемых вопросов. Специалист - 1) человек, обладающий специальными знаниями и навыками какой-либо отрасли; 2) работники, чей умственный труд отличается профессиональной содержательностью, сложностью, интеллектуальностью и требует для своего выполнения специальной подготовки в зависимости от уровня образования. Классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой. Среда социальная - совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых работает и живет персонал организации. Стиль управления - образец поведения руководителя по отношению к своим сотрудникам, относительно неизменный в различных ситуациях, вид распределения полномочий по принятию управленческих решений между руководителем и подчиненными. В соответствии с наиболее распространенными классификациями принято выделять патриархальный, автократический, бюрократический, кооперационный стили управления. Стресс - комплекс физических, химических и психологических реакций человека на стимулы или стрессоры в окружающей обстановке. Трудовые ресурсы - часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). В их состав включаются: население в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет), кроме неработающих инвалидов 1 и 11 групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях; фактически работающие подростки и работающие лица пенсионного возраста. Управление конфликтами - целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Выделяют следующие методы управления конфликтами: внутриличностные, межличностные (стили поведения), структурные, переговоры, ответные агрессивные действия. Управление социальным развитием организации - организационный и социально-экономический механизм воздействия на социальную среду, совокупность методов использования социально-психологических факторов в обязательной увязке с материально-техническими и экономическими условиями производства. Условия труда -общие условия работы и жизни персонала организации (продолжительность рабочего дня, охрана труда и техника безопасности, содержание и организация работы, вознаграждение труда, обеспеченность жильем, бытовая устроенность и пр.). Штатное расписание - перечень должностей руководителей, специалистов и служащих, устанавливаемых в организациях с указанием размера окладов по каждой должности. Этика деловых отношений – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер общественной жизни – профессиональной деятельности. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
|