Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II Происхождение





Вообще-то нюансы происхождения орков меня, как и Курта, заботят мало, а волнует один-единственный вопрос – можно ли считать их Воплощенными (Incarnates)?
Согласитесь, однако – вопрос ключевой. Совершенно напрасно автор пытается задвинуть его в сторону, уравнивая все версии – порождения камня, животные, люди, эльфы, айнур – и заявляя, что это, в сущности, неважно. Важно-важно! Так что остановимся на этом подробнее. Тем более что это прекрасно иллюстрирует а) текстологические сложности, о которых я упоминала выше, б) подход Курта к аргументам, встречающимся в текстах.
Версии о происхождении орков можно разбить на три группы.
1. «Духи» (Spirits) – айнур, способные, как и все айнур, по своей воле облекаться в плоть.
2. Воплощенные (существа, обладающие душой - феа, существующей в необходимом союзе с телом - хроа).
3. Существа, лишенные души.
Первая версия поднимается в VIII и X текстах «Myths transformed» (X том НоМЕ) - однако в обоих случаях оговорено, что число майар, принимавших облик орков, было невелико. Попытка же Курта «увеличить» его («однако количество их "отпрысков" на самом деле нам неизвестно», раздел 2.2) критики не выдерживает: хотя бы потому, что потомство майар не является майар, что нам известно на примере Лучиэнь.
Вторая и третья группа версий в большинстве текстов тесно переплетены друг с другом, и рассматривать их по отдельности сложно, поэтому я поступлю иначе: сделаю обзор текстов в отношении излагаемых в них версий.
В «Анналах Амана» (X том НоМЕ) можно найти самую раннюю концепцию – орки созданы («made»), они «порождение земли» («spawn of earth»), искаженные Морготом [1]. Однако тут же добавлена фраза: «Но более мрачную повесть рассказывают иные на Эрессэа, утверждая, что орки воистину в начале своем были Квэнди, племя несчастных Авари, обманутые, а затем плененные Морготом, и так порабощенные им и погубленные совершенно» [2] (переводы везде мои). Неясно, кстати, почему Курт называет это «предположением некоторых с Тол Эрэссэа» - в оригинале tale, не assumption. Затем «made» исправлено на «bred» (заметим, что первое слово предполагает, что орки являются «созданиями Моргота», второе же – что они существовали помимо него, а Моргот является лишь их… э-э… селекционером). В то же время в более ранний аннал 1085 [3] добавляется описание похищения Мелькором Квэнди у Куивиэнен и утверждение Мудрых, что их использовали как исходный материал для выведения орков. Вскоре после этого фраза «Но более мрачную повесть…» из §127 вычеркивается: это можно связать либо со сделанной Толкиеном пометкой «Изменить это. Орки не из эльфов» («Alter this. Orcs are not elvish»), либо с тем, что вставка в ранний аннал 1085 сделала текст позднего аннала излишним. Непонятно, почему Курт однозначно склоняется в пользу первого предположения (хотя Кристофер Толкиен высказывает оба). Кроме того, наличие пометки лишь у §127, но не гораздо более развернутого и определенного §42 из аннала 1085, косвенно свидетельствует в пользу ее мимолетности.
Текст «Позднейшая Квэнта Сильмариллион» (X том НоМЕ) повторяет текст §127 «Анналов Амана» в самой ранней его редакции («made», «spawn of earth»). Там же есть пометка «Изменить это. Смотри «Анналы» («Alter this. See Annals»). Кристофер считает, что это относится к появлению вставки в аннале 1085, Курт – что к пометке «Изменить это…». Прямых доказательств нет ни в пользу первого, ни в пользу второго мнения. Косвенно – я склонна согласиться с Кристофером. Почему? В версии Курта Толкиеном «пропускается» целая стадия (и обширная) развития концепции; а сама фраза «Смотри «Анналы» скорее указывает на сам текст «Анналов Амана», нежели на пометки на полях.
Однако повторюсь, прямых доказательств нет, и утверждать что-либо определенно нельзя. Однако именно это и делает мой оппонент («Заметим, что Толкин отказался от идеи происхождения орков от искаженных эльфов…»; «Аналогичные поправки были внесены и в текст Позднего "Квента Сильмариллион"», раздел 2.3).
Что касается текстов «Myths transformed», то вопроса происхождения орков так ли иначе касаются четыре из них (VII, VIII, IX и X). В тексте VII утверждается, что по мнению эльдар, орки происходят от людей и эльфов: «Эльдар полагали, что Моргот действительно “вывел" их <орков>, захватывая в ранние времена людей (и эльфов), и доводя до предела все их порочные склонности» [4]. Так или иначе, текст предполагает происхождение орков от Эрухини – т.е. принадлежность к Воплощенным.
Текст VIII – тот самый, откуда знаменитая цитата («Орки были животными, формой напоминавшими людей (насмешка над людьми и эльфами)» [5], на которую обычно ссылаются сторонники теории «орки – звери». Однако далее – в этом же тексте – сказано: «Остается, следовательно, ужасная вероятность, что в орках была эльфийская кровь» [6].
Еще дальше в том же тексте вновь говорится «Орки – животные» [7]. Несомненно, фраза Кристофера «размышляя с пером в руке» как нельзя лучше описывает этот текст!
Текст IX начинается фразой «Это подразумевает – хотя это нельзя считать окончательно определенным – что орки происходили от эльфов» [8]. А затем суммируется: «Поскольку Мелькор не мог творить независимых существ, но его могущество в совращении и искажении тех, что оказывались в его власти, было огромно возможно, что эти Орки были смешанного происхождения. Большая часть их явно (и биологически) была искажением эльфов (и вероятно, впоследствии также людей)» [9]. Как видим, и в этом тексте орки – Воплощенные.
Текст X придерживается взгляда о происхождении орков от людей.
Мне, кстати, неясно, как совместить утверждение, что черновики достоверны лишь в той мере, в какой соответствуют «Властелину Колец» (где о происхождении орков сказано лишь «были впервые выведены Темной Силой Севера в Древние Дни» - «were first bred by the Dark Power of the North in the Elder Days»: ни слова о том, как и из кого, но – «bred») с подходом типа: идею происхождения от эльфов не берем, от людей, так и быть, примем.
Наконец, этот вопрос так или иначе затрагивается в нескольких письмах. В письме к Наоми Митчинсон (около 1954 г.) сказано, что орки должны быть «искажением» («corruption»), поскольку ни Моргот, ни Саурон не были способны создавать живые существа [10]. Та же мысль повторяется в письме Питеру Гастингсу, где однозначно утверждается, что орки – раса разумных воплощенных существ («a race of 'rational incarnate' creatures»), хотя и искаженных [11]. Та же мысль – в черновике письма к Роне Беар от 1958 г. - «Эльфы могут становиться орками» («Elves may turn into Orcs», [12].
Т.о. в утверждении моего оппонента, что «Толкин на определенном этапе просто не считал орков живыми существами» ключевые слова – «на определенном этапе». Как видим, мысль «орки – животные» была мимолетной идеей – более мимолетной, к примеру, чем эльфийское происхождение орков. Мысль об орках как «порождениях земли» и «порождениях камня», созданных Морготом - ранняя концепция, и в работах 50х гг. уже не повторяется.
А ответ на вопрос, заданный в начале раздела, вырисовывается довольно четко - больше всего свидетельств в пользу положения «орки – Воплощенные».

Date: 2015-09-18; view: 215; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию