Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






УМК_по_новаторским_формам научно-исследовательской и творческой работы в современной средней и высшей школе





Наймарк Елена Александровна, заместитель дирнктора ЧОУ ДПО «Учитель-про».

УМК_по_новаторским_формам научно-исследовательской и творческой работы в современной средней и высшей школе

В сегодняшнем мире глубокое значение имеют проблемы нарушения целостности образованности личности (человек вынужден «цепляться» за, подчас, лишние детали, чтобы защититься от популяризаторской агрессии внешнего мира), снижение качества научных исследований, проблема ненаделения простого субъекта элементарными знаниями, информацией для созидания. Поэтому и потребовался новаторский УМК по НИР для взаимодействия школы и Вуза. Его особенность заключается в создании историко-культурной конференции «Северная перспектива», комплексном подходе к современным педагогическим технологиям и формам работы, а также в абсолютно новаторском подходе к созданию методологически выверенного структурированного стендового доклада, эссе с научно-справочным аппаратом, специальной, ориентированной на разную аудиторию презентацию с гарантированным раздаточным материалом. Чрезвычайное значение имеет грамотность в отборе материала, образованность, знание научных методов. Одна из особенностей нашей конференции – это не только высокое научное качество трудов (одним из проектов является стендовый доклад тематической области диссертации автора «Символика фейерверков в официальной культуре России первой половины XVIII века»), но и миссия интегрировать школу и Вуз с помощью педагогических наблюдений того, как студенты и школьники справляются с сложными и простыми формами работы, проведении совместных конференций, круглых столов, практических занятий по НИР в школе, которые смогут при систематизации стать практикой студентов в школе.

Основная всероссийская школа исследований-центр научно-исследовательской деятельности с летней школой и чтениями имени Вернадского в Москве. Данное движение в школах возглавил и фундаментально обосновал описанием модульных занятий, лабораторных работ, кружков, конференций, в множестве научных трудов и на специальном сайте А.в. Леонтович[1]. В конференции «Первые шаги» гимназии № 144 Калининского района, ориентированной на чтения имени В.И. Вернадского в 2009 году наши ученицы выиграли 3 место, защитив красивый доклад (заявку на проект) и презентацию на тему «Традиционные спектакли и театр фейерверков в исторической ретроспективе».

Основные требования к семинарам по подготовке научно-исследовательских работ-это владеть понятийным аппаратом, методами, приемами и педаогическими формами и средствами для занятий научно-исследователькой работой со школьниками. Основные требования к конференции следующие.В работе учащиеся обязаны показать умение формулировать интересную для социума тему, анализировать содержание, свою готовность решать актуальные для мыслящего, интеллигентного, образованного сообщества проблемы общества, создавать структурированные, целостные, завершенные, структурированные работы из введения, анализа литературы и источников, 2-10 глав, приложений, литературы, которые могут номинироваться на рекомендацию для участия в международных конференциях, публикациях в сборниках, и отдельными книгами, создавать презентации из 15-40 слайдов с спецэффектами и возможностями преобразования в медиаприложения, обучающие фильмы школ, ИМЦ района, Вузов, предлагать мини-проекты, защищать проблемные, аналитические эссе, в том числе и на иностранных языках.

При педагогическом подходе к проекту интеграция школы и Вуза, мы должны знать чем научная деятельность учащихся школе отличается от научной деятельности студентов. Под исследовательской деятельностью в школе понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет строго выверенную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Научно-исследовательская работа студентов - это одна из важнейших форм учебного процесса, сопряженная со становлением профессионализма, высокой квалифицированности, обучение особым научным методам работы. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, взаимодействие с высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом, анализ промышленных мощностей, освоение специальности - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.

Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Таким образом, у студентов больше форм и возможностей для занятия НИР, они, овладев школьными предметами, они имеют больше «взрослой» научной практики, чтобы апробировать полученные фундаментальные теоретические знания.

«Проект»-полный, завершенный цикл продуктивной (инновациионной) работы, это основной конструктивный, прагматичный, эффективный вид научной и образовательной деятельности как отдельного человека, так и группы, или организации, или региона, страны в целом, или группы стран. На взгляд современных ученых, этот вид деятельности через 20 лет сойдет на «нет» без должной поддержки российского государства, заключающейся, в первую очередь в коллегиальном написании соответствующих законов, ФГОСов, специальных образовательных программ и планов научной работы. Пока проекты носят рекламный, правовой, психологический характер, срабатывает режим не всегда убедительной автоматизации при их внедрении, однако эта технология стабильна, дала позитивные результаты и с ней считается весь мир. Метод проектов возник во 2-й половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.X. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. У.X. Килпатрик различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. В 20-х годах XX века метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, однако не знания «золотой середины» в деле внедрения лабораторий, рабочих факультетов, проектно-плановой работы, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами. Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов», особенно фундаментальное значение в этой работе сыграла Е.С.Полат[2].

Е.С. Полат, проанализировала именно соотношение проектирования и возможности использования педагогических технологий при внедрении проектов. А.В. Леонтович нашел разницу между исследованиями и проектами, что нам видится не менее важным, ведь по его заключению, если исследование приводит к новым знаниям, то благодаря проекту возникают новые объекты и явления.

Ни одна НИР и проектная работа в школе и Вузе не будет эффективна без умения писать исследования культурно и знания форм работы, которые ниже будут перечислены. Основополагающим будет знать, что исследовательская культура — системная опосредствованность каждого акта познавательной деятельности определёнными знаниями, способами действия и ценностями, а также опытом.

Исследовательский кейс - это система доказательств, которую команда использует, чтобы обосновать свою позицию. Пакет документов, в который входят аргументы, т.н. «поддержки»: факты, сведения, статистика. В состав кейса входят резолюция и определения, актуальность, философия, проект, аргументы и поддержки.

Нарратив — понятие, фиксирующее способ передачи самодостаточного повествовательного текста, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными.

Аргументированное эссе - это вид исследовательской работы, предполагающий сопоставление и рассмотрение различных идей по определённой проблеме, с целью формирования чёткой и обоснованной позиции. Как правило, аргументированное эссе состоит из 4-х частей и подготовительной работы и выводов в заключении. Выводы в заключении — результаты работы в виде утверждения, а не перечислении всего того, что было сделано, они должны состоять из одного или нескольких пунктов. Утверждающее содержание вывода — это то, на чем настаивает автор, на что он готов защищать и отстаивать, это убеждения, за которые он готов бороться в поиске истины и научной объективности. Итак, эссе- научно-исследовательское сочинение небольшого объёма по какому-либо проблемному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Выше перечислены одни из самых эффективных, безопасных для жизни, психологических и письменных форм научно-исследовательской и творческой работы в школе и Вузе. Ниже условимся с практическими формами работы и технологиями для внедрения наших научных наработок, кейсов, материалов, докладов и тезисов в школьную и университетскую жизнь. Мы имеем ввиду, что наши мероприятия предполагают следующие предполагают: 1. Дебаты; 2. Дискуссии; 3) Круглый стол 4. Мозговой штурм 5. Проверка домашних заготовок по технологии «Первернутый класс»; 6. Модульное обучение.

В СПбГУСЭ (ИРЭУ) был опыт Научно-образовательного центра, успешность которого затормозили «чинуши» от методики и недобросовестные правовики. Поэтому и ряд научно-методических трудов (пособий, УМК, статей) шел с трудом в угоду массовым педагогическим потребностям студентов. Известны такие же конфликты в СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, школах.

Творческие личности должны уметь критически, доброжелательно, интеллигентно, культурно мыслить, выражать свое мнение, тогда и не будет панических выкриков и взаимного давления, которого боятся директора школ и ректора Вузов[3]. Научное мнение высказать очень трудное, труднее всего оставаться порядочным, трудолюбивым человеком в самых острых ситуациях. Почему допускаются доносы, сигналы «наверх», скандалы, болезненная эмпатия? Потому что творческим людям порой бывает не только выразить свою позицию, но и они вынуждены компенсировать свои усилия при невозможности прямо творить. В этом смысле важно определение субъектной позиции. Субъектная позиция в творческой деятельности-системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной опорой[4] Научное мнение, умение не только проявлять исследовательскую эрудицию, но и умение редактировать, форматировать, находить приемы работы, и индивидуальная субъектная позиция стали основными в отборе материалов, сервисов, методов для нашей конференции. Насколько порядочность, научность, организованность интеллигентность, дружелюбность возрастет, зависит аура и продуктивность конференции, а замысел в любом случае будет оформлен как изобретение.

Важны перечисленные далее формы работы. Форма работы 1. «Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Тематическая общеобразовательная программа для молодежи-это тематическое планирование, которое состоит из структурированных и систематизированных тем, связанных между собой с предполагающимися или обозначенными домашними заданиями и особыми технологиями. Исследовательский реферат (понятийная интерпретация)-это сложносочиненная работа, с элементами научно-исследовательской деятельности.

Форма работы 2. «Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.
Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает защищенности участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.
Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Форма работы 3. Модульный урок – это автономный урок с особыми методами и средствами работы. В нашем случае модуль предполагает уникальную методическую ситуацию, обучающее мероприятие с элементами дискуссии и научно-исследовательской работы, которое обладает обязательными результатами и эффективностью. Данное мероприятие систематизировано в программе и встроено в основное или дополнительное образование. Данное мероприятие может быть встроенной лекцией, семинаром, секцией (1-3) конференции. Авторские модульные уроки детально обосновываются в презентации и информационной карточке с учетом особенностей специальностей, в данном случае, социальных наук. Модуль — целевой функциональный педагогический «узел», в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению особым содержанием. Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

· гарантированное достижения результатов обучения;

· паритетное отношение учителя и учеников;

· возможность работы в парах, в группах;

· возможность общения с товарищами;

· возможность выбора уровня обучения;

· возможность работы в индивидуальном темпе;

· раннее предъявление конечных результатов обучения;

· «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Если после модульного обучения результаты в ОГЭ, ЕГЭ низкие, проектах подается подробная аналитическая справка. Модульные уроки, модуль как мероприятие способствует развитию образования.

Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

 

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Форма работы 4-технология.Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning) используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала и подходит для обсуждения модульных заданий по научно-исследовательской работе. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения, сложная технология с обязательно подготовленным блоком домашних заданий, при которой меняется траектория урока, учащийся максимально приравнен к учителю в принятии образовательных решений, однако заранее готовятся оценочные листы с бально-рейтинговой системой и критериями оценки. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет. Возможно выстраивание модели «Певернутый класс» с традиционными:1. Балльно-рейтинговой системой; 2. Критериальным аппаратом.

УМК состоит из общеобразовательных стандартных тематических программ, темы которых могут использоваться как в средней, так и в старшей школе, но в старшей школе формулировки названия занятий усложняются. Выпускается дайджест на тему, как «выжить» в условиях перенагруженности документацией и повышающихся требованиях при снижающейся культуре и образованности, внутренней организованности в современной школе.

Возник вопрос, почему современные работы-победители бе научно-справочного аппарата и специальных методов станвятся победителями? Поэтому что в них решается конкретная исследовательская задача, с точки зрения компетентности, заложена определенная идея, подчас установлены связи, приемы, выдаются эффективно действующие на зрителей презентации.

Рекомендованные учебники для прохождения настоящих курсов:

Date: 2015-09-18; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию