Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фил и научные представления о природе и сущности человека





Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифо­логии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть об­щественное животное, наделенное разумом, нравственно совер­шенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.

Средневековая философия рассматривала человека как состав­ную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке ус­матривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром — свободной волей, одновременно опускается ниже любо­го скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о гре­ховности плоти и земной жизни человека провозгласила его вели­чие, свободу, достоинство, могущество разума.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир чело­века. Человека затмил его собственный разум, человек стал поз­нающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.

Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.

Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).

Русские философы XIX в. рассматривали человека в концеп­циях «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». Первое направление предста­вляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и воз­можен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западно­европейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной при­родной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными усло­виями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.

Представители антропологической философии, особенно экзи­стенциалисты, выступали против «диктата» философских аб­стракций и материальных вещей. Основной темой их размышле­ний стала существование и духовный мир человека.

Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угро­зой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеоб­щность труда и техники.

Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек– это живая система, представляющая единство трех составляющих:

4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

5) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

6) социального (мировоззрение, ценностные установки, знанияи умения и т.п.)

Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и самопреодолению.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Делается акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолетьвлияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей.

Социологизаторские концепции абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным.

 

Date: 2015-09-18; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию