Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды социальных общностей и их особенности





 

Виды социальных общностей Критерии выделения социальных общностей Признаки общностей
     
Классы (страты): рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий Место в системе общественного производства Отношение к собственности, величина дохода, фактор власти и др.
Профессиональные общности: работники конкретных профессий, умственного и физического труда Положение в системе разделения труда Характер трудовой деятельности
Отраслевые общности: работники определенных отраслей производства, трудовые коллективы, арендаторы, фермеры и пр. Сфера приложения труда Направленность производственной деятельности
Этносоциальные общности: нации, народности, национальные, этнические, этнографические группы Этническая и национальная принадлежность Общность происхождения, языка, территории, экономической жизни, особенности культуры и психологии
Региональные образования Межэтнические, межнациональные и межгосударственные связи Различные уровни интернациональных связей во всех областях общественной жизни
Демографические общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, престарелые граждане Морфологические и физические особенности Половозрастные характеристики индивидов
Территориальные общности: граждане страны, жители республики, региона, населенного пункта, штата и др. Место проживания (город, деревня, район, область и др.) Государственно-административные образования

 

 

Окончание табл.5.3

     
Производственные коллективы: профкомы, производственные организации и др.   Решение производственных проблем Организационные формы трудовой деятельности
Образовательные общности: не имеющие образования, имеющие образование начальное, среднее, высшее, гуманитарное, техническое По характеру и уровню образования Документы об образовании
Семья Родственные отношения Совместное проживание, общее хозяйство и т.д.

 

Социальная структура общества – понятие истори­ческое. Каждый тип общества в зависимости от характе­ра и способа воспроизводства обладает определенной со­циальной структурой. Так, первобытно-общинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одно­временно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности.

В ра­бовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общнос­ти, утверждается моногамная семья и т. д.

В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, ко­торые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме – классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме – рабочему клас­су, крестьянству и интеллигенции.

На этапе индустриаль­ного общества происходит формирование и развитие на­ций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей.

Однако к концу XX столетия становится очевидным, что индустриальное общество, которому схематично соот­ветствовали капиталистическая и социалистическая фор­мации, исчерпало возможности дальнейшего развития. В последние десятилетия происходят существенные изме­нения в содержании социальных групп и слоев, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в иден­тификации социальных общностей, возрастает социальная мобильность, формируются правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, новый средний класс. Активно протекают процессы социальной дифференциации, появляются новые промежуточные группы, возникают крупные региональные наднациональ­ные и надгосударственные образования.

История общества свидетельствует, что тенденцией развития социальной структуры является ее постоянное усложнение, возникновение новых общностей в зависимо­сти от уровня технико-технологического базиса и типа цивилизации. Социальная структура в определяющей сте­пени зависит от экономической основы общества, но она обладает относительной самостоятельностью и различным образом влияет на экономические отношения, политичес­кую, духовную и другие сферы общественной жизни.

На протяжении исторического развития общества наи­более представительным звеном социальной структуры являются классы как большие социальные общности. Каждому типу общества в зависимости от характера и тех­нико-технологического уровня производства соответствуют свои определенные классы.

Объективными предпосылками возникновения классов явились:

1) возникновение частной собственности на средства производства;

2) появление прибавочного продукта;

3) развитие производительных сил;

4) общественное разделение труда.

В результате воздействия данных предпосылок формировалось и закреплялось отношение опре­деленных групп людей к собственности, определялись их положение и социальный статус. Основным критерием при дифференциации классовых общностей является их отно­шение к собственности (владение, пользование, распоряже­ние).

Классы – большие группы людей, различающиеся:

1) по их месту в исторически определенной системе общественного производства,

2) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства,

3) по их роли в общественной организации труда,

4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (Ленин В. И.)[81].

Характеристики класса как социальной общности:

- специфическая роль, своеобразная функция в совокупной трудовой деятельности общества;

- определенное развитие экономического интереса класса и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данного класса этому интересу;

- развитие образа жизни, общего для всех представителей класса;

- определенные черты социально-психологического облика данных людей, их установок, ценностных ориентаций.

Впервые классы возникают в период становления рабовладельческого общества, когда в результате роста производительных сил стало возможным получение прибавоч­ного продукта, становление частной собственности и сис­темы экономического неравенства между людьми. Класс, владевший средствами производства и большей долей на­ционального богатства, занимавший монопольное положе­ние в системе организации и управления обществом и производством, являлся не только экономически, но и поли­тически господствующим классом. Общность интересов и корпоративная солидарность классов всегда относительны и наиболее широко проявляют себя в критические перио­ды истории (войны, революции).

Вторая половина XX столетия вносит свои корректи­вы и в систему критериев определения социального соста­ва классов. Происходящие сдвиги в технологических и организационных основах информационного общества вы­зывают и соответствующие изменения структуры собствен­ности. Если ранее, как правило, отношения владения, пользования и распоряжения средствами производства характеризовали социальный статус одного лица, то в нас­тоящее время происходит разделение этих правомочий соб­ственника между различными индивидами. Это является одной из причин того, что фактор собственности опреде­ляется как необходимое, но еще недостаточное условие для идентификации классовых границ.

 

Все большее значение приобретают факторы власти и контроля, профессиональной принадлежности, уровня до­ходов, положения индивидов на рынке труда, специфики их политической и культурной ориентации и другие. Так, на­пример, в экономически развитых странах высший слой ме­неджеров формально хотя и не является собственником средств производства, но по своему профессиональному ста­тусу и уровню доходов эта социальная группа рассматрива­ется как неотъемлемая часть современного правящего клас­са.

С другой стороны, многие рабочие в настоящее время имеют высшее образование, владеют определенным коли­чеством капитала в форме акций, облигаций и т. д., но это, однако, не служит основанием для зачисления их в другие классы. Это свидетельствует о необходимости наряду с фак­тором собственности использовать и другие критерии клас­совой идентификации. Среди них определяющее значение имеют факторы власти и контроля. Только комплексное ис­пользование вышеназванных критериев позволяет правиль­но определить социальный состав современных классов.

Классы как большие социальные общности не являют­ся однородными, а включают в себя множество социально и функционально сложных и взаимосвязанных между со­бой групп людей, занимающих определенное место в исто­рически сложившейся системе общественного производ­ства. Это означает, что социально-классовая дифференциа­ция в современном обществе включает в себя его деление не только на классы, но и внутриклассовые слои, а также меж­классовые группы, выделяемые в соответствии с социаль­но-экономическими, культурологическими, поведенчески­ми и другими характеристиками. Многообразие элементов, образующих социальную структуру современного общества, позволяет говорить о ее сложности, сравнительной динамич­ности и новизне по сравнению с социальной структурой предшествующего общественного строя.

Именно многообразие структурных элементов, образу­ющих социальную структуру информационного общества, явилось причиной существования в социологии множества ее теоретических моделей, авторы которых используют для обозначения классов самые разнообразные категории. Наи­более известными являются следующие модели социаль­ной дифференциации:

ü Классово-статусная модель М. Вебера: класс собственников, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция и беловоротничковые служащие, причем классами имену­ются группы, имеющие доступ к рынку и предлагающие на нем те или иные услуги. Группы статуса не связаны с ры­ночной ситуацией и различаются по образу жизни.

ü Дихотомная классовая модель К. Маркса: буржуа­зия – пролетариат, между которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся крестьянство, интелли­генция. Причем эволюция классовой структуры идет по на­правлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы.

ü Классовая модель Р. Дарендорфа: господствующий класс, подчиненный класс, бесклассовые группы, диффе­ренцированные на основе отношений власти. Классовые от­ношения неизменно включают в себя конфликтующие ин­тересы.

ü Классовая модель Э. Гидденса: высший класс, сред­ний класс, низший или рабочий класс. Критерии диффе­ренциации – различия рыночных возможностей индиви­дов, определяемые отношениями собственности, образова­тельной и технической квалификацией, положением во властных структурах.

ü Классовая модель Э. Райта: буржуазия, мелкая бур­жуазия, рабочий класс, дифференцированные на основе отношений собственности, обмена и власти. Наряду с клас­сами Э. Райт выделяет так называемые противоречивые социальные образования, занимающие промежуточное положение в социальной структуре, а именно: мелкие пред­приниматели, полусамостоятельные работники, менедже­ры и контролирующие лица.

ü Классовая идентификация Дж. Голдорпа: класс ус­луг, объединяющий профессионалов, менеджеров и административных работников; рабочий класс, в состав которо­го входят работники физического труда различной квали­фикации; промежуточный класс, включающий служащих, мелких предпринимателей и самостоятельных работников, а также технический персонал.

ü Классовая модель Д. Дэвиса: высший класс, средний класс, рабочий класс и низший класс, критериями иден­тификации которых служат уровень образования, профес­сиональный престиж, собственность и доход.

Сегодня ведущим направлени­ем исследований классов все больше становится комплексное использование всех критериев социальной идентификации и соответственно сближение различных методологий. В на­стоящее время социальная принадлежность индивидов оп­ределяется как их имущественным положением, так и позицией на рынке труда, факторами контроля, власти, дохо­дов и т. д. Рассматривая классы как большие социальные группы, выделенные на основе данных критериев, можно предложить их определение и сравнительную характерис­тику применительно к современным условиям. Поэтому классовый анализ социальной структуры, сегодня в большой степени дополняется анализом слоевой структуры (стратификационным).

Что же такое социальный слой и стратификация?

Социальный слой – общность, выделяемая на основе определенных критериев (признаков). Различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему математически вычисляемых индексов, которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. Оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи.

Говоря о стратификационном подходе, необходимо рассмотреть само понятие «стратификация», а также «социальная мобильность».

Стратификация – структурированная дифференциация и неравенство между различными слоями (группами) людей по исчисляемым признакам дифференциации общества. (табл. 5.4)

Социальная мобильность – изначально понималась как изменение индивидом, семьей места в социальной структуре общества, а также любое изменение их социального положения. Уточненное понимание данного процесса – переходы, перемещения индивидов (или социальных групп) из одних социальных слоев в другие. Тем самым теории социальной мобильности оказываются тесно связанными с теориями социальной стратификации.

 

Таблица 5.4

Типы стратификационных систем*

Тип системы Основа дифференциации
  Физико-генетическая   Пол, возраст, физические данные
  Имущественная   Размеры доходов и собственности
  Социально- профессиональная   Род занятий и квалификация по образовательным сертификатам  
  Этакратическая   Ранги во властной иерархии
  Кастовая   Религиозное и этническое разделение труда
  Сословная   Обязанности перед государством
  Культурно- нормативная   Нормы поведения, стиль жизни

 

В целом структуру общества целесообразно описывать с помощью классово-слоевой модели, позволяющей соединить теоретическую глубину классового анализа с богатством возможностей и методов стратификационного подхода[82].

В социальной структуре важное место занимают этнические общности, такие как род, племя, народность, нация.

Род – основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений.

Род служил ядром общин, сплачивал воедино их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей.

Род и родовая община представляли собой социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины.

Племя – форма общности людей, свойственная первобытнообщинному строю. В основе племени лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре. Только принадлежность индивида к племени делала его совладельцем общей собственности, обеспечивала ему определенную долю произведенного продукта, право участия в общественной жизни. Вытеснение родовых отношений товарными приводило к распаду племен и к объединению их в народности.

Народность – одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процесс слияния, консолидации различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появление и развития классов. Для народности характерна территориальная общность, единый язык наряду с существованием ряда диалектов.

Одна из важнейших социально-этнических общнос­тей – нация. Что она собой представляет?

Как и любая другая общность, нация складывается на основе дей­ствия определенных общественных факторов. В их числе важную роль играют материально-производственные факторы.

Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственная деятельность реализуется в каждом обществе в виде оп­ределенного материально-экономического механизма, все части ко­торого связаны многообразными и сложными хозяйственными свя­зями. Так, на определенном этапе – в конце феодализма и начале капитализма – в обществе сложилась единая система промышленных и сельскохозяйственных предприятий, других производственных подразделений, между которыми сформировались самые различные хозяйственные отношения. На базе этих связей сложились общий рынок, единая система валюты, транспортных коммуникаций, средств связи, налогов и т.д. Весь этот сложный хозяйственный механизм тысячами нитей связал миллионы людей, заставил их повседневно и постоянно общаться, вступать друг с другом в самые различные кон­такты. Это был как бы огромный материально-производственный мотор, который постоянно «перемешивал» все население определен­ного общества. И поскольку такие контакты по самым разным лини­ям постоянно связывали людей и повторялось это из поколения в поколение, то это и привело к образованию особой общности лю­дей – нации.

Нация – исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна прежде всего общность материальных условий жизни; территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры.

Одним из важнейших факторов образования и функционирования нации (вместе с тем и ее существенной чертой) является террито­рия. Нам представляется, что этот термин не совсем точно отражает ту реальность, которая имеется в виду. Более точно, на наш взгляд, говорить об определенном природно-территориальном комплексе, понимая под ним не только пространственно-географические грани­цы среды обитания общности, но и всю совокупность природных ус­ловий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и многое другое.

Этноинтегрирующая роль этого природно-территориального ком­плекса выражается во многих моментах.

1. Он предстает об­щей средой хозяйственной деятельности.

2. Этот комплекс существенно определял быт людей, характер жилья, особенности пищи, одежды, весь образ повседневной жизни.

3. Природ­ный комплекс был вместилищем пространственных коммуникаций – дорог, в качестве таковых использовали также и реки.

4. Природный комплекс с появлением государственных институтов, тер­риториального деления общества приобрел черты государственных границ, он превращался в государственную территорию.

Таким обра­зом, природно-территориальный комплекс нации – это не столько географическое, естественно-биологическое и т.д. явление, сколько социальная характеристика этих природных факторов, социальное качество, которое они обретают в определенных социальных услови­ях. И именно в таком виде этот комплекс является и объективной предпосылкой, и реальной чертой нации.

Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторы субъективного порядка.

Прежде всего это общий язык. Общая экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли людей вырабатывать общий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождение общности экономической жизни, общности территории. Национальная общность и складывается в определенном отношении как результат функционирования общего языка.

Следующий фактор формирования нации – также субъективного плана – это общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций и т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. И эта общность пси­хологического облика, культуры, традиций также интегрирует, спла­чивает людей. Много внимания уделяют исследователи – думается, это справедливо – анализу самосознания нации.

Субъективно-сознательные факторы играют важную роль в консолидации национальной общности.

Для более конкретного уяснения сущности национальной общно­сти остановимся на некоторых сопоставлениях нации и класса.

Нация как макросоциальная общность базируется на таких харак­теристиках, которые воплощают глубокие закономерности обществен­ной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует, прежде всего, отнести определенные преобразования в материально-производ­ственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некото­рые другие преобразования.

Вместе с тем нация как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым слоем общественных ценностей. К их числу можно отнести конкретные особенности трудовой деятельности, жиз­ненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д., короче, все то, что обычно связывает­ся с этническими чертами жизнедеятельности общества. Нация, рас­сматриваемая с точки зрения этнического дифференциала, и выступает как этническая общность, проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественной жизни.

Классовая общность, как и национальная, складывается на основе глубоко закономерных, существенных признаков, например единства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят свое воплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальных классовых групп. Но степень развитости моментов единства, общности жизнедеятельности классов в конкретно-эмпи­рическом слое не имеет существенного значения для констатирова­ния самой классовой общности. Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках, по-разному отмечать дни рож­дения своих детей, предпочитать различную кухню и т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той же классовой общности.

Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики, объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общ­ностью в области конкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смысла говорить. Она как общность существует, функ­ционирует лишь тогда, когда действуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов: глубинно-сущностный и эмпи­рически-этнический. Элиминация любого из них снимает вопрос о нации вообще.

Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется во взаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и меры осознанности принадлежности к нации каждо­го представителя нации – с другой. Для объяснения этого момента вновь прибегнем к аналогии с классовой общностью. Так, объектив­ная общность классового положения отражается в общности идеоло­гического и психологического облика представителей данного клас­са, в том числе и в определенном осознании каждым из них своей принадлежности к данному классу. В то же время индивид может и не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит. Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на клас­совое положение индивида. Что бы он сам по данному поводу ни ду­мал, отрицая даже свою принадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, с которым связан общностью экономического положения и экономических интересов.

В основе же национальной общности также лежат объективные факторы. В то же время национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может быть весьма различной, колеблясь от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понима­ния сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным. Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобраз­ная многоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценке места нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценка этих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообще завести рассмотрение наций в тупик.

Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она нахо­дит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологи­ческого склада, традиций, культуры.

Существование и развитие любого общества невозможно без полноценного функционирования института брака и семьи.

Брак – основанная на любви (см. приложение 1), «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи»[83].

Брак из экономического института все более превращается в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Происходит известное перераспределение обязанностей мужа и жены в семье, в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В семье все больше возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, резко увеличивает «нагрузку» на моральные узы[84].

Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Специфика социально-философского анализа семьи связана с тем, что семья рассматривается как одна из важнейших подсистем общества, воспроизводящая членов общества, а также являющаяся первой ступенью их социализации и инкультурации.

Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Институт семьи, будучи включенным в структурно-функциональную и нормативную системы общества, регулирует поведение членов семьи, определяя присущие им социальные роли и статус[85], а также выполняет целый комплекс дополнительных функций[86]. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (см. табл. 5.5).

 

Таблица 5.5

Date: 2015-09-18; view: 1895; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию