Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы 50-X ГОДОВ





При разработке реформ учитывались требования челобитных, обращенных к царю и написанных в 1549 г. дворянином и писателем И.С. Пересветовым.

Реформы включали создание новой системы центральных органов управления — приказов. В середине XVI в. в России действовало около 20 приказов, каждый из которых ведал определенными делами. Так, Посольский приказ регулировал отношения с зарубежными странами, Пушкарский приказ — артиллерией, Разбойный — делами об охране феодальной собственности, Большой приказ — государственными финансами, Ямской — почтовой связью и почтовыми станциями (ямами), Поместный — государственными землями, раздаваемыми дворянам. Во главе приказа стоял знатный боярин— крупный государственный чиновник, ему подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Действовали приказы, ведавшие определенными территориями, — Приказ Сибирского дворца, Приказ Казанского дворца.

Состав Боярской думы был расширен Иваном IV в три раза. Для решения важнейших государственных дел Иван IV стал созывать особое собрание — Земский собор. В него входили представители боярства, служилого дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. Это свидетельствовало о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики и финансов, а также избрание новых царей. Первый Земский собор был созван в 1549 г., он принял решение о составлении нового Судебника и сформулировал программу реформ XVI в. Земский собор.1550 г. принял новый Судебник, подтвердивший право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличивший плату за "пожилое".

Земские соборы имели совещательный характер и не ограничивали власти царя, но, безусловно, благодаря им политические мероприятия верховной власти проводились на местах в жизнь. Однако земские соборы в России проводились только по необходимости, т.е. нерегулярно.

В XV—XVI вв. на Руси были созданы и органы местного управления — система наместничества. Наместники посылались государем и Боярской думой в города и земли. В функции наместников входили сбор налогов с населения, контроль за использованием указов великого князя, осуществление суда и расправы. За исполнение этих обязанностей жалованья они не получали, а содержались за счет поборов с местного населения. Такой порядок оплаты их услуг назывался кормлением. Поскольку наместники были предоставлены сами себе, то они злоупотребляли своими полномочиями, от чего страдало население.

Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления — система кормлений была отменена. По губной реформе на местах учредили специальные должности губных старост (уездных, окружных), избиравшихся из дворян. В функции губных учреждений было передано ведение дел о разбойниках и ворах, изъятых из суда наместников. Таким образом, губные старосты получили большую власть над местным населением, что также свидетельствовало об укреплении центральной власти. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну (подати, ранее присваивавшиеся кормленщиками), усилила положение дворянства в административном аппарате на местах, содействовала устранению пережитков феодальной раздробленности в местном, правительственном аппарате. С другой стороны, она усилила сопротивление боярства. '

В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Было создано новое постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием (пищалями) и холодным оружием (бердышами и мечами). Такое войско стали называть стрелецким. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3 тыс. человек. В конце XVI в. численность стрелецких войск достигла 25 тысяч человек. Служба стрельцов проходила в Москве и практически во всех крупных городах. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено Уложение о. службе (издано в

1556 г.), в соответствии с которым устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству (т.е. по происхождению) и по прибору (т.е. по набору).

Службу по отечеству проходили дворяне и боярские дети. Служба начиналась с 15 лет, продолжалась всю жизнь и переходила по наследству. Такие служилые люди составляли основную часть вооруженных сил — конное ополчение феодалов, обеспечивались жалованьем и землей.

Службу по прибору проходили стрельцы.

Вливались в вцйско и казаки, жившие на Дону. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы на границах.

К концу XVI в. состав русских войск превышал 100 тысяч человек. Кроме того, было 2500 наемных поляков, немцев и других иностранцев.

Date: 2015-09-18; view: 636; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию