Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русь и государства Европы.-???? 1 page





Русь и Степь. У средневековых кочевников не было собственности на землю, в том смысле, какой вкладывают в это слово сейчас. Основа кочевой экономики это собственность на скот. Но скот должен где-то пастись. В течении года стада кочевников проделывали сложный маршрут. Дело не только в том, что выпасаясь на одном месте стада поедают там всю траву, и затем им надо перебраться на другие, еще не потравленные выпасом, свежие угодья. Дело еще и в том, что трава в степи растет не везде одинаково. Это совершенно не очевидно для городского жителя и даже для оседлого земледельца, но это совершенно ясно для любого кочевника-скотовода. В горных, возвышенных районах, например, весна и лето наступают позже. И в самый жаркий период, когда в открытой степи, на водоразделах рек трава уже выгорает на солнце, на горных пастбищах (альпийских лугах, или, по-тюркски, джайляу) трава самая сочная. Значит, на водоразделах надо пасти скот весной и в самом начале лета. На протяжении нескольких недель, когда зимний снег уже растаял, а вода в почве еще есть, в цветущий луг превращается не только сухая степь, но даже безжизненная в другое время песчаная пустыня. Затем надо перебраться поближе к горам – туда, где степь орошают горные реки, или поближе к оазисам, или поближе к лесной зоне, или поближе к берегу моря. На каждой местности оптимальными будут свои маршруты и сроки перекочёвок. К тому же надо учесть размер стад – при выпасе они будут занимать разную площадь, и им этой площади должно хватить, чтобы животные не голодали, чтобы хорошей травы им хватило на все время, до следующей перекочевки.

Итак, от выбора оптимального маршрута перекочевки в огромной степени зависит не только сытость и прирост скота, но и богатство, и, в конечном итоге, сама жизнь кочевников. Выбор оптимального маршрута и времени для перекочёвок это своего рода игра в шахматы с природой. Но кроме постоянных факторов – реки, горы, моря – на «урожайность» травы могут повлиять и случайные факторы – от погодных (дождливое лето, или засушливое – оптимальный маршрут от этого может измениться), до политических – на те же самые кочевья могут претендовать другие коллективы кочевников-скотоводов.

Кочевники-скотоводы, конечно же, значительно больше зависят от природы, чем оседлые земледельцы. Для прокорма той же численности населения им нужна бОльшая площадь, к тому же они вынуждены по несколько раз в год менять место проживания, перегоняя свои стада по «оптимальному», как им кажется, маршруту. Выбор этого оптимального маршрута – дело чрезвычайно ответственное. При неудачном выборе маршрута кочевому коллективу может грозить не только падеж скота и, как результат – обеднение. Для беднейших кочевников неудачный маршрут может стать причиной полного разорения или даже голодной смерти. Поэтому издревле выбор маршрута кочёвок был делом самых умных, самых влиятельных, самых уважаемых людей в общине, т.е. делом знати. Знатные кочевники, кстати, были собственниками самых больших стад, поэтому они действительно были кровно заинтересованы в выборе оптимального маршрута.

Наиболее частыми конфликтами между кочевниками были конфликты по поводу самых выгодных, самых плодородных или удобно расположенных угодий. Такие «козырные» угодья становились предметом споров, а порой и военных столкновений между самыми сильными родами. А самым распространенным способом воровства, или разбоя у кочевников был угон скота.

В родовой общине кочевников основной единицей учета была семья (юрта, кибитка). Объединение семей, кочующее вместе, по тюркски называлось курень. Курень это, собственно, кочевые кибитки, поставленные в круг, вокруг общего центра. Глава каждого рода – куреня, мог самостоятельно выбирать оптимальный маршрут перекочевки. Но при этом неизбежно сталкивались интересы соседних куреней. Конфликты разрешались военным путем, или при помощи переговоров, но, в любом случае, главным аргументом была военная сила куреня. Любой кочевник, умеющий держаться в седле и с коня стрелять из лука – уже воин. Но, конечно, соотношение сил между куренями не в прямую зависит от численности выставленных конных воинов. Есть еще такие важные показатели, как воинская доблесть, уровень мастерства в стрельбе из лука и верховой езде. И, конечно, одним из решающих факторов будет то, у кого лучше кони. Много смелых и умелых мужчин и много сытых, быстрых коней – такой курень неизбежно займет лучшие места на маршруте перекочёвок. И от этого только увеличит свою силу. С течением времени, наиболее сильные курени-роды и сформировали кочевую знать. Из этих родов выбирались ханы. Эти роды занимали лучшие угодья. И исход любого конфликта между другими куренями зависел, в конечном счете, от того, какую сторону в конфликте поддержит сильнейший, ханский род. Так было, практически, по всей Великой Степи, от Черного моря до Желтого. Маршруты кочёвок распределял хан, на общем совещании глав всех куреней. Этот порядок для кочевников-скотоводов, видимо, был естественным порядком, свойственным самому способу хозяйствования.

Однако самовластие ханов над кочевниками было только кажущимся. «Демократичность» кочевого общества выражалась не в выборах хана, а в том, что любая семья в курене, и любой курень в целом мог, если ему не нравилась вышестоящая власть «проголосовать ногами», просто откочевав со всем своим скотом в другую часть степи. Такие откочевки были самым простым и самым надежным способом решения конфликтов. Стоит, однако, иметь ввиду, что уходя от прежнего «начальника» теряешь право кочевать на его маршруте, на его стоянках. А найдется ли хорошее место для самостоятельной кочевки в степи? Степь большая – можно долго ехать и не повстречать ни души. Но в тех местах, где кочевать выгодно и удобно – всегда тесно. И если кто-то примет беглеца в свой род, в свое ханство из милости, то вряд ли он сразу даст откочевавшему лучшее место. В то же время, для любого хана или иного властителя самым важным показателем его успешности было – тучны ли его стада и приходят ли к нему новые подданные, или уходят, откочевывают от него. Плохой, или просто неудачливый властитель в степи мог очень быстро остаться, фактически, в одиночестве. А к хорошему властителю неизменно прибывали новые и новые люди. Такая мобильность кочевников, собственно, и привела со временем к распаду родовых общин и созданию куреней не столько из родственников, сколько из соседей и единомышленников.

С распадом родовых общин в кочевой среде, состав куреней изменялся. В них были уже не только кровные родственники, но и зависимые роды, и соседи, живущие рядом из милости, и специально приглашенные и окружаемые всяческим почетом и уважением батыры – мужчины-воины. Их старались привлечь в свой курень, одарить стадом, женить, привязав семьей к новому роду. Такие батыры увеличивали силу куреня.

В 8-9 вв. соседним с Русью государственным образованием был Хазаркий каганат. Сами хазары в 9 веке уже не были кочевниками. Они жили в городах и по руслам рек – на нижней Волге и Северном Кавказе. Собственно степи населяли тюрко-болгарские и угорские кочевые племена. Хазарский каганат был разгромлен Святославом в 968-69 гг. Остатки прежде могущественного государства и народа сохранились лишь на Северном Кавказе и в Крыму. Но и до разгрома хазар, территория их государства не являлась серьезным препятствием для двигавшихся на запад кочевых племен.

Так, в В 898 г. под Киев пришли венгры, прежде входившие в хазарскую державу, а теперь, под давлением печенегов, вынужденные переселяться всем народом, и искать себе новые кочевья. Судя по ПВЛ, венгры, не воюя, прошли мимо Руси, а судя по венгерским хроникам, они получили откуп за то, чтобы уйти от Киева. Затем венгры попытались напасть на Балканскую Болгарию, но были разбиты. В 895 г. венгры вторглись в Панонию, разгромили там остатки Великоморавского государства и осели на территории современной Венгрии, смешавшись с проживавшими там ранее славянами и дав, таким образом, происхождение современному венгерскому народу.

В 915 г., судя по летописям, Русь впервые столкнулась с печенегами (в византийских источниках – пачинакиты, пацинаки). Печенеги переселились в Причерноморье из Заволжья. Печенеги воевали за Игря и Святослава против Византии, за Византию, против Святослава. Они воевали с князем Владимиром, воевали вместе со Святополком против Ярослава Мудрого. В 1036 г. они последний раз осадили Киев, но были разбиты. С этого момента они пропадают со страниц русских летописей. В 1048 г. остатки печенегов, окончательно оттесненные половцами за Дунай, осели там, смешавшись с болгарами.

Торки (огузы, гузы, узы) встречаются в русских летописях в 985 году, когда они принимали участе в походе Владимира на болгар и хазар. В начале 11 в., теснимые половцами с востока, они прикочевали к Днепру, где столкнулись с русью: в 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю; в 1060 году против них был предпринят совместный поход поход русских князей, окончившийся тем, что торки «убоявьшеся, пробегоша и до сего дни; и помроша бегающе гоними, ови же от зими, другии же голодом, инии же мором». Но в 12 в. они опять появляются у Дона. В 1116 году торки и печенеги сражались у Дона с половцами, а затем «придоша в Русь ко Володимеру» (Мономаху). К 12 веку на юге Руси сформировалось вассальное по отношению к русским князьям объединение тюркских племен под названием «черные клобуки». Торки (огузы) вошли в его состав, также как часть печенегов и других кочевников, вытесненных половцами из причерноморских степей. «Черные клобуки», называемые иначе «свои поганые», принимали участие в защите границ Руси от половцев и в военных походах киевских князей.

В 1055 г. впервые на границах Руси появились половцы (самоназвание – куманы). Этот кочевой народ сумел вытеснить других кочевников из поволжских и причерноморских степей (остатки разбитых и изгнанных половцами кочевников находили убежище на Руси, в Венгрии или Болгарии). Половцы задержались у границ Руси дольше всего, а после монгольского завоевания составили основу кочевого населения Золотой Орды.

С военно-экономической точки зрения, кочевые юго-восточные соседи Руси – кочевники-болгары, печенеги, торки, половцы и т.п. просто не могли противостоять серьезному военному натиску со стороны Руси. Одна и та же земля, возделываемая хлеборобами, кормит в сотни, а то и в тысячи раз больше народу, чем если ее используют для прокормления кочевники-скотоводы. Так что численность всех кочевников, населявших все причерноморские степи и южное Поволжье была в несколько раз меньше численности жителей Древней Руси даже в эпоху, когда бОльшая часть пахотных земель Руси была еще покрыта лесом.

Кроме того, кочевое скотоводство в этой климатической зоне сильно «привязано к местности». Зимой снег толстым слоем покрывает траву. Если в Монголии лошади могут добывать траву, выкапывая ее копытами из-под снега, то в Причерноморье лошадям для этого пришлось бы рыть туннели в снежных сугробах. Луга Причерноморья обильны, но без заготовленного летом сена зимой большей части скота грозит верная смерть. Пришедшие в Причерноморье кочевники, чтобы просто выжить, вынуждены были вести уже полукочевой образ жизни. На лето старики и беднейшие, или зависимые члены общины оставались на зимовьях, и занимались заготовкой сена, в то время, как основная часть куреня кочевала со стадами. Зиму курень переживал на зимовье, пользуясь заготовленным летом сеном.

Получается, если враг приходил и сжигал зимовья причерноморских кочевников (дома и стога заготовленного сена), то от голода умирала большая часть скота, а затем от голода умирала большая часть людей, питающихся молоком и мясом этого скота. Именно поэтому причерноморские кочевники были вынуждены защищать свои зимовья в случае вторжения извне. Они не могли просто отойти вглубь степи. Такой отход, конечно, был физически возможен, но он был бы стратегическим поражением – бескровной победой врага.

Казалось бы, еще Геродот приводит поучительную историю о том, как персидский царь Дарий, двинув в поход огромную армию, НЕ СМОГ покорить тавроскифов (причерноморских кочевников античности) – те просто уходили от армии в глубь степей. Но Дарий совершил один поход, причем конница его была слабее скифской. Кочевники, понеся урон, сумели этот поход пережить. Русские же князья могли совершать походы конницей, менее многочисленной, но не менее сильной, чем кочевая. И эти походы, при желании, они могли совершать ежегодно.

Русские князья, фактически, могли уничтожить любое кочевое племя Причерноморья, просто несколько лет подряд разоряя его зимовья. Регулярные военные походы русских в половецкую степь были для половцев смертельно опасны, невыносимы. И при этом, половцы ничего, практически, не могли противопоставить большому, общерусского масштаба, походу на степь.

Кроме того, силы половцев были разрозненными – у них не было единого правителя – каждой «ордой» правил свой хан. Так же обстояло дело и до того, у печенегов. Причем силы любого великого княжества могли без особого труда отразить набег любой отдельной кочевой орды. В случаях, когда агрессивность кочевников повышалась, на них совершались карательные походы объединенными силами многих князей. Кроме того, Русь была по южным рубежам отгорожена от кочевников засечными чертами, валами, системой пограничных острогов-городков, богатырскими заставами.

Однако, не надо жалеть «бедных кочевников». Борьба была почти равной. Кочевая конница была более многочисленной, чем русская, и каждый кочевник умел стрелять из лука. В целом военный профессионализм кочевников был, конечно, ниже, чем у профессиональных воинов Руси – княжеских дворян. Но «стоили» печенежские или половецкие конные лучники намного дешевле. Ведь конного стрелка-кочевника не надо с детства воспитывать. Кочевое войско растет в степях «само собой, как трава». Для кочевника, ежедневно перегоняющего стада и охраняющего их от волков и разбойников, езда верхом и стрельба из лука – жизненно необходимые профессиональные навыки. Как для русских селян – умение пахать землю и вымолачивать рожь.

Кроме того, совершив поход, можно отправить кочевников и дальше пасти свой скот и питаться с него. А профессиональных воинов, раз призвав на службу, все время надо кормить. Поэтому кочевников было очень выгодно использовать во время войны в качестве наемников или союзников. Как и с печенегами или торками, с половцами русские князья не только воевали, но и заключали союзы. – Для того, чтобы обезопасить свои границы от половецких набегов, и для того, чтобы использовать половцев как союзников в войнах. Порой эти союзы оформлялись не только в виде договора с клятвами, но и в виде династического брака. В летописях сохранилось несколько упоминаний о том, как князья брали в жены дочерей половецких ханов (перед венчанием язычниц-половчанок, конечно же, крестили).

На границе со степью, как правило, сохранялась некоторая стабильность. Половцы, в 11 веке еще бывшие грозной силой, наводящей страх на Русь, кавказские государства, Болгарию и даже Византию, к началу 13 века были Русью окончательно замирены, конечно настолько, насколько это возможно для почти десятка независимых половецких ханств, с самостоятельной политикой у каждого. А кроме половцев, у киевского князя под рукой были и совершенно зависимые от него «черные клобуки», поселенные в Поросье.

Культура и быт Древней Руси. Жизнь в Древней Руси всегда была тесно связана с природой и от нее же зависела. Любой род занятий, будь то земледелие, скотоводство или ремесленничество, был привязан к природным дарам и к природным условиям, которые обеспечивали жизнь древнерусских людей. Чтобы узнать, каким был быт людей в Древней Руси, заглянем в их дома. Жилище богатых людей называлось хоромами (то же, что и терем). Обычно это высокое деревянное строение в два-три этажа, а то и больше, с несколькими маковками на крыше в виде бочки, шатра, клина или колокола, да еще украшенными деревянными петухами, лошадками, собачками, солнышками на самой макушке. Средний этаж терема опоясывает балкон, который назывался гульбищем. Из гульбища можно попасть в любую клеть (т.е. комнату) этого этажа. За хоромами, в глубине двора – другие строения: амбары, кладовые, погреба, баня, колодец, конюшня и прочие. Лестница, ведущая на крыльцо, крытая. С крыльца мы попадем в сени, а оттуда двери и прямо, и вверх, и направо, и налево. На среднем этаже находится горница – это самая просторная, парадная комната. А на нижнем ярусе – кухня и другие хозяйственные помещения, и отсюда есть отдельный ход во двор. А выше горницы – светелки, это индивидуальные комнаты для обитателей дома и гостей. Потолки в комнатах низкие, окна маленькие, слюдяные (стекло очень дорогое), чтобы беречь тепло.

В горнице вдоль всех стен – встроенные лавки, против двери стоит большой стол, а над ним – божница (полочка с иконами). Слева от двери, в углу, стоит красивая печь, которую выкладывали разноцветными узорными изразцами, на каждом из которых – разнообразные выпуклые рисунки. В простых и небольших избах людей бедных – сумрак, в них всего по два маленьких окошка, затянутых рыбьим пузырем. В избушке слева от входа – огромная печь. В ней готовили еду, на ней спали, сушили обувь, одежду и дрова. Из другой обстановки: лавки вдоль стены, полки над ними, полати, в правом углу – божница и маленький столик. А в чулане стоит небольшой лубяной сундучок, а в нем все семейные ценности: зеленый кафтан, червчатый летник, шубка и пара сережек. Если весной, летом и осенью люди были заняты хозяйственными делами, то зимой можно было заняться ремеслом.

Постепенно ремесло у некоторых людей становилось их основным делом и источником заработка. Ремесленники чаще жили в городах, поближе к базару. Изделия мастеров представляли собой не просто необходимые предметы обихода, это были красивые вещи, созданные с вдохновением, со вкусом и чувством прекрасного. Материалом для народного художника служили камень, металл, глина, кость, ткани и дерево – все, что вокруг в природе. Самым доступным материалом для мастеров было дерево. Из него строили жилища, мастерили орудие труда, средства передвижения, посуду, мебель, игрушки. И всякая вещь поражала своей продуманностью, отработанностью форм, выразительностью силуэта. Даже самые обычные предметы из дерева народные умельцы превращали в произведение искусства: ковшик превращался в плывущего лебедя, детская колыбель украшалась ажурной тонкой резьбой, а зимние сани выглядели роскошными от причудливых и красочных узоров. Все, сделанное из дерева русскими умельцами, окрашено талантом, воображением, радостным мироощущением, стремлением к красоте и совершенству. К сожалению, мало деревянных реликвий древности сохранило время. Ведь это недолговечный материал. Дерево быстро разрушается и легко горит. Частые пожары находили свою добычу и в деревянном зодчестве, и в изделиях мастеров-древоделов. К тому же, древесина была дешевой, и деревянные вещи особенно не берегли. А зачем? Ведь можно сделать новые вещи, еще лучше, удобнее, красивее. Фантазия неисчерпаема, руки золотые, душа просит красоты. Таким образом, быт древнерусских людей говорит об их самобытной культуре, взращенной талантливыми мастерами, народными умельцами эпохи.

Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. В XIV—XV вв. сложился ряд замечательных памятников фольклора. В Новгороде возникли былины о Василии Буслаеве и Садко богатом госте. В устном народном творчестве нашла отражение героическая борьба за Русскую землю с татаро-монгольскими и другими захватчиками. На основе песен русского народа созданы дошедшие до нас повести о битве на Калке, в которой участвуют «семьдесят великих и храбрых богатырей», о славном защитнике Рязанской земли от полчищ Батыя богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии.

О восстании в 1327 г. в Твери против татарского баскака Шевкала народ вспоминал в песне о Щелкане Дудентьевиче, которая широко распространилась за пределы Тверского княжества. В XIV в., особенно после победы русского народа над полчищами Мамая на Куликовом поле, старые образы древних киевских богатырей использовались слагателями былин для создания произведений, посвящённых борьбе с золотоордынским игом.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Повседневная жизнь и обычаи древних русичей. Обычаи. Не принято здороваться или прощаться через порог, потому что власть домового, хранителя мира и тепла семейного очага, простирается только до дверей дома, а за порогом властвуют чуждые силы, могущие помешать дружеским пожеланиям и вызвать ссору. Принято на новоселье первой запускать через порог в новую квартиру кошку. Славяне считали кошку животным, посвященным домовому, часто она даже олицетворяла хозяина дома, и по ее поведению в новом жилище судили, какое будет житье. Святочные гадания должны были предсказать будущий урожай и приплод скота. Но более всего девушки гадали на будущее замужество. Существовали десятки различных способов гадания. Например, ночью девушки «пололи снег». Потихоньку выходили они за ворота, поворачивались в ту сторону, откуда дул ветер, и бросали против него снег. Если снег падал быстро и с громким звуком, то это предвещало скорое замужество с молодым парнем. Если же снег падал глухо и криво, то быть жениху глухим и старым. Подбрасывая снег на скатерти, девушки приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собачонка, дознай суженого». Затем девушки прислушивались, где и каким голосом лают собаки. Хрипловатый лай — будет суженый старик, громкий и звонкий — будет молодой. В какой стороне раздается лай, с той и появится жених.

В это же время совершались магические обряды, которые должны были обеспечить плодородие. Мальчики ходили по домам с рукавичками, полными зерна, и «сеяли» его. Одновременно исполнялись песни, славящие хозяев. Детей одаривали пирогами и сладостями.

Иван Купала. Летний праздник Ивана Купалы (Рождество Иоанна Крестителя) был одним из самых веселых и разгульных. Ночью накануне Иванова дня юноши и девушки плели себе венки, разводили в лесу костры, водили хороводы. Прыгая через огонь, они как бы приносили себя в жертву богам. Вот как об этом писала старинная летопись:

«Накануне Рождества Иоанна Предтечи с вечера собираются простые люди, парни и девки, и сплетают себе венки из съедобных трав или корений, разжигают огонь, рядом с ним ставят зеленую ветвь, и, взявшись за руки, водят хороводы вокруг огня, распевая песни. А потом через огонь перескакивают, самих себя бесу Купале в жертву приносят. Когда проходит ночь, тогда идут к реке с великим кричанием, умываются водой».

Считалось, что в Иванов день природа раскрывает все свои живительные силы. В полночь расцветает на мгновение папоротник; человек, нашедший цветок папоротника, становился всеведущим: он мог увидеть сокровища, скрытые под землей, понимать языки зверей и растений.

Ильин день. В августе праздновали Перунов (Ильин) день. В древности это был мрачный праздник, в который не пели веселых песен, не водили хороводов, а приносили жертвы грозному богу. В этот день люди ожидали грозы и дождя. По народному поверью, с этого дня вода в реках холодеет, запрещается купаться. Говорили: «Илья пришел, ледышку пустил».

Русь в XII - первой половине XV вв. Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии общества. Эту стадию прошли и другие феодальные государства. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития.

· В самостоятельных землях Руси развивалась экономика, например, накануне монгольского вторжения было уже около 300 городов, распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда.

Однако раздробленность вызвала ослабление военного потенциала страны, что трагически сказалось во время монгольского нашествия на Русь.

· Причины феодальной раздробленности:

· Рост численности населения и военного потенциала в разных областях Руси стали основой для образования суверенных княжеств.

· Княжеские и боярские вотчины имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой – ослабляло власть великого князя.

· Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Теперь князья боролись не за захват власти по всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей, заботились об укреплении своих земель.

· Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между боярством и местными князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть.

· Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств.

· Существовавший на Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси.

В конце XII – начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра - Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская феодальная республика.

В XII –XIV вв. было две основных формы государственного устройства: феодальное княжество и феодальная республика.

Феодальные княжества были вполне сложившимися государствами, в которых князья обладали всеми правами суверенных государей во внутренней и внешней политике. Наиболее известными были Киевское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Галицкое, Полоцкое, Пинское княжества и др. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей.

В XII веке происходит постепенное смещение центра государства с юго-запада на северо-восток, в междуречье Оки и Волги, междуречье Оки и Волги где выделяется Владимиро-Суздальское княжество, которое переживало значительный хозяйственный подъем: осваивались новые земли, развивались ремесла и промыслы, строились города-крепости.

Date: 2015-09-18; view: 1337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию