Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неопозитивизм. Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму





 

 

Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму. Понятие позитивизм (лат. рositives – положительный) обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают философию интересной, но бесполезной наукой, подчеркивая тем самым роль точных и конкретных знаний (наук), которые поддаются проверке эмпирическими или логико-математическими средствами.

Позитивизм возник в 30–40 гг. ХІХ в. во Франции. Родоначальником данного философского течения является Огюст Конт (1798–1857 гг.). В Англии идеи позитивизма развивал Дж. Милль (1806–1903 гг.). Их идеи составляют основное содержание первого этапа развития позитивизма, причем именно О. Конту принадлежит заслуга в разработке основных идей позитивизма [7].

Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека (теологической, метафизической, позитивной). Студент должен охарактеризовать эти этапы.

Следует отметить, что позитивизм претендует на роль «философии науки» [5].

Процесс естественно-научного знания на рубеже ХІХ–ХХ вв. (квантовая физика, психологические исследования и др.) привели к кризису философию, опиравшуюся на принципы позитивизма.

В этих условиях возникает второй этап в развитии позитивизма эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Махом (1838–1916 гг.), Р. Авенариусом (1843–1896 гг.). Студент должен понять, что принципиальное отличие данного этапа развития позитивизма от предшествующего состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике это означало возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиции субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.

Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [4; 2; 8].

При подготовке к ответу на вопрос: неопозитивизм и его трактовка предмета философии студент должен обратить внимание на следующие положения.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начинается в 20–х гг. ХХ в. Его родоначальниками являются австрийский физик М. Шлик (1882–1936 гг.), австрийский философ Л. Витгенштейн (1880–1951 гг.), английский философ Б. Рассел (1872–1970 гг.) и др.

Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, как в современном естествознании и математике.

Студент должен уяснить, что предметом философии, с точки зрения неопозитивизма, является сама наука, ее язык. Задача философии – отделить научное знание от других видов знания, провести линию демаркации, по выражению К. Поппера между научным знанием и ненаучным: обыденным, религиозным и, прежде всего, метафизическим.

Следует отметить, что первый основной вариант неопозитивизма является логический позитивизм. С точки зрения которой, философия вообще не имеет предмета исследования, потому, что она не является содержательной наукой, а представляет собой особый способ теоретизирования.

Таким образом, философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно – неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.

Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [1; 3].

При подготовке к ответу на вопрос: принципы неопозитивизма студент должен обратить внимание на следующие положения:

К принципам неопозитивизма относят: верификацию, фальсификацию, конвенционализм.

Студент должен охарактеризовать данный принцип, помня что:

Верификация используется для отрицания причинности и объективной закономерности. Согласно этому принципу истинность всякого высказывания устанавливается сравнением последнего с «фактами опыта», с чувственными данными индивида.

Фальсификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.

Суть принципа конвенционализма заключается в том, что научные теории являются продуктом конвенции, то есть соглашения, договоренности между ученными о структуре употребляемого ими языка. Наиболее полно этот принцип нашел выражение в работах американского философа Т. Куна (1929–1996 гг.) в книге «Структура научных революций» (1962 г.).

Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [5; 9; 10].

 

Литература

 

1. История философии: учебник для вузов / В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 404–417, 441–447.

2. Канке, В. А. Философия: учебник / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. – С. 133-147.

3. Касьянов, В. В. История философии: сдаем экзамен / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д., 2003. – С. 267–272, 273–278.

4. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. – М.: Юнити–Дана, 2001. – С. 217–220, 237–244.

5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 116-121.

7. Мареев, С. Н. История философии (общий курс): учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 681–691.

8. Огюст Конт и положительная философия / излож. и исслед. Г. Г. Льюиса и Д. С. Милля. – СПб., 1867. – 355 с.

9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 606 с.

10. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с анг. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 703–729.

11. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд.– М.: Гардарики, 2002. – С. 192–200.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию