Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия психоанализа





 

 

При подготовке к ответу на второй вопрос студент должен обратить внимание на следующие положения.

Иррационалистические тенденции «философии жизни» продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Постепенно из медицинской методики психоанализ вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач – психопатолог Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.). Фрейд, как психопатолог исследовал характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней:

1) ОНО;

2) Я;

3) Сверх Я.

Созданная Фрейдом модель личности представляет, как комбинация трех элементов: «Оно – глубинной силой бессознательного – психическая самость, основа деятельности индивидов» [9].

Студент должен дать характеристику этих уровней. «Я» – сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальными институтами. «Сверх – Я» (super-ego) внутриличностная совесть, которая возникает, как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними. Глубинный слой человеческой психики «Оно» по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы «первичных влечений» Фрейд рассматривал чисто сексуальные влечения, назвав их общим понятием «либидо».

Фрейд выделял два вида влечений в каждой личности, определяющих поведение человека:

1) Эрос (сексуальное влечение);

2) Танатос (инстинкт разрушений).

Студент также может использовать дополнительную литературу [5; 7].

При подготовке к ответу на вопрос: Природа бессознательного «либидо» и его роль в структуре личности, студент должен обратить внимание на следующие положения.

Исходя из вышесказанного, З. Фрейд выделил основные постулаты, которые студент должен охарактеризовать:

1. Миф о первобытной орде, согласно которому «либидо» выступало основным регулятором поведения членов орды.

2. Постулат о биологически враждебных детских сексуальных фазах.

3. Третий постулат концепции Фрейда говорит о биологическом предопределенном «Эдиповом комплексе».

4. Четвертый постулат теории З. Фрейда – пансексуализм и сублимация

Таким образом, Фрейд исходил из того, что во взаимосвязи «человек – общество» необходимо идти от человека к обществу, а не наоборот, искать конечную причину социальных процессов в психической структуре личности.

Студент при подготовке по данному вопросу может использовать следующие источники [2; 5; 10].

При подготовке к ответу на вопрос: Нефрейдистская трактовка природы бессознательного (Карл Юнг), студент должен обратить внимание на следующие положения.

Карл Густав Юнг (1875–1961 гг.) считал, что З. Фрейд неправдиво свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как инстинкты имеют не биологическую, а чисто символическую природу. По мысли Юнга, вообще не индивидуальное, а коллективное бессознательное выступает первичным, в его недрах формируются архетипы поведения (формальный образец поведения или символический образ на основе которого оформляются соответствующие в реальной жизни стереотипы сознательной деятельности человека). Студент должен привести примеры архетипов, в том числе и в поведении человека.

При подготовке по данному вопросу студент может использовать следующие источники [1; 3; 7].

При подготовке к ответу на вопрос: концепция любви Эриха Фромма, студент должен обратить внимание на следующие положения:

Эрих Фромм (1900–1980 гг.), как и Карл Юнг, выступает против пансексуализма З. Фрейда, хотя и разделяет учение последнего о бессознательном. Эрих Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма, экзистенциализма. Фромм, в отличие от Фрейда, идет не от человека к обществу, а от общества к человеку, и на место либидо он ставит любовь, которая является единственным ответом на проблему человеческого существования. Студент должен отметить, что Фромм понимает и выделяет любовь очень широко. Фромм в эротической любви, выделяет братскую любовь, материнскую, отцовскую, любовь к себе, любовь к Богу. Любовь, по мнению, Фромма является единственно подлинным способом человеческого бытия.

Общество должно быть перестроено на основе отношений истинной любви, а это означает коренную перестройку существующих капиталистических отношений, где «определяющим фактором является рыночный обмен». Любое общество, которое исключает развитие любви, должно, в конце концов, погибнуть от того, что оно противоречит основным человеческим потребностям.

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [4; 7; 10].

 

Литература

 

1. Грюнбоиз, М. Сто лет психоанализа: итоги и перспектива / М. Грюнбоиз // Вопросы философии. – 1997. – № 7. – С. 85–99.

2. Дворкин, Ю. А. Ты и Оно / Ю. А. Дворкин // Вопросы философии. –2002. – № 4. – С. 141–158.

3. История философии: учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 54 - 55.

4. Лекторский, В. А. О некоторых философских уроках З. Фрейда / В. А. Лекторский // Вопросы философии. – 2000. – № 10. – С. 4–9.

5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 88 - 94.

6. Невлева, И. М. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М.: РДЛ, 2002. – С. 156–162.

7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с анг. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 620–638.

8. Філософія: навч. посібник / за ред. Л. В. Губерського [та ін.]. – 2-е вид., перероб. і доп. – К.: Вікар, 2001. – С. 84–92.

9. Фрейд, З. Я и ОНО / З. Фрейд. – М.: Мэттэм, 1990. – 56 с.

10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

11. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.

2. 6.4 Философия экзистенциализма

 

 

При подготовке к ответу на третий вопрос студент должен обратить внимание на следующие положения.

Одним из крупнейших и влиятельных течений в современной философии является экзистенциализм (философия существования). Формальное становление философии экзистенциализма связывают с появлением в 1927 г. работы немецкого философа М. Хайдеггера «Бытие и время», в которой были заложены теоретические основы экзистенциализма. Студент, раскрывая вопрос об источниках экзистенциализма, должен обратить внимание на то, что возникновение экзистенциализма обусловлено глубочайшим социальным кризисом европейского общества начала ХХ в. вообще, и кризисом германского общества в особенности. Первая и вторая мировые войны, установление тоталитарных политических режимов в Европе, обнищание, безработица, страх перед завтрашним днем, унижение и растерянность становятся неотъемлемыми чертами общественного сознания не только Германии, но и многих Европейских стран и США. Это отложило отпечаток на взгляды немецких экзистенциалистов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских экзистенциалистов Ж. П. Сартра, М. Камю.

Говоря о социальных предпосылках, студент также должен сказать об обезличивании человека, нивелировки его личности, чему способствовало внедрение массового (конвейерного) производства. Господство идеологии в сфере коммуникации формировало конформистское мышление, массовое сознание и массовую культуру, тем самым человек терял свою индивидуальность. К теоретическим источникам экзистенциализма следует отнести прежде всего философию датского философа С. Кьеркегора (1813–1855 гг.), философию жизни Ф. Ницше (1844–1950 гг.), феноменологию Э. Гуссерля (1859–1938 гг.), и прежде всего его феноменологический метод. Отдельные идеи экзистенциализма были высказаны русскими писателями Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым, а также философами Л. Шестовым и Н. А. Бердяевым.

При подготовке по данному вопросу студент может использовать также следующие источники [2; 3; 4].

При подготовке к ответу на вопрос: категория бытия, бытие мира и бытие человека, студент должен обратить внимание на следующие положения.

Экзистенциализм отказывается от традиционного понимания философии метафизики. Философия сравнима с искусством и религией «Философия есть философствование» – говорит М. Хайдеггер. Подобное высказывает и А. Камю: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства», которая связана с абсурдностью человеческого бытия. Таким образом, категория бытия является центральной категорией философии по мысли экзистенциализма.

Студент должен обратить внимание на то, что «Бытие» – это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произведение, будь то ангел или Бог» [4; 10]. В рамках классической философии, не может быть решена проблема бытия, хотя классически философия ее поставила. Проблема бытия может быть понята и решена только через призму человеческого существования. Человек является тем существом, которое и может поставить проблему бытия, так как только человеку присуще сознание.

«Сознание есть бытие для которого в его бытии стоит вопрос о его бытии» – пишет Ж. П. Сартр. Сартр характеризует бытие сознания (человека), как «для себя бытие», а бытие вещей в мире, как «бытие в себе».

В «себе бытие» (бытие вещей в мире) характеризуется абсолютным тождеством, плотностью, пассивностью. В то время как «для себя бытие» (бытие человека) присуще уничтожение (лозунг «Помни о смерти!»), оно есть отрицание, непостоянство.

Студент должен запомнить, что в бытии вещей сущность предшествует существованию, а в бытии человека существование предшествует сущности. Экзистенциализм считает бытие, сущее, как таковое недоступным разуму. Оно под силу только непосредственному видению, интуиции. Сущее человека может открыться в условиях «пограничной ситуации» (К. Ясперс) (болезнь, смерть, потрясения и т. д.).

Наиболее полно данный вопрос раскрыт в следующих источниках [1; 3; 4].

При подготовке к ответу на вопрос: человеческое существование и свобода, студент должен обратить внимание на следующие положения:

В работе «Бытие и время» Хайдеггер определяет человеческое существование, существо человека, как Da–sein (присутствие), его всепоглощающей характерной чертой является «забота». В свою очередь «забота» раскрывается через модусы:

1) Бытие в мире;

2) Забегание вперед;

3) Бытие при внутримировом сущем.

Все эти модусы (экзистенциалы, феномены) присуще только человеку, выражают его различные моменты. Студент должен подробно раскрыть их сущность на семинарском занятии.

Студент должен усвоить, что категория свободы занимает центральное место в философии экзистенциализма. Все экзистенциалисты считают, что свобода и экзистенция неразрывны. Человек – это свобода. Свобода присуща только человеческому бытию. В предметном мире, в мире сущего нет свободы, там нет места для нее. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. (Человек – проклят свободой. Ж. П. Сартр). На место свободы «от» экзистенциализм ставит свободу «для».

Таким образом, свобода в экзистенциализме – это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно – нравственной позиции индивида.

Дополнительную литературу по данному вопросу можно найти в следующих источниках [3; 5; 8].

 

Литература

 

1. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю. – М.: Политиздат, 1990. – 445 с.

2. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000. – С. 125-129.

3. Кохановский, В. П. Философия: учебник для вузов / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 61-62.

4. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – с. 76-107.

5. Мильдон, К. Ещё раз об экзистенциальной философии / К. Мильдон // Вопросы философии. – 2002. – № 3. – С. 32–42.

6. Невлева, И. М. Философия: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М.: РДЛ, 2002. – С. 140–146.

7. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. – М.: Республика, 2004. – 639 с.

8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 554-568.

9. Філософія: навч. посібник / за ред. Л. В. Губерського [та ін.]. – 2-е вид., перероб. і доп. – К.: Вікар, 2001. – С. 92–102.

10. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. – М.: Республика, 1993. – 447 с.

 

 

Date: 2015-09-18; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию