Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические подходы к пониманию информации. Сущность идеального





Сущность идеального. Идеальная по своей природе психика — это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической. А именно, психика внепространственна, не имеет однозначной локализации. Она «находится» не только в отдельных зонах мозга, но и «внутри» общественных отношений между людьми, в «пространстве» общения и практики человека). Временные рамки её функционирования также своеобразны (мысль, чувства вызревают не сразу, но обнаруживают себя в сознании моментально). Психику на индивидуальном уровне образуют все те мысли и переживания, которые сопровождают жизнь человека. А на уровне социальном психика представлена над­- и межличностными комплексами идей, идеалов, норм и т.п. продуктов и моментов общественного сознания и коллективного бессознательного.

Будучи производным от материи, и природной, и общественной, сознание обретает определённую самостоятельность. Оно существует в русле культурных традиций многих поколений людей. А кроме того, сознание активно влияет на материю — посредством практики человека, которая частично, но постоянно преобразует мир, в котором мы живем.

Психологическая структура идеального складывается из несколь-ких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.

1. Эмоции (чувства, переживания) фило- и онтогенетически первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнедеятельности организма психические реакции. Латинское слово «emovere» означает возбуждать, волновать. Отсюда эмоция суть душевное переживание тех или других воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.

Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.

Особенности эмоциональной сферы психики:

· непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители; она происходит во многом бессознательно и лишь отчасти контролируется индивидом; эмоции «подсказывают» человеку, как ему лучше отреагировать на те или другие события, чтобы лучше выжить; возможно при сильном напряжении остальных отделов психики контролировать внешние проявления эмоций, но освободить от них психику полностью невозможно; гораздо чаще эмоции подчиняют себе психику целиком и диктуют индивиду линию поведения, особенно в экстремальных ситуациях;

· суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом ситуации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок (условно говоря, черный, белый, серый или красный; полутонов, оттенков эмоции не воспроизводят);

· субъективность любой эмоции — она отражает прежде всего интересы, потребности данного индивида и с его точки зрения определяет качество того или иного раздражителя (вредно, полезно, нейтрально именно мне); так что одно и то же событие способно вызвать радость одних людей и горе других.

Как видно, эмоции позволяют организму действовать в условиях острого дефицита времени и информации; реагировать на непредсказуемый ход событий; решать головоломные задачи. Они готовят организм к решению сложной задачи или помогают ее решать, мобилизуя в ту или иную сторону практически все его биологические функции.

Эмоциональные реакции, особенно базовые, во многом одинаковы у высших животных и у человека.

Компоненты любой эмоции:

· биохимические и физиологические процессы перестройки организма на оптимальный для ситуации режим работы (вегетативно-сосудистые и эндокринные центры в первую очередь, отвечающие за ритм сердцебиения, артериальное давление, дыхание, тонус мышц, размер зрачков, потоотделение и т.д.);

· внешнее выражение эмоционального состояния — мимика, жесты, цвет кожи, тембр голоса, походка, прочие телодвижения;

· внутренние душевные переживания, субъективное ощущение подъема или упадка жизненных сил.

Отмеченная структура очень типичной для человека эмоции ярко выражена в следующем стихотворении Марии Петровых (1941 г.):

Не взыщи, мои признанья грубы,

Но они под стать моей судьбе.

У меня пересыхают губы

От одной лишь мысли о тебе.

 

Воздаю тебе посильной данью –

Жизнью, воплощенною в мольбе.

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.

 

Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу сама с собой в борьбе.

Но глаза мне застилают слёзы

От одной лишь мысли о тебе.

Типы эмоций различаются по их, так сказать, размеру, интенсивности переживания:

· настроение — приглушенный, слабо выраженный, зато более длительный, «размазанный» на несколько дней эмоциональный тон всего поведения (приподнятое, подавленное, умиротворенное);

· чувство — нормальная по размеру переживания эмоциональная реакция на то или иное событие, адекватный ответ на определенную новость;

· аффект — бурное, взрывное «выплескивание» очень сильных, бьющих через край сознания эмоций; в быту именуется истерикой, скандалом; в юриспруденции — «внезапно возникшим сильным душевным волнением»;

· страсть бывает не только любовной, но и творческой, игровой, т.п.; это своего рода гибрид аффекта и настроения — довольно сильная, но длительная, «застрявшая» эмоция на ту или иную задачу деятельности; она оттесняет на второй план остальные чувства поддавшегося страсти человека;

· темперамент — врожденный и потому пожизненный тип нервной системы, который определяет склонность индивида к тем или иным видам эмоциональной реакции; известные со времен Гиппократа четыре темперамента редко встречаются в чистом виде, по отдельности; чаще их моменты сочетаются по нескольку у одного и того же индивида.

Эмоциональная культура воспитанного человека состоит в том, чтобы своими чувствами меньше мешать окружающим и не создавать лишних проблем самому себе. Профессионал в особенности не может позволить себе бесконтрольное проявление чувств на работе. Эмоциональная распущенность должна настойчиво пресекаться уже с детства. По внешнему виду, выражению лица, мимике и жестам воспитанного, интеллигентного человека трудно угадать его душевные переживания. Такой человек очень редко может позволить себе аффективную реакцию. Во всяком случае, он просчитает её последствия для себя и окружающих. Для нормализации общения можно рекомендовать асимметричную реакцию на эмоции собеседника, сотрудника. А именно, с истериком лучше справляться, сохраняя ровный тон, спокойствие. И наоборот, расчётливого наглеца лучше прямо обругать («послать подальше»), а не идти у него на поводу.

Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.

Ведь не всякое внутреннее побуждения к действию носит волевой характер. Прямое удовлетворение биологических и прочих потребностей (в еде, питье, комфорту и т.д.) не требует никакой воли. Она возникает, наоборот, когда надо удержаться от чего-то приятного, полезного, испытать неприятное, вредное, — ради того, чтобы в будущем решить какую-то более важную для личности и часто для коллектива, общества задачу. Воля, как правило, состоит в способности поставить интересы коллектива выше личных. Это некий барьер, который сознание ставить наперекор потоку сиюминутных потребностей, импульсивных реакций. Воля ставит преграды на пути мешающих отдаленным целям побуждений, чувств, соблазнов.

Формула воли отнюдь не «Я хочу», «Мне надо», но «Я должен», «Я обязан» сделать что-то. Родовой девиз дворянской семьи Суворовых гласил: «Обязан — значит могу». Один из романтических героев романа Дж. Конрада «Сердце тьмы» (по мотивам которого Ф.Ф. Коппола поставил известный фильм «Апокалипсис сегодня») говорит другому: «Сделай или умри». Так резко воля гласит очень редко и далеко не всем, только в экстремальных обстоятельствах. Но пафос воли передан этими афоризмами ёмко.

Структура волевого акта подразумевает:

· побуждение к поступкам, ведущим к избранной цели;

· удержание от других поступков, которые помешают первым, задержат их;

· подчинение цели всех психических способностей (ума, эмоций, памяти).

Или, как писал Р.Киплинг в стихотворении “If...” (“Если...”):

 

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Exept the Will which says to them: «Hold on!»

 

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело

И только Воля говорит: «Иди!» (Перевод М. Лозинского).

 

Правда, размеры воли не должны достигать патологической величины. Слабоволие, безволие — недостатки характера, но и ни перед чем не останавливающаяся воля сплошь и рядом приносит вред своим и чужим, иногда непоправимый. Сильная воля по пустяковым, в сущности, поводам — не что иное, как упрямство. Сильная воля по отношению к слабым, беззащитным существам — самодурство.

Вспомним замечательный рассказ Н.С. Лескова «Железная воля».

Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.

Это фундаментальное свойство нервной системы, тем более психики, которую память как бы скрепляет, «цементируя» в одно целое прошлое, настоящее и будущее в жизни индивида.

Факторы запоминания:

· эмоциональная окраска; если она позитивная, информация запоминается лучше и больше;

· логический анализ запоминаемых сведений, т.е понимание их сути и разбивка на смысловые части;

· внешняя мотивация (награда, наказание, долг и т.п.)

Вот ещё одна поэтическая иллюстрация избирательной памятливости:

 

Странник прошёл, опираясь на посох, —

Мне почему-то припомнилась ты.

Едет пролётка на красных колёсах —

Мне почему-то припомнилась ты.

Вечером лампу зажгут в коридоре —

Мне непременно припомнишься ты.

Чтоб ни случилось, на суше, на море

Или на небе, — мне вспомнишься ты.

 

Признавался В.Ф. Ходасевич 11 апреля 1922 г. в Петрограде.

Разновидности памяти:

· механическая и смысловая;

· кратковременная (от нескольких секунд до 2–3-х суток) и

долговременная (на месяцы и годы);

· символическая (словесная и логически-мысленная), эмоциональная, зрительная (образная), физическая (двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая)

Патология памяти (амнезия) колеблется от широко распространенной рассеянности, забывчивости до так называемого синдрома Корсакова, показателя распада личности под влиянием болезни или преклонного возраста.

Вытеснение фрагментов пережитого опыта из памяти происходит согласно сложному переплетению факторов, в первую очередь эмоциональных. «Бард» А.М. Городницкий написал об этом так:

 

Сильный и бессильный, винный и безвинный,

Словно в кинофильме («Восемь с половиной»)

Забываю числа, забываю даты,

Вспоминаю женщин, что любил когда-то.

 

Тех домов обои, где под воскресенье

Я от ссор с собою находил спасенье.

Обстановку комнат помню до детали.

Одного не помню — почему расстались.

 

Вспоминаю нежность их объятий сонных

В городах заснеженных, в горницах тесовых.

В теплую Японию улетали стаи.

Одного не помню — почему расстались …

 

Огромную роль в мнемических процессах играет сон. Переход информации из кратковременной в долговременную память происходит, скорее всего, в парадоксальной фазе (самого глубокого) сна. Можно сказать, что тот, кто спит мало, поверхностно, тот и не полностью бодрствует. Причём запоминание новой порции информации требует забывания чего-то из прошлого опыта.

Память играет ведущую роль только для нескольких профессий, связанных с важными подсчетами, распознаванием массы признаков. Для большинства людей их среднюю по возможностям память дополняют различные справочники, а в последнее время и компьютерные базы данных. Забывчивость — это тот недостаток психики, который скорее всего можно простить и понять (в отличие от дефицита воли, эмоциональной отзывчивости или интеллекта).

Историческая память целого народа, социального слоя, другой группы людей предполагает извлечение уроков из прошлого на будущее. Кто не желает поддерживать традиций своего общественного класса, профессии, землячества, не должен рассчитывать на поддержку коллег, земляков, единоверцев.

Date: 2015-09-18; view: 566; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию