Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заполнение таблицы





Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры
     
Лисипп «Апоксиомен», «Голова Александра Македонского» Разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Появляется индивидуализация и психологизация образов.

 

От условных (однообразных по чертам и выражению лиц) куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп).

Искусство Римской империи. Общая характеристика этапов развития и своеобразия.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э.. С этого времени ис-во Др. Рима наз. ис-вом империи и принята детальная периодизация. В ее основе лежат хронологические рамки правления императоров, т.к. их вкусы оказывали решающее воздействие на выбор стиля. Период поздней империи это время кризиса, заката античной культуры.

Ис-во империи Октавиана Августа: В конце 1 в.д.н.э. республика уступила место монархии, императорской эпохе, задача ис-ва в это время прославление римский цезарей. Это «золотой век» Др. Рима, особенно литературы. Поэзия связана с тремя именами: Вергилий «Буколики», Гораций «Оды», Овидий любовная поэзия. Август стремился восстановить республику, избавиться от войн. Основная тема культуры Миссия Рима. Завершился синтез античной греческой и римской культуры. Август окружил себя людьми понимающими силу ис-ва. В арх-ре была ориентация на Грецию. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Разделили конструкцию на декор. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. Построен новый Форум – гл. его сооружением был храм Марса, он был украшен коринфскими колоннами, воздвигнут храм Аполлона – изящные, стройные, классические пропорции. Построен алтарь Мира, его стены украшены рельефами, изображающими торжествен. процессии. Храм всех богов – Пантеон в Риме с огромным куполом, диаметр 43 метра, в центре купола окно. На Палатине возводили дворцы – палаццо. Их украшали фресковой живописью «мелочным письмом», которое можно рассматривать с близкого расстояния. Стену мелко расписывали колоннами, вазами, мелкими статуэтками, фигурками. Дома украшали мозаикой. Декорировали термы, рыночные лавки. В Риме воспроизводились образцы греч. ск-ры. Многочисленные портреты Августа изображали его как бога, жреца, гос. деятеля. Идеалом в ск-ре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. На героику намекали обнаженными до колен ногами, либо помещали рядом символ Афродиты – амура на дельфине (т.к. род Юлиев пошел от Афродиты). К-ра «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в I-м вв.н.э.

Ис-во империи Юлиев-Флавиев. Культура в эту эпоху ран. Империи сохранила блеск и великолепие. Были такие философы как: Сенека, Марк Аврелий, писатели Плутарх, Петроний «Золотой осел». В создании культуры этого периода принимали участие жители всей Италии и ее провинций. Появилось и распространялось христианство. Оформилась система римского права, которое легло в основу всех правовых систем Средневековья и Нового времени. Императоры кот. были после Августа украшали Рим новыми зданиями и сооружениями. Тиберий на Палатнинском холме построил нов. императорский дворец кот. завершен при Калигуле. Неро перестроил центр Рима после пожара. Центр. улицы Рима были расширены, ограничена высота зданий, город украшали новые портики (от солнца). При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Колизей в три этажа, с арочно-сводчатыми перекрытиями, четвертый ярус - глухая стена. Триумфальные арки – одна – трех-пяти пролетные в честь императора (победа-это личная заслуга императора). Сохранились арки Тита – однопролетная, и Константина. Императоры украшали Римский форум - красивый был форум Трояна, он сооружен в нач. П в. греч. зодчим Апполодором, форум окружен коллонадой, с конной статуей императора, были рынки Трояна, базилики Ульпия для судебный заседаний, две библиотеки (латинская и греческая), триумфальная арка Трояна высотой 27 м., ее обвивает лента барельефов. При Адриане перестроен римский пантеон на Марсовом поле. К храму пристроили портик с колоннами и коринфскими капителями. Для римской архитектуры типично соединение греческого портика с римской купольной конструкцией. Во II в. в Риме появляются первые коне статуи – Марка Аврелия на Капитолийской площади. Большую роль в повседневной жизни римлян играли термы. Знамениты термы Императора Каракаллы. Они отделаны мрамором, богато украшены, это комплекс зданий, сады, стадионы, бассейны, библиотеки. В других городах Италии так же активно шло строительство: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, в Помпеях. В Египте, Месопотамии, в Испании сохран. следы античной Греко-римской арх-ры цирки, термы, акведуки, дороги, мосты, арки, колонны. Особое место заним. скульптурный портрет – идущий от римских традиций отливать восковые маски с лиц умерших. Бюсты Каракалла, Домициан, Вителлий очень выразительны. Есть характер, страсть. Они жизненны и правдивы, хотя и театральны.

 

Римская к-ра Ш-V вв.н.э. С этого времени Римская империя наход. в состоянии кризиса. Это касается политической жизни Рима: гражданские войны, нападение германцев. В экономическом плане состояние разрухи. Кризис затронул и культуру. Пропал интерес к философии и науке. Чаще обращение к религии, культам, суевериям. В конце Ш в. Диоклетион затем Константин провели ряд реформ. Христианская церковь союзница гос-ва, император наместник Бога на земле. По «миланскому эдикту» – христианская церковь признана законнй. Ее представители Васил. Великий, Иоанн Злотоуст, Аврелий Августин. Христианство стало господствующей религией. Языческие храмы перестраивались или разрушались. В 326 г. Константин начал строительство новой столицы, назвав его именем. Город создавался под влиянием римской и эллинистической арх-ры. Планировка как военного лагеря, обнесен.прямоугольными стенами, улицы под прямым углом., форум, курии, базилики, ипподром, амфитеатры. При строительстве храмов использовали два типа построек. 1 тип - имел в плане квадрат, круг или крест. II тип -базилика, здание прямоугольной формы, внутри разделено на 3-5 нефов. Своеобразие христ. храма – в контрасте между их внешним и внутренним убранством (мозаика). И художник должен отображать не реальное, а только внутреннее, т.е. душу. Эта же тенденция в фаюмских портретах из Египта. Фаюмский портрет-живопись восковыми красками на дерев. доске или холсте. Характерные черты – интерес к индивидуальности, отображение внутреннего мира человека. Позднеримское ис-во символично – статуи императоров величественны, нет личностного, общие понятие силы, жестокости (голова Константина). После смерти Константина в Риме кризис античных порядков: варвары нападают на границы. В 395 г. Римская держава разделена на Западную (столица Рим) и Восточную (столица Константин). В 410 г. Рим громили готы, затем вандалы. В V в. конец Западано Римской империи и конец античной культуры.

Особенности:

- Теорема Пифагора геометрия Евклида, законы Архимеда – основа образования в феод. Европе;

- Христианство впитало ценности античной культуры, стала ведущей мировой религией;

- Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств;

- Латынь – язык др. римлян, основа романских языков, язык науки и католической церкви, Латинский алфавит – в Западной Европе, греческий – основа славянских языков;

- Осовремененные жанры и виды литературы восходят к античности. К ней обращаются европейский театр, драматургия и литература;

- Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на европейскую архитектуру (Испанию, Францию, Италию). В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

 

Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и кризисные века — эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

 

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание измепения художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

 

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VIII—V вв. до н. э.) и республиканская эпохи (V в. до и. э. — I в. до н. э.) — период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длителъпого периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.

 

В VIII—V вв. до н. э. римское искусство еще пе могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о ее5е художественной деятельностью италиков.

 

Расцвет римского искусства приходится на I—II вв. н. э. В рамках.этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период —время Августа, первый период — годы правления Юлиев — Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяпа и раннего Адриана, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонипов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

 

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дпей несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многие поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до XX в. отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальяпских гуманистов XV—XVI вв. к древпему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художествеаиые (Кирияк Анконский) тенденции", Однако -сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период «антикварный», сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции иробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкелъыан, в отличие от деятелей «антикварного» периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, ов еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII — начале XIX в. древнеримским искусством пачали заниматься уже ие частные лица, а государственные учреждения Европы, Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, проводились исследования древних городов, публиковались памятники художественных музеев, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделапы в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем5.

 

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сначала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логика: расцвет эллинского искусства приходится на V—IV вв. до п. э,, расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художествеипой, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллинов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорпость пространства и форм —не только во фресках и мозаиках, по и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер, в отличие от греческого, видевшего реальность в се пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Это может быть объяснено не только спецификой собственно римского склада мышлопия. по и уже сложившейся традицией — развившимся в практике эллинизма тяготением античного художника к возможно более адекватному воспроизведению жизненных образов. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм —фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым у римлян было и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а папротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. Инторколюмиии допускали к стенам храма не только подходивших к нему людей, но и пространство в целом, весь окружавший его мир. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось, напротив, замкнутым формам. Зодчие любили псевдопериптеры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Человек, приблизившийся к Пантеону пе со стороны портика, оказывался около глухой степы крепостного типа. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинских городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластические формы греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему па голову край одеяния, большей частью заключены в себе, сосредоточены. Если греческие мастера сознательно порывали с конкретной неповторимостью черт ради передачи широко понимаемой сущности портретируемого — поэта, оратора или полководца, то римские мастера в скульптурных портретах концентрировали внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная.вызваипая, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на Hi эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом; смысле римское искусство — качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к эллинским классическим формам, вызывающее V\;'j ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осо--"Л- знававшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

Важпый фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства,— огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже с V в. до н. э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих,— не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начинало играть роль особеп-нуго — интерпретатора и хранителя художественного наследия антжчлой эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности, чтобы в итоге явилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейскпх берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские — особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские — свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшении одежд, головных уборов, драгоценностей. П. псе же нельзя не отметить что к середине I тысячелетия в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать

тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья3. Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства — весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось иезаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в. до п. э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н. э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

 

 

Билет №16 (версия 2)

  1. Греческая скульптура, проблема движения и варианты ее решения.

Проблема движения в греческой скульптуре была решена в период Высокой Классики скульптором Мироном в его работе Дискобол. До этого, в эпоху Архаики, существовал только один путь решения этой проблемы – так называемое «движение действия» (движение, оправданное мотивом какого-либо действия), когда герой предлагает яблоко, держит копье и т.п.

В скульптуре периода классики появляется «пространственное движение», суть которого заключается в том, что оно изображает движение в пространстве без видимой цели.

  1. Искусство Древнего Рима. Периодизация и общая характеристика

Римское искусство строилось на двух вехах: греческой и этрусской культуре. Согласно Катону, искусство считалось низким ремеслом для римского гражданина, поэтому можно сказать, что история во многом строилась на трофейных предметах искусства, отвоеванных у других народов.

Большее признание в Древнем Риме имела архитектура (многие элементы новаторские, например арки и своды), другие ветви (скульптура, живопись, стенопись) оказывали воспитательное воздействие и использовались в целях управления обществом.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:
1. Искусство доримской Италии (царский период) (3 тысячелетие до н. э. – 3 век до н.э.)

Это они в основном у этрусков передирали.
2. Искусство Римской республики (3 – 1 вв до н.э.)

Характеризуется в основном реалистичными скульптурными портретами, далекими от идеала, которые часто служили надгробиями или посмертными масками.
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н.э.)

В связи с многочисленными восстаниями рабов и гражданскими войнами, раздиравшими Республику, власть переходит к Императору, и теперь римское искусство направлено на идеализацию и прославление его личности. Данный период характеризуется изображениями императоров(статуй и портретных работ), часто героизируемых и обожествляемых(Октавиан в образе Юпитера).

Билет

Date: 2015-09-05; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию