Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 138 page





--------------------------------

<13> См.: Садурский В. "Разумность" и плюрализм ценностей в праве и политике // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 4 (65). С. 35.

 

Понимание социальной легитимации власти в различных

отраслях знаний (социологии, политологии, экономике, праве)

 

В классической социологической литературе основу легитимации решений органов власти составляет социальная мотивация личности. Легитимация представляет собой не имеющие четкой структуры ожидания общества, которые возникают в ходе фактического коммуникационного процесса, поддерживаются на уровне правового регулирования и, по сути, не заключают в себе нормативный смысл. Оптимальная социальная легитимация власти может достигаться только тогда, когда граждане разделяют чувство собственного участия в решении общих дел. Для общественной удовлетворенности публично-властными решениями или легитимации необходимы "система контактов" или организация консенсуса и кооперации в процессе принятия решений. В частности, отмечается, что дебюрократизация сферы обслуживания (в школах, больницах и т.д.) наблюдается только тогда, когда обеспечивается личная ответственность каждого участника за состояние дел конкретной организации <14>.

--------------------------------

<14> См.: Luhman N. Legitimation durch Verfahren. Suhrkampf, 1978. S. 37, 140, 207, 208.

 

Политологи в основу понятия легитимации также закладывают категорию мотивации. Однако через призму политологического подхода мотивация предстает в виде реальной политической конкуренции различных групп интересов. В частности, отмечается, что технологии полутеневой и теневой политической власти соединяют политическое влияние и администрирование. Властвующие группировки в ходе принятия публично-властных решений применяют технологии идейной и персональной лояльности, достижения межгрупповых компромиссов, торг и др. Публичные формы контактов с общественностью если и используются, то по весьма ограниченному кругу вопросов. Политические коммуникации поддерживаются преимущественно при помощи имиджевых инструментов, технологий PR, медиа-коммуникаций. В результате применения таких политических инструментов гасится хаотичность социального взаимодействия, сохраняется целенаправленность развития, а договорные методики обретают гуманитарную и целевую направленность <15>.

--------------------------------

<15> См.: Соловьев А.И. Политико-административные механизмы в системе управления государством // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; 29 - 31 мая 2008 г.: Материалы конференции / Отв. ред. И.Н. Мысляева. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 391.

 

Институциональную неопределенность демократического участия восполняют личные связи и клиентарно организованные социальные сети. Высказывается мнение о том, что клиентарные связи определяют реальное функционирование государственных и общественных учреждений. При этом они подрывают официальные публичные институты, лишая их легитимации. Можно наблюдать двуединый процесс приватизации постноменклатурных, формально государственных институтов и превращения клиентарно организованных частных и частно-корпоративных интересов в действительную и даже единственно действенную социальную власть <16>.

--------------------------------

<16> См.: Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. 2-е изд., доп. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С. 14, 295.

 

Социальная легитимация власти через призму экономики выходит на проблему оценки экономической эффективности принимаемых органами власти решений. Теория общественного выбора исходит из того, что нельзя целиком и полностью полагаться даже на результаты прямой демократии (выборы, референдум и т.д.), поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Сама демократическая процедура голосования в законодательных органах также не препятствует принятию экономически неэффективных решений. Через призму экономики социальная легитимность власти ("уровень терпимости" избирателя) может зависеть от величины уплачиваемой им ренты. Деятельность политиков, в т.ч. чиновников, финансируется из доходов избирателя, и в каждый момент времени политик получает ренту - долю дохода избирателя. Величина ренты напрямую связана с потерями избирателя. Избиратель обладает уровнем терпимости, который означает максимально допустимые избирателем потери его дохода <17>.

--------------------------------

<17> См.: Нуреев Р.М. Теория общественного выбора: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Р.М. Нуреев; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005. С. 161, 433.

 

Легитимация глазами правоведов представляет собой процессы и явления, посредством которых определенное социальное установление приобретает свойство легитимности <18>. Единственными субъектами, акторами легитимности являются индивиды и их объединения <19>. Основой легитимности полномочий депутатов и власти парламента является убеждение большинства членов гражданского общества в правомерности полномочий данного состава парламента, отдельных депутатов, его составляющих. Условиями легитимности являются: проведение демократических выборов на основе требований законов; функционирование механизмов, которые обеспечивают взаимодействие гражданского общества, их двустороннюю и обратную связь; поддержка гражданами основных направлений проводимой политики, способов и средств достижения поставленных целей и задач <20>.

--------------------------------

<18> См.: Чиркин В.Е. Цит. по: Мамут Л.С. Легитимация государства // Право и общество в эпоху перемен. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2008. С. 212.

<19> См.: Мамут Л.С. Там же. С. 214.

<20> См.: Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 30.

 

Правовые подходы к пониманию социальной легитимации власти должны учитывать достижения других наук. С точки зрения правового регулирования обеспечение императивности воздействия общественного мнения на публично-властные решения укрепляет социальную легитимацию власти.

Консультативная демократия и демократия соучастия предназначены для социальной легитимации публично-властных решений. Отсутствие надлежащих механизмов учета общественного мнения в актах органов публичной власти выхолащивает сущность консультативной демократии и демократии соучастия. В настоящее время консультативная демократия в России может расцениваться в качестве "субинститута" (термин, встречающийся в политологической литературе). Это означает, что органы консультируются с гражданами не для того, чтобы при принятии публично-властных решений максимально учесть мнение населения, а для того, чтобы продемонстрировать наличие легитимации власти и показать широкую социальную базу ее актов. Демократия же соучастия в связи с относительно высокой степенью императивности будет иметь больше перспектив для реального развития <21>.

--------------------------------

<21> Автор благодарит Румянцева Андрея, научного сотрудника юридического факультета Университета Регенсбурга, Dr.jur., LL.M., за пояснение отдельных положений концепции легитимации Никласа Лумана.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Зарубежный опыт социально-правового контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений

(Тохова Е.А.)

("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2009, N 4)

Дата

03.06.2009

Информация о публикации

"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2009, N 4

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ,

ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Е.А. ТОХОВА

 

Тохова Е.А., аспирант НИИ Генпрокуратуры РФ.

 

При определении содержания специальных обязанностей и ограничений, составляющих сущность контроля за наиболее рецидивоопасными категориями освобожденных из исправительных учреждений, необходимо учитывать международный опыт. В частности, характер превентивных мер, применяемых к этим лицам (обязанностей и ограничений), соответствует правилам, устанавливаемым в рамках широко известных за рубежом институтов пробации, пэроула, защитного надзора (США, Япония, Франция, Швеция, Дания и другие страны), а также законов об административном надзоре, принятыми в ряде стран СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан и др.).

Наиболее низкий уровень рецидивной преступности на сегодняшний день наблюдается в Японии. Этот уникальный факт ученые объясняют по-разному. Например, среди факторов, сдерживающих рост преступности, выделяют эффективность законодательства и деятельность правоохранительных органов <1>.

--------------------------------

<1> Уэда Кап. Преступность и криминология в современной Японии / Пер. с яп.; общ. ред. и вступ. ст. Н.Ф. Кузнецовой и В.Н. Еремина. М.: Прогресс, 1989.

 

В Японии при осуществлении публичного контроля над преступностью важную роль играют меры, направленные на успешную ресоциализацию без чрезмерной стигматизации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, чтобы избежать формирования у них комплекса преступной личности, изгоя общества <1>. Это достигается путем вывода из сферы применения уголовного законодательства лиц, совершивших не столь тяжкие преступления; применения к подавляющему числу лиц, признанных виновными, наказаний, не связанных с лишением свободы, или осуждения их к лишению свободы на непродолжительные сроки; дифференцированность подхода к обращению с заключенными; осуществление широкой программы контроля и воспитания в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных из мест заключения.

--------------------------------

<1> Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в современной Японии: Дис.... канд. юрид. наук: Владивосток: ДВГУ, 2000. С. 106 - 107.

 

Одним из элементов уголовной политики можно назвать меры постпенитенциарного воздействия на преступника. Основным принципом уголовно-исполнительной политики является принцип "экономии репрессии", основанный на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность. Суть ее - в обеспечении ресоциализации заключенных на основе понимания и содействия общества, а также участия общественности в ресоциализации заключенных, включая участие добровольных сотрудников службы защитного надзора <1>.

--------------------------------

<1> Морозов Н.А. Указ. соч. С. 127.

 

Как пишет С. Сугивара, "по действующим в современной Японии положениям условно-досрочно освобождаемые как из тюрем, так и из исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних должны быть на определенный срок поставлены под защитный надзор, следовательно, нельзя назвать грубой ошибкой восприятие условно-досрочного освобождения в единстве с защитным надзором", так как они являются двумя различными институтами <1>.

--------------------------------

<1> Сугивара С. Возвращение в общество из пенитенциарного учреждения. Такова уголовная политика. Токио, 1991. С. 384.

 

Есть целый ряд оснований для того, чтобы оптимистически смотреть на перспективы дальнейшего разрешения в Японии проблемы преступности. К такому убеждению приводят прежде всего прогнозы позитивного социально-экономического и внутриполитического развития страны, особые надежды на которые внушают планы кардинальных реформ, провозглашенные к настоящему моменту правящей партией и правительством. Фундамент еще более успешной уголовной политики должно будут образовать, с одной стороны, сочетание роста благосостояния населения с углублением демократических начал в управлении обществом, а с другой - сплав новаторства, реформаторства во всех областях жизни государства и общества с сохранением хорошо отработанного и разумно адаптированного отечественного наследия. Наконец, необходимо, чтобы этот фундамент цементировался национальной идеей, а ею может стать ориентация на успешное проведение реформ внутри страны <1>.

--------------------------------

<1> Еремин В. Как Япония справляется с преступностью // URL: http://www.japantoday.ru/index.shtml.

 

Возникшие в последнее время неблагоприятные явления в криминогенной обстановке требуют внимания со стороны государства и общества, но они преодолимы и будут преодолены. Именно так видят перспективы борьбы с преступностью в Японии российские японисты. Японский журналист, беседовавший с известным российским японоведом К. Саркисовым, отмечает, что собеседник считает будущее Японии светлым, несмотря на дело Аум, коррупцию в сфере финансов и ценных бумаг, злодейское убийство школьника школьником в Кобэ <1>.

--------------------------------

<1> Юрасиа бю. 1997. N 8.

 

Тема возможного заимствования в России японского опыта борьбы с преступностью затрагивалась и раньше. Проделанный обзор японской практики позволяет перейти к конкретным предложениям. Как представляется, при всем различии условий можно было бы прежде всего воспринять принцип японской уголовной политики, в том числе принцип приоритета профилактики. И в России, при всей занятости россиян поисками хлеба насущного, еще есть резервы для включения общественности в дело борьбы с преступностью. В частности, и у нас мог бы возникнуть институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов.

Нельзя считать оконченной недавнюю дискуссию в России о целесообразности или нецелесообразности сохранения за российской прокуратурой функции общего надзора за соблюдением законов, которая, естественно, не позволяет сосредоточиться полностью на вопросах борьбы с преступностью (на японскую прокуратуру обязанности осуществления общего надзора не возлагаются).

Сохраняются большие возможности для заимствования японского опыта установления, поддержания и развития отношений доверия между правоохранительными органами и обществом. В этом плане было бы полезно задуматься над переносом на российскую почву аналога японских полицейских будок с их интегрированностью в толщу кварталов и повседневные заботы жителей (кстати, в Москве их подобия уже можно изредка видеть). Полезным оказалось бы обособление юстиции для несовершеннолетних. Вслед за передачей российских учреждений исполнения уголовных наказаний из МВД в Министерство юстиции начнется приведение условий содержания заключенных в соответствие с международными стандартами, как обещано Россией Совету Европы. И в этой значительной перестройке наверняка пригодился бы японский опыт.

Хочется надеяться, что опыт борьбы с преступностью в Японии будет учтен и при окончательном разрешении проблемы координации оперативно-розыскной работы российских правоохранительных органов, по поводу чего в нашей стране еще недавно кипели страсти. Задумываясь над тем, как поступить с займом Всемирного банка на проведение реформы в России, известные российские юристы приходят к выводу, что "особое внимание нужно уделить новым для нашего юридического образования проблемам уголовного и административного права, связанным с санкциями в связи с поведением предпринимателей на рынке либо с поведением должностных лиц государственных регулирующих органов. Нужно также определить необходимую меру в регулировании рыночных отношений со стороны государственных органов. Необходимо комплексное изучение этой проблемы в рамках единого проекта с использованием зарубежного и российского опыта" <1>.

--------------------------------

<1> Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.

 

Система мер, направленных на ресоциализацию бывших осужденных, существует и в Южной Корее. Так, с 1983 г. в этой стране функционирует Служба надзора за условно-досрочными освобожденными и Агентство гражданской реабилитации. Агентство гражданской реабилитации является организацией, созданной на общественных началах и призванной осуществлять опеку над бывшими осужденными и оказывать им помощь. Агентство находится в ведении министра юстиции. Задача агентства - предотвращать совершение бывшими правонарушителями повторных преступлений, оказывать им помощь в трудоустройстве и получении жилья, а также защищать общество. Вышеупомянутые организации оказывают подопечным и другого рода помощь: беседы, наблюдение, переписка, влияние на окружающую бывшего осужденного среду. С 1984 г. в Южной Корее действует система обучения осужденных вне стен пенитенциарного учреждения. Обучение базируется на базе ряда частных предприятий. Заключенные обучаются в дневное время, возвращаясь без сопровождения в пенитенциарные учреждения. Такая практика важна с точки зрения обеспечения заключенных работой после их освобождения. Для снятия напряжения, связанного с отчуждением осужденного от общества, им иногда разрешается посещать места культурного отдыха, развлечений, а также крупные предприятия и другие подобные места. С 1962 г. в Корее введена система отпусков для осужденных, отбывших более половины срока и отличающихся хорошим поведением. В течение своего срока осужденному предоставляется пять отпусков. Все эти меры направлены на оказание помощи освобожденным в их социальной адаптации <1>.

--------------------------------

<1> Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84.

 

Интересен с точки зрения рассматриваемой проблемы опыт реабилитационной работы США и Канады. В США с 1995 по 2005 г. преступность сократилась в целом почти на 30%. Конечно, для истории это не срок, но именно за эти годы в США произошло немало позитивных перемен. Они, понятно, аккумулировали и усилия предыдущих лет. Говоря об очевидных успехах в борьбе с преступностью, и власти, и полиция, и суды, и тюремщики приписывают прогресс себе - и все они отчасти правы. Резкой критике в США подвергся Закон 1994 г., который Билл Клинтон подписал вскоре после избрания его президентом. Его назвали чрезвычайным и за дороговизну (общая стоимость мер по его реализации превышала 30 млрд. долл.), и за масштабность - строительство новых тюрем и значительное увеличение расходов на решение проблем ресоциализации осужденных и освобожденных; увеличение численности полиции на 100 тыс. и рост расходов на ее техническое оснащение; криминализация более 60 федеральных преступлений; значительное ужесточение карательной практики и т.д. Позитивный эффект от реализации всех этих мер оправдал огромные финансовые затраты, ощутимо проявился в последовательном снижении уровня и общего числа преступлений, в резком снижении уровня насилия, в общем повышении чувства безопасности <1>.

--------------------------------

<1> Квашис В. Преступность в США: реальность позитивных изменений или "временное исключение"? // Уголовное право. 2005. N 5. С. 98.

 

В некоторых российских публикациях встречается указание на то, что, хотя численность населения США составляет всего 5% от общего населения планеты, на долю этой страны приходится почти 25% мирового тюремного населения. Дело в том, что в силу ряда особенностей пенитенциарной практики в США система исполнения наказаний охватывает не только все категории осужденных к любым видам наказания, в том числе и альтернативным, но и лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно и находящихся под надзором. Поэтому национальная статистика ведет единый учет всех этих категорий. Согласно данным статистики за 2003 г., на учете у органов, исполняющих наказание, состояли около 7 млн. человек, однако на самом деле среди них 4,7 млн. - не "тюремное население", а находящиеся под надзором службы пробации условно осужденные с отсрочкой исполнения приговора и условно-досрочно освобожденные "под честное слово". Особо следует отметить использование в США новейших достижений науки в раскрытии преступлений (экспериментальные программы по анализу ДНК, судебно-лабораторные тесты и другие прогрессивные биохимические методы идентификации преступников) <1>.

--------------------------------

<1> Квашис В. Указ. соч. С. 99.

 

В США ныне действующая практика пенитенциарной системы связана, прежде всего, с проведенной в 70-х годах прошлого века реформой системы неопределенных приговоров. Отметим, что эта система представляла собой вынесение судом обвинительных приговоров без точного указания в них срока лишения свободы. Иными словами, суд устанавливал для осужденного лишь общие пределы тюремного заключения, обычно довольно большие (например, 5 - 20 лет) или очень большие (например, от 20 до 50 лет или даже от 1 года до 99 лет).

Действительная же продолжительность срока отбытия осужденным лишения свободы определялась специальной комиссией - Советом по условно-досрочному освобождению, который состоял из 4 - 5 человек, а состав назначался, как правило, губернатором штата. В результате проведенной реформы в 1984 г. был принят Закон о реформе системы наказания, который был частью так называемого Комплексного закона о контроле над преступностью, который, с определенными изменениями и дополнениями, действует и нынче на территории США. Данный Закон предписывает, чтобы суд назначал наказание достаточное, но не более того, которое необходимо, чтобы оно соответствовало целям наказания. Кроме того, суд при назначении наказания должен руководствоваться рекомендациями Комиссии по назначению наказаний. В 1985 г. в США такая комиссия была сформирована. Она состоит из семи членов с правом голоса и одного с совещательными правами. В состав комиссии входят генеральный атторней и три федеральных судьи США. Четыре других члена комиссии - специалисты в соответствующих областях: экономист, профессор уголовного права и представитель исправительного учреждения и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Аскеров Э. Институт освобождения от уголовного наказания в уголовном законодательстве зарубежных стран // Уголовное право. 2005. N 4. С. 10.

 

Канадские юристы считают, что уголовное право основывается на убеждении, будто отдельные деяния необходимо предупреждать и наилучшим способом для этого является уголовное судопроизводство. "Суть уголовного права определяется его публичной природой. Преступление - это деяние, причиняющее ущерб не только отдельному человеку - жертве преступления, но и всему обществу в целом. Предупреждение или сокращение преступлений, поскольку тотальное предупреждение невозможно, не может зависеть от выбора индивида, но является задачей тех, кто представляет государство, - полиции или органов обвинения. Предупреждение причинения вреда или его минимизация достигаются путем установления наказания..." <1>.

--------------------------------

<1> Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в условиях современной западной демократии: канадская уголовно-правовая модель // Государство и право. 2004. N 6. С. 89.

 

В этих странах уже давно в отношении осужденных используются исправительные программы (так называемое обращение), построенные на положениях современной психологической науки. В процессе отбывания наказания осужденные привлекаются к участию в специально разработанных программах, целью которых является содействие исправлению преступников, превращению их в законопослушных граждан, недопущение совершения новых преступлений такими лицами. При этом основным принципом таких программ становится признание факта, что преступник обладает определенными потенциальными возможностями для развития в нем человеческих качеств, а следовательно, и способности начать новую жизнь законопослушного гражданина <1>.

--------------------------------

<1> Ананиан Л.Л. Когнитивно-поведенческий тренинг в реабилитации осужденных: опыт федеральной службы Канады (научно-аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. отеч. и зарубеж. лит.: Серия 4. Государство и право. 1998. N 2. С. 192 - 231.

 

Нидерланды славятся "моральными инновациями" в области исправительной системы. Система голландских тюрем строится на идее ресоциализации правонарушителей. Приоритет отдается организации пенитенциарных молодежных учреждений и больничных мест. Развиваются дифференциации типов тюрьмы и размещения заключенных. В результате разработки плана полиции "Общество и преступление", обнародованного в 1985 г., был разработан проект, благодаря которому прибавилось примерно две тысячи камер. В тюрьмах делаются попытки приблизить стиль жизни в местах заключения к домашнему, ищутся пути возложения на преступников коллективной и индивидуальной ответственности и налаживания доброжелательных отношений между заключенными и персоналом, а также предоставления первым возможности свободно выражать свое мнение. Центральный образовательный институт для тюремного персонала и специальные госпитали в Гааге проводят обучение, организуя практику, учебные курсы и дискуссии для персонала.

В Нидерландах используется либеральная система домашних отпусков заключенным. Оплата труда заключенных является более высокой, чем в других странах. Ко всем заключенным, независимо от национальности, относятся одинаково. Начальник тюрьмы не может принять ни одного заключенного, если нет свободной камеры. Гибкая тюремная администрация может освобождать камеры для новых заключенных, предоставляя домашние отпуска, прерывая исполнение приговоров и досрочно освобождая менее серьезных преступников. В Нидерландах применяется частная система исполнения наказаний и социальной реабилитации преступников. Однако предложение о создании частных тюрем в России пока не встречает широкой поддержки <1>.

--------------------------------

<1> Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3-4. С. 171 - 173.

 

Законом Украины "О социальной адаптации лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок", принятым Верховной радой в 2003 г., в первую очередь определены министерства: внутренних дел; по делам детей, молодежи и спорта; труда и социальной политики. В компетенцию указанных органов входят вопросы социального патронажа освобожденных, деятельности специальных реабилитационных заведений для не имеющих социально полезных связей на свободе, осуществления временного контроля за поведением освобожденных, профилактики совершения ими противоправных деяний <1>.

--------------------------------

<1> Калашник Н.Г., Янчук О.Б. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. С. 56.

 

Значительную роль в процессе социальной адаптации выполняют общественные и религиозные организации, которые занимаются защитой прав освобожденных лиц, их духовным просвещением. Участие общественных организаций в процессе ресоциализации осужденных является обязательным условием их успешного возвращения в общество. Именно поэтому порядок участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> Борьба с преступностью в Украинской ССР (1917 - 1967): В 2 т. Киев, 1966. Т. 1. С. 665 - 673.

 

Сотрудничество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины с государственными и общественными организациями по проблеме ресоциализации осужденных сегодня выходит на качественно новый уровень. Определилась сеть постоянных партнеров уголовно-исполнительной системы в вопросах ресоциализации несовершеннолетних. Разовые мероприятия постепенно вытесняются длительными проектами. Повышается профессиональная компетентность не только осужденных, но и сотрудников учреждений.

К реализации в воспитательных колониях разного рода социальных проектов, улучшению условий содержания и материально-технической базы обучения, обеспечению полезной занятости и культурного развития подростков привлекаются ресурсы общественных и религиозных организаций.

Установление партнерских отношений с территориальными органами государственной власти, органами самоуправления, общественными организациями способствовало созданию при воспитательных колониях попечительских советов, деятельность которых регламентирована уголовно-исполнительным законодательством и соответствующим документом Правительства Украины.

Важным шагом для укрепления сектора общественности, принимающей участие в процессе ресоциализации осужденных и осуществлении общественного контроля за соблюдением их прав и законных интересов, является создание в 2006 г. общественных коллегий при органах управления уголовно-исполнительной системой.

Date: 2015-09-17; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию