Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 112 page





Первоначальная идея о децентрализованной организации медицинского обеспечения в конечном итоге не способствовала уменьшению дифференциации доходов между северными и южными регионами. Указанные пробелы стимулировали увеличение доли дополнительного медицинского страхования в виде частных страховых компаний. Они работают с отдельными профессиональными группами в таких отраслях, как химическая и тяжелая промышленность, финансовый и транспортный сектор. Несмотря на существование альтернативных программ частного страхования (более 20%), отказ от обязательного страхования в рамках национальной системы здравоохранения пока не представляется возможным.

Как и в большинстве европейских стран, для обязательного медицинского страхования в Италии характерно комбинированное финансирование из средств государственного бюджета, социальных взносов работодателей и наемных работников, а также личных средств застрахованных. Большая часть социальных взносов уплачивается работодателями - 14,35% и лишь 1% - от суммы заработка наемного работника. Как было уже упомянуто, существуют различные виды доплат со стороны пациента, от которых, однако, освобождено около 25% застрахованного населения (с низкими доходами). В целом доля социальных взносов и доплат пациентов составляла в 90-е годы 53 - 55%, в то время как финансирование за счет государственных средств покрывало 45 - 47% затрат на здравоохранение.

 

Пенсионное страхование

 

Пенсионное обеспечение всех лиц наемного труда в Италии обязательно. Финансовая поддержка системы пенсионного страхования осуществляется государством. Организационно система пенсионного обеспечения в Италии достаточно сложна и запутанна. Руководит этой областью страхования Министерство труда и социального обеспечения. Помимо Национального института социального страхования (INPS) в стране существуют различные фонды, часть которых связана с INPS, а часть действует автономно. Так, в рамках этой системы действуют фонд страхования руководящих работников в промышленности (Национальный институт социального страхования руководящих работников), фонд пенсионного страхования для журналистов, актеров и др. Все эти организации считаются независимыми - с собственным юридическим лицом и независимым ведением дел. Однако фактически их можно рассматривать как образованные на государственном уровне учреждения, в которых представлены те или иные (в зависимости от профессии) заинтересованные социальные группы.

До проведения в 1995 г. пенсионной реформы в стране существовало три основных базовых режима пенсионного страхования. Во-первых, это обязательное пенсионное страхование по старости, за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца, по нетрудоспособности. Этот режим распространялся на всех лиц наемного труда, занятых в частном секторе, и осуществлялся фондом наемных работников - наиболее важным в системе Национального института социального страхования. Во-вторых, это пенсионное обеспечение государственных служащих. В-третьих, особые режимы пенсионного страхования были предусмотрены для служащих учреждений и организаций, находящихся в ведении местных органов власти. Это учителя школ, служащие местных органов власти и др.

В целом реформа 1995 г., не затронув основных принципов организационного оформления системы, была направлена на существенное снижение издержек прежней, ставшей неэффективной пенсионной системы. В качестве основных факторов, определивших снижение эффективности системы пенсионного обеспечения Италии, указывались последствия "демографического перехода" и, соответственно, увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Ожидается, что нагрузка пенсионной системы на занятое население будет увеличиваться быстрее и достигнет более высокого пика, чем в других развитых странах, в течение первой половины этого столетия <*>.

--------------------------------

<*> Hamann, A. The reform of the pension system in Italy. IMF, 1997. P. 5.

 

Одна из основных причин реформы пенсионного обеспечения в Италии связана с кризисом деятельности Национального института социального страхования. Показателем кризиса может служить растущий дефицит бюджета этой организации. Так, в 1990 г. дефицит составил 49490 млрд. лир, в 1991 г. - 56650 млрд. лир, а в 1993 - 67400 млрд. лир. Недостаточной эффективности деятельности INPS способствует его организационная сложность: Национальный институт социального страхования включает в себя большое число пенсионных фондов и касс, которые находятся от него в неодинаковой зависимости.

Следующая причина реформы - один из самых высоких в Западной Европе уровней расходов на финансирование пенсионной системы, дополнявшийся самым низким пенсионным возрастом (60 лет для мужчин и 55 - для женщин). Все это тяжелым бременем ложилось на общественные финансы и затрудняло экономическое развитие страны. Средний размер пенсии в Италии составлял в середине 90-х годов ХХ века 69,4% и был одним из самых высоких в Европе после Франции и Нидерландов. В связи с этим итальянскую пенсионную систему зачастую определяли как особенно "щедрую". В качестве причин повышенных взносов на социальное страхование в Италии по сравнению с другими странами ОЭСР называется достаточно низкий уровень занятости населения, уклонение от уплаты взносов на малых предприятиях, значительное участие государства в финансировании социальных программ, а также невысокий уровень налоговой культуры населения <*>. К запутанности и нерациональности итальянской системы пенсионного обеспечения добавлялось наличие многочисленных привилегий для отдельных категорий трудящихся с правом досрочного выхода на пенсию, что также негативно сказывалось на эффективности системы пенсионного страхования.

--------------------------------

<*> Koerner, B. Op. cit. S. 308 - 309; Soziale Lestungen und ihre Finanzierung. Berlin, 1999. S. 306.

 

Цель проводимой реформы состояла в переходе от системы пенсий, зависимых от доходов, к системе пенсий, зависимых от страховых взносов. По сути переход к новой системе в рамках проводимой реформы был лишь первым шагом в процессе организации новой системы социальной защиты, фундаментом которой должна стать постепенная оптимизация социальных расходов. Основные элементы новой пенсионной системы следующие.

1. Повышение возраста выхода на пенсию. Необходимость удлинения сроков трудовой деятельности в Италии, так же как и в других странах Западной Европы, обусловлена демографическими, экономическими и культурными факторами. Быстрое старение населения и изменение соотношения числа работающих и пенсионеров привело к тому, что с начала ХХ века доля лиц в возрасте до 20 лет сократилась в Италии с 44 до 20%, а лиц старше 60 лет увеличилась с 10 до 23%. При сохранении нынешней демографической ситуации в стране в 2018 г. на одного пенсионера будет приходиться 1,85 работающих, а в 2033 г. это соотношение составит 1:1. Однако в случае увеличения пенсионного возраста до 65 лет в 2018 г. на одного пенсионера будет приходиться 2,7 работающих. В этом случае существенно сократится вклад государства в пенсионную систему, поскольку число пенсионеров, по прогнозам, в 2018 г. должно снизиться до 12 млн. человек <*>. Увеличение пенсионного возраста проводилось постепенно. Так, на период между 01.07.1995 и 31.12.1996 он составлял 57 лет для женщин и 62 года для мужчин и увеличивался на один год в течение последующих пяти лет, составив в 2000 г. соответственно 60 и 65 лет для женщин и мужчин. Для лиц с пониженной трудоспособностью пенсионный возраст установлен в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин.

--------------------------------

<*> Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия. М.: ИНИОН, 1994. С. 66.

 

2. Увеличение страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости, с 15 до 20 лет и для получения пенсии за выслугу лет с 35 до 40 лет.

3. Финансирование системы пенсионного обеспечения производится преимущественно за счет социальных взносов наемных работников и предпринимателей в размере 32,70% от фонда оплаты труда, из которых 8,89% уплачивает работник и 23,81% - работодатель. По сравнению с предыдущим периодом размер взносов был увеличен (ранее общая сумма составляла 26,72%), однако это вынужденное повышение выплат в пенсионный фонд, увеличение пенсионного возраста и санация системы финансирования должны в конечном итоге привести к снижению общей нагрузки на работающее население и стабилизации социальных расходов.

4. В отличие от предыдущей нынешняя система пенсионного обеспечения предусматривает иную форму расчета пенсий. Если ранее размеры пенсий устанавливались с заработков будущего пенсионера за последние пять лет работы из расчета 2% за каждый проработанный год, то сейчас величина пенсии определяется путем умножения величины накопленных вкладов на так называемый коэффициент трансформации. Размер выплачиваемой пенсии зависит от возраста прекращения трудовой деятельности и, как правило, меньше полной пенсии, однако в случае наличия определенных причин (например, экономических трудностей на предприятии и связанного с этим сокращения штатов) работник имеет право на получение полной пенсии, если его страховой стаж составляет не менее 35 лет <*>.

--------------------------------

<*> Altersicherung in Europa. Luxemburg: Europaeische Gemeinschaft, 2001. S. 50.

 

Помимо общего режима пенсионного обеспечения есть специальные режимы, предусматривающие существование особых пенсионных фондов, альтернативных общему режиму страхования. Организационно подобные фонды либо функционируют в рамках Национального института социального страхования (INPS), либо полностью от него независимы. Такие фонды объединяют работников отдельных профессий: транспортников, электриков, таможенников и др. Полностью автономны от INPS пенсионные фонды, объединяющие журналистов, служителей культа, руководящих работников предприятий. Свои пенсионные кассы имеют также работники ряда таких профессий, как инженеры, архитекторы, адвокаты, прокуроры, ветеринары. Следует отметить, что большинство пенсионных фондов функционируют на тех же принципах, что и Национальный институт социального страхования, аккумулируя обязательные пенсионные взносы и распределяя их в соответствии с установленными нормами пенсий и так же, как и INPS, пользуясь финансовой поддержкой государства.

Кроме общей системы пенсионного обеспечения, в Италии существует система дополнительного пенсионного страхования, представленная пенсионными фондами отдельных предприятий. В статье 38 итальянской Конституции предусматривается возможность существования частных систем пенсионного обеспечения. Однако из-за отсутствия унифицированного законодательного регулирования и особенностей итальянской финансовой системы (постоянного кризиса государственных финансов и узости финансового рынка, в частности рынка ценных бумаг) дополнительные системы пенсионного страхования получили недостаточное развитие. Хотя пенсионное обеспечение от предприятий и возникло ранее обязательного пенсионного страхования, оно выражено слабее, чем в других европейских странах. По оценке итальянского Министерства труда и социального обеспечения, в середине 90-х годов только 5% наемных работников имели дополнительную пенсионную страховку от предприятий. Основная масса таких фондов функционировала в банковской и кредитной сфере, где численность охваченных этим видом страхования составляла около 85% <*>. Эти дополнительные, или так называемые интегральные пенсионные, фонды, используя смешанную технику покрытия обязательств - капитализацию взносов и солидарное распределение части специального фонда, - выплачивают своим членам дополнительные к основной пенсии средства. Финансирование осуществляется за счет взносов на личные счета установленных сумм, которые аккумулируются фондом, а потом инвестируются для получения определенной прибыли. Накопленные средства используются в дальнейшем для выплаты пенсий. Размеры взносов, приходящихся на работодателя и наемных работников, дифференцированы по отраслям, однако в среднем около 2/3 поступлений приходится на долю работодателя.

--------------------------------

<*> Klammer, U. Das italienische Sozialleistungssystem. Soziale Lestungen und ihre Finanzierung. Berlin, 1999. S. 221.

 

Страхование от несчастных случаев на производстве

 

Страхование от несчастных случаев на производстве обязательно для всех наемных работников. Организация и управление этой областью социального страхования находятся в компетенции Национального института страхования от несчастных случаев (INAIL). В качестве несчастного случая на производстве итальянское трудовое законодательство рассматривает любой страховой случай, связанный с профессиональной деятельностью застрахованного, за исключением произошедших во время пути на работу и обратно домой. Список профессиональных болезней включает 58 пунктов для производства и 27 пунктов для сельского хозяйства, которые строго привязаны к определенным профессиям. В случае временной нетрудоспособности застрахованный должен обратиться к врачу, уполномоченному INAIL, в противном случае теряет возможность получения пособия по нетрудоспособности. Финансирование обязательного страхования от несчастных случаев осуществляется преимущественно за счет работодателя, уплачивающего взносы в зависимости от степени страхового риска, который определяется в коллективных договорах. Размер взносов, уплачиваемых работодателем с себестоимости продукции, как правило, варьируется в разных отраслях от 0,5% до 16%. Возмещение пострадавшему в результате несчастного случая может предоставляться в следующих формах.

1. Пособие по нетрудоспособности выплачивается начиная с 4-го дня после несчастного случая. Застрахованный получает 60% ежедневной заработной платы (средний ежедневный заработок за последние 15 рабочих дней, включая все надбавки: индексацию в связи с ростом цен, надбавки за выслугу лет и т.п.). Пособие выплачивается в течение первых 90 дней, после окончания которых производится увеличение пособия до 75% от предыдущей оплаты труда.

2. Услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности, предусматривающие врачебную помощь и лечебные мероприятия для восстановления здоровья, предоставление квалифицированной медицинской помощи для ухода за больным, помощь по профессиональной реабилитации.

3. Пенсия по инвалидности, выплачиваемая в случае невозможности восстановления трудоспособности. После реформы системы пенсионного страхования в 1995 г. стало невозможным получение пенсии по нетрудоспособности наряду с пенсией по старости, что было возможно ранее. В случае если размер пенсии по нетрудоспособности ниже пенсии по старости, разница между ними доплачивается.

4. Пенсии супруге (супругу), детям или ближайшим родственникам умершего. Размер пенсии вдове или вдовцу соответствует 50% пенсии по нетрудоспособности умершего супруга. Пенсия детям умершего в результате несчастного случая предоставляется в размере 20% для неполных и 40% - для полных сирот до 18 лет или до 26 лет в случае продолжения учебы в университете.

 

Минимальное социальное обеспечение

 

Основные виды минимального социального обеспечения в Италии - это социальная помощь неимущим в трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление "минимальных для жизни средств" декларируется в итальянской Конституции <*>, в Италии отсутствует всеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи социальное обеспечение для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит, как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной помощи в зависимости от собственного бюджета. Понятно, что такой подход означает неизбежную дифференциацию в доходах населения разных областей страны. Подобная несовершенная защита от рисков, например при долговременной безработице, представляет собой существенный пробел в итальянской системе социального обеспечения.

--------------------------------

<*> Ibid. S. 237.

 

Отсутствие единой системы социальной помощи при различии в доходах южных и северных регионов привело к тому, что на более богатом севере страны механизмы материальной поддержки, гарантирующие частичное минимальное обеспечение, более развиты, а размеры социальных выплат более существенны, нежели на менее богатом юге, где неимущие при отсутствии социальной поддержки со стороны государства могут иногда рассчитывать только на помощь родственников. Однако часто социальные услуги, предоставляемые в рамках социальных программ, не унифицированы даже в пределах региона и устанавливаются местными учреждениями здравоохранения (USL) по собственному усмотрению. Это касается, в частности, таких регионов, как Сардиния, Пьемонт, Ломбардия или Колабрия, где социальные службы имеют больший вес, предоставляя малоимущим, а также другим целевым группам как материальную помощь, так и иные социальные услуги. В другой группе регионов (Лацио, Молизе) до 1992 г. вообще не было системы обеспечения минимального социального дохода, только в Кампании были предусмотрены меры по содержанию несовершеннолетних сирот, а в Апулии - для престарелых. Существующий на сегодняшний день механизм социальной поддержки предусматривает ограниченный во времени пакет социальных услуг, продление которого возможно только после проверки материального состояния нуждающегося. В пакет предоставляемых социальных услуг входит не только денежная помощь, но и бесплатное питание, бесплатное пользование общественным транспортом, оплата аренды жилья и коммунальных услуг, а также организация досуговых мероприятий. Поскольку предоставление социальной помощи находится в компетенции регионов, то ее финансирование осуществляется, как правило, за счет региональных бюджетов.

В Италии более совершенной защитой от рисков, чем социальная помощь, служит унифицированная система социальных пенсий по старости, предоставляемых людям, не имеющим права на страховую пенсию по старости, функционирующая на национальном уровне. Так же, как и в ряде других европейских стран, основанием для получения социальной пенсии становятся такие необходимые требования, как, например, отсутствие обеспечения в рамках других социальных систем, отсутствие подлежащего обложению дохода от имущества и наличие минимального дохода. Размер пенсии составляет (2003 г.) 4429 евро в год с возможностью дальнейшего увеличения. Финансирование системы социальных пенсий осуществляется полностью из государственного бюджета.

Таким образом, тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии сближения ЕС обусловливали проведение жесткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенство итальянской социальной системы делало очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно слабыми в общей системе социальной защиты.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности

(Виноградова З.Д.)

("Трудовое право", 2006, N 3)

Дата

16.02.2006

Информация о публикации

"Трудовое право", 2006, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

КРУГ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

 

З.Д. ВИНОГРАДОВА

 

Одной из наиболее важных проблем совершенствования законодательства о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности является оптимальное для современных условий определение круга лиц, подлежащих этому страхованию.

 

В советское время государственное (т.е. обязательное) социальное страхование распространялось на всех трудящихся, занятых в общественном производстве. Социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие независимо от места работы (государственное, общественное, кооперативное предприятие, учреждение, организация, личное потребительское хозяйство отдельных граждан), ее характера и продолжительности, других обстоятельств. Социальное страхование охватывало также членов колхозов и иных кооперативных организаций. Наравне с рабочими и служащими страхованию подлежали отдельные категории трудящихся, не относящиеся к наемным работникам, но близкие к ним по социальному положению и условиям труда: адвокаты, члены артелей старателей. Широкая сфера действия государственного социального страхования предопределяла практически всеобщность обеспечения трудящихся при наступлении временной нетрудоспособности, а также при рождении и воспитании детей.

Российское законодательство последнего десятилетия прошлого века не внесло существенных изменений в сферу действия обязательного социального страхования, хотя и несколько расширило ее, включив в круг застрахованных отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования было предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В настоящее время в связи с заменой страховых взносов единым социальным налогом круг лиц, подлежащих страхованию, определяется, по-видимому, Налоговым кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 236 и п. 3 ст. 238 НК РФ единый социальный налог в Фонд социального страхования начисляется на выплаты (вознаграждения) лицам, работающим по трудовому договору. Следовательно, обязательному социальному страхованию подлежат теперь только работники.

Налоговый кодекс, возлагая на работодателей обязанность уплаты единого социального налога, на первый взгляд обеспечивает обязательное социальное страхование всех работников.

Но на самом деле из-за некоторых юридических "тонкостей" по меньшей мере одна категория работников не охватывается этим страхованием и лишается права на получение страховых выплат и услуг <*>. Это - граждане, занятые у работодателей - физических лиц в качестве домашних работников, секретарей, водителей и т.п. Согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса не признаются объектом обложения единым социальным налогом выплаты работодателей - физических лиц в пользу работников, если такие выплаты не уменьшают их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Поскольку Налоговым кодексом такое уменьшение налоговой базы для этой категории налогоплательщиков не предусмотрено, то вознаграждение за труд лицам, работающим у них по трудовому договору, не подлежит налогообложению. Как подчеркивает С.Д. Шаталов, формально оставаясь плательщиками единого социального налога, работодатели - физические лица не обязаны его уплачивать <**>.

--------------------------------

<*> До 1 января 2005 г. не подпадали под обязательное социальное страхование и лица, работающие по трудовому договору в потребительских кооперативах. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса не подлежали обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. С 1 января 2005 г. подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса утратил силу.

<**> Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М.: МЦФЭР, 2004. С. 887 - 888.

 

Это налоговое правило противоречит статье 2 Трудового кодекса, которая относит обеспечение права работников на обязательное социальное страхование к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Это означает, что в период своей трудовой деятельности работник должен быть застрахован от всех видов социального риска. В статьях 21 и 22 Трудового кодекса закреплено также право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральным законом, и обязанность работодателя осуществлять такое страхование своих работников. И хотя данная в ст. 21 формулировка права работника на обязательное социальное страхование не совсем корректна <*>, нет никаких оснований полагать, что она имеет более узкое содержание, чем прежняя классическая формулировка трудового законодательства - "все работники подлежат обязательному социальному страхованию".

--------------------------------

<*> Э.Г. Тучкова считает, что в ст. 21 ТК законодатель допустил смешение права на обязательное социальное страхование с правом на обеспечение в порядке такого страхования, которое действительно обусловлено наступлением определенного страхового случая, предусмотренного законом. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М.: Проспект, 2004. С. 389.

 

Что касается работников, занятых у работодателей - физических лиц, то в Трудовом кодексе содержатся специальные нормы, гарантирующие их включение в систему обязательного социального страхования (ст. 303).

Анализируя обеспечение права работников на обязательное социальное страхование, нельзя не отметить особенности страхования работников тех работодателей, которые применяют специальные налоговые режимы. Расходы на их страхование покрываются за счет единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога. Определенная доля этих налогов взамен единого социального налога поступает в Фонд социального страхования, но этих поступлений явно недостаточно для выплаты всех страховых пособий в установленных законодательством размерах. Поэтому за счет средств Фонда пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Остальная часть пособия выплачивается работодателем из собственных средств. Но при очередной уплате соответствующего налога он вправе уменьшить его размер или размер налогооблагаемой базы на сумму выплаченных пособий, то есть непосредственные затраты работодателя на обеспечение заболевших работников возмещаются ему полностью или частично.

Такой порядок финансирования и предоставления пособия по временной нетрудоспособности существенно ущемляет права застрахованных, так как выплата пособия в части, возложенной на работодателя, зависит исключительно от его финансового положения и "доброй воли". Ни страховщик, ни налоговые органы не контролируют добросовестность исполнения работодателем этой обязанности. Ущемляются и интересы страховщика, поскольку поступающие в его распоряжение доходы от специальных налогов не покрывают полностью расходов даже по частичному обеспечению указанных работников.

Отмеченное снижение материальных, организационных и правовых гарантий права (выражение некорректное, следует перефразировать) на один из основных видов обеспечения по социальному страхованию - пособие по временной нетрудоспособности - касается многочисленных категорий застрахованных (работников торговли и бытового обслуживания, сельскохозяйственных работников и т.п.). Очевидно, что поддержка малого бизнеса не должна осуществляться за счет застрахованных. В целях обеспечения выплаты полагающихся пособий по болезни, на наш взгляд, следовало бы распространить на соответствующие категории работодателей общий порядок уплаты единого социального налога в Фонд социального страхования.

Поскольку Налоговый кодекс фактически признает подлежащими обязательному социальному страхованию только лиц, работающих по трудовому договору, возникает вопрос, относятся ли к ним члены сельскохозяйственных и иных производственных кооперативов. Действующее российское законодательство, к сожалению, не дает на него однозначного ответа.

В отличие от КЗоТ РФ, в котором было прямо указано (ст. 3), что труд членов колхозов регулируется их уставами, а также законодательством, относящимся к колхозам и иным кооперативным организациям, Трудовой кодекс обходит вопрос о правовой природе отношений по труду членов производственных кооперативов. Во всяком случае, в нем не содержится норм, отражающих особенности возникновения, существования и прекращения отношений по труду членов производственных кооперативов. Установленный частью 1 ст. 11 Трудового кодекса основной критерий сферы действия трудового законодательства по кругу лиц - заключение трудового договора - явно недостаточен для четкой правовой квалификации природы трудовых отношений членов производственных кооперативов.

После принятия Трудового кодекса не подверглись каким-либо изменениям соответствующие статьи Гражданского кодекса, в частности ст. 108, согласно которой характер и порядок трудового участия членов кооперативов в производственной или иной хозяйственной деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию регулируются уставом кооператива.

Федеральные законы о кооперативах по-прежнему четко различают трудовые отношения работников, занятых в кооперативе на основе трудового договора, и трудовые отношения членов кооперативов. Так, согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" трудовые отношения членов кооператива регулируются этим Законом и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде. В ст. 1 ФЗ от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" дается определение работника как лица, которое не является членом кооператива и привлекается по трудовому договору на работу по определенной специальности, квалификации или должности; личное же трудовое участие члена кооператива в его деятельности выражается количеством отработанных им дней, объемом выполненной работы и произведенной продукции в тот или иной период. Таким образом, кооперативное законодательство рассматривает отношения по применению труда членов кооперативов как составную часть правоотношений по членству в кооперативе.

Date: 2015-09-17; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию