Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваши пожелания, предложения. 8 page





Объективная реальность заключается в том, что сегодня руководители профессиональных медицинских ассоциаций в большей степени заинтересованы в осуществлении иных функций. Пациенты, их права, средства защиты этих прав не относятся к первоочередным задачам профессиональных медицинских ассоциаций.

Автор считает, что в каждом муниципальном образовании необходимо создать независимые профессиональные вневедомственные комиссии по контролю за качеством оказания медицинской помощи с включением в их состав представителей органов местного самоуправления, прокуратуры, следственных органов МВД, общественности, представителей науки и практических работников лечебных учреждений. Заключение данной комиссии необходимо считать определяющим при квалификации и определении размера вреда, причиненного здоровью пациента, а также при определении вины конкретных лиц лечебно-профилактического учреждения. Необходимо устранить корпоративность в этом вопросе.

Эффективным направлением в деле защиты прав пациентов стало обращение в органы системы обязательного медицинского страхования.

Страховые медицинские организации осуществляют контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи путем заключения (или незаключения) договоров с лечебно-профилактическими учреждениями, что реально способствует защите прав пациентов (застрахованных). Автор отмечает, что при разработке концепции медицинского страхования в России функция страховых медицинских организаций как раз и заключалась в том, чтобы стать реальной правовой основой защиты прав пациентов.

Основанием для обращения пациента в страховую медицинскую организацию является положение ст. 15 данного Закона РФ "О медицинском страховании граждан", в которой среди обязанностей страховой компании указана защита интересов застрахованных.

Региональный опыт по защите прав пациента обобщается и анализируется в территориальных фондах ОМС субъектов Российской Федерации. Так, соответствующим подразделением ТФОМС Иркутской области было организовано размещение в ряде ЛПУ "Информационных уголков пациента". В сотрудничестве с Комитетом здравоохранения области был издан приказ "О совершенствовании деятельности по обеспечению и защите прав граждан при получении медицинской помощи". Данным приказом утверждены три положения, составляющие своеобразное "информационное ядро" современных прав пациента: "Об обеспечении права граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него", "Об обеспечении информированности населения о правах в области охраны здоровья", "Об обеспечении сохранения сведений, составляющих врачебную тайну". Указанными положениями детализируются нормы и устанавливается механизм реализации данных прав пациента.

Современный российский и зарубежный опыт здравоохранения свидетельствует о необходимости разработки и законодательного закрепления юридической защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, что, естественно, ставит на повестку дня вопрос скорейшего принятия федерального закона "О защите прав пациента".

Большую озабоченность общественности вызывают случаи нарушения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако и правовые средства обеспечения прав личности на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в законодательных нормах, в условиях формирования экономических властеотношений и коммерциализации сферы здравоохранения испытывают известную трансформацию и далеко не всегда способны осуществлять свою охранительную, правозащитную функцию. Фактическое отсутствие прямых законодательных норм по ряду вопросов об охране здоровья граждан, устанавливающих меры защиты прав на охрану здоровья, ослабляет действие правового регулирования данной области, снижает его эффективность и свидетельствует о том, что еще недостаточно обеспечивается одна из основных функций государства - социальная защита прав граждан от отрицательных последствий рынка, в частности правовыми средствами.

Анализ проблемы защиты субъектов здравоохранения позволяет говорить о необходимости системного подхода к разработке новых и применению уже существующих средств пресечения посягательств на права, свободы, охраняемые законом интересы в исследуемой сфере. В данном случае это предусматривает проведение соответствующего исследования возможных правонарушений в здравоохранении и обусловленной ими юридической ответственности с целью последующего их законодательного оформления. Тем самым выстраивается логическая цепочка: субъективное право (свобода) - правонарушение - правовая ответственность - правовая защита.

На сегодня главным из всех способов защиты прав является судебный, а в целом в России отсутствует полноценная правовая база для защиты прав пациента.

Потому чрезвычайно важным представляется разработка юридического механизма применения средств правовой защиты в области здравоохранения, а также формирование специальных способов и форм с учетом особенностей содержания взаимодействий врачей и пациентов, лечебно-профилактических учреждений.

В связи с чем автор считает необходимым:

- выработать четкие стандарты предоставления медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями и условиями оказания медицинской помощи;

- ужесточить ответственность медицинских работников за причинение смерти вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей и внести в п. 2 ст. 105 УК РФ подпункт: н) убийство пациента, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей наказывается на срок от восьми до двадцати лет, считая необходимой данную меру наказания в целях повышения конституционной защиты прав на охрану здоровья и медицинскую помощь;

- разработать и законодательно закрепить юридическую защиту прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, что должно выражаться в скорейшем принятии закона "О защите прав пациента", включающем все возможные формы досудебной и судебной защиты исследуемых прав.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Проблемы бедности и нищенства в законодательной политике Российского государства IX - XVIII веков

(Гусарова М.Е.)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 3)

Дата

13.09.2006

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2006, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И НИЩЕНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА IX - XVIII ВЕКОВ

 

М.Е. ГУСАРОВА

 

Гусарова М.Е., доцент кафедры "Социология и социальная работа" Муромского института (филиала) ВлГУ, кандидат исторических наук.

 

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой под бедностью понимается "показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей" <1>. Там же дается и определение нищенства как "состояния, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний" <2>.

--------------------------------

<1> Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 2000. С. 24.

<2> Там же. С. 205.

 

Истоки государственной политики по отношению к бедным и нищим восходят к княжескому попечительству. В честь различных событий князья устраивали пиры, на которые могли приходить нищие и убогие. "Повесть временных лет" описывает проявление нищелюбия князем Владимиром Святым: "Си слышав (Владимир) повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княже и взимати всяку потребу - питье и яденье, и из казны монетой... где больной и нищ немогы ходити... тем раздаваху на потребу" <3>. Нищепитательство первых князей по-разному оценивается в исторической и церковной литературе. Летописные сказатели восхищаются милосердием князя Владимира Святого, объясняя это не только темпераментом князя, но и его духовным изменением, связанным с принятием христианства, когда он хотел "исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле" <4>. Более того, они распространяли филантропию князя на все государство, возводя ее в ранг правительственной программы. "Более всего бяше милостыню творя князь Володимер. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земли русской: и в градах и в селах, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напоя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудоватыя - вся милуя и одевая и накормя и напояя". В Уставе Владимира 996 года упоминается о людях церковных, на которых распространялось право епископского суда. Среди монахов и мирян, служивших церкви, мы находим людей убогих и призреваемых церковью - странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, прощеник). По новгородской грамоте к церковным людям принадлежали и изгои - неграмотный попович, выкупившийся холоп, обанкротившийся купец и осиротевший князь. В источниках мы найдем сведения о деятельности монастырей в отношении убогих и нищих. Так, настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосий устроил при монастыре богадельню для нищих и убогих и тратил на ее содержание десятую часть монастырских доходов, несмотря на сопротивление части братии. В конце XI века в результате политических осложнений в Киеве был приостановлен ввоз галицкой соли. Препятствуя росту цен, взвинченных киевскими ростовщиками, монахи монастыря стали продавать соль из своих запасов по более дешевым ценам, способствуя, таким образом, поддержке бедных, для которых этот товар был также жизненно необходим.

--------------------------------

<3> Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. С. 54.

<4> Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М.: ТЕРРА, 1993. С. 127.

 

В то же время церковная политика в отношении нищенства носила достаточно противоречивый характер. Становясь впоследствии крупными хозяйственными корпорациями, монастыри принимали в свои члены только богатых постриженников, приносивших в монастырскую казну свое имущество. Из тех же летописей известен случай, когда монах Киево-Печерского монастыря хотел постричься в великую схиму, ему было отказано братией по нищете его <5>.

--------------------------------

<5> Карташев А.В. Указ. соч. С. 231.

 

В знаменитом "Поучении" князя Владимира Мономаха мы также находим упоминание о попечительстве над нищими и бедными: "Всего же больше убогих не забывайте... Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накормите бедного..." <6>. В определенной степени можно говорить о ряде профилактических мер, принятых князем в отношении кредитования, грабительские размеры которого неизменно способствовали росту обнищания на Руси. При нем было ограничено двумя годами действие статьи Русской правды, устанавливавшей размер годового роста 50%. После того как взятый процент сравнивался с суммой долга, кредитор не имел права брать дальнейших процентов и ждал только возвращения суммы долга. Если же кредитор осмеливался взять 50-процентный рост третий раз, то он лишался права требовать уплаты самого долга.

--------------------------------

<6> Полное собрание русских летописей... Указ. соч. С. 100, 102.

 

Законодательство более позднего времени тем или иным образом было связано с решением проблем бедности. Наиболее распространенными мерами становились налоговые послабления. На протяжении XIV - XVI веков князьями и монастырями давались льготные грамоты, по которым поселявшиеся на их землях освобождались от дани, тягла и различных работ. Например, грамота князя Василия Васильевича Богородскому монастырю Аргуновской волости Переяславского уезда, грамота серпуховского князя Василия Ярославовича игумену Троицко-Сергиевского монастыря, грамота Троицко-Сергиевского монастыря крестьянину Лукину на поселение на мирской земле в Муромском уезде.

В XV - XVI веках, с одной стороны, принимаются некоторые меры по борьбе с нищенством и бедностью, которые вызывались многочисленными неурожаями, войнами, пожарами, голодом. В 1560 году появляется Указ об отсрочке долгов с погорельцев в течение 5 лет. В 1603 году издается Указ, разрешающий отпускать на волю во время голода на прокорм работные семьи без оформления отпуска на волю. Соборное Уложение 1649 года разрешало оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов и давало отсрочку уплаты этого долга от года до трех лет. В Указе 1662 года о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время определялись основные мероприятия по недопущению голода. Митрополитам и местным властям предписывалась продажа хлеба из своих запасов, причем по твердой цене. При отсутствии средств на покупку разрешалось давать его в долг под поручительство. В следующем году похожий Указ вышел в отношении бояр, которым предписывалось обязательное кормление холопов в период голода. В случае отказа бояре лишались холопов, которых отпускали на волю.

С другой стороны, происходит легализация и защита профессионального нищенства. Это, в свою очередь, было связано не только с отсутствием соответствующего призрения, но и с тем, что в обществе сложились такие христианские нормы поведения, согласно которым подаяние, милостыня есть один из способов приобщиться к таинству церкви. Это приводило к тому, что наказанию подвергались не сами нищие, а те, кто наносил им вред.

Но постепенно государство начинало отходить от раздачи милостыни всем нищим без различия, вместе с тем предпринимая первые шаги по борьбе с нищенством, которые включали в себя как социальное призрение убогих и больных в богадельнях, охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами, так и изыскание средств для оказания помощи бедным с целью предупреждения нищеты. В то же время в законодательстве XVII века мы находим не так много указов (всего три), посвященных проблемам нищенства. Причем наблюдалось четкое разделение на "настоящих" и "ненастоящих" нищих. Те из них, которые притворялись, подвергались допросу и отправлялись по месту проживания: "...гулящие люди, подвязав руки, такж и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, и притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать... и по расспросным речам ссылать..." <7>. При поимке второй раз "ненастоящих" нищих наказывали и ссылали в Сибирь. В 1694 году такой же указ вышел в отношении нищих духовного звания и мирских людей, проживающих в монастырях в статусе бельца <8>.

--------------------------------

<7> Полное собрание законов Российской империи. Издание 1. Санкт-Петербург, 1830. Т. 3. Ст. 1424. С. 119 - 120 (далее - ПСЗ).

<8> Там же. Ст. 1489. С. 176 - 177.

 

"Настоящих" нищих определяли в богадельни, где наряду с ними содержались и старцы. Так, в 1681 году в московских богадельнях находилось 420 человек. Содержание богаделен осуществлялось за счет Приказа большого Дворца, в который с церквей собиралось "по 3 алтына и по 2 деньги" <9>. Таким образом, в этот период государство особенно не было озабочено проблемой нищенства как социальной проблемой.

--------------------------------

<9> Там же. Ст. 1424. С. 119 - 120.

 

Ситуация коренным образом меняется при Петре I. Из 44 указов, имеющих отношение к социальным проблемам, 19 посвящены решению вопросов нищенства и бедности. Так, ряд указов содержит меры, направленные на поддержание отставных офицеров с целью предупреждения среди них нищеты. "Которые офицеры служили в армии и за старостью и за ранами отставлены, и тех велите употреблять в гарнизоне или к другим каким делам... а особливо бедных, которые мало имеют за собой крестьян и которые ничего не имеют; а которые хотя и к делам не годятся за дряхлостью или за увечьем, тем давать некоторое жалованье..." <10>. Отставных же солдат и драгун, которые пропитания не имеют, отсылать в монастыри и кормить за счет средств, выделяемых на содержание монахов. Петром I была продолжена политика разделения нищих на "настоящих" и "ненастоящих", причем эта политика стала более жесткой, чем в предыдущий период. "Настоящих" нищих продолжали содержать в патриарших богадельнях за счет остатка средств, выдаваемых на содержание монахов <11>.

--------------------------------

<10> ПСЗ. Т. 5. Ст. 3003. С. 202.

<11> Там же. Т. 4. Ст. 1886. С. 181 - 182.

 

Отношение к милостыне у власти менялось в течение времени. Указ 1701 года ее еще не запрещал как таковую: "...в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни..." <12>. Но уже в Инструкции воеводам 1719 г. говорилось: "По дворам милостыню просить не допускать" <13>. Эта же мысль прослеживается и в Регламенте Духовной Коллегии 1721 г.: "А ленивы прошаки Богу противны. А кто снабжает оных... также участник оных же греха. Но из таковой дурной милостыни еще и отечеству великий грех делается. Рассуди всяк благоразумный, сколько тысяч в России обретается таких ленивых прошаков, столько же тысяч не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного" <14>. Несмотря на то что Петр оправдывает свое отношение к нищенству тем, что это не угодно Богу, здесь явно прослеживаются общегосударственные интересы. Люди, просящие милостыню, соответственно не попадают в разряд налогоплательщиков.

--------------------------------

<12> Там же. Ст. 1856. С. 168.

<13> Там же. Т. 5. Ст. 3294. С. 627.

<14> Там же. Т. 6. Ст. 3718. С. 345.

 

Значительная часть указов содержит карательные меры в отношении "ненастоящих" нищих. При этом наказание ждало не только самих нищих, но и тех, кто давал милостыню. Для последних устанавливался штраф от 5 до 10 рублей. В отношении самих нищих устанавливались жесткие меры: "Которые впервые были пойманы, таких бить нещадно... и отсылать в прежние места... чтобы они милостыню не просили, а кормили бы их те, чьи они есть. А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, заставить бы их работать. А которы во второй и третий раз пойманы, то таких бить кнутом, посылать на каторжные работы, а баб в шпингауз, а ребят, бив батогами, посылать на суконный двор и прочим мануфактурам, а с хозяев брать штрафу за каждого человека по 5 рублей"; "Еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки, которые не хотят трудится о своем пропитании: то таковых надлежит сажать в смирительные дома и посылать их на работы... чтобы никогда не праздны были"; "Смотреть накрепко, дабы по прежним указам бродяжных нищих не было. А ежели где таковые явятся, таковых ловить и приводить в Полицмейстерскую Канцелярию, а из оной молодых на урочные годы употреблять на казенные работы..."; "Понеже в прошлых годах многими указами в народ подтверждено, дабы нищих, которые в богадельнях не записаны... а паче кои не увечные и не старые, имать за караул и допросить, чьи они и какие ради причины противно указу по миру ходят; и отсылать в прежние их места... чтобы они милостыню не просили" <15>.

--------------------------------

<15> ПСЗ. Т. 5. Ст. 3213. С. 578 - 579; Т. 6. Ст. 3945. С. 642; Ст. 4047. С. 733.

 

Ряд законов был направлен на помощь бедным, особенно во время голода. "Что от хлебного недороду во многих местах является в народ голод: того ради надлежит ныне иметь смотрение, дабы неимущих в сие нужное время пропитать. Понеже известно, не имея и не желая никаких промыслов... и того ради некоторые в самой бедности пребывают, того ради о таких весьма усматривать и к каким возможно художествам и ремеслам или работам принуждать... а ремесла или художества умножать, чтобы такие гуляки под именем нищих весьма не шатались и праздны не были. Весьма потребно есть призрение бедных; того ради стараться, чтобы обеднелые, а паче престарелые и дряхлые граждане... которые пропитания себе не имеют и работать не могут, в богадельни были пристроены и пропитанием и присмотром оставлены не были" <16>.

--------------------------------

<16> ПСЗ. Т. 7. Ст. 4168. С. 24 - 25; Ст. 4624. С. 395.

 

Преемники Петра I продолжили его политику в отношении бедных и нищих. Принципиально их отношение к нищим и бедным ничем не отличалось. Среди указов времен Петра II лишь только один (и то Сенатский) затрагивает тему нищенства. Согласно этому Указу от 11 января 1728 года "...с нищих брать подушные деньги по 70 копеек с души, а четырех гривенного оклада с них не брать... и богадельных нищих в раскладку на полки класть не велено..." <17>.

--------------------------------

<17> Там же. Т. 8. Ст. 5228. С. 8 - 9.

 

Анна Иоанновна ничего нового в отношении нищих и бедных не привнесла. Ее обращение к этой теме скорее свидетельствует об остроте проблемы и необходимости ее решения, нежели о милосердии императрицы. Проблема "настоящих" и "ненастоящих" нищих, которые "без всякого призрения по улицам и дорогам валяются и бродят", проблема милостыни, содержания нищих решались теми же способами, что и при Петре I: наказание в зависимости от количества пойманных раз, запрещение прошения милостыни, определение "настоящих" нищих в богадельни <18>.

--------------------------------

<18> Там же. Ст. 5594. С. 301; Ст. 5644. С. 340 - 341; Ст. 5832. С. 536.

 

Заканчивая на этом (в рамках данной статьи) анализ российского законодательства по вопросам бедности и нищенства, можно сказать, что данная проблема не выходила из поля зрения практически ни одного правителя Руси и России X - XVIII веков. Здесь явно прослеживается тенденция от поощрения нищенства к его неприятию и искоренению. Но социальная законодательная политика носила "запаздывающий" характер: меры принимались уже в отношении самих нищих, и мало обращалось внимания на профилактику нищенства и борьбу с бедностью.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Договор в сфере социального обслуживания

(Барков Л.В.)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 3)

Дата

13.09.2006

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2006, N 3

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ДОГОВОР В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Л.В. БАРКОВ

 

Барков Л.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин (Всероссийская государственная налоговая академия МНС России).

 

Наметившиеся изменения в российской социальной политике, проявляющиеся в стремлении отказа от патернализма, разгосударствления социальной сферы, формирования рынка социальных услуг <1>, диктуют необходимость поиска новых нетрадиционных подходов к решению проблемы повышения эффективности правового регулирования сферы социального обслуживания. Реформирование модели социальной политики происходит в условиях предпринимаемых попыток, с одной стороны, защитить десятки миллионов людей, и в первую очередь пенсионеров и инвалидов, от жестокого воздействия рынка, с другой - способствовать экономической активности различных слоев населения <2>. Длительное время ранее не реализуемая в сфере социального обслуживания населения идея совмещения таких ценностей, как социальная справедливость и индивидуальная свобода, в настоящее время становится реальностью, и в немалой степени благодаря востребованию такого института гражданского права, как договор, огромный социально-регулятивный потенциал которого не имел возможности реализоваться в условиях господства административно-командной системы.

--------------------------------

<1> См.: Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. М., 2002. С. 13.

<2> См.: Лепшов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). М., 2000. С. 3.

 

В условиях формирования рынка договор призван стать основной формой отношений, стимулирующих оборот социальных услуг, учитывающей их спрос и предложение и тем самым отображающей экономико-правовую модель самого рынка <3>. Эффективность правового регулирования социального обслуживания в значительной степени будет зависеть от возможности договора активизировать рынок социальных услуг, повысить их безопасность и качество и тем самым эффективно реализовать и защитить субъективные права на жизнь и здоровье наиболее слабой стороны в договоре - потребителя. Таким образом, решение задач повышения эффективности правового регулирования социального обслуживания и договора социальных услуг предполагаются как взаимообусловленные.

--------------------------------

<3> См.: Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Автореф. дис... док. юрид. наук. Саратов, 1994. С. 7.

 

Однако существующее положение реальных дел показывает, что на практике применение договора в сфере социального обслуживания оказывается серьезно затруднено. Препятствием развития договорных отношений служат, на наш взгляд, следующие обстоятельства.

Длительное время складывающийся стереотип мышления, проявляющийся в том, что сфера социального обслуживания является зоной государственных, публичных интересов, не приемлющей частноправовых элементов, рассматриваемых как посягательство на гарантии и социальные льготы значительной части социально не защищенного населения, повлиял на действующее законодательство в этой области. Среди наиболее важных законов, регулирующих социальное обслуживание, следует отметить Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <4>. Согласно легальному определению социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах (ст. 1 Закона). Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от размера получаемой пенсии и ряда других факторов, влияющих на социальные льготы и гарантии. При оказании дополнительных социальных услуг взимание платы производится со всех категорий граждан.

--------------------------------

<4> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

 

Однако учреждение социального обслуживания обязано заключать договоры, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты только с категорией граждан, принимаемых на платное обслуживание. Таким образом, происходит разделение предоставленных услуг на возмездные и безвозмездные. В то же время, по мнению законодателя, отношение между потребителем и производителем лишь тогда регулируется Законом "О защите прав потребителя" <5>, когда услуга оказывается по возмездному договору, ставя потребителя "бесплатных услуг" в неравное положение с потребителем платных услуг. Данное обстоятельство не может считаться приемлемым и требует корректировки.

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600; 1999. N 2. Ст. 235; N 29. Ст. 3697.

 

Не достигнуто единства по вопросу средств повышения эффективности правового регулирования социального обслуживания и среди ученых. Отмечается, что социальное обслуживание в качестве предмета правового регулирования рассматривается специалистами в области права социального обеспечения как один из институтов данной отрасли права, где роль и место договора традиционно не исследуется. Предпринимаются попытки разграничить социальное обеспечение, и в том числе сферу социального обслуживания, на государственные и негосударственные формы <6>. Делаются выводы о том, что отношения распределения в сфере социального обслуживания разнородны и требуют различных методов правового регулирования, где в сферу действия норм гражданского права попадают лишь отношения, основанные на оказании платных или частично платных услуг <7>.

--------------------------------

<6> См.: Захаров М.М., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2002. С. 494.

<7> См.: Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003. С. 28.

Date: 2015-09-17; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию