Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые материалы состоявшегося обсуждения включены в данный номер журнала. 6 page





- служащих Королевской Канадской конной полиции (RCMP) - Федеральные законы "О пенсии по выслуге лет служащих Канадской Королевской конной полиции" (Royal Canadian Mounted Police Superannuation Act, http://laws.justice.gc.ca/en/r-11/258740.html), "О пенсионном обеспечении служащих Канадской Королевской конной полиции" (Royal Canadian Mounted Police Pension Continuation Act, http://laws.justice.gc.ca/en/r-10.6/258508.html);

- членов Парламента - Федеральный закон "О пенсионных пособиях членам Парламента" (Members of Parliament Retiring Allowances Act, http://laws.justice.gc.ca/en/m-5/250778.html);

- генерал-губернаторов - Федеральный закон "О пенсии по выслуге лет для генерал-губернаторов Канады" (Lieutenant Governors Superannuation Act, http://laws.justice.gc.ca/en/l-8/249495.html);

- дипломатов - Федеральный закон (специальный) "О пенсии по выслуге лет для работников дипломатической службы" (Diplomatic Service (Special) Superannuation Act, http://laws.justice.gc.ca/en/D-2/235014.html);

- предпринимателей - Федеральный закон о создании обществ пенсионного фонда (Pension Fund Societies Act, http://laws.justice.gc.ca/en/p-8/258117.html) - позволяет корпорациям Канады в лице их главных управляющих создавать корпоративные пенсионные фонды на основе добровольных взносов. Фонды выплачивают пенсии служащим корпорации по нетрудоспособности и немощности ко времени наступления старости, а после их смерти - аннуитеты и пособия наследникам, включая несовершеннолетних детей.

Пенсионным законодательством отдельно регулируется:

- выпуск аннуитетов (ежегодной ренты) по старости - Федеральный закон "Об аннуитете" (Government Annuities Act, http://laws.justice.gc.ca/en/g-3.7/242339.html);

- предоставление льгот - Федеральные законы "О нормах льгот по пенсиям" (Pension Benefits Standards Act, http://laws.justice.gc.ca/en/p-7.01/257931.html), "О льготах при выходе на пенсию" (Supplementary Retirement Benefits Act, http://laws.justice.gc.ca/en/s-24/260969.html);

- разделение пенсии при определенных обстоятельствах, например в случае развода или раздельного проживания супругов, - Федеральный закон "О разделении льгот по пенсиям" (Pension Benefits Division Act, http://laws.justice.gc.ca/en/p-6.7/257784.html);

- периодический пересмотр (раз в три-четыре года) системы пенсионного обеспечения - Федеральный закон "О государственной отчетности по пенсиям" (Public Pensions Reporting Act, http://laws.justice.gc.ca/en/p-31.4/255424.html);

- создание специальной системы пенсионного обеспечения - Федеральный закон "Об особых мерах пенсионного обеспечения" (Special Retirement Arrangements Act, http://laws.justice.gc.ca/en/s-15.2/259843.html).

Пенсионная система Канады.

Механизм обеспечения пенсионных выплат по достижении пенсионного возраста в Канаде реализован через так называемые Зарегистрированные пенсионные планы (ЗПП) и программы накоплений.

Зарегистрированные пенсионные планы представляют собой систему долгосрочного накопления работником денежных средств через различные пенсионные фонды. Пенсионные отчисления осуществляются работником, работодателем (если подобное предусмотрено уставом организации и трудовым договором) или профсоюзом на добровольной основе. После выхода работника на пенсию (средний возраст - 65 лет, если иное не предусмотрено трудовым договором) работник имеет право на регулярные пенсионные выплаты. Размер пенсионных выплат зависит от пенсионного плана.

Федеральный закон "О пенсиях" дает право всем работникам в пределах одного класса участвовать в ЗПП после двух лет работы на определенного работодателя (один год в Квебеке). Работающие на полставки также имеют право участия.

ЗПП могут быть организованы:

- с определением конечных размеров пенсионных выплат, которые будет получать работник по выходе на пенсию (defined benefit), в этом варианте работник не имеет права на единовременную выплату конечной суммы за длительный период времени, выплаты обычно производятся помесячно;

- с определением вкладов со стороны работника и работодателя, от которых будут зависеть последующие пенсионные выплаты (define contribution scheme).

Общенациональные ЗПП регулируются Федеральным законом "О подоходном налоге" (Income Tax Act, http://laws.justice.gc.ca/en/i-3.3/65347.html) и Законом "О нормах льгот по пенсиям". Прочие ЗПП регулируются законодательными актами на провинциальном уровне.

ЗПП делятся на следующие категории.

Персональные пенсионные планы (Mandated Personal Pension Plans) - основную часть пенсионных отчислений осуществляет работник. Работодатель или профсоюз могут осуществлять перечисление средств в пенсионные фонды в размере до 50% пенсионных отчислений.

Делегированные профессиональные пенсионные планы (Mandated Occupational Pension Plans) - пенсионные отчисления осуществляются работодателем или профсоюзом. Участие в данных пенсионных программах со стороны работника добровольное. Работодатель или профсоюз, организовавшие подобный план, обязаны делать вклады в него.

Профессиональные пенсионные планы. Могут создаваться работодателями и профсоюзами как для госслужащих, так и в частном секторе.

Кроме ЗПП существуют программы пенсионных накоплений (RRSP). Программы накоплений предлагаются финансовыми организациями (банками, кредитными союзами и др.) и являются одним из вариантов долгосрочных вкладов. Программы накоплений основаны на формуле ежегодного вклада, которая не может превышать определенной суммы, зависящей от дохода работника за последние три года. Программы накоплений не ограничены регулируемой системой возврата вкладов или гарантий. После выхода на пенсию плательщик имеет право взять всю сумму единовременно или заключить соглашение на ежегодную программу выплат через страховую компанию. В случае единовременного получения суммы вклада она облагается подоходным налогом. После смерти плательщика остающиеся средства выплачиваются наследникам.

Программы накоплений регулируются Законом "О подоходном налоге", а также иными законами и актами, регулирующими деятельность финансовых организаций в Канаде.

Не облагаются налогом годовые пенсионные выплаты, не превышающие 2% от среднего дохода работника за период трех наиболее успешных лет, но не более 1722,22 долл. на каждый год трудового стажа. С 1976 г. средняя ежегодная пенсия для работника с 35 годами стажа составляет около 60 тыс. долл., то есть из расчета 1715 долл. на каждый год трудового стажа. Это соответствует годовому заработку приблизительно в 86 тыс. долл.

Не существует ограничений на суммы пенсионных отчислений, а также ограничений в отношении долей, отчисляемых работодателем и работником.

Вклады менее 18% от ежегодного дохода работника не облагаются налогом.

Пенсионные фонды для ведения деятельности должны иметь две лицензии: на вид деятельности (выдается регулирующими организациями) и на освобождение от налогов (выдается налоговыми органами).

Финансирование пенсионных фондов может осуществляться работодателем в соответствии с трастовым соглашением (около 75% пенсионных фондов) или через страховую компанию (14%). Финансирование через страховую компанию наиболее характерно для малых пенсионных фондов.

Деятельностью пенсионного фонда руководит управляющий, в качестве которого может выступать работодатель, пенсионный комитет или страховая компания. Не менее одной трети управляющих фондом (или один, если их менее трех) должны быть резидентами Канады. Фонд должен иметь не менее одного управляющего, независимого от компании. Управляющий является доверенным лицом и ответствен за соблюдение закона, отчеты о налогах, поддержание отчетности и вложений капиталов фонда. Управляющий имеет право нанимать агентов для выполнения отдельных задач. Законодательных ограничений пределов вознаграждения управляющих не существует.

В Квебеке законодательство требует, чтобы в качестве управляющего выступал пенсионный комитет, включающий в себя работников, участвующих в фонде. В Онтарио и некоторых других провинциях члены фонда имеют право создать консультативный комитет.

Управление инвестициями пенсионных фондов часто передается трастовым или страховым компаниям, а также инвестиционным консультантам. В провинциях Онтарио и Квебек существует требование, обязывающее фонды детально прописывать инвестиционную политику в уставе.

Финансирование пенсионных фондов производится в размере предполагаемых обязательств по выплате пенсионных премий, с учетом увеличения зарплаты на протяжении времени. Планы с определением конечных размеров пенсионных выплат финансируются по мере необходимости.

В провинции Онтарио законодательством предусмотрен механизм страхования для пенсионных планов с определением конечных размеров пенсионных выплат. Страхование производится Фондом гарантии Онтарио, который финансируется за счет пенсионных отчислений работодателей. В случае банкротства работодателя фонд выплачивает работнику страховку. Фонд имеет право на активы работодателя в размере суммы страховых выплат. Пенсионные планы, не являющиеся застрахованными, должны оцениваться актуарием каждые три года.

Закон требует "разумности" действий управляющих инвестициями, а также предусматривает ограничения в отношении "инвестиционного портфеля". Вклады в недвижимость ограничены 5% от фонда. Иностранные инвестиции ограничены в пределах 20% от величины фонда. Инвестиции в собственный капитал ограничены 10% от авуаров фонда. Не более 10% от фонда могут быть вложены в акции, облигации и закладные (notes) одной компании или лица, включая самого спонсирующего фонд работодателя. Существует также предел на концентрацию владения: пенсионный фонд не может иметь более чем 30% от акций с правом голоса в любой корпорации.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальные стандарты - инструмент управления качеством жизни населения региона

(Ренкас Н.Н.)

("Социальное и пенсионное право", 2006, N 4)

Дата

07.12.2006

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2006, N 4

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ - ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

 

Н.Н. РЕНКАС

 

Ренкас Н.Н., заместитель главы администрации Новгородской области, кандидат экономических наук.

 

Следствием процесса реформирования экономики и социальной сферы является недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, который не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Игнорирование в России социального аспекта реформирования экономики привело к снижению качества жизни населения, которое проявляется в падении реальных доходов, расширении масштабов бедности и нищеты, росте неравенства в доходах, безработице, общем снижении жизненных стандартов; недостаточное финансирование здравоохранения, образования, культуры - отраслей, определяющих формирование человеческого капитала, - предопределяет и в будущем стагнацию экономического роста и социального развития общества.

Решение этой проблемы - в освоении рыночных механизмов эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения с определением ответственности за их соблюдение различных органов власти: федеральной, региональной и муниципальной.

В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях управления. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие Законов Российской Федерации "О прожиточном минимуме в РФ", "О минимальном размере оплаты труда", "Об основах социального обслуживания населения в РФ". Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д.

Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах в РФ", над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики.

В то же время все острее ощущается необходимость разработки теоретико-методологических подходов и практического инструментария социальной стандартизации.

Роль социальной стандартизации сводится к созданию нормативного обеспечения путем введения стандартизированной терминологии, классификаций, форм предоставления первичной информации, требований к социальным услугам. При этом социальную стандартизацию, как справедливо считает О.М. Пыркова, следует рассматривать как один из сервисных видов деятельности по отношению к экономике и социальной сфере общества.

Главная цель социальной стандартизации - формирование и применение системы социальных стандартов для совершенствования управления социальной сферой, повышения эффективности регулирования качества и уровня жизни населения.

Суть социальной стандартизации, объектом которой выступает одна из основных подсистем общества - социальная сфера общественной жизни, состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, повышению уровня и качества их жизни.

Ставя во главу угла качество жизни человека, все уровни управления должны учитывать новые возможности для удовлетворения социальных потребностей, которые создаются в рыночной экономике.

Система социальной стандартизации должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать нормальный уровень качества жизни населения, в том числе и планку социальной защиты на должном уровне.

Социальная стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимального уровня упорядочения социальной сферы общественной жизни посредством задания требований (правил, условий, обязательных для выполнения) к объектам стандартизации.

Социальный стандарт рассматривается как нормативный документ, характеризующий целевые установки развития социальных процессов в обществе, устанавливающий основные требования к объему и качеству услуг (медицинских, образовательных, социально-культурных, жилищно-коммунальных и др.), порядку и условиям их оказания и выраженный социальными нормами и нормативами.

По многим направлениям определение норм и нормативов затруднено, социальный стандарт следует рассматривать как научно обоснованный целевой ориентир, который выражает наиболее возможную рациональную величину развития общественных процессов. Это позволяет определить и ресурсы, и меры, необходимые для достижения определенного уровня обеспеченности и удовлетворения потребностей населения, ввести в практику нормативное финансирование отраслей социальной сферы.

Исходя из количественных и качественных требований, социальный стандарт отражает минимальный, нормальный или рациональный уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения при определенном уровне развития производства.

Социальный стандарт выполняет следующие основные функции:

- порождает вид деятельности - социальную стандартизацию, являющуюся сервисной по отношению к экономике;

- является инструментом задания требований к объектам социальной стандартизации по выделенным направлениям.

Необходимость ориентации социально-экономических преобразований на повышение качества жизни каждого человека обусловливает важность разработки стандартов качества жизни. Классификация социальных стандартов качества жизни разрабатывается для определения степени социального благополучия, для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития региона и наиболее полно отвечает современным требованиям.

Классификация наглядно представлена в виде трех блоков, охватывающих 14 групп социальных стандартов (рис. 1).

 

Рисунок 1

 

Классификация социальных стандартов

качества жизни населения в регионе

 

Социальные стандарты качества жизни населения региона
Блок I Качество населения Блок II Уровень жизни населения Блок III Качество образа жизни населения
- Здоровье населения - Образо- вание населения - Культура (духов- ность) населения - Уровень доходов населения - Потребление основных продуктов питания - Потребление отдельных непродово- льственных товаров - Потребление отдельных ви- дов услуг - Обеспечен- ность жильем - Занятость населения - Качество товаров и услуг - Качество жилищных условий - Социальная защита и со- циальное обслуживание - Экологическая безопасность жизни населения - Личная безо- пасность жизни населения

 

Формирование номенклатуры стандартов качества жизни опирается на два основания:

во-первых, они развернуты в соответствии с рекомендациями ООН и ученых Российской Федерации в той же плоскости, что и система показателей качества жизни;

во-вторых, в качестве базы к построению перечня выступает заданный стратегическим выбором набор целей социального развития региона.

С позиций необходимости корректировки специальных стандартов нами была проанализирована социально-экономическая ситуация в Новгородской области.

Несмотря на рост реальных денежных доходов и заработной платы за последние годы, население области беднеет. Бедность выросла в новую центральную проблему - денежные доходы почти одной трети населения области ниже величины прожиточного минимума.

Наряду с угрозой массовой бедности возникает угроза резкого социального расслоения общества, усиливается имущественная дифференциация населения. Среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного в 16,9 раза. У одной пятой части населения сосредоточены 48% денежных доходов от общего объема денежных доходов.

Произошло снижение потребления практически всех основных продуктов питания. Потребление мяса и мясопродуктов снизилось на 47%, молока и молочных продуктов на 46%. Потребление продуктов питания не отвечает рекомендуемым нормам питания (за исключением хлебных продуктов и картофеля).

В области зарегистрировано значительное снижение ожидаемой продолжительности жизни с 72 лет до 65,9 года (у мужчин - 57 лет); снижение рождаемости; рост показателей смертности, главные причины которой бедность, скудное и некачественное питание, недоступность современной медицинской помощи.

Сохранение отрицательных тенденций требует формирования и применения системы стандартов качества жизни для разработки стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Уровень дохода зависит от множества факторов. Существуют различные методы оценки такого влияния. В связи с отсутствием достаточной информационной базы наиболее приемлемой является построение многофакторной мультипликативной модели влияния следующих факторов на объем доходов населения:

 

Д = Д / ВРП x ВРП / Чз.н x Чз.н / Чт.р x Чт.р / Чн

= d дох x W x U x dtr x Чн,

 

где Д - доходы населения;

ВРП - валовой региональный продукт;

Чз.н - численность занятых в экономике;

Чт.р - численность трудовых ресурсов;

Чн - общая численность населения;

d дох - доля доходов в ВРП;

W - общественная производительность труда;

U - уровень занятости трудовых ресурсов;

dtr - доля трудовых ресурсов в общей численности населения.

Данные для расчетов прироста доходов населения представлены в табл. 1.


 

Таблица 1

 

Данные для расчета прироста доходов

населения Новгородской области

 

Показатели Обозн.          
Доходы населения, млн. руб. Д 15495,7 20386,2 25145,1 30647,2 35997,8
ВРП, млн. руб. ВРП 21476,0 28216,9 31858,2 41444,0 50610,0
Численность занятых в экономике, тыс. чел. Чз.н 318,1 316,3 315,0 313,8 314,9
Численность трудовых ресурсов, тыс. чел. Чт.р 445,7 440,6 432,5 425,9 416,0
Общая численность населения, тыс. чел. Чн 719,4 710,9 702,7 692,1 682,6
Доля доходов в ВРП d дох 0,72154 0,72248 0,78928 0,73949 0,71128
Общественная производительность труда W 67,51336 89,20929 101,13710 132,07140 160,71770
Уровень занятости трудовых ресурсов и 0,71371 0,71789 0,72832 0,73679 0,75697
Доля трудовых ресурсов в общей численности населения dtr 0,61954 0,61978 0,61548 0,61537 0,60944

 

Прирост доходов населения за счет отдельных факторов можно выразить следующим образом:

 

DД = (d дох x W x U x dtr x Чн) - (d дох. x W x U x dtr x Чн.);

1 1 1 1 1 0 0 0 0 0

 

DД (d дох) = (d дох - d дох.) x W x U x dtr x Чн;

1 0 1 1 1 1

 

DД (W) = (W - W) x d дох. x U x dtr x Чн;

1 0 0 1 1 1

 

DД (U) = (U - U) x d дох. x W x dtr x Чн;

1 0 0 0 1 1

 

DД (dtr) = (dtr - dtr) x d дох. x W x U x Чн;

1 0 0 0 0 1

 

DД (Чн) = (Чн - Чн.) x d дох. x W x U x dtr.

1 0 0 0 0 0

 

Полученные результаты расчетов по Новгородской области представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Оценка влияния различных факторов на величину доходов

населения Новгородской области, млн. руб.

 

Период Прирост денежных доходов, всего, млн. руб. В том числе за счет факторов
Доля доходов в ВРП Производи- тельность труда Уровень занятости Доля трудовых ресурсов в общей численности населения Общая числен- ность на- селения
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. 4890,5 26,70022 4951,484 89,62831 5,7756701 -183,088
В 2002 г. по сравнению с 2001 г. 4758,9 2128,127 2714,561 290,9926 -139,63217 -235,148
В 2003 г. по сравнению с 2002 г. 5502,1 -2063,8 7661,689 287,9263 -4,4115118 -379,306
В 2004 г. по сравнению с 2003 г. 5350,6 -1427,52 6670,685 819,8221 -291,717 -420,674

 

Размер дохода практически во всех периодах увеличивается. В то же время это увеличение происходит за счет роста производительности труда и уровня занятости. Это, безусловно, положительный момент - прирост доходов за счет качественных интенсивных факторов. Отрицательное влияние на величину дохода оказали такие факторы, как доля доходов в валовом региональном продукте и снижение численности населения.

Данная модель позволила определить основные тенденции изменения доходов населения Новгородской области.

Для определения объема денежных средств, необходимых для сокращения уровня бедности в регионе, важно рассмотрение такого показателя, как дефицит дохода населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Наиболее приемлемой для исследования этого показателя является построение балансовой модели дефицита доходов бедного населения.

Дефицит дохода представляет собой сумму денежных средств, недополученных малоимущим населением, до величины прожиточного минимума, он может быть рассчитан по следующей формуле:

 

m

Dd = SUM Ч x (ПМ - D)

i=1 i i

 

где Dd - дефицит дохода малоимущего населения, тыс. руб.;

i - индекс группы населения в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц;

т - число групп населения в заданных интервалах i по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц;

Чi - численность населения i-й группы по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц, тыс. чел.;

ПМ - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, руб.;

Di - размер доходов населения i-й группы по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц, руб.

Величина прожиточного минимума населения представлена в табл. 3, распределение населения области по величине среднедушевых доходов представлены в табл. 4.

 

Таблица 3

 

Величина прожиточного минимума населения

Новгородской области

 

Показатель          
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб. в месяц 928,8 1036,3 1752,0 2028,0 2346,0
Среднедушевой денежный доход, руб. в месяц 1781,6 2407,7 3008,5 3715,4 4422,2
Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, % 1,92 2,32 1,72 1,83 1,89
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума:
тысяч человек 252,3 229,2 223,1 191,4 194,6
в % от общей численности населения 34,7 31,9 31,3 27,7 28,5

 

Таблица 4

 

Распределение населения Новгородской области

по величине среднедушевых денежных доходов

 

  Тысяч человек В процентах к итогу
                     
Все население 727,1 719,4 710,9 692,1 682,6          
в том числе со среднедушевым денежным доходом, рублей                    
до 500,0 31,2 12,2 5,7 2,2 1,0 4,3 1,7 0,8 0,3 0,1
500,1 - 750,0 72,3 37,2 19,9 9,9 5,6 9,9 5,2 2,8 1,4 0,8
750,1 - 1000,0 93,5 58,8 37,0 20,8 13,4 12,9 8,2 5,2 3,0 2,0
1000,1 - 1500,0 177,5 140,0 103,8 68,4 50,7 24,4 19,5 14,6 9,9 7,4
1500,1 - 2000,0 127,6 126,5 110,2 85,2 70,9 17,6 17,6 15,5 12,3 10,4
2000,1 - 3000,0 133,3 168,0 174,9 160,3 149,2 18,3 23,3 24,6 23,2 21,9
3000,1 - 4000,0 52,0 85,2 106,6 117,1 120,4 7,2 11,8 15,0 16,9 17,6
свыше 4000,0 39,7 91,5 152,8 228,2 271,4 5,4 12,7 21,5 33,0 39,8

 

Date: 2015-09-17; view: 268; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию