Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 111 page





Конституционный принцип социального государства предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. По мнению В.Д. Зорькина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, социальная политика государства - это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав [1].

Каждый гражданин имеет право на отдых (ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, в Российской Федерации поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).

Рассматривая Конституцию Российской Федерации, необходимо рассмотреть и роль международных договоров в сфере туризма, в частности социального туризма. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации нормы международных договоров Российской Федерации имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел [2]. Например, в странах СНГ принят ряд соглашений, регулирующих правовое положение такой категории граждан, как инвалиды, потерявшие трудоспособность по различным причинам. Это Соглашения: "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12 марта 1993 г., "О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний" от 9 сентября 1994 г., "О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов" от 12 апреля 1996 г.

В соответствии с Соглашением от 12 апреля 1996 г. стороны осуществляют согласованную деятельность в решении проблем инвалидности и инвалидов по следующим направлениям:

- разработка общих (согласованных) нормативов, обеспечивающих формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;

- разработка межгосударственных стандартов технических средств реабилитации инвалидов, проведение научно-исследовательских работ;

- организация подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами инвалидности [3].

К федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, можно отнести:

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [7].

В данном Законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности;

- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [10];

- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Этот Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма [11];

- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления [8];

- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В Законе вводится понятие "набор социальных услуг", определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан [12];

- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этот ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ [13].

В Законе сказано, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха.

В Законе гарантируется государственная поддержка (в т.ч. предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение.

Инвалиды и дети-инвалиды согласно Закону имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в т.ч. находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия;

- Закон от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Этот Закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [14].

К правовым документам, регулирующим отношения в сфере социального туризма, также можно отнести нормативно-правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительной власти РФ, такие, как:

- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";

- Указ Президента РФ от 18.11.2004 N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" (с изменениями от 24 сентября 2007 г.);

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 901 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму";

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 153 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 158 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 165 "Вопросы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию";

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 325 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию";

- Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации".

Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят Закон "О социальном туризме". Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.

Исключением является Санкт-Петербург, в котором действует Закон от 09.07.2003 N 409-52 "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге", в котором поддержка социального туризма провозглашается одним из приоритетных направлений политики городских властей.

В Законе сказано, что финансовая поддержка социального туризма за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказывается в форме субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий жителей Санкт-Петербурга: детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; инвалидов и пенсионеров; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф; учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Социальный туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и др., которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон.

Статья 128 ГК рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а ст. 779 - 783, объединенные в гл. 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК) [9].

Далее в этой статье говорится, что правила гл. 39 ГК "применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...".

В заключение необходимо подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты, касающиеся социального туризма в Российской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. Специальный Закон "О социальном туризме", разрабатываемый с середины 1990-х годов различными государственными и общественными институтами, до сих пор не принят. Это положение не дает развития социальному туризму, поскольку большинство вопросов, возникающих в данной сфере, до сих пор не урегулированы. Очевидно, что развитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практически полным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Необходимы реорганизация и совершенствование системы управления социальным туризмом как на федеральном, так и на региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическая разработка форм предоставления социального туризма в новых экономических условиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советской системы, к сожалению, не пригодны для применения в настоящей социально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмысления для выработки методов, соответствующих новой модели общественного и государственного строя.

 

Литература

 

1. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. С. 285.

2. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учеб. пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма, 2009. С. 207.

3. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография. М.: Проспект, 2009. С. 131 - 132.

4. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. М.: Образовательно-издательский центр "Академия"; ОАО "Московские учебники", 2011. С. 148 - 149.

5. Симонова М.М. Роль государства в развитии социального туризма. Инновации и перспективы сервиса: Сб. научных статей VIII Международной научно-технической конференции. Уфа, 2011. С. 14.

6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв.

7. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 49. Ст. 5491.

8. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3340.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2006 г.). М.: Гном-пресс, 2006.

10. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 // Российская газета. 1996. 16 янв.

11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ // Российская газета. 2005. 28 июля.

12. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Российская газета. 1999. 23 июля.

13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Закон РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Возможные механизмы взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений в рамках ЕврАзЭС

(Куренной А.М.)

("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3)

Дата

20.07.2010

Информация о публикации

Куренной А.М. Возможные механизмы взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений в рамках ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 4 - 6.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

 

А.М. КУРЕННОЙ

 

Куренной Александр Михайлович, заведующий кафедрой трудового права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

 

Государства - члены Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) предпринимают определенные усилия по правовому обеспечению функционирования этой организации.

Так, руководствуясь Договором об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г. и Соглашением о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства от 26 октября 1999 г., стремясь проводить согласованную правовую политику, обеспечивающую эффективное интеграционное взаимодействие в рамках ЕврАзЭС, признавая необходимость разработки унифицированного порядка регулирования правоотношений в рамках ЕврАзЭС, государства - члены этой организации договорились о том, что необходимо разрабатывать Основы законодательства ЕврАзЭС.

Восемнадцатого июня 2004 г. в г. Астане был подписан Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, которым, в частности, предусматривается установить унифицированный порядок их разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия.

Под Основами законодательства ЕврАзЭС понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для государств - членов этого сообщества нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения ими соответствующих соглашений.

При разработке Основ законодательства ЕврАзЭС должны соблюдаться следующие принципы:

а) соответствие Основ законодательства ЕврАзЭС общепризнанным принципам и нормам международного права;

б) всесторонняя проработка правовых, социально-экономических и иных последствий действия Основ законодательства ЕврАзЭС.

К указанному договору прилагается Порядок разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия Основ законодательства ЕврАзЭС.

В целях реализации проекта предусматривается разработка рабочими группами проектов Основ законодательства ЕврАзЭС, которые впоследствии будут рассмотрены правительствами государств - членов организации, Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС; Интеграционным комитетом ЕврАзЭС и их последующее принятие Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав государств.

В настоящее время создана и работает Экспертная группа по проблемам формирования трудового законодательства ЕврАзЭС и усиления социальной защиты работников-мигрантов из стран ЕврАзЭС (руководитель группы - доктор юридических наук, профессор, завкафедрой трудового права Уральской государственной юридической академии С.Ю. Головина). Ассоциация юристов России (АЮР), ее комиссия по социальному законодательству (председатель - доктор юридических наук, профессор, завкафедрой трудового права МГУ имени М.В. Ломоносова А.М. Куренной) и члены этой комиссии принимают участие в работе Экспертной группы.

Руководителем Экспертной группы С.Ю. Головиной был подготовлен проект Доклада о Концепции трудового законодательства ЕврАзЭС. Обсуждение и утверждение консолидированного текста доклада с учетом поступивших предложений и дополнений состоялось в рамках работы четвертой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, состоявшегося в г. Екатеринбурге 19 - 20 мая 2010 г. при самом активном участии Ассоциации юристов России.

В рамках конгресса работала и Экспертная группа по проблемам формирования трудового законодательства ЕврАзЭС и усиления социальной защиты работников-мигрантов из стран ЕврАзЭС. В ходе обсуждения представленного проекта доклада был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с реализацией идеи создания Основ законодательства ЕврАзЭС.

В данной статье хотелось бы очень кратко затронуть лишь некоторые аспекты обсуждавшейся проблемы, в частности вопрос о возможных механизмах взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений в рамках ЕврАзЭС.

Прежде всего следует определиться в принципиальных ответах как минимум на два вопроса: "Возможно ли, в принципе, и если возможно, то насколько - единообразие правового регулирования в сфере социально-трудовых отношений в рамках ЕврАзЭС?"; "Какими должны быть механизмы взаимодействия в этой сфере в рамках ЕврАзЭС?".

С одной стороны, сегодня эти вопросы во многом выглядят риторическими, и ответы (в общем плане) на него известны - вряд ли можно рассчитывать на то, что большинство специалистов ответят на него отрицательно.

Хочет ли Россия, ее население, ее властные структуры сближения в этом направлении или нет, но оно стоит на повестке дня. Мы живем не в безвоздушном пространстве, и процессы глобализации на самых различных уровнях (как минимум, в сфере экономики) являются объективной реальностью.

Проблема заключается несколько в другом. Если посмотреть публикации, материалы научных конференций и публикаций, например, по проблемам вступления России в ВТО, то там обсуждаются самые разные аспекты этого процесса и его последствий - прежде всего политические и экономические. К сожалению, крайне редко (исключения все-таки есть) говорится о правовых проблемах вступления нашей страны в эту организацию (да и вообще в любые другие международные сообщества).

А ведь такие проблемы возникнут обязательно. Старая русская пословица гласит: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Эта мудрость в полной мере распространяется и на ситуацию с правовыми последствиями любых "присоединений", "вступлений" и т.д.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что правовая система России в целом не готова к таким политическим и экономическим шагам, но не следует, однако, забывать о том, что любая национальная правовая система имеет свою специфику и абсолютно общего знаменателя, устраивающего всех участников того или иного соглашения, пока еще практически не удавалось найти никому. За примерами далеко ходить не надо, достаточно проанализировать эту ситуацию в рамках Европейского союза, да и рамках Содружества Независимых Государств.

Вообще многие объединения (и ЕврАзЭС здесь вряд ли можно считать исключением) прежде всего в рамках правового поля пытаются решить проблемы формирования единого экономического и таможенного пространства.

Применительно к сфере социально-трудовых отношений надо быть готовыми к тому, что, например, вступление в ВТО может потребовать существенных изменений в сфере миграционного законодательства, в механизме реализации таких институтов трудового права, как трудовой договор, оплата труда, ответственность сторон трудовых отношений, возможно, и в некоторых других аспектах. Не исключаю, что определенные изменения в этой сфере повлекут за собой и реализацию на практике идеи тех или иных Основ законодательства ЕврАзЭС.

Так, решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС "О реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса в государствах - членах Евразийского экономического сообщества", принятым в г. Москве 9 июня 2009 г., утвержден Перечень совместных мер государств - членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса и План их реализации. В этом Перечне, в частности, названы меры, требующие принятия согласованных решений, и меры, рекомендуемые для принятия на национальном уровне. Социальные вопросы в перечне этих мер не обозначены вовсе. А в плане реализации совместных мер предусмотрено лишь усиление координации в области миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС.

Российская Федерация в рамках ЕврАзЭС, безусловно, является одной из ведущих в экономическом плане стран. Определенные обязательства по выполнению международных договоров у нее есть как у государства - члена ООН, СНГ, Совета Европы и т.п. Она же является государством - членом МОТ, ратифицировавшим значительное количество ее конвенций (более 50). Отсюда возникает вопрос: как будут соотноситься Основы трудового законодательства ЕврАзЭС с документами, принятыми названными выше организациями, с национальным законодательством самих государств - участников ЕврАзЭС?

Может быть, ничего особо "революционного" и не произойдет, ибо наше трудовое право в целом соответствует международно-правовым стандартам, но детали могут проявиться самые разные. Определенный опыт в этом плане мы уже имеем.

Достаточно напомнить ситуацию с попыткой практически насильственного внедрения института "траста" в наше гражданское законодательство, когда государственные органы, принимавшие соответствующие решения, практически вообще не представляли себе, что это такое и как это будет работать на российской почве.

Можно вспомнить и появление в КЗоТ РФ формулировки ст. 17, регламентирующей возможность заключения срочного трудового договора. В соответствии с ней срочный трудовой договор мог заключаться в случаях, когда трудовые отношения не могли быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом.

Формулировка была взята из международных стандартов труда и сама по себе не являлась чем-то необычным. Она и сегодня практически в той же редакции присутствует в ст. 58 ТК РФ. Проблема же заключалась в том, что, попав на российскую почву, в правовую систему страны, входящей в семью "континентального" права, и не будучи снабженной дополнительным перечнем (который теперь как раз и присутствует в ст. 59 ТК РФ), эта норма привела к тому, что в России того периода началось повсеместное заключение срочных трудовых договоров. Директора предприятий, с которыми такой договор уже был заключен (право на это давал Закон о предприятии), искренне считали, что специфика именно их производства является такой, что дает им право заключать срочные трудовые договоры со всеми работниками. И только судебная практика оказывала на этот стихийный процесс определенное воздействие. При разработке ТК сама возможность такой вольной трактовки была устранена.

И в настоящее время также предпринимаются попытки без должного правового обоснования, апеллируя лишь к "целесообразности" или "экономической эффективности", механически перенести на российскую почву какие-то внешне привлекательные модели и модельки. Нельзя сказать, что это сразу удается отразить в законодательстве, но в научной и популярной литературе такого рода изыскания встретить можно довольно часто. Достаточно осторожно относясь к такого рода новеллам, мы ведь совершенно не ведем речь о каком-то запрете на такие изыскания, или о какой-то цензуре (государственной или общественной). Нет, конечно. Просто авторы таких изысканий крайне редко озадачивают себя необходимостью моделирования ситуаций, в которых будет то или иное новшество работать в экономической и правовой среде. И главное - как будут в судах разбираться споры по поводу применения того или иного новшества применительно к действующей правовой системе и сложившимся отраслям права.

В качестве примера можно привести ставшую уже пресловутой ситуацию с применением "заемного труда". Об этом сказано уже немало. Большинство специалистов выступают за то, чтобы эту конструкцию легализовать. Но легализовать в достаточно жестких рамках, которые позволят соблюсти и защитить интересы всех участников подобной экономической конструкции, а также государства и общества, потому что в критических ситуациях бремя ответственности сегодня нередко перекладывается именно на них.

В то же время есть задачи, которые действительно требуют своего решения. Так, если общество и государство ставят задачу привития вкуса к правовой культуре, законопослушанию, уважению к правам других, включая такое важное, как право собственности, то и в сфере трудовых отношений необходимо делать серьезные шаги в этом направлении. А как раз здесь и возникают новые проблемы, которые раньше в меньшей степени были актуальными.

Вот только один из них, для которого сегодня нет удовлетворительного решения. Речь идет о реальной ответственности работников и работодателя за нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Работник, сделавший, например, изобретение или нашедший новое решение в сфере его трудовых обязанностей, практически не имеет возможности рассчитывать на достойное вознаграждение (речь не идет о разовой премии). Нельзя сказать, что соответствующие нормы гражданского права здесь работают эффективно. Но и работодатель практически весьма и весьма слабо защищен от недобросовестных действий своих работников в этой же сфере. А ведь невозможность эффективного разрешения конфликта правовыми средствами может подтолкнуть (и подталкивает!) стороны к неправовым способам его разрешения. Как раз здесь имеет смысл внимательно изучить зарубежный опыт и, по возможности, адаптировать его к российским реалиям.

Наконец, в очередной раз акцентировать внимание на насущной проблеме создания третейских судов для разрешения трудовых споров. Это отдельная и объемная проблема, поэтому здесь только хотелось бы обратить внимание на необходимость самого тщательного изучения зарубежного опыта в регулировании данной проблемы.

Безусловно, не все аспекты взаимодействия работников и работодателей можно решить только и чисто правовыми способами. Нельзя сбрасывать со счетов менталитет, широко распространенные в обществе патерналистские настроения, которые еще очень живучи в головах, ибо насаждались в обществе десятилетиями. Это является, на наш взгляд, например, одной из причин того, что практически не приживаются в нашей стране (даже в кризисной ситуации!) общественные работы.

Право должно базироваться на здравом смысле. В противном случае его нормы либо не будут выполняться, либо будут предприниматься попытки их обойти. Сближение методов правового регулирования общественных отношений в такой важной сфере человеческой жизни, как труд, является показателем цивилизованности общества.

 

О концепции трудового законодательства ЕврАзЭС. Проект доклада // Европейско-Азиатский правовой конгресс. Правовое обеспечение экономической Обсуждение и утверждение консолидированного текста доклада с учетом поступивших предложений и дополнений состоялось в рамках работы четвертой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, состоявшегося в г. Екатеринбурге 19 - 20 мая 2010 г.

Date: 2015-09-17; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию