Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 97 page





В качестве положительного опыта следует отметить положения уже подписанного Соглашения о сотрудничестве между МВД Татарстана и Общественной палатой Республики Татарстан, которыми закреплены:

- создание совместных комиссий, рабочих групп Общественной палаты и МВД Татарстана для совершенствования деятельности в правоохранительной сфере;

- проведение совместных социологических исследований общественной безопасности и оценка деятельности органов внутренних дел Татарстана;

- совместная экспертиза ведомственных нормативных правовых актов МВД Татарстана, а также проведение иных совместных встреч членов Общественной палаты и сотрудников органов внутренних дел Татарстана.

В связи с этим хотелось бы поддержать предложение МВД России о проведении с участием представителей общественности мер противодействия молодежному и религиозному экстремизму, в частности, создать специальные лингвистические центры, в которых проводился бы анализ ввозимой и распространяемой литературы религиозного толкования и создание крупного исламского учебного заведения, что предотвратит отъезд молодых людей (мусульман) в другие страны обучения.

4. Правоохранительным органам рекомендуется издать серию брошюр для населения, разъясняющих их права и обязанности, способствующих повышению правовой грамотности и культуры населения при содействии высококвалифицированного потенциала Ассоциации юристов России.

5. В программах взаимодействия правоохранительных органов с общественными институтами (общественными палатами, партиями, общественными организациями) включать мероприятия, направленные на адаптацию сотрудников правоохранительных органов, дружинников, прекративших свою деятельность по тем или иным основаниям.

6. Представляется целесообразным разработать правовой механизм страхования профессиональной ответственности сотрудников органов внутренних дел и компенсации морального вреда.

Сегодня объектом страхования профессиональной ответственности является деятельность медицинских работников, нотариусов, арбитражных управляющих, а с 2007 г. и адвокатов.

В пользу разработки и введения данного института применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел говорит и анализ судебной практики в России. Так, только в 2005 г. общее число лиц, оправданных судами первой инстанции, увеличилось на 8,5% и составило 10,2 тыс. Из них 53% оправданы по делам частного обвинения. Доля лиц, в отношении которых уголовные дела были прекращены, составила 26,8% в общей структуре лиц, по которым вынесены судебные постановления по существу дела.

Значительные нарушения в деятельности сотрудников правоохранительных органов, и в том числе органов внутренних дел, выявлены и в ходе рассмотрения жалоб и обращений граждан Российской Федерации в Европейском суде по правам человека.

Таким образом, внедрение в практику органов внутренних дел системы страхования профессиональной ответственности будет способствовать формированию административно независимого критерия оценки деятельности сотрудников, а также более успешной реализации положений института реабилитации.

7. Необходимо активизировать проведение совместных мероприятий общественности и правоохранительных органов, направленных на социальную адаптацию осужденных и отбывших наказание.

Вот ряд предложений социально-правового характера, которые могли бы способствовать повышению авторитета уголовной политики России среди населения.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Проблема определения критерия и пределов ограничения трудовых прав и свобод

(Шепелева А.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 2)

Дата

20.03.2007

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2007, N 2

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ И ПРЕДЕЛОВ

ОГРАНИЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД

 

А.А. ШЕПЕЛЕВА

 

Проблема границ прав и пределов их осуществления, возникшая в прошлом веке, в настоящее время существенно расширилась, и с начала 90-х годов в контексте с этим вопросом требуют анализа такие явления, как ограничение прав и свобод и пределы этого ограничения. В этом плане можно говорить о тесной взаимосвязи понятий "ограничение права", "пределы осуществления права" и "пределы ограничения права". Безусловно, они не совпадают. И если пределы осуществления субъективных прав и свобод в самом общем виде означают процесс их осуществления в рамках границ этих прав и свобод, то ограничение прав и свобод - сужение их объема. Соответственно в уменьшенном объеме права и свободы также имеют свои пределы осуществления.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Учитывая, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, то, очевидно, верно замечено Н.В. Витруком, что перечень основных прав и свобод может быть дополнен общепризнанными правами человека и гражданина. В частности, общепризнанные права международного права содержатся в Уставе ООН, Статуте Международного суда, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. <1>

--------------------------------

<1> Ершов В.В., Ершова Е.А. Современные проблемы международного права // Российское правосудие. 2006. N 2. С. 26.

 

В соответствии со ст. 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод возможно ограничение прав и свобод в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, но только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим обязательствам страны по международному праву. Однако ограничения прав и свобод недопустимы ни при каких обстоятельствах при соблюдении следующих положений рассматриваемой Конвенции.

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом (за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий).

2. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

3. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

4. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления <2>.

--------------------------------

<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

 

При этом в Конституции РФ данный перечень прав, не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах, существенно дополняется. Например, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Соответственно в отношении других прав и свобод допускается их ограничение. Следовательно, допускается ограничение таких прав, как право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ст. 11), недопустимость привлечения к принудительному или обязательному труду (п. 2 ст. 4) <3>. При этом в соответствии со ст. 18 Конвенции установлены пределы ограничения в отношении указанных прав и свобод - они не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены. Более того, требует внимания специальная оговорка, содержащаяся в рассматриваемой Конвенции о том, что ничто не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции <4>.

--------------------------------

<3> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

<4> Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается только для защиты прав и интересов других лиц. Введение ограничений возможно при соблюдении ряда требований, оговоренных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, указывающей, что только федеральным законом возможно ограничение прав и свобод и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А.В. Малько полагает, что правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите <5>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<5> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2005. С. 739.

 

Заметим справедливость суждений В.В. Лапаевой о недопустимости ограничения конституционных прав и свобод федеральными законами <6>, по меньшей мере постольку, поскольку Конституция РФ по юридической силе выше, нежели федеральный закон.

--------------------------------

<6> Лапаева В.В. Формирование доктрины защиты прав личности как актуальная задача теории права // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 15 - 16.

 

Особая роль в толковании конституционных положений принадлежит Конституционному Суду РФ. Он выработал правовую позицию, касающуюся допустимости ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно ей критериями ограничения прав и свобод (дело рассматривалось применительно к ограничению свободы массовой информации) служат необходимость и соразмерность ограничений с конституционно признаваемыми целями таких ограничений, в частности в России - целям демократии, и сохранение существа того или иного права и реального его содержания. В этом смысле государство при обеспечении баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. Таким образом, те интересы государства, которые отражены в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если "такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, то есть не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения" <7>.

--------------------------------

<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.

 

В.Д. Зорькин дополняет данную позицию указанием на то, что необходимо, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, использование не чрезмерных, а только необходимых и строго обусловленных этими целями мер. Более того, норма, допускающая ограничение, должна быть четкой, ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений <8>.

--------------------------------

<8> Зорькин В.Д. Угрозы международной и национальной безопасности и ограничения прав человека в практике конституционного правосудия // Российское правосудие. 2006. N 2. С. 5, 6.

 

На проблему определения пределов ограничения прав и свобод обращают внимание В.В. Лапаева, С.В. Пчелинцев, В.С. Шевцов <9>. Так, С.В. Пчелинцев <10> отмечает необходимость поиска критерия определения такого ограничения во взаимосвязи с критерием определения пределов осуществления прав и свобод. Однако в его работе только обозначается приведенная проблема и не предлагаются пути ее решения.

--------------------------------

<9> Пчелинцев С.В. О понятиях "пределы осуществления прав и свобод граждан" и "пределы ограничения прав и свобод граждан": теоретические аспекты // Российский судья. 2006. N 4. С. 24; Шевцов В.С. Права человека и государства в Российской Федерации. М.: ООО "Профобразование", 2002. С. 261 - 262; Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. N 1. С. 11 - 17.

<10> Пчелинцев С.В. О понятиях "пределы осуществления прав и свобод граждан" и "пределы ограничения прав и свобод граждан": теоретические аспекты // Российский судья. 2006. N 4. С. 24.

 

Л.И. Глухарева обращает внимание, что следует разграничивать пределы осуществления прав и свобод, и обозначает формальное положение человека в системе общественных отношений, его возможностей с учетом развития общества и изъятие объема прав человека" <11>.

--------------------------------

<11> Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 285.

 

Б.С. Эбзеев подчеркивал, что пределы осуществления прав и свобод показывают границы признаваемой и защищаемой Конституцией РФ свободы индивидов, в сущности - нормативное содержание конституционного права, ограничение же - это допускаемые Конституцией изъятия из конституционного статуса человека и гражданина <12>.

--------------------------------

<12> Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 231.

 

В.В. Лапаева справедливо отмечает, что ч. 3 ст. 55 Конституции РФ показывает пределы реализации прав и свобод в том смысле, что права одних лиц могут быть ограничены для защиты таких же по своему содержанию прав других лиц <13>.

--------------------------------

<13> Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. N 1. С. 11 - 17.

 

Г.Г. Арутюнян, рассматривая вопрос о взаимоотношении критериев и принципов ограничения прав и свобод человека и гражданина, приходит к выводу, что единственным критерием ограничения прав человека является гарантирование прав других и тем самым обеспечение естественного сосуществования всех людей в рамках социальной общности. В качестве принципов ограничения он приводит осуществление ограничений на основе закона, соблюдение принципа пропорциональности и сохранение существа или основного содержания права <14>.

--------------------------------

<14> Арутюнян Г.Г. Критерии ограничения прав человека в практике конституционного правосудия // Российское правосудие. 2006. N 2. С. 14 - 16.

 

Убедительной представляется позиция В.В. Лапаевой, которая, анализируя ст. 2, ч. 3 ст. 17 и ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, выдвигает такой критерий для ограничения прав человека, как предотвращение злоупотребления правом, т.е. предотвращение его использования в ущерб другим правам и свободам <15>. Свои суждения она основывает с позиций либертарного правопонимания - принцип формального равенства: "Ограничение права человека возможно лишь для защиты права другого человека и только в тех пределах, в которых сохраняется существо ограничиваемого права, то есть гарантируется равенство субъектов данного права, связанное с отсутствием привилегий и дискриминации в процессе его осуществления" <16>. Свой вывод она основывает на ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в которой четко очерчены пределы ограничений федеральным законом прав человека - сохранение существа или основного содержания права. Соответственно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, закрепляющая, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, предоставляет гарантию против злоупотребления правом и таким образом указывает на критерий ограничения прав и свобод, воспроизводящий принцип формально-логического равенства, - отсутствие у любого индивида каких-либо правовых привилегий перед другими людьми <17>. Иными словами, данная норма, а вместе с ней и предложенный критерий, имеют свои корни в традициях римского права: поступайте по отношению к людям так, как вы хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам.

--------------------------------

<15> Лапаева В.В. Формирование доктрины защиты прав личности как актуальная задача теории права // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 18, 29.

<16> Лапаева В.В. Указ. соч. С. 25.

<17> Лапаева В.В. Указ. соч. С. 14 - 30.

 

Именно с этих позиций В.В. Лапаева достаточно обоснованно доказывает, что ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющая ограничивать права и свободы федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государств, важно применять только тогда, когда за этими ценностями (нравственность, здоровье, безопасность государства) стоят права и свободы других людей. Более того, установление ограничения не должно порождать привилегии для одних субъектов права и дискриминацию для других <18>.

--------------------------------

<18> Лапаева В.В. Указ. соч. С. 25.

 

В.В. Лапаева видит в этом усиление свободы усмотрения Конституционного Суда РФ в вопросе об основаниях и пределах ограничения законом прав человека <19>. Полагаем, следует согласиться с ее утверждением о том, что невозможно установить соразмерность между правом человека на объединение в политическую партию и такой конституционной ценностью, как безопасность государства, поскольку это будет носить произвольный характер <20>.

--------------------------------

<19> Лапаева В.В. Указ. соч. С. 26.

<20> Лапаева В.В. Указ. соч. С. 26.

 

В то же время попытаемся применить ее выводы, к которым она приходит, анализируя нормы Конституции РФ об ограничении прав и свобод и пределах этих ограничений, к трудовым правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ.

Например, такая цель ограничения, как защита здоровья, непосредственно направлена на сужение объема трудовых прав граждан, в частности запрет инвалида на работу в тяжелых условиях труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Как справедливо замечает А.В. Малько, запрет - это правовое ограничение, отраженное в диспозиции; препятствуя удовлетворению интереса индивида, в отношении которого он действует, запрет направлен на реализацию интересов противоположной стороны <21>. В приведенном примере можно обозначить интерес инвалида, желающего поступить на работу в тяжелых условиях в связи с более повышенной оплатой такого труда, и интерес работодателя, во-первых, в нежелании нести ответственность в случае выявления данного нарушения (например, административная ответственность юридического лица достигает 50000 рублей, в том числе и за это нарушение), а во-вторых, в желании исключить или свести к минимуму несчастные случаи на производстве, которые могли бы быть, если бы запрет в отношении поступления инвалида на работу в тяжелых условиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации не был бы закреплен федеральным законом <22>. Таким образом, если целью ограничения прав и свобод является защита здоровья, то, очевидно, в частности, для инвалида пределом ограничения его прав и свобод является индивидуальная программа реабилитации.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<21> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2005. С. 739, 740.

<22> Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в ред. от 31 декабря 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

Ограничение прав и свобод может осуществляться и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и свобод других людей. В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" <23> в период действия данного правового режима возможно привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, а также устанавливается запрет на проведение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций. В данной ситуации можно выделить, во-первых, временные пределы ограничения прав и свобод - время действия режима военного положения, во-вторых, пространственные пределы - Россия или ее отдельные местности; в-третьих, нормативные пределы - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в данной области. Более того, прослеживается интерес и государства, и ее граждан в обеспечении обороны и безопасности и одновременно интерес граждан, проявляющийся в том числе и в отсутствии желания нести дополнительные обязанности, предусмотренные в указанном Законе. Поэтому этот интерес граждан ограничивается интересами Российской Федерации в тех пределах, которые необходимы для достижения конкретной цели - обеспечения обороны страны и безопасности государства, при одновременном отсутствии привилегии для одних субъектов права и дискриминацию для других.

--------------------------------

<23> Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

 

Таким образом, критерием ограничения прав и свобод является предотвращение злоупотребления правом, поскольку трудовые права и свободы можно ограничить только для защиты трудовых прав и свобод других лиц без установления привилегий для одних субъектов и дискриминации для других. Соответственно пределами ограничения трудовых прав и свобод являются трудовые права и свободы других лиц при сохранении существа ограничиваемого права.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Ограничение дееспособности как способ защиты права на здоровье (гражданско-процессуальные аспекты)

(Бакунин С.Н.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 1)

Дата

15.03.2007

Информация о публикации

"Социальное и пенсионное право", 2007, N 1

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВА

НА ЗДОРОВЬЕ (ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

 

С.Н. БАКУНИН

 

Бакунин С.Н., доцент Академии права и управления ФСИН России, кандидат юридических наук.

 

Право на здоровье как вид нематериального блага закреплено в ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 8 и 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина. Более подробно это право регулируется Законами РФ: от 22 июля 1993 г. "Основы законодательства об охране здоровья граждан" <1>, от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <2>, от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <3>, от 9 июля 1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов" <4>, от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <5>, гл. 59 ГК РФ и другими актами.

--------------------------------

<1> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Закон РФ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

<2> О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 (ред. от 27 июля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.

<3> О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 (ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

<4> О донорстве крови и ее компонентов: Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 (ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 28. Ст. 1064.

<5> О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 (ред. от 20 июня 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 62.

 

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье является "состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения".

В Медицинской энциклопедии здоровье называется состоянием, противоположным болезни, которое нельзя определить с достаточной точностью, так как оно связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека и приспособительными возможностями организма <6>. Состояние здоровья может быть установлено на основании личных (субъективных) ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования, с учетом пола, возраста, социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

--------------------------------

<6> Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.Б. Петровский. М., 1979. С. 225.

 

Право на здоровье имеет абсолютный характер, поскольку все остальные по отношению к управомоченному лицу граждане и юридические лица обязаны не нарушать это право, воздерживаться от действий, мешающих его осуществлению.

Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 1 ГК РФ). Применительно к рассматриваемой проблеме данное положение может иметь двоякое значение.

Ограничение дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, является не только одной из мер в области борьбы с такими негативными социальными явлениями, как пьянство, алкоголизм, наркомания, но и служит целям защиты прав и интересов семьи. Как правило, пьянство, алкоголизм, наркомания являются теми фоновыми явлениями, на основе которых может происходить нарушение таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и др.

Представляется, что использование вышеназванного института также может служить целям защиты права на здоровье и в отношении лица, к которому применяется ограничение дееспособности.

Date: 2015-09-17; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию