Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Янов день и сын, и папа за рулем скончались оба. 57 page





Для познания такого перехода необходим глубокий анализ правового сознательного и бессознательного, его структуры и функций тех социальных условий, в которых находится правовой менталитет.

По мнению Т.В. Синюковой, правовая установка личности - это готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов <9>.

--------------------------------

<9> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юность, 1997. С. 564.

 

В краткой энциклопедии по общей теории права правовая установка представляется как "особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиции потребности и личного интереса. Она возникает на основе социальной потребности и ситуации для удовлетворения предрасположенности субъекта каким-либо образом реагировать на различные явления правовой деятельности, а также склонность или готовность его к совершению конкретных, юридически значимых действий" <10>. Благодаря установкам индивиду не нужно заново определять, в чем состоят его потребности и способы их достижения, так как они ранее зафиксировались в его установках. На сегодняшний день в научной литературе помимо понятия "установка" используется термин "аттитюд".

--------------------------------

<10> См.: Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1997. С. 84 - 85.

 

Если правовые установки - это неосознанные готовности и предрасположенности, носящие устойчивый характер, то правовые аттитюды - осознанные предрасположенности, подверженные трансформации. Правовые установки и аттитюды в контексте современного среза российской политико-правовой действительности характеризуются противоречивостью, непредсказуемостью того, осознанные или неосознанные пласты менталитета сыграют доминирующую роль в конкретно возникшей ситуации. Это связано с тем, что в современной России происходят попытки реформирования, формирования нового государства, где будут преобладать несколько иные, чем существовавшие традиционно, представления и ценности.

Многие правовые установки сложились благодаря тем политико-правовым условиям, в которых долгое время жил русский народ. Это годами выработанная готовность перекладывать ответственность за свою судьбу на государство, социум, то, что государственную власть ставили выше закона, это порождало, с одной стороны, правовой нигилизм и произвол, а с другой - терпимость россиян и их влечение к порядку. "Характер отношения государства и индивида в России, в отличие, например, от Запада, определяется не только соглашением подданных и государственной власти о соблюдении законов, сколько молчаливым сговором о безнаказанности при их нарушении" <11>.

--------------------------------

<11> Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы и российские реалии: Дис.... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 168.

 

Для исчерпывающего представления о том, какие ценностно-правовые ориентации сформировались на осознанном уровне правового менталитета российских граждан, необходимо не одно серьезное исследование. Но основные тенденции прослеживаются уже при поверхностном изучении этой проблемы. Рассмотрим на примере г. г. Тольятти и Воронеж. Среди молодежи был проведен опрос методом случайной выборки. В ходе исследования был задан вопрос о градации ценностей и выборе алгоритма решения ряда ситуаций.

При анализе результатов исследования обнаружилось наличие парадоксальной ситуации, в которой проявляется внутренняя противоречивость российского правового менталитета - при озвученной ценности - здоровье, дети, семья. 17% респондентов в г. Тольятти согласились на строительство экологически опасного предприятия в своем населенном пункте при условии выплаты им материальной компенсации. Невзирая на то что экологическая опасность, последствия которой могут противоречить самой физической возможности создания семьи, воспитания детей, сохранения здоровья даже при состоявшемся материальном достатке, она либо не осознается, либо явно недооценивается опрошенными молодыми людьми. Что касается супружеской верности, то число ценящих ее за пять лет, по данным исследования общественного мнения, проведенного в Воронеже институтом "Квалитас" <12>, снизилось с 61 до 51%.

--------------------------------

<12> См.: Литературная газета. 2005. N 54.

 

Наряду с выделением таких основных общечеловеческих моральных ценностей, как совесть, справедливость, свобода и независимость, тем не менее считаются нормальными и допустимыми такие формы поведения, как проезд в общественном транспорте без билета. Подавляющее большинство воронежцев - 68% - не осуждают безбилетников. "А среди молодежи, - сообщает "Квалитас", - если бы не кондуктор, не стали бы брать билет 83% горожан от 18 до 30 лет" <13>. Пять лет назад человек, потерявший деньги, в 51 случае из 100 еще мог надеяться, что ему вернут их. Теперь такая вероятность снизилась до 39%. На вопрос о покупке краденых вещей 59% молодых людей г. Воронежа ответили, что это допустимо <14>.

--------------------------------

<13> Литературная газета. 2005. N 54.

<14> См.: Там же.

 

Происходящие в обществе реформы влияют на сознание молодежи. Все чаще отмечаются ценности частной жизни, но пока они очень разнятся с поведенческими установками. Своеобразно понимание свободы: не столько истинная свобода, сколько отсутствие обязанностей перед обществом и другими людьми. Закономерное следствие многовекового развития российского общества в условиях отсутствия принципов партнерских отношений между личностью и государством. Сейчас эта черта воспроизводится в молодежи, так как рассчитывать на усвоение в короткий срок массовым сознанием ценности свободы действий и ее неразрывной связи с ответственностью и последствий своих поступков и решений, очевидно, нельзя. Модель утилитарного индивидуалистического сознания западного типа противоположна традициям российской ментальности <15>.

--------------------------------

<15> См.: Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. N 12. С. 91.

 

Культ личного успеха любой ценой постепенно вытесняет у молодежи ценности коллективизма и солидарности. При декларировании права и закона как базовых ценностей на неосознанном уровне граждане не ориентированы ни на поступки, соответствующие нормам права, ни на соблюдение прав и свобод. И это логично, в России во все времена, на всех уровнях главенствовала власть, а не право. По этой причине оно должной ценности для русского народа не представляло. Власть практически всегда характеризовала отчужденная безответственность по отношению к народным чаяниям. В глубине российского менталитета лежит неискоренимое пренебрежение к праву, законам, власти.

Сегодня в России, находящейся в процессе социальной трансформации, когда изменяются не только все сферы материальной и духовной жизни, но и духовно-нравственные ориентиры, процесс формирования социальной ответственности проблематичен.

По мнению Х. Шварца, одного из основателей данной теории, личностные нормы предстают в качестве самоожиданий индивида, возникающих как результат взаимодействия между социальными нормами и личным опытом, приобретенным в процессе социализации. Так, им было выведено три условия активации личностных норм: 1) когда человек знает о последствиях его действий, совершенных в соответствии с такой нормой, для других людей; 2) когда личностная норма требует от человека именно таких действий; 3) когда человек способен контролировать свои действия и их результаты, когда он признает личную ответственность за свои поступки в соответствии с данной нормой.

Контролируемое поведение не может осуществляться напрямую, а действие внешних стимулов (средств контроля) всегда опосредуется сознанием, вследствие чего правовые нормы интернализуются (усваиваются).

Интернализованные (усвоенные) субъектом нормы права способствуют личности не только оценивать собственные правовые поступки и поведение окружающих ее людей, но и выбирать те или иные варианты действий в разнообразных юридически значимых ситуациях.

Интернализация юридических норм, их переход во внутренний мир личности имеют особое значение для саморегуляции поведения. В результате социальные нормы становятся личностными нормами, элементами нормативно-ценностной системы личности.

Но Е.А. Циашковский утверждает, что наличие одних лишь интернализованных (усвоенных) норм не может обеспечить правомерного поведения. Для этого необходимо функционирование такого элемента, который бы обусловливал и объяснял связь личностной нормы и того поведения, которое ей соответствует; как внешний стимул (например, позитивная юридическая ответственность) влияет на правомерное поведение субъекта, развивает его; психологические реакции в случае следования личностной норме либо ее нарушения (самоодобрение и самоосуждение). Им выступает явление, которое он условно называет "интернализованная (усвоенная) ответственность личности" <16>.

--------------------------------

<16> Циашковский Е.А. Позитивная и перспективная юридическая ответственность в системе социального контроля: Дис.... к.ю.н. Н. Новгород, 2003. С. 147.

 

Интернализация правовой нормы и правовой ответственности происходит одновременно, с присутствием прямых и обратных связей. После интернализации юридическая ответственность теряет свое качество, т.е. перестает быть правовой, ибо утрачивает объективные юридические признаки, так как полностью переходит во внутренний мир личности, где не может быть государственного поощрения или налагаемого государством правоограничения, становится элементом структуры правосознания личности, переходит в разряд устойчивых психологических качеств. Поскольку ответственность есть социальное свойство личности, постольку она пристрастна - субъект чувствует ответственность прежде всего за проблемы своего окружения, потому что он интернализует ценности своей среды, отвечает за их реализацию. Однако от этого она не теряет связи с юридической ответственностью, выступая важнейшим условием ее эффективного функционирования. Если, например, должностное лицо, привлеченное к уголовной ответственности за получение взятки, не испытывает раскаяния, самоосуждения и т.п., то соответствующая юридическая норма и правовая ответственность им не интернализованы. Применяемые к нему на основе негативной уголовно-правовой оценки правоограничения, меры государственного принуждения в принципе не будут результативными, а уголовное наказание не достигнет цели превенции и исправления. Любое воздействие теряет свой контролирующий эффект, если оно не влияет на самосознание индивида.

Интернализация юридической ответственности имеет большое практическое значение, поскольку от того, насколько она усвоена, зависят самоконтроль правового поведения, уровень правонарушаемости, социально-правовая активность, законность, правопорядок.

Совершенствование системы социальной ответственности и ее применение - одна из наиболее актуальных проблем на пути достижения эффективности борьбы с правонарушениями. Вместе с тем необходимо развивать нравственное и правовое сознание граждан, особенно молодежи, ответственное отношение к собственному поведению и поведению других членов общества.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Гражданско-правовая ответственность за причинение ядерного вреда: социальная защита

(Бычкова К.Ф.)

("Социальное и пенсионное право", 2007, N 4)

Дата

15.11.2007

Информация о публикации

Бычкова К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за причинение ядерного вреда: социальная защита // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. С. 19 - 24.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ВРЕДА: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

 

К.Ф. БЫЧКОВА

 

Бычкова К.Ф., начальник юридического отдела Филиала "Билибинская атомная станция" ФГУП "Концерн "Росэнергоатом".

 

Среди прочих всеобъемлющих мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии на одно из первых мест в настоящее время выдвигается правовая проблема возмещения ядерного ущерба и принятия законодательных актов, регламентирующих режим гражданско-правовой ответственности за использование атомной энергии. Действующие нормы российского законодательства не учитывают полностью особенности ядерного вреда и не обеспечивают в достаточной мере защиту потерпевших.

Настоящая статья посвящена анализу государственной системы льгот и компенсаций за вред, нанесенный здоровью и имуществу граждан, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" <1> (далее по тексту - Закон N 1244-1). Указанный Закон предусматривает нормы по возмещению пострадавшим гражданам радиационного вреда, причиненного прежде всего здоровью. Радиационный вред возмещается путем установления мер социальной поддержки, выплат компенсаций, льгот и назначения льготных пенсий. Виды компенсаций и льгот перечислены в ст. ст. 14 - 42 Закона N 1244-1.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 21. Ст. 699.

 

Право граждан на получение льгот и компенсаций предусмотрено ст. 3 Закона N 1244-1, которая устанавливает, что "гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Исходя из наименования Закона N 1244-1 правоотношения по возмещению ядерного ущерба за вред, причиненный здоровью пострадавших граждан, похожи на правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения.

Нормами права социального обеспечения регулируются отношения по предоставлению средств существования из внебюджетных фондов социального назначения или государственного бюджета лицам, достигшим установленного возраста, нетрудоспособным, потерявшим кормильца, безработным, семьям с детьми, лицам с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию, в том числе на основании различных программ социальной защиты нетрудоспособных граждан <2>.

--------------------------------

<2> Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир, 1998. С. 13.

 

Очень схожим признаком правоотношений, регулируемых Законом N 1244-1, с правоотношениями, регулируемыми правом социального обеспечения, является социальная незащищенность граждан, наступившая в результате радиационной аварии на Чернобыльской АЭС. В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиационному воздействию во время аварии подверглись около 4,9 млн. человек, проживавшие на территории бывшего Советского Союза более 130 тыс. км <3>.

--------------------------------

<3> Чернобыль. Пять трудных лет. Сборник материалов о работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 гг. М.: АтомИздат, 1992. С. 3 - 47.

 

Правоотношения по Закону N 1244-1, как и правоотношения по социальному обеспечению, имеют следующие схожие признаки.

По сроку их действия.

По сроку действия и те и другие правоотношения можно разделить на три группы.

1. Правоотношения, которые прекращаются однократным исполнением обязательств по возмещению вреда (правоотношения, связанные с выплатой единовременных пособий, предоставлением инвалидам-чернобыльцам специальных транспортных средств и др.).

2. Правоотношения с точно установленным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения иждивенцем 18 лет, а если он учится, то 25 лет; правоотношения по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет; правоотношения по возврату выданных беспроцентных ссуд и др.).

3. Правоотношения с неопределенным или относительно неопределенным сроком существования во времени, т.е. когда они носят длящийся характер. К этой группе относятся пенсионные правоотношения чернобыльцев, правоотношения, связанные с выплатой ежемесячных и ежегодных компенсаций инвалидам-чернобыльцам в возмещение вреда; правоотношения по предоставлению ежегодных путевок в санатории на оздоровление, по медицинскому обслуживанию и др.).

По предмету регулирования.

Нормы Закона N 1244-1 регулируют такие отношения по социальной защите граждан, пострадавших от радиационной аварии, которые схожи с нормами права социального обеспечения, как:

- по предоставлению в зависимости от категории пострадавших средств существования полностью или частично, в том числе пособий, материальной помощи и т.д., выплачиваемых из специальных целевых средств государственного бюджета;

- по оказанию бесплатной медицинской помощи;

- по санаторно-курортному оздоровлению граждан, подвергшихся радиационному воздействию;

- по социальному обслуживанию инвалидов-чернобыльцев;

- по предоставлению пенсий;

- процедурные или процессуальные отношения по предоставлению льгот и компенсаций.

По субъектам правоотношений.

Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является гражданин, а другим - государство в лице его органов, наделенных государством соответствующими полномочиями. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство <4>.

--------------------------------

<4> Андреев В.А. Право социального обеспечения. М.: Юрид. лит., 1982. С. 22 - 30.

 

Материальное обеспечение этих отношений осуществляется за счет государственных фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение, финансируемых из федерального бюджета, из Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда медицинского страхования Российской Федерации.

Названные критерии сохраняют свою силу при характеристике правоотношений, вытекающих из Закона N 1244-1. Субъектом этих отношений выступает гражданин, пострадавший от чернобыльской катастрофы.

В ст. 13 Закона N 1244-1 указаны категории граждан, правоотношения которых согласно Закону схожи по субъектам с правоотношениями по социальному обеспечению. Это следующие категории пострадавших:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона);

- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона):

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

Правовые нормы социального обеспечения в большинстве своем содержат льготы и компенсации для граждан, являющихся нетрудоспособными по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры) и т.д. По этому признаку чернобыльские правоотношения также схожи с правоотношениями, которые регулируются нормами социального обеспечения.

Однако в ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 перечислены и трудоспособные граждане, которым по Закону предоставляются меры социальной поддержки, льготы и компенсации:

- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п. 3);

- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 гг. службу в зоне отчуждения (п. 4);

- граждане, занятые на работах в зоне отчуждения (п. 5);

- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6);

- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7);

- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8);

- граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п. 9);

- граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне) (п. 10);

- граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы (п. 11);

- военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 12).

Правоотношения между пострадавшими гражданами и государством по Закону N 1244-1 похожи на алиментарный характер норм социального обеспечения, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения в виде льгот и компенсаций выступает государство. При этом пострадавший гражданин как физическое лицо (или его семья) является правопритязающей стороной, обладающей гарантированным правом на получение льгот и компенсаций, а государственный орган (например, муниципальное управление социальной защиты) - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат компенсаций или предоставлении льгот, перечисленных в Законе.

В том случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. И даже в случае неправомерного поведения гражданина, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, государственный орган не имеет права в одностороннем порядке лишить его выплаты льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. Отказ в выплате льгот и компенсаций решается в суде (ч. 2 ст. 13 Закона N 1244-1).

Отказ в выплате мер социальной поддержки, льгот и компенсаций чернобыльцам, намеренно причинившим себе радиационный вред, не указан в ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", предусматривающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей <5>. Этот Закон не содержит отказа в назначении пенсии, мер социальной поддержки по отношению к другим гражданам. Наоборот, даже в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца (военнослужащего) вследствие совершения им преступления членам его семьи, находящимся на его содержании, назначается социальная пенсия. Такая норма предусмотрена ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

--------------------------------

<5> Собрание законодательства. 2001. N 51. Ст. 4831.

 

Обеспечение по реализации правоотношений государство-чернобылец осуществляется за счет специальных средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете по различным программам. Несмотря на экономические трудности, государство ежегодно предусматривает в федеральном бюджете на следующий финансовый год выделение средств на преодоление последствий чернобыльской катастрофы, включающие выплату компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Кроме того, финансирование идет как за счет других государственных фондов: медицинского страхования и пенсионного фонда, так и из федерального бюджета. На специальный характер этих средств указывает ст. 5 Закона N 1244-1: "Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".

Указанные выше признаки правоотношений по Закону N 1244-1 похожи на отношения по социальному обеспечению.

Тем не менее правоотношения по Закону N 1244-1 имеют и большие отличия от норм социального обеспечения.

Правовые нормы социального обеспечения в большинстве своем содержат льготы и компенсации для граждан, являющихся нетрудоспособными по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры и т.д.). В то же время подавляющее число граждан, находившихся и находящихся в зоне радиационного влияния вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, являются здоровыми и трудоспособными. Эвакуированные, переселенные, выехавшие в добровольном порядке на другое место жительства и оставшиеся проживать на прежнем месте чернобыльцы в большинстве своем здоровы и трудоспособны по возрасту и продолжают трудиться на новом месте жительства либо по прежнему месту жительства.

Нормы Закона N 1244-1 содержат в себе льготы и компенсации для граждан, как уже отмечалось, которые являются в большинстве своем трудоспособными. Льготы и компенсации предоставляются трудоспособным гражданам, детям, не ставшим еще трудоспособными по возрасту, трудоспособным пенсионерам и другим категориям, указанным в Законе N 1244-1, за радиационное воздействие в прошлом (26 апреля 1986 г.), в настоящем времени и за радиационный риск возможного возникновения в будущем времени вреда, причиненного радиационным воздействием.

Date: 2015-09-17; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию