Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 14 page





--------------------------------

<18> Собрание узаконений РСФСР. 1921. N 76. Ст. 627.

<19> Там же.

 

Еще одним направлением в социальной сфере советского правительства, помимо социального страхования (обеспечения), была организация системы народного образования. Были приняты такие нормативно-правовые акты, как: Декрет от 26 декабря 1919 г. о ликвидации неграмотности среди взрослого населения <20>; Декрет от 17 сентября 1920 г. о рабочих факультетах, одной из основных задач которого согласно ст. 1 являлось "широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы" <21> и так далее.

--------------------------------

<20> Собрание узаконений РСФСР. 1919. N 67. Ст. 592.

<21> Собрание узаконений РСФСР. 1920. N 80. Ст. 381.

 

Эволюция закрепления социальных прав человека в советском законодательстве связана прежде всего с Конституциями, принятыми в этот период (1918, 1925, 1936, 1937, 1977, 1978 гг.). Как отмечают ученые и специалисты, Советская Россия была второй страной мира, закрепившей социальные права граждан в Основном Законе государства.

10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР (Основной Закон) на заседании V Всероссийского съезда Советов.

Решение о разработке Конституции было принято III Всероссийским съездом Советов. Решающую роль в подготовке текста сыграл В.И. Ленин. В основу Конституции была заложена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г. Первая Конституция РСФСР была сильно идеологизирована, имела открыто классовый характер <22>. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача государства: "уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества" <23>.

--------------------------------

<22> Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. N 6. С. 6.

<23> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. // Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 200.

 

Что касается социальных прав, то в данном законе зафиксировано только право на образование, в ст. 17 Конституции РСФСР установлено: "В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование" <24>.

--------------------------------

<24> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. // Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 202.

 

Таким образом, Конституция 1918 г. зафиксировала то, что уже существовало на практике, а также была нацелена на будущее, т.е. предполагала расширение на ее основе социалистических общественных отношений. Отмечая это, В.И. Ленин говорил о данной Конституции: "Она концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни" <25>.

--------------------------------

<25> Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД; Сашко, 2000.

 

Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 г. <26>, утвержденная Постановлением XII Всероссийского съезда Советов, ничего нового в развитии конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина не закрепляла.

--------------------------------

<26> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 11 мая 1925 г. // Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 184.

 

На конституционном уровне социальные права граждан были впервые закреплены в Конституции 1936 г., которая была утверждена VIII Чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Согласно Конституции 1936 г. гражданам гарантировались такие права, как:

- право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством (ст. 118);

- право на отдых (ст. 119), сокращение рабочего дня для большинства рабочих до 7 часов, установление ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы и так далее;

- право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), т.е. социальное страхование рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся и так далее;

- право на образование (ст. 121), т.е. бесплатное начальное образование, включая высшее образование, на государственные стипендии для отличившихся учащихся в высшей школе и так далее;

- право женщин на государственную охрану интересов матери и ребенка, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания (ст. 122) <27>.

--------------------------------

<27> Конституция (Основной Закон) СССР. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Совета Союза ССР 5 декабря 1936 г. // См.: сб. "Конституция общенародного государства". М., 1978. С. 226 - 244.

 

В 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. была принята Конституция РСФСР, утвержденная на Чрезвычайном XVII Всероссийском съезде Советов 21 января 1937 г. <28>. Конституция 1937 г. содержала такой же перечень социальных прав, что и предыдущая Конституция.

--------------------------------

<28> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 21 января 1937 г. // Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 165.

 

Данные Конституции закрепили весьма обширный перечень социальных прав человека и расширили ряд конституционных гарантий. Так, в Конституции 1937 г. сначала декларируется социальное право, а затем перечисляются его гарантии. Указанная конструкция статей Конституции 1936 г. и Конституции 1937 г. позволила советским ученым говорить о реальности конституционно закрепленных основных социальных прав человека и гражданина <29>. Также впервые в нашей стране было закреплено право на труд в Конституциях 1936 г. и 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством.

--------------------------------

<29> Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционное исследование: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 39.

 

Необходимо отметить, что не все социальные слои граждан могли в равной степени пользоваться своими правами, хотя Конституции 1936 г. и 1937 г. провозглашали, что субъектами социальных прав являются граждане СССР или РСФСР, но тем не менее закрепление социальных прав в СССР шло путем постепенного расширения перечня их субъектов. Более того, многие из социальных прав и свобод не могли во многом обеспечиваться и реально осуществляться в условиях сложной экономической ситуации, связанной с коллективизацией и индустриализацией страны, однопартийного политического режима и политических репрессий того времени.

На дальнейшее формирование и развитие законодательства в области социальных прав большое влияние оказали международные нормативно-правовые акты, которые нашли свое отражение в текстах Конституций 1977 г. и 1978 г. Так, к моменту принятия Конституций СССР и РСФСР уже действовал ряд международных актов, которые закрепляли социальные права человека: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Декларация прав ребенка (1959 г.); Европейская социальная хартия (1961 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г.) и другие.

В результате закрепления социальных прав в международно-правовых актах "проблема социальных прав человека была выведена из рамок внутренних проблем стран и стала предметом забот международного сообщества" <30>.

--------------------------------

<30> Граф М.П. Права граждан как элемент конституционной концепции социальной государственности России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 18.

 

Конституция 1977 г., принятая 7 октября 1977 г. <31>, и Конституция 1978 г., принятая 12 апреля 1978 г. <32>, в отличие от предыдущих Основных Законов, расширили перечень провозглашаемых социальных прав человека и гражданина. К конституционным социальным правам были отнесены:

--------------------------------

<31> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // См.: сб. "Конституция общенародного государства". М., 1978. С. 111 - 144.

<32> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 12 апреля 1978 г. // Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 134 - 143.

 

- право на труд, т.е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера (ст. 40 Конституции СССР 1977 г. и ст. 38 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, и так далее (ст. 41 Конституции СССР 1977 г. и ст. 39 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на охрану здоровья. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст. 42 Конституции СССР 1977 г. и ст. 39 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения (ст. 42 Конституции СССР 1977 г. и ст. 40 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, выплатой пособий (ст. 43 Конституции СССР 1977 г. и ст. 41 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству и так далее (ст. 44 Конституции СССР 1977 г. и ст. 42 Конституции РСФСР 1978 г.);

- право на образование (ст. 45 Конституции СССР 1977 г. и ст. 43 Конституции РСФСР 1978 г.). Его содержание состояло в обеспечении бесплатного образования каждому гражданину в соответствии с его способностями и наклонностями, равных возможностей пользоваться всеми видами обучения, учиться в любом из существующих в стране учебных заведений.

Последние советские конституции устанавливают самый полный перечень социальных прав граждан, и их регламентирование осуществлялось множеством нормативно-правовых актов.

Таким образом, на данном этапе развития социального законодательства были заложены основы социального обеспечения граждан, также издан ряд новых нормативных актов о социальном обеспечении и страховании граждан, которые закрепляли, что социальное обеспечение осуществляется за счет государства, предприятий и учреждений государственного и частного характера, введены новые социальные гарантии. Более того, впервые социальные права были закреплены на конституционном уровне в Основном Законе государства и возведены в ранг конституционных прав.

 

Современный период

 

Новый этап в развитии законодательства в сфере социальных прав человека и гражданина начался в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., и связанно это прежде всего с проводимыми в стране реформами экономической и политической сфер общества, а также с признанием необходимости формирования правового и социального государства.

22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР, "утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека" <33>, принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина (Постановление N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"). Принятие данного документа означало "изменение парадигмы основных прав человека и гражданина в Российской Федерации, переход от позитивистской концепции к естественно-правовой теории прав человека" <34>, позднее данная Декларация была инкорпорирована в текст Конституции Российской Федерации 1993 г.

--------------------------------

<33> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

<34> Аристов Е.В. Указ. соч. С. 54.

 

По Декларации человек (гражданин) имеет следующие социальные права:

- право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 25), также закреплялись меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг;

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца (ст. 26). Государство устанавливало пенсии, пособия и другие виды социальной помощи;

- право на защиту материнства и младенчества. Закреплялись права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (ст. 28);

- каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей (ст. 38).

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании, по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социальных прав и свобод <35>. Конституция Российской Федерации дает новые трактовки многих прав и свобод, отражая качественные изменения российского общества и проводимые в стране реформы. В ч. 1 ст. 7 Конституции 1993 г. закреплена сущность государства: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В ч. 2 данной статьи устанавливается: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Таким образом, Конституция определила главные социальные цели социального государства.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное).

 

<35> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 241.

 

Конституция Российской Федерации закрепила базовые формулировки, касающиеся социальных прав человека в современной России. Таким образом, согласно Основному Закону к основным социальным правам относятся:

1. Право на труд (ст. 37), это право включает в себя следующие элементы трудовых прав граждан:

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен;

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, иначе данное право называют "правом на охрану труда" <36>;

--------------------------------

<36> Комментарий Конституции РФ / Под общ. ред. Э.П. Григониса. СПб.: Питер, 2003. С. 56.

 

- право на защиту от безработицы, т.е. государство должно проводить экономическую политику, способствующую полной занятости, и оказание помощи гражданам в трудоустройстве;

- право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда, т.е. справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд.

2. Право на отдых (п. 5 ст. 37). Одной из функций государства можно назвать установление посредством федерального законодательства разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска.

3. Право на материнство и детство (ст. 38). Материнство и детство находится под защитой государства, и осуществляется государственная поддержка, т.е. государство посредством федерального законодательства определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и так далее.

4. Право на социальное обеспечение (ст. 39). Это право возникает при определенных обстоятельствах, таких, как: достижение определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.

5. Право на жилище (ст. 40). Данное право включает:

- защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;

- поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;

- бесплатное или за достойную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Данное право по Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно отличается от закрепленного в советских конституциях, когда обозначалось, что любая медицинская помощь должна оказываться бесплатно, тогда как Конституция 1993 г. установила, что медицинская помощь оказывается бесплатно только в государственных и муниципальных учреждениях, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

7. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Данное право было впервые закреплено в Конституции 1993 г., под которым понимается, что окружающая среда должна быть такой, которая не принесет вред здоровью человека. То есть это право тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья <37>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное).

 

<37> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 248.

 

8. Право на образование (ст. 43). Современное право на образование отличается от права на образование, предусмотренного в советских конституциях, которое закрепляло бесплатность всех видов образования. Государство гарантирует гражданам общедоступное бесплатное образование (начальное общее, основное среднее и среднее профессиональное образование) и высшее для лиц, поступивших на конкурсной основе в государственные или муниципальные образовательные учреждения и на предприятиях. Исходя из содержания ч. 1 и 2 ст. 43, образование может быть платным в негосударственных образовательных учреждениях, а также в высших образовательных учреждениях для лиц, поступивших в него не на конкурсной основе.

Итак, в Конституции Российской Федерации 1993 г. представлен наиболее полный перечень социальных прав и свобод человека и гражданина. Особенность этих прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, а не каким-либо определенным кругом лиц.

Негативным моментом в конституционном закреплении социальных прав стало исключение их государственных гарантий из текста соответствующих статей Конституции <38>.

--------------------------------

<38> Аристов Е.В. Указ. соч. С. 56.

 

Социальные права человека и гражданина получают конкретизацию и развитие не только в Конституции Российской Федерации, но и в федеральных конституционных и федеральных законах, в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Социальные права человека и гражданина, закрепленные в современной Конституции Российской Федерации, стали результатом исторического развития конституционного законодательства. Особенностью развития социальных прав является то, что первоначально правовые возможности личности вытекали из законодательно закрепленных обязанностей различных структур, и лишь затем они были юридически охарактеризованы как права. Исторический опыт свидетельствует о том, что нормативно-правовая фиксация обязанностей государства зачастую приводила к большей защищенности личности, нежели декларирования того или иного права <39>.

--------------------------------

<39> Аристов Е.В. Указ. соч. С. 59.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Актуальные вопросы и споры о праве на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма

(Шитова М.А.)

("Жилищное право", 2009, N 11)

Дата

21.10.2009

Информация о публикации

Шитова М.А. Актуальные вопросы и споры о праве на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма // Жилищное право. 2009. N 11. С. 79 - 93.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СПОРЫ О ПРАВЕ НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ,

ЗАНИМАЕМОЕ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

 

М.А. ШИТОВА

 

Шитова Марина Алексеевна - юрист-эксперт, автор ряда публикаций, книг и пособий по жилищному праву.

 

В настоящее время, несмотря на преобладание частной собственности и повсеместное развитие рынка коммерческой недвижимости, вопросы социального найма жилья по-прежнему актуальны для многих. Как известно, по договорам социального найма гражданам предоставляются жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, а судебные споры относительно различных вопросов в данной сфере - один из самых распространенных видов жилищных споров.

 

Жилье по договору социального найма может быть предоставлено различным категориям граждан. Данные категории указаны в ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Так, прежде всего, жилые помещения могут предоставляться малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а кроме того, иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

 

ПРАВО НА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, ЗАНИМАЕМОЕ

ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

 

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Основания признания граждан таковыми перечислены в ст. 51 ЖК РФ. Так, к ним относятся граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

По общему правилу принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан о принятии на учет, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 14), ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. В связи с этим представляется, что нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

 

ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

 

Договор социального найма жилого помещения заключается только в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 был утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения. В данном документе зафиксированы основные положения, касающиеся прав и обязанностей сторон, порядка изменения, расторжения и прекращения договора и прочие условия. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение. При этом, как следует из ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся:

а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;

б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Date: 2015-09-17; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию