Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаете ли вы свои права как пациента? 6 page





Из 112859 очередников остаются нуждающимися 18870 пенсионеров, а также 95 семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей (60 - ОВД, 35 - внутренних войск). Проблема недофинансирования жилищного строительства возникла очень давно и росла как снежный ком. На сегодняшний день можно предпринять попытки приостановить рост проблемы, но решить ее практически не возможно.

По данному вопросу министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев лично дважды обращался в Правительство РФ. После обсуждения этого вопроса с Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ, Минфином России и Минэкономразвития России была достигнута предварительная договоренность о выделении 2,4 млрд. руб., необходимых на завершение уже начатых строительством жилых домов, и есть перспективы, что эти предложения будут учтены при формировании бюджета на 2010 г. Но не хватает 193,8 млрд. руб.

МВД России инициативно обратилось в Минрегион России с предложением о создании Межведомственной рабочей группы для выработки предложений по обеспечению сотрудников правоохранительных органов жилыми помещениями. Министр регионального развития РФ Приказом от 23.09.2008 N 171 создал эту группу. Однако результатов работы пока нет.

С 2008 г. сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России за счет федерального и местного бюджетов, а также иных источников финансирования получено 3679 квартир (введено в эксплуатацию 28 жилых домов) общей площадью более 165 тыс. кв. м (ОВД - 2069 квартир; внутренние войска - 1610). Кроме того, для семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и личного состава, пострадавшего в контртеррористических операциях (на учете - 95 очередников этой категории), в отчетном периоде приобретено 20 жилых помещений за счет средств федерального бюджета и национального благотворительного фонда. На реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" выделены и реализованы средства в объеме 1,4 млрд. руб., что позволило выдать 933 государственных жилищных сертификата. Однако объем финансирования на обеспечение жильем с помощью государственных жилищных сертификатов продолжает оставаться недостаточным. Так, заявка МВД России на 2008 г. удовлетворена лишь на 20% от потребности (6,47 млрд. руб.). Такая практика, к сожалению, становится традиционной. Все обращения в Правительство РФ, Минрегион России по увеличению объемов финансирования и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья до средней рыночной стоимости (во втором полугодии 2008 г. норматив стоимости 1 кв. м составил 28650 руб. при значительно большей его средней стоимости по большинству регионов России) остались без положительного решения. По результатам проверки МВД России Счетной палатой РФ в 2008 г. был направлен доклад Председателю Правительства РФ В.В. Путину. В нем также было обращено внимание на необходимость увеличения государственных инвестиций на строительство постоянного и служебного жилья (в 2009 г. - 2,7 млрд. руб., в 2010 - 2,7 млрд. руб.) и количества выделяемых МВД России государственных жилищных сертификатов (потребность на 2009 г. - 12800 государственных жилищных сертификатов, на 2010 г. - 14000). В настоящее время по поручению руководства МВД России Департаментом тыла совместно с Финансово-экономическим департаментом уточняются вопросы определения статуса служебного жилья, условий предоставления и обоснования потребности в таком жилье <13>.

--------------------------------

<13> Лукьянов В.В. Итоги деятельности Департамента тыла за 2008 г. // Экономический вестник МВД России. 2009. N 4. С. 12.

 

Из отчета Департамента тыла МВД России за 2008 г. следует, что решение социально острой жилищной проблемы в ближайшее время не предвидится и, хотя работа в этом направлении ведется, результатов пока нет.

Более всего поражает не масштаб "жилищной трагедии", отраженный в цифрах, а практически полное отсутствие правового регулирования данного социального вопроса. В 2008 - 2009 гг. не издано ни одного нормативно-правового акта, регулирующего обеспечение сотрудников правоохранительных органов жильем.

Эффективность решения возложенных на МВД России задач во многом определяется и таким важнейшим показателем социальной защищенности, как состояние здоровья, уровень физической и психической работоспособности личного состава.

Медицинское обслуживание сотрудников внутренних дел регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 (ред. от 26.04.2008) "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" <14> с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 312 <15>, которые вступили в силу с 1 января 2009 г.

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 2005. N 2. Ст. 166.

<15> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2050.

 

Данное Постановление определяет, что медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета МВД России, оказывается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также пенсионерам МВД России, имеющим выслугу 20 лет и более, бесплатно. В том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам, выданным врачами медицинских учреждений системы МВД России.

Далее в Постановлении сказано, что прикрепление сотрудников на медицинское обслуживание к амбулаторно-поликлиническим учреждениям системы МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами федеральных органов исполнительной власти. На наш взгляд, абсолютно лишняя нагрузка на кадры, тем более что в регистратуре всегда требуется предъявлять удостоверение сотрудника органов внутренних дел. При отсутствии по месту нахождения сотрудников медицинских учреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим учреждениям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В Постановлении достаточно подробно расписан порядок расчетов возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов за оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. К данным расходам относятся:

1) изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов);

2) обеспечение лекарствами;

3) обеспечение изделиями медицинского назначения и другим медицинским имуществом при амбулаторном лечении по рецептам, выданным врачами;

4) оказание медицинской помощи в период беременности, во время и после родов.

Данные расходы оплачиваются на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Денежные средства перечисляются из федерального бюджета МВД России в бюджет территориального органа МВД России, где проходит службу сотрудник органов внутренних дел. Далее, в соответствии с тарифами, действующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи и в соответствии с договором перечисление денежных средств идет в учреждение здравоохранения, оказавшее медицинскую услугу.

Рассматриваемое Постановление содержит порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год сотрудникам органов внутренних дел:

1) для оплаты стоимости путевки детей школьного возраста (до 15 лет включительно) сотрудников органов дел в организации отдыха и оздоровления детей;

2) на проведение оздоровительного отдыха детей сотрудников органов внутренних дел.

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Приказом МВД России от 06.11.2007 N 974 "О пособии сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения" <16> осуществляется компенсация сотрудникам милиции расходов по содержанию детей в государственных и муниципальных детских садах.

--------------------------------

<16> Российская газета. 19.12.2007. N 284.

 

Теперь приведем статистические данные по медицинскому и социальному обслуживанию сотрудников внутренних дел. В 26 подчиненных Департаменту тыла медицинских учреждениях МВД России и 82 медико-санитарных частях МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на обслуживании состоит около 3,5 млн. человек, большую часть которых составляют сотрудники и военнослужащие Министерства.

В 2008 г. на финансирование учреждений здравоохранения, подчиненных Департаменту тыла, и медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделено средств на 30% больше, чем в предыдущем - 9,7 млрд. руб.

В отчетном году продолжено переоснащение медицинским оборудованием медицинских учреждений органов внутренних дел за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели на 2008 - 2010 гг., а также в рамках Государственной программы вооружения на 2008 г.

За счет централизованных закупок в 2008 г. медицинское оборудование, в том числе высокотехнологичное, поставлено в пять медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла, и в 24 медико-санитарные части МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

В рамках реализации Государственной программы вооружения на 2007 - 2015 гг. в учреждения ведомственного здравоохранения в 2008 г. поставлено медицинское оборудование на сумму 111,5 млн. руб.

Таким образом, в целом в 2008 г. медицинское оборудование распределено в 47 медицинских учреждений органов внутренних дел (42 МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и пять медицинских учреждений, подчиненных Департаменту тыла МВД России). Это позволило сократить количество медицинской техники, имеющей полный износ, с 80 до 52%. При плодотворном сотрудничестве и поддержке Финансово-экономического департамента МВД России объемы финансирования на содержание и переоснащение медицинских учреждений ведомственного здравоохранения в 2009 г. увеличены на 10,3% (на 1 млрд. руб.) по сравнению с бюджетом 2008 г.

Вместе с тем реализация целевой программы "Обеспечение охраны здоровья личного состава МВД России" дает положительные результаты. За счет средств этой программы впервые открыто финансирование оказания высокотехнологичной помощи в размере более 200 млн. руб. Эти средства были распределены в Главный клинический госпиталь МВД России, Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России и Центральный госпиталь МСЧ ГУВД по г. Москве.

Решение проблем образовательных учреждений МВД России за счет национальных проектов, направленных на финансирование системы высшего образования, пока развито слабо. В 2009 г. на реализацию ведомственной целевой программы "Реформирование работы с кадрами и профессионального образования МВД России" в бюджете МВД России запланировано 0,14 млрд. руб.

Командировочные выплаты сотрудникам органов внутренних дел регулируются Приказом МВД России от 05.10.2006 N 780 (ред. от 09.12.2008) "Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации" <17> и Приказом МВД России от 19.03.2007 N 268 (ред. от 09.12.2008) "Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации" <18>, в 2008 г. в данные нормативные акты были внесены изменения Приказом МВД России от 09.12.2008 N 1074 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" <19>. Изучив эти Приказы и внесенные изменения, можно отметить, что дифференциация командировочных выплат, в зависимости от целей и значимости командировки (на это обращал внимание в своем выступлении Д. Медведев), отсутствует. Более того, в федеральном бюджете МВД России на 2009 г. по этому направлению расходов предполагается дефицит средств, несмотря на то, что расходы на проживание в командировках увеличены против плановых назначений в два раза. Рост цен на гостиничные услуги значительно превышает плановые повышения расходов на командировки сотрудников органов внутренних дел. В связи с ростом тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, а также увеличением количества сотрудников органов внутренних дел, выезжающих отдыхать за границу, может возникнуть дефицит средств федерального бюджета МВД России на 2009 г., направляемых на оплату проезда личного состава МВД России и членов их семей в отпуск.

--------------------------------

<17> Российская газета. 02.12.2006. N 272.

<18> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27.08.2007. N 35.

<19> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 16.02.2009. N 7.

 

И последнее направление социальных расходов бюджета МВД России, на которое обращал внимание в своем выступлении Д. Медведев, - это организация социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Приказ МВД России от 24.09.2007 N 824 "Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы" подробно описывает, какие меры социальной работы должны быть приняты в этом направлении.

Правительством при инициативе МВД России в 2008 г. решен вопрос распространения мер социальной защиты детей сотрудников и военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, и детей сотрудников и военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей вне зависимости от места их выполнения. Соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации с 1 января 2009 г. устанавливается выплата денежных средств в размере 13680 руб. для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления один раз в год детей школьного возраста сотрудников и военнослужащих, погибших или ставших инвалидами вследствие военной травмы <20>.

--------------------------------

<20> Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. N 3. С. 7.

 

Оценка бюджетных назначений МВД России последних лет характеризует в основном социальную направленность бюджета Министерства. Преобладающая доля расходов - более двух третей всего бюджета ведомства - приходится на выплаты личному составу органов внутренних дел и внутренних войск денежного довольствия, пособий и компенсаций, пенсий пенсионерам МВД России. Такое распределение финансовых ресурсов позволяет решать вопросы социальной защищенности сотрудников, военнослужащих внутренних войск, пенсионеров и членов их семей в приоритетном порядке <21>.

--------------------------------

<21> Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. N 3. С. 7.

 

Теперь рассмотрим внешние социальные расходы бюджета МВД России, направленные на стабилизацию социального климата в стране.

Для стабилизации социального климата в стране в 2008 г. при МВД России создан ситуационный центр, а во всех регионах сформированы специальные группы, которые осуществляют постоянный мониторинг социальной ситуации в стране. В задачи ситуационного центра входит проведение мониторинга показателей социальной напряженности в обществе, их анализ. Рассматриваемые показатели социальной напряженности носят экономический характер, поэтому решение выявленных проблем осуществляется посредством взаимодействия с финансовыми институтами.

В заключение можно констатировать, что из десяти социальных направлений работы, которые финансируются из федерального бюджета МВД России, практически нерешенным остается только вопрос с жильем, остальные вопросы решаются в той или иной мере успешно.

 

Список использованной литературы

 

1. Медведев Д.А. Выступление на совещании руководства МВД России. Стенограмма от 29.02.08 // URL: http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm

2. Лукьянов В.В. Итоги деятельности Департамента тыла за 2008 г. // Экономический вестник МВД России. 2009. N 4.

3. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. N 3.

4. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. N 3.

5. Российская газета. 19.12.2007. N 284.

6. Российская газета. 02.12.2006. N 272.

 

List of reference books

 

1. Medvedev D.A. Address to the meeting of governing bodies of MIA of Russia. Shorthand record as of 29th of February 2008 // http://www.medvedev2008.ru/live_press.htm.

2. Lukyanov V.V. Resume of activities of the Department of Rear Services for 2008 Economic bulletin of MIA of Russia N 4. 2009.

3. Perova S.N. Financial-economic provisions of MIA of Russia. 2009. N 3.

4. Perova S.N. Financial-economic provisions of social security of personnel in the system of MIA of Russia // Economic bulletin of MIA of Russia. 2008. N 3.

5. Rossiyskaya gazeta. 19.12.2007. N 284.

6. Rossiyskaya gazeta 02.12.2006. N 272.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Неправовые практики в сфере труда: философский аспект

(Занфирова Т.А.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 4)

Дата

02.11.2009

Информация о публикации

Занфирова Т.А. Неправовые практики в сфере труда: философский аспект // Социальное и пенсионное право. 2009. N 4. С. 38 - 41.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НЕПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

 

Т.А. ЗАНФИРОВА

 

Занфирова Т.А., доцент классического приватного университета Республики Украина (г. Запорожье), кандидат юридических наук.

 

В начале третьего тысячелетия отчетливо проявились признаки погружения человечества в очередное неустойчивое состояние, в некую зону бифуркации, возможные выходы из которой в направлении относительного упорядочивания отношений между различными сообществами "человейника", по выражению А.А. Зиновьева, еще далеко не очевидны <1>. Глобальные причины перехода в это состояние в целом осмыслены и связываются с формированием культуры так называемого постиндустриального (информационного) общества. Это новый этап состояния человечества характеризуется следующими признаками <2>:

--------------------------------

<1> Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. 528 с.

<2> Ковалев Д.А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах // Проблемы современной экономики. 2004. N 4 (12).

 

- преобладание обслуживающей экономики над производящей;

- выдвижение теоретических знаний в определяющий фактор стоимости капитала;

- формирование "интеллектуальной" инфраструктуры общества;

- изменение иерархии ценностных предпочтений в направлении растущего интереса к творческому труду и возможности иметь больше свободного времени.

Еще один, на наш взгляд, чрезвычайно важный признак постиндустриального общества связан с тенденцией разрушения "брачного союза" труда и капитала, вызванного различным уровнем и степенью их мобильности. Скорость передвижения капитала из страны в страну, из одной отрасли в другую с целью максимизации прибыли стала несоизмеримо выше скорости передвижения рабочей силы. Если каждый занятый на производстве индивид по-прежнему стремится к длительному сохранению условий своего существования, то инвестиционные процессы становятся краткосрочными <3>.

--------------------------------

<3> Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

 

Нет сомнения в том, что качественные изменения в постиндустриальном мире касаются прежде всего культуры общества. В научном обиходе культура постиндустриального общества получила название постмодерна, интенциональным содержанием которой является утверждение права каждого индивидуума на свободу и творчество в любых их проявлениях. В отличие от культуры модерна, относящейся к индустриальному обществу, постмодерн свободен от стандартов общественного бытия, обеспечивающего, в частности, возможность позитивистского установления норм трудового права. Набравший силу процесс глобализации через массовое манипулирование сознанием стремится привить людям отношение к неопределенности человеческого бытия как к благу. Однако становится очевидным, что глобальная неопределенность человека, во-первых, снижает его возможности контролировать собственную судьбу, а во-вторых, приводит к утрате самоидентификации, что выражается прежде всего в потере традиционных смыслов. Впрочем, это относится не только к индивидуумам, но и к локальным сообществам и даже целым народам.

Новая цивилизационная картина мира, формируемая под влиянием навязываемых ценностей постмодерна, обусловливает необходимость переосмысления онтологии права. Принципиальное положение адептов постмодернизма об отсутствии абсолютной истины делает проблематичным отношение к праву как к науке, выдвигая на первый план методологию релятивизма, согласно которому ни одна концепция права не может быть признана обоснованной, ибо ни одно описание права не является адекватным. Подчеркиваемая релятивистами принципиальная невозможность установления соответствия между фактами и высказываниями наблюдения ставит под сомнение возможность существования правопорядка и целостность общества. В условиях растущей неопределенности институт права теряет свою самоценность как стабильный регулятор общественных отношений, уступая старым и новым социальным технологиям. Теоретик права Гарольд Дж. Берман констатирует, что "право становится более фрагментарным, субъективным, больше настроенным на удобство, чем мораль. Оно больше заботится о сиюминутных последствиях, чем о последовательности и преемственности. Так, в XX в. размывается историческая почва западной традиции права, а сама традиция грозит обрушиться" <4>.

--------------------------------

<4> Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 53.

 

Растущая множественность и интервальность социального бытия порождает в условиях неопределенности новые феномены правовой жизни, не укладывающиеся в прокрустово ложе современного позитивного права, претендующего на стремление создать логически непротиворечивую иерархическую структуру норм. Новые явления и процессы социально-правовой реальности возникают под влиянием целого ряда факторов, прогнозирование которых попросту невозможно. Система отношений, имеющих правовой характер, развивается на принципах самоорганизации, предписывающих социальным субъектам в ходе их правотворческой деятельности выводить правовую систему на собственные линии развития, отвечающие как ее природе, так и характеру того социума, внутри которого она существует <5>. Такое видение соответствует синергетической теории функционирования сложных систем, включая социально-экономические, в условиях их неустойчивого развития <6>.

--------------------------------

<5> Бачинин В.А. Синергетическая методология и социология права // Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия Symposium. Вып. N 12. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. С. 15 - 20.

<6> Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2005. 240 с.

 

Как известно, в основе синергетического видения лежит взаимодействие двух категорий: порядка и хаоса. При этом порядок обычно связывают с наличием устойчивых законов и закономерностей, а хаос - с преобладанием непредсказуемых случайностей. Однако в сложных системах порядок не всегда ассоциируется с "правильным" поведением, а хаос - с нежелательным. Например, известно, что множество систем нашего организма работает в хаотическом или близком к нему режиме. Причем часто хаос выступает как признак здоровья, а излишняя упорядоченность - как симптом болезни.

Применительно к праву порядок понимается как "реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, прежде всего реальное и полное обеспечение прав человека" <7>. Правовой хаос - это, напротив, способ существования социальной реальности, характеризующийся отсутствием правового порядка. Позитивное право тяготеет к установлению абсолютного правового порядка, правовой хаос порождается несоответствием существующих правовых норм реалиям правовой жизни. Кроме того, разнообразные проявления аномии, девиаций и деликтов, вызывающие отклонения от существующего правового порядка, порождаются слабыми демократическими традициями, отсутствием опыта демократии, понимаемой как переговорный процесс, правовым нигилизмом и вообще низким уровнем правовой культуры, нарушением прав человека, слабо ограниченной экономической властью собственников и чиновников. Указанные проявления усиливаются общим антропологическим кризисом технократического общества, что привело к перестройке структуры внутренних жизненных мотиваций, ориентированных либо на личностный, прежде всего финансовый успех, либо на простое выживание. Совокупность указанных факторов предопределила возникновение и повсеместное распространение на постсоветском пространстве теневых практик.

--------------------------------

<7> Алексеев С.С. Теория права М.: Бек, 1995. С. 275.

 

В сфере права теневые практики проявились с особой силой. И дело даже не в том, что принятые вполне демократическим путем законы могут оказаться неправовыми, а следовательно, возникает тенденция ответных действий по принципу "законы выдумывают единицы, а способов их обхода - тысячи". Проблема теневых практик в принципе не может быть решена исключительно путем ужесточения правового порядка. Приспособительные реакции субъектов права на динамически меняющиеся условия деятельности не следует рассматривать исключительно с позиций нарушения правового порядка. В большинстве своем они сигнализируют о необходимости приведения законодательства в соответствие с новыми условиями. Следовательно, теневые, неправовые практики должны стать объектами научного исследования. Таким образом, всеобщий кризис права вызван не только исчерпанием возможностей исключительного юридического инструментария.

Особого внимания заслуживает анализ возникновения и массового распространения на постсоветском пространстве теневых, неправовых практик в сфере трудовых отношений. На перечисленные выше факторы всеобщего кризиса права накладываются специфические факторы, среди которых существенную роль сыграла шоковая замена идеологем социалистической планово-административной системы на новые, социально-рыночные идеологемы, а также асинхронность правовых, экономических и социальных процессов. Динамика экономических изменений, быстрая ролевая смена экономических агентов существенно опережали их правовое закрепление. Игнорирование закономерностей перехода от идеологически декларируемой трудовой деятельности на благо общества к отношениям наемного труда и экономического поведения, при котором труд перестает обладать сакральным содержанием и становится средством либо потребления, либо выживания, усугубило хаотическое нарастание неправовых практик в сфере труда. Важным фактором кризиса права как регулятора трудовых отношений стало появление новой "краткосрочной" ментальности на смену "долгосрочной". Долговременные связи, сформированные вынужденным союзом труда и капитала в эпоху индустриального общества, разрушаются. Современный менеджмент тяготеет к гибкости в трудовых практиках, которые наряду с положительными эффектами в сфере субъект-субъектных отношений в материальном производстве и сфере услуг заменяются кратковременными контрактами, а зачастую вообще без всяких оговоренных гарантий, до "очередного уведомления". В такой ситуации субъекты правоотношений - и работодатели, и наемные работники - ищут взаимовыгодных решений совместного существования в новых условиях и, не находя таковых в правовом поле, вынуждены обращаться к теневым практикам.

Date: 2015-09-17; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию